Ясным утром препятствовать движению укажите вид связи в словосочетаниях

тест по русскому языку в 11 классе. «Подготовка к ЕГЭ. Словосочетания»
тест по русскому языку (11 класс) по теме

Данный тест позволит отработать навыки одиннадцатиклассников по нахождению и определению типа связи в словосочетаниях.

Скачать:

Вложение Размер
gotovimsya_k_ege.docx 16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к ЕГЭ

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяются следующие словосочетания

  1. Именные: яркие цветы (гл.слово – существительное);

Очень скромный (гл.слово – прилагательное)

Две подруги (гл.слово – числительное)

Кто – то из ребят (гл.слово – местоимение)

  1. Глагольные: смотрит вдаль (гл.слово – глагол)
  2. Наречные: вместе с сестрой (гл.слово – наречие)

Виды связи между словами в словосочетании

Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с

главным в роде, числе и падеже:

Утренней зарею (согласование в ж.р., ед.ч.,тв.пад.)

Управление – это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой

Осыпались с яблони (гл.слово требует постановки зависимого в род.пад.)

Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово

присоединяется к главному по смыслу:

Стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое,

Из предложения выписать все словосочетания, определить вид связи.

Качались волны, шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями, сгущало небо свой жемчужный дым.

  1. волны шитые
  2. шитые шелками
  3. шелками лиловым
  4. шелками красным
  5. шелками желтым
  6. шелками золотым
  7. проблистав над синью
  8. проблистав янтарями
  9. свой дым
  10. жемчужный дым
  11. сгущало дым

Согласование: громкий шорох, холщовый мешок, золочёное кольцо, новое шоссе, вскипячённое молоко, отвлечённый взгляд, раскорчёванные пни, серый пиджачок

Управление: сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, ночёвка в лесу, три шофёра, ягоды крыжовника, совершить прыжок, рисовать карандашом

Примыкание: горячо спорить, говорить шёпотом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлечённо, упасть навзничь

  1. Определите тип словосочетаний : а) глагольное, б) именное, в) наречное

6.участвовать в соревнованиях

10.слева от тебя

11.игра в волейбол

  1. Укажите вид связи в словосочетаниях а) согласование; б) управление; в) примыкание

7.на третьем этаже

10.гуляли в парке

11.забочусь о тебе

  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?

а) появившийся из-за поворота, переведенный на пять языков, всеми уважаемый, прочитавший повесть.

б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный

в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление

г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки

  1. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания
  1. Определите тип словосочетаний : а)глагольное, б)именное, в)наречное

1.сформулировать тезис а

2.желанный гость б

3.ослепительное солнце б

4.охотно поддерживать а

5.куда-нибудь подальше в

6.участвовать в соревнованиях а

7девять ночей б

8.искусство игры б

9.упорно стремиться а

10.слева от тебя в

11.игра в волейбол б

12.очень плохо в

  1. Укажите вид связи в словосочетаниях а)согласование; б)управление; в)примыкание

2.препятствовать движению б

3.написать выступление б

4.очень забавный в

5.говорить волнуясь в

6.независимый эксперт а

7.на третьем этаже а

8.говорить вполголоса в

9.нарушение правил б

10.гуляли в парке б

11.забочусь о тебе б

12.надо подумать в

  1. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?

а) появившийся из-за поворота, переведенный на пять языков, всеми уважаемый, прочитавший повесть.

б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный

в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление

г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки

  1. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание».

Проверочная работа по русскому языку для учащихся 8 класса по теме «Словосочетание». Она может быть использована в начале урока в виде разминки или для индивидуального контроля.

Урок русского языка. 11 класс. Подготовка к ЕГЭ

ЦЕЛИ УРОКА:1.Повторить правописание о-е после шипящих.2.Закрепить орфоэпические нормы.3.Обобщить знания о знаках препинания в простых и сложных предложениях.4.Продолжить отработку навыков речеве.

Контрольная работа по русскому языку. 9 класс.(Подготовка к ГИА)

Контрольная работа по русскому языку. 9 класс.

Факультативное занятие по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

Материал, который предложен учащимся на факультативе, дает возможность отработать правильное построение сочинений-рассуждений на лингвистическую тему, углубить знание в изучениии трех видов рассуждени.

Элективный курс по русскому языку 9 класс. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика.

Элективный курс » Русский язык. Подготовка к ОГЭ. Формирование языковых компетентностей. Теория и практика» рассчитан на учащихся 9-х классов общеобраз.

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 9 класс «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в.

Презентация к уроку о богатстве русского языка. 6 класс.(Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ)

Данный урок демонстрирует способы подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в 9 и 11 классах на разных этапах обучения.

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Открытый урок на тему: «Типы и виды словосочетаний»

Урок 11. Тема: Типы и виды словосочетаний

Обобщение знаний по теме «Словосочетание».

Отработка умения определять виды и связи слов в словосочетаниях.

Закрепление навыков правописания.

Ход урока:
1. Проверка домашнего задания.
1) Ответить на вопросы для самоконтроля на стр. 24.
2) Выполнить упражнение № 40.
2. Работа по теме урока
1. Повторение и обобщение знаний.
— Что такое словосочетание? ( это соединение двух и более знаменательных слов на основе грамматической связи. Наряду с предложением словосочетание является основной единицей синтаксиса и выделяется из предложения.)
— По каким законам происходит соединение слов в словосочетание? (По законам подчинения, поэтому в нем различают главное и зависимое.)
— Назовите виды словосочетаний. От чего зависит вид словосочетания?
В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяется следующие словосочетания:
именные : добрые глаза (главное слово – сущ-е), очень скромный (гл.сл.- прилаг.), две книги (гл.сл — числ); кто-то из ребят (гл.сл.- мест);
глагольное : смотрит вдаль (гл.сл.- глагол);
наречные : вместе с сестрой (гл.сл.- наречие).
— Назовите виды между словами в словосочетаниях.
Согласование – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже: утренней зарею (зарею(какой?)- согласование в жен роде, ед. ч., творит. падеже).
Управление — это такой вид связи, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слово: осыпались с яблони (главное слово требует постановки зависимого в родительном падеже).

