Меню Рубрики

Выпишите словосочетания глагол существительное в винительном падеже без

Примеры словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми существительными.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с предлогами.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры словосочетаний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать грибов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удовольствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить другу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки соглашению.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать окуня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать красками;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъездом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осени.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся плато;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с завкафедрой.

82. Глаголы переходные и непереходные

Мастер

Столяр, не глядя на меня,
Сложил пожитки на полу,
Приладил доску, взял пилу
И ну отхватывать бруски!
А от распиленной доски

Запахло лесом и сосной,
Нагретой солнцем, тишиной.
Украдкой я следил за ним,
Как ладит с делом он своим!

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

В каких падежах стоят существительные при одних и тех же переходных глаголах?

  1. Взял пилу (взял её) — не взял пилы (не взял её).
    Распилил доски — не распилил досок.
  2. Принести дрова — принести дров.
    Налить бензин — налить бензина.

Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.

475. Составьте и запишите словосочетания, используя материал для справок. Обозначьте переходные глаголы буквой п., непереходные — буквой н..

Образец: сооружать(п.) (что?) плотину.

• Укажите глаголы-синонимы. Определите, переходными или непереходными они являются.

Строить (что?); возводить (что?); поднимать краном (что?); не ра..мешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); приваривать (что?); стоять (на чём?); руководить (кем?); разговаривать (с кем?); воздвигать (что?); не чувствовать (чего?).

Для справок: раствор для кладки, железобетонный блок, решётка балкона, контейнер с кирпичом, подмостки, город, усталость, электростанция.

строить
сооружать
воздвигать
возводить

476. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.

маляр
штукатур

• Спишите предложения с пропущенными запятыми, постройте их схемы.

1. Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2. Он выкладывает стену строит дом для москвичей. 4 3. Грузовик подвозит доски ходит кошка вся в извёстке. 4. Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром мы подходим к штукатуру. 5. Все бригады знают Юру — Юра въедет в этот дом.

477. Составьте и запишите с глаголами белеть — белить, чернеть — чернить, синеть — синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.

Какие из данных глаголов переходные, какие — непереходные?

Убедить — убедиться;
остановить — остановиться;
стучать — стучаться;
чернеет — чернеется.

Есть ли среди глаголов с -ся(-сь) переходные?

Глаголы с суффиксом -ся(-сь) являются возвратными. Глаголы с суффиксом -ся(-сь) обычно непереходные.

478. Составьте словосочетания «глагол во 2-м лице ед. ч. + существительное в косвенном падеже». Определите, переходными или непереходными являются глаголы. Укажите их вид.

Мирить — мириться; ра..сердить — ра..сердиться; обн..мать — обн..маться; изв..нить — изв..ниться; уд..влять — уд..вляться.

479. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Я встала рано утром, умылася, прич..салася, оделася. 4 2. Пр..гляделися мы к нему 1 , позн..комилися поближе — вид..м: хороший человек. 3. Брат подружил с соседом. 4. Па(с, сс)ажир стал дож..дать другой остановки. 5. Дети игрались в комнат.

480. Запишите 10—15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. • Составьте с 2—3 словами предложения с обращениями.

481. Диктант. Подчеркните переходные глаголы. • Обозначьте спряжение всех глаголов.

Бор..мся за п..беду, раздаё..ся стартовый с..гнал, по сложной д..станции, устр..мишься к фин..шу, судья счита..т м..нуты, р..кордн.. с..кунды, спортсмен к..снётся б..рьера, с пр..восходным результатом, смотр..м на ч..мпиона, готов..мся к т..ржественной встреч. л..ётся из р..продуктора, держ..м кубок.

80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «глагол+существительное», в кото­рых гла­гол управ­ля­ет падеж­ны­ми фор­ма­ми суще­стви­тель­ных как с пред­ло­гом, так и без него. В таких соче­та­ни­ях суще­ству­ет син­так­си­че­ская связь управ­ле­ния. Также гла­гол может управ­лять нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми.

