Выпишите словосочетания глагол существительное в винительном падеже без
Примеры словосочетаний «глагол+существительное»
Приведем примеры словосочетаний «глагол+существительное», в которых глагол управляет падежными формами существительных как с предлогом, так и без него. В таких сочетаниях существует синтаксическая связь управления. Также глагол может управлять несклоняемыми существительными.
Рассмотрим словосочетания с глаголом в качестве главного слова, который управляет существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без него, начиная с родительного и заканчивая предложным падежом. Форма предложного падежа существительного употребляется только с предлогами.
Обратим внимание на такой нюанс, что переходные глаголы управляют существительными в форме родительного и винительного падежа без предлога. Остальные глаголы, которые управляют существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них, являются непереходными. Приведем примеры словосочетаний:
Глагол+существительное в косвенном падеже
Родительный падеж
- выпить чаю, купить колбасы, собрать грибов;
- остановиться у дома, снять с крыши, пройти мимо озера, ходить вокруг стадиона, вымокнуть из-за ливня, приехать после ужина, разговаривать в течение часа, встречаться близ вокзала, очутиться вне зала, остаться без помощи, пройти мимо здания, ехать впереди колонны, посадить между рядов, побелеть от злости, смотреть ради удовольствия.
Дательный падеж
- помочь матери, радоваться солнцу, передать брату, подарить другу;
- обратиться к соседу, вернуться к вечеру, идти по тропинке, скучать по сыну, поступить согласно правилам, бежать навстречу волне, достичь благодаря совету, уехать наперекор воле (родителей), поступить вопреки соглашению.
Винительный падеж
- любить ребенка, угостить друзей, приветствовать соседей, наполнить корзину, отнести сумку, поймать окуня;
- лезть на чердак, прилечь на спину, сесть на лавочку, прыгать через планку, вернуться спустя год, рассказать про собаку, зайти за дом, заглянуть под стол, положить в ящик, вырасти по пояс.
Творительный падеж
- накормить супом, угостить квасом, напоить соком, угостить пирогом, складывать конвертом, петь дискантом, падать каплями, рисовать красками;
- пройти между рядами, парить над полем, остановиться перед клубом, посадить за верандой, приехать с другом, пойти за продуктами, встретиться перед отъездом.
Предложный падеж
- оставить на столе, скакать на лошади, прогуливаться в парке, собирать в лесу, плавать в бассейне, написать о друге, спеть об осени.
Приведем примеры словосочетаний, в которых глагол управляет несклоняемыми существительными:
- спуститься в метро, закрыть жалюзи, угостить драже, налить кофе, надеть пальто, любоваться плато;
- наслаждаться безе, выйти в боа, встретиться в кафе, поехать на такси, зайти в гороно, обсудить с завкафедрой.
82. Глаголы переходные и непереходные
Мастер
Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.
В каких падежах стоят существительные при одних и тех же переходных глаголах?
- Взял пилу (взял её) — не взял пилы (не взял её).
Распилил доски — не распилил досок. - Принести дрова — принести дров.
Налить бензин — налить бензина.
Дополнение (существительное или местоимение) может стоять при переходном глаголе в родительном падеже: 1) при отрицании; 2) при указании на часть предмета.
475. Составьте и запишите словосочетания, используя материал для справок. Обозначьте переходные глаголы буквой п., непереходные — буквой н..
Образец: сооружать(п.) (что?) плотину.
• Укажите глаголы-синонимы. Определите, переходными или непереходными они являются.
Строить (что?); возводить (что?); поднимать краном (что?); не ра..мешал (чего?); подавать (что?); помогать (кому?); приваривать (что?); стоять (на чём?); руководить (кем?); разговаривать (с кем?); воздвигать (что?); не чувствовать (чего?).
Для справок: раствор для кладки, железобетонный блок, решётка балкона, контейнер с кирпичом, подмостки, город, усталость, электростанция.
строить сооружать воздвигать возводить |
476. Выпишите из текста переходные глаголы вместе с существительными в винительном падеже.
маляр штукатур |
• Спишите предложения с пропущенными запятыми, постройте их схемы.
1. Бригадир Сергей Кузьмич лучше всех кладёт кирпич. 2. Он выкладывает стену строит дом для москвичей. 4 3. Грузовик подвозит доски ходит кошка вся в извёстке. 4. Вот маляр идёт с ведром. Мы идём за маляром мы подходим к штукатуру. 5. Все бригады знают Юру — Юра въедет в этот дом.
477. Составьте и запишите с глаголами белеть — белить, чернеть — чернить, синеть — синить словосочетания или предложения. В словосочетаниях отметьте главное слово, в предложениях подчеркните главные члены. Над переходными глаголами надпишите букву п.
Какие из данных глаголов переходные, какие — непереходные?