Примыкание – это такой вид подчинительной связи, при которой зависимое слово присоединяется к главному по смыслу: стремительно неслись (к главному слову присоединяется зависимое, представленное наречием).
— Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? ( нет, это основа предложения).
-А что еще не является словосочетанием? (слова с предлогами – за домом ; слова, соединенные сочинительной связью – умный и обаятельный ).
2. Синтаксический разбор предложения.
Качались волны , шитые шелками, лиловым, красным, желтым, золотым, и, проблистав над синью янтарями , сгущало небо свой жемчужный дым (В. Брюсов).
-Обоснуйте постановку знаков препинания, сделайте синтаксический разбор предложения, укажите части речи, составьте схему предложения.
Схема: (__ __), и (__ __).
-Объясните правописание гласных после шипящих.
-Выпишите словосочетания:

волны шитые – главное слово – волны;

шитые шелками– главное слово –шитые;

шелками лиловым– главное слово –шелками;

шелками красным– главное слово –шелками;

шелками желтым– главное слово –шелками;

шелками золотым– главное слово –шелками;

проблистав над синью – главное слово –проблистав;

проблистав янтарями– главное слово – проблистав;

свой дым – главное слово – дым;

жемчужный дым– главное слово – дым;

сгущало дым– главное слово – сгущало.

На какие группы можно разделить словосочетания по характеру выражения главного слова? (Именные, глагольные, наречные.)
— Словосочетания какого вида вы писали? (именные, глагольные.)

именные: волны шитые, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым

глагольные: шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, сгущало дым

— Почему словосочетания шитые шелками, проблистав над синью, проблистав янтарями, относятся к глагольным словосочетаниями? ( шитые – причастие, особая форма глагола; проблистав – деепричастие, неизменяемая форма глагола).
— Определите виды связи словосочетаний, выписанных вами.

управление ( шитые шелками, сгущало дым, проблистав над синью, проблистав янтарями);

согласование ( шелками лиловым, шелками красным, шелками желтым, шелками золотым, свой дым, жемчужный дым).

3. Выборочно – распределительный диктант.
(Под диктовку учителя учащиеся записывают словосочетания, распределяя их в три колонки)
Громкий шорох, сходить за багажом, поймать скворчонка, шорох деревьев, холщовый мешок, ночёвка в лесу, золоченое кольцо, три шофера, горячо спорить, ягоды крыжовника, новое шоссе, вскипяченное молоко, отвлеченный взгляд, говоришь шепотом, раскорчеванные пни, совершить прыжок, серый пиджачок, рисовать карандашом, стало свежо, очень хорошо, говорил увлеченно, упасть навзничь.

— Объясните правописание гласных после шипящих.
4. Самостоятельная работа (упражнения № 47,48, 49, 50).
5. Готовимся к ЕНТ.
1. Определите тип словосочетаний (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. сформулировать тезис;
2. желанный гость;
3. ослепительное солнце;
4. охотно поддерживать;
5. куда-нибудь подальше;
6. участвовать в соревнованиях;
7. девять ночей;
8. искусство игры;
9. упорно стремиться;
10. слева от себя;
11. игра в волейбол;
12. очень плохо.
2. Укажите вид связи в словосочетаниях (а) глагольное; б) именное; в) наречное)
1. ясным утром;
2. препятствовать движению;
3. написать выступление;
4. очень забавный;
5. говорить волнуясь;
6. независимый эксперт;
7. на третьем этаже;
8. говорить вполголоса;
9. нарушение правил;
10. гуляли в парке;
11. забочусь о тебе;
12. надо подумать.
3. В каком ряду во всех словосочетаниях главное слово выражено причастием?
а) Появившийся из-за поворота, переведённый на пять языков; всеми уважаемый, прочитавший повесть;
б) умытый росой, замеченный тобою, думать о будущем, чрезвычайно любознательный;
в) расколотые дрова, необыкновенно интересный, восходящая звезда, подготовив выступление;
г) небьющееся стекло, очень забавно, долгожданный ответ, недалеко от реки.
4. Каков единственно правильный ответ вопроса для построения словосочетания доказывать + сущ.?
а) О ком?
б) За что?
в) Что?
г) Про кого?
Ответы:
1. 1-а; 2-б; 3-б; 4-а; 5-в; 6-а; 7-б; 8-б; 9-а; 10-в; 11-б; 12-в.
2. 1-а; 2-б; 3-б; 4-в; 5-в; 6-а; 7-а; 8-в; 9-б; 10-б; 11-б; 12-в.
5. Итоги урока
Дайте определение словосочетания.
Назовите виды словосочетаний.
По какому принципу они подразделяются?
Назовите словосочетания в зависимости от вида связи.
6. Домашнее задание
1 . Подготовить связный ответ о словосочетаниях.
2 . Выполнить упражнения № 55, 61, 65, 66.
3. Повторить правописание гласных после шипящих .


источники:

http://skysmart.ru/articles/russian/vidy-svyazi-v-slovosochetaniyah

http://infourok.ru/otkritiy-urok-na-temu-tipi-i-vidi-slovosochetaniy-2645510.html

Русский язык. Привила написания