Почему на большие расстояния возят железобетонные изделия, а не растворы бетона
Как ни странно, большинство мифов и заблуждений в теме транспортировки готовых растворов породила кинокомедия «Джентльмены удачи». До сих пор многие считают, что можно купить бетон со скидками в Нижнем Тагиле, и он благополучно доедет до Москвы. Давайте разберёмся, почему он даже из Нижнего Новгорода не доедет.
Как ни странно, фильм вызвал желание купить бетон и цемент у частников
В СССР тогда вроде бы частного сектора не было, но были «дачи». Через год после выхода фильмы на экран ОБХСС успешно отлавливала людей с нетрудовыми доходами на заказах готовых цементных смесей. Одни цеховики заказывали готовую смесь подальше от родного дома, чтобы не попадаться, вторые точно знали, что далеко везти смесь нельзя и везли её с ближайшего завода.
Вот несколько мифов, которые породила эта великая кинокомедия:
- Цементовоз заполнялся не полностью, и цистерна имеет горизонтальное положение;
- Внутри это просто бочка, в которой смесь;
- Везти готовый раствор в таких условиях можно много часов.
Оставим за кадром мысль о том, что человек просто не выживет, находясь в бочке с раствором цемента или бетона. Материал конечно натуральный, но не настолько. Это дань сюжету, с шедевральной концовкой: «Хороший цемент, совсем не отмывается».
На самом деле, всё было не так. Бочка цементовоза устанавливалась на шасси под углом минимум 15 градусов. В фильме, кстати, шасси это УралЗИС-355М, специальная модификация. Внутри цистерны был смонтирован пневматический выход компрессора, который время от времени, подавая воздух под давлением, обеспечивал сохранность смеси до выгрузки. Перемешивание обеспечивала ребристая внутренняя поверхность и практически полное отсутствие амортизаторов.
Цены на бетон в СССР тогда мало кого интересовали, но за качеством следили, поэтому и была разработана именно такая конструкция для транспортировки. Сейчас перевозка регулируется ГОСТами, и это не такой простой процесс, каким он кажется.
Ни один бетонный завод не отправит партию, не получив времени укладки
В компании «Империя Глобал» строго следуют всем нормативам, список которых впечатлит не специалиста:
- В зависимости от марки бетона определяется допустимое время доставки и время на укладку (это разные периоды времени), отвечает за это лаборатория;
- Режим транспортировки и выбор автобетоносмесителя (он же миксер, бетоновоз и т.д.). У разных моделей разный режим поддержки готовности раствора, это задача технологов;
- Допустимое время начала разгрузки с момента загрузки смеси лежит на плечах логистики;
- Качество дорожного покрытия до места доставки (вибрация тоже имеет значение) оценивается водителем в пути;
- Время отзыва доставленной партии обратно, на бетонный завод. Решение принимает ответственный специалист. Такой отзыв происходит, если по каким-то причинам укладка смеси в допустимый технологический период невозможна (например, дождь).
Так что, если вам кажется, что цена куба бетона слишком высока, вспомните о том, что «За морем и телушка полушка, да рубль перевоз». Чтобы выпустить действительно качественную партию бетона, требуется современное оборудование, качественный наполнитель и сырьё. Но все это может быть утрачено, если нарушить правила доставки раствора на объект.
«Тут недалеко, мы бетон в самосвале привезём это в два раза дешевле»
Услышав такое предложение, лучше уж выберите доставку железобетонных изделий. Их такие «доставщики», по крайней мере, не испортят перевозкой. Это ещё один распространённый миф о том, что главное – привезти быстро. Не быстро, ключевое слово – правильно, и это очень важный момент.
В СССР действительно НИИ железобетона (есть и такой институт), допустил перевозку цементов и бетонов самосвалами на расстояния до 10 км (время в пути не более 20 минут). Разумеется, все стали возить растворы самосвалами, поскольку это не только дешевле, но и серьезно ускоряет выгрузку.
Кончилось всё очень плохо, поскольку практика такой доставки очень быстро выявила серьёзные проблемы:
- Бетоны теряли в качестве из-за потери «цементного молочка», в открытой ёмкости оно сверху и практически не остается после выгрузки;
- Тяжелые элементы (наполнитель) оказываются на дне кузова;
- Общее расслоение смеси требует после такой перевозки тщательного перемешивания, чем никто не занимался.
Если видели воочию такой процесс «укладки», то понимаете, что стекающая из кузова водичка, потом более вязкая фракция, наваленный сверху гравий это вовсе не бетон. Так что такой способ доставки быстро запретили. Как и любые другие «открытые» способы перевозки.
Даже на своём частном участке, толкая тачку с раствором от бетономешалки до траншеи, вы ухудшаете свойства полученного раствора. Для этого у бетономешалок частного применения и есть колёса. Заливаете там, где готовите. И не заказывайте бетоны издалека. Компания «Империя Глобал» в большинство городов и районов Московской области доставит раствор в точном соответствии с требованиями ГОСТов в части перевозок.
Причем наш цемент, как в советском фильме, тоже настолько хорош, что «совсем не отмывается», чем мы очень гордимся.