Меню Рубрики

Строение и грамматическое значение словосочетания типы связи в словосочетании

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Виды подчинительной связи слов в словосочетании.

Словосочетание — это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Грамматическая основа ( подлежащее + сказуемое) словосочетанием не является.

Смысловая связь устанавливается по вопросу, который задаётся от главного слова к зависимому. По типу главного слова

1) Глагольные — главное слово: глагол, причастие, деепричастие.

Пример: читаю книгу ( главное слово слово «читаю», а «книгу» зависимое. От главного слова задаётся вопрос ‘Что’. Читаю —>что —> книгу.)

2) Именные — главное слово: существительное, прилагательное, числительное и местоимение.

Пример: Интересный рассказ (главное слово «рассказ», а зависимое «интересный».)

3)Наречные — главное слово наречие.

Пример: очень быстро ( главное слово «быстро», а зависимое «очень». Задаётся вопрос «как» : быстро —> как—> очень.)

Существует три типа связимежду словами в словосочетании:

· Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже. Главное слово всегда существительное; зависимое может являться: прилагательным, причастием, местоимением или числительным.

Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе, под тем же названием, восьмой класс.

· Управление — вид подчинительной связи, где зависимое слово находится в форме косвенного падежа.

Примеры: ненависть к врагу, крутить головой, любовь к Родине.

· Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями, а также притяжательными местоимениями его,её,их

Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал, шёл не спеша, мальчик постарше.

Другое, более редкое, определение связи «Примыкание» — связь, которая используется в словосочетании, где главный компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола

1. Глагольные (с глаголом в роли главного слова)
Примеры: составить план, стоять у доски, просить зайти, читать про себя.

2. Именные

1. Субстантивные (с существительным в роли главного слова)
Примеры: план сочинения, поездка по городу, третий класс, яйца в холодильнике

2. Адъективные (с прилагательным в роли главного слова)
Примеры: достойный награды, готовый на подвиг, весьма старательный, готовый помочь.

3. Количественные (с именем числительным в роли главного слова)
Примеры: два карандаша, второй из претендентов.

4. Местоименные (с местоимением в роли главного слова)
Примеры: кто-то из учеников, нечто новое.

3. Наречные (с наречием в роли главного слова)
Примеры: крайне важно, вдали от дороги.

Буквы А-О в корнях с чередованием(-раст-, рос, -ращ-)

В корне раст-рост- гласная а пишется лишь перед согласными ст и щ, перед с без последующего т пишется о, например: возраст, наращение, но росла.

Билет № 2

Способы связи слов в словосочетании.

Типы связи слов в словосочетаниях. В словосочетаниях зависимые слова связываются с главными тремя способами: с о г л а с о в а н и е м, у п р а в л е н и е м, п р и м- ы к а н и е м.

С о г л а с о в а н и е м
называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово. Согласуются следующие зависимые слова:
имена прилагательные, местоимения-прилагательные, причастия, порядковые числительные, существительные.
У п р а в л е н и е м называется такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требу­ет главное слово. Связью управления соединяются следующие зависимые слова: имена существительные, местоимения-сущест­вительные, количественные числительные и другие слова, употреблённые в значении существительных.
П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи.

2. Правописание Ь знака после шипящих на конце разных частей речи.

Прежде чем написать «Ь» после шипящей в конце слова, необходимо определить часть речи.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ НАРЕЧИЕ Другая часть речи
Определить СКЛОНЕНИЕ ВСЕГДА Ь ВСЕГДА Ь, кроме искл.: УЖ (частица), ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ Краткое ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Тягуч, горяч НЕТ Ь
3 скл. Ь 2 или 1 скл. нет Ь
печь вошь помощь мощь полночь речь рожь грач пляж кряж ключ плащ с крыш из кож запрячь скроешь отрежь умоешьСЯ ешьТЕ настежь навзничь прочь вскачь сплошь хорош горяч тягуч

Билет №3

Строение и грамматическое значение предложения

Предложение — основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.
Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов (сказуемое, подлежащие) или одного из них.
По количеству грамматических основ предложения делятся на простые (одна грамм. основа) и сложные (две и более грамм. основы).
Простые предложения по строению грамматической основы делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом).
По цели высказывания предложения бывают: повествовательные, вопросительные, побудительные.
В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Эти значения связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

Буквы А-О в корнях –гар-, -гор; -кас(кос); -лаг-,лож.

1.В конях лаг- лож- и кас- — кос— буква а пишется, если за корнем следует суффикс —а-; полагать – положить (исключение: полг), касаться – коснуться.

2. В корне гар-гор- в безударном положении также обычно бывает о (под ударением – а), например: загореть – загорать, загорелый, загар.

Билет №4

Главные члены предложения.

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения. Главные члены не зависят от других слов в предложении, а форма остальных слов в предложении может зависеть от подлежащего или сказуемого.

Подлежащее сообщает, о ком или о чём говорится в предложении, оно отвечает на вопросы кто? что? и чаще всего бывает выражено существительным или местоимением в форме именительного падежа. Иногда подлежащее выражено сочетанием слов. Подчёркивается одной чертой. Пример: Дождь (что?) кончился. Мы ( кто?) читаем.

Сказуемое отвечает на вопросы что делает? каков? какой? что такое? кто такой? предмет, который обозначен подлежащим. Сказуемое обычно бывает выражено различными формами глагола. Подчёркивается двумя чертами.Пример: Ветер воет ( что делает? ). Я выглянул ( что сделал?) в окно.

2. Н. НН в суффиксах отыменных прилагательных.

Одна буква Н

Одна буква Н пишется в суффиксах -ан-/-ян-, -ын-/-ин- отыменных прилагательных:ледяной (

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.

3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.

Теоретический материал для углублённого изучения

Виды связи слов в словосочетаниях

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».

При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.

Формы связи зависимого слова от главного

Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

Словосочетание. Его строение и грамматическое значение

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Темой этого урока является «Словосочетание. Его строение и грамматическое значение». Вначале учитель даст определение словосочетания, принятое в лингвистике, расскажет ученикам, как отличать словосочетания от других видов связи слов. Кроме того, расскажет о роли словосочетаний в языке, их значении и особенностях.


[spoiler title=»источники:»]

http://resh.edu.ru/subject/lesson/7639/conspect/

http://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/slovosochetanie-ego-stroenie-i-grammaticheskoe-znachenie

[/spoiler]