Убедить — убедиться;
остановить — остановиться;
стучать — стучаться;
чернеет — чернеется.
Есть ли среди глаголов с -ся(-сь) переходные?
Глаголы с суффиксом -ся(-сь) являются возвратными. Глаголы с суффиксом -ся(-сь) обычно непереходные.
478. Составьте словосочетания «глагол во 2-м лице ед. ч. + существительное в косвенном падеже». Определите, переходными или непереходными являются глаголы. Укажите их вид.
Мирить — мириться; ра..сердить — ра..сердиться; обн..мать — обн..маться; изв..нить — изв..ниться; уд..влять — уд..вляться.
479. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения в исправленном виде.
1. Я встала рано утром, умылася, прич..салася, оделася. 4 2. Пр..гляделися мы к нему 1 , позн..комилися поближе — вид..м: хороший человек. 3. Брат подружил с соседом. 4. Па(с, сс)ажир стал дож..дать другой остановки. 5. Дети игрались в комнат.
480. Запишите 10—15 слов на тему «Стройка». Подчеркните непроверяемые безударные гласные и согласные в корне слова. • Составьте с 2—3 словами предложения с обращениями.
481. Диктант. Подчеркните переходные глаголы. • Обозначьте спряжение всех глаголов.
Бор..мся за п..беду, раздаё..ся стартовый с..гнал, по сложной д..станции, устр..мишься к фин..шу, судья счита..т м..нуты, р..кордн.. с..кунды, спортсмен к..снётся б..рьера, с пр..восходным результатом, смотр..м на ч..мпиона, готов..мся к т..ржественной встреч. л..ётся из р..продуктора, держ..м кубок.
80 примеров словосочетаний «глагол+существительное»
Приведем примеры словосочетаний «глагол+существительное», в которых глагол управляет падежными формами существительных как с предлогом, так и без него. В таких сочетаниях существует синтаксическая связь управления. Также глагол может управлять несклоняемыми существительными.
Рассмотрим словосочетания с глаголом в качестве главного слова, который управляет существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без него, начиная с родительного и заканчивая предложным падежом. Форма предложного падежа существительного употребляется только с предлогами.
Узнаем более подробно с примерами о словосочетаниях со связью согласования, управления и примыкания.
Обратим внимание на такой нюанс, что переходные глаголы управляют существительными в форме родительного и винительного падежа без предлога. Остальные глаголы, которые управляют существительными в форме косвенных падежей с предлогами и без них, являются непереходными. Приведем примеры словосочетаний:
Глагол+существительное в косвенном падеже
Родительный падеж
- выпить чаю, купить колбасы, собрать грибов;
- остановиться у дома, снять с крыши, пройти мимо озера, ходить вокруг стадиона, вымокнуть из-за ливня, приехать после ужина, разговаривать в течение часа, встречаться близ вокзала, очутиться вне зала, остаться без помощи, пройти мимо здания, ехать впереди колонны, посадить между рядов, побелеть от злости, смотреть ради удовольствия.
Дательный падеж
- помочь матери, радоваться солнцу, передать брату, подарить другу;
- обратиться к соседу, вернуться к вечеру, идти по тропинке, скучать по сыну, поступить согласно правилам, бежать навстречу волне, достичь благодаря совету, уехать наперекор воле (родителей), поступить вопреки соглашению.
Винительный падеж
- любить ребенка, угостить друзей, приветствовать соседей, наполнить корзину, отнести сумку, поймать окуня;
- лезть на чердак, прилечь на спину, сесть на лавочку, прыгать через планку, вернуться спустя год, рассказать про собаку, зайти за дом, заглянуть под стол, положить в ящик, вырасти по пояс.
Творительный падеж
- накормить супом, угостить квасом, напоить соком, угостить пирогом, складывать конвертом, петь дискантом, падать каплями, рисовать красками;
- пройти между рядами, парить над полем, остановиться перед клубом, посадить за верандой, приехать с другом, пойти за продуктами, встретиться перед отъездом.
Предложный падеж
- оставить на столе, скакать на лошади, прогуливаться в парке, собирать в лесу, плавать в бассейне, написать о друге, спеть об осени.
Приведем примеры словосочетаний, в которых глагол управляет несклоняемыми существительными:
- спуститься в метро, закрыть жалюзи, угостить драже, налить кофе, надеть пальто, любоваться плато;
- наслаждаться безе, выйти в боа, встретиться в кафе, поехать на такси, зайти в гороно, обсудить с завкафедрой.
Смотрите примеры словосочетаний «существительное+глагол».
[spoiler title=»источники:»]
http://tepka.ru/russkij_yazyk_6/91.html
http://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44368-80-primerov-slovosochetanij-glagol-sushhestvitelnoe.html
[/spoiler]