Рассмотрим сло­во­со­че­та­ния с гла­го­лом в каче­стве глав­но­го сло­ва, кото­рый управ­ля­ет суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­гом и без него, начи­ная с роди­тель­но­го и закан­чи­вая пред­лож­ным паде­жом. Форма пред­лож­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го упо­треб­ля­ет­ся толь­ко с пред­ло­га­ми.

Узнаем более подроб­но с при­ме­ра­ми о сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния и при­мы­ка­ния.

Обратим вни­ма­ние на такой нюанс, что пере­ход­ные гла­го­лы управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме роди­тель­но­го и вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. Остальные гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют суще­стви­тель­ны­ми в фор­ме кос­вен­ных паде­жей с пред­ло­га­ми и без них, явля­ют­ся непе­ре­ход­ны­ми. Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний:

Глагол+существительное в косвенном падеже

Родительный падеж

  • выпить чаю, купить кол­ба­сы, собрать гри­бов;
  • оста­но­вить­ся у дома, снять с кры­ши, прой­ти мимо озе­ра, ходить вокруг ста­ди­о­на, вымок­нуть из-за лив­ня, при­е­хать после ужи­на, раз­го­ва­ри­вать в тече­ние часа, встре­чать­ся близ вок­за­ла, очу­тить­ся вне зала, остать­ся без помо­щи, прой­ти мимо зда­ния, ехать впе­ре­ди колон­ны, поса­дить меж­ду рядов, побе­леть от зло­сти, смот­реть ради удо­воль­ствия.

Дательный падеж

  • помочь мате­ри, радо­вать­ся солн­цу, пере­дать бра­ту, пода­рить дру­гу;
  • обра­тить­ся к сосе­ду, вер­нуть­ся к вече­ру, идти по тро­пин­ке, ску­чать по сыну, посту­пить соглас­но пра­ви­лам, бежать навстре­чу волне, достичь бла­го­да­ря сове­ту, уехать напе­ре­кор воле (роди­те­лей), посту­пить вопре­ки согла­ше­нию.

Винительный падеж

  • любить ребен­ка, уго­стить дру­зей, при­вет­ство­вать сосе­дей, напол­нить кор­зи­ну, отне­сти сум­ку, пой­мать оку­ня;
  • лезть на чер­дак, при­лечь на спи­ну, сесть на лавоч­ку, пры­гать через план­ку, вер­нуть­ся спу­стя год, рас­ска­зать про соба­ку, зай­ти за дом, загля­нуть под стол, поло­жить в ящик, вырас­ти по пояс.

Творительный падеж

  • накор­мить супом, уго­стить ква­сом, напо­ить соком, уго­стить пиро­гом, скла­ды­вать кон­вер­том, петь дис­кан­том, падать кап­ля­ми, рисо­вать крас­ка­ми;
  • прой­ти меж­ду ряда­ми, парить над полем, оста­но­вить­ся перед клу­бом, поса­дить за веран­дой, при­е­хать с дру­гом, пой­ти за про­дук­та­ми, встре­тить­ся перед отъ­ез­дом.

Предложный падеж

  • оста­вить на сто­ле, ска­кать на лоша­ди, про­гу­ли­вать­ся в пар­ке, соби­рать в лесу, пла­вать в бас­сейне, напи­сать о дру­ге, спеть об осе­ни.

Приведем при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний, в кото­рых гла­гол управ­ля­ет нескло­ня­е­мы­ми суще­стви­тель­ны­ми:

  • спу­стить­ся в мет­ро, закрыть жалю­зи, уго­стить дра­же, налить кофе, надеть паль­то, любо­вать­ся пла­то;
  • насла­ждать­ся безе, вый­ти в боа, встре­тить­ся в кафе, поехать на так­си, зай­ти в горо­но, обсу­дить с зав­ка­фед­рой.

Смотрите при­ме­ры сло­во­со­че­та­ний «существительное+глагол».


[spoiler title=»источники:»]

http://tepka.ru/russkij_yazyk_6/91.html

http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44368-80-primerov-slovosochetanij-glagol-sushhestvitelnoe.html

[/spoiler]