Меню Рубрики

Врач от чего словосочетание

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Поиск ответа

Всего найдено: 47

Вопрос № 287338

Как правильно? Врач- акушер-гинеколог или врач акушер-гинеколог?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 287227

Хочется узнать о расстановке дефисов в должностях например Врач- акушер-гинеколог и аналогичных.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 285909

врач акушер-гинеколог или врач- акушер-гинеколог

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 284652

Добрый день! Прочитала у вас на сайте, что врач- стоматолог-ортопед пишется через дефис. А как верно писать в таком случае: врач- стоматолог хирург имплантолог, к.м.н.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: врач – стоматолог-хирург-имплантолог. Обратите внимание, правильно написание: врач – стоматолог-ортопед. Сначала ставится тире, затем дефис.

Вопрос № 284285

Добрый день! Уточните, пожалуйста, как пишутся словосочетания врач- терапевт, врач- гастроэнтеролог. Нужен ли дефис между словами в сочетании врач+специализация и во всех ли случаях? Спасибо заранее!

Ответ справочной службы русского языка

Такие сочетания пишутся через дефис (как сочетания с приложением): врач- терапевт, врач- стоматолог, врач- ортопед и т. д. Если же вторая часть (обозначение специализации врача) в свою очередь является сочетанием с приложением и содержит дефис, то после слова врач употребляется тире: врач – стоматолог-ортопед, врач – акушер-гинеколог.

Вопрос № 282554

Вопрос 277400
Скажите, верно ли написание: врач- стоматолог-ортопед? Или возможно написание врач стоматолог-ортопед?
Ответ справочной службы русского языка
Орфографически корректно: врач – стоматолог-ортопед.
Вопрос 241277
как правильно: врач- стоматолог ортопед или врач стоматолог-ортопед?
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: врач стоматолог-ортопед.
ТАК КАК ЖЕ ВСЕ-ТАКИ КОРРЕКТНО?

Ответ справочной службы русского языка

В сочетаниях с приложением, если одна из частей в свою очередь является сочетанием с приложением и содержит дефис, употребляется тире: врач – стоматолог-ортопед (ср.: врач- стоматолог, врач- ортопед). Ответ на вопрос № 241277 исправлен.

Вопрос № 278507

Уместен ли дефис: Моя мама- врач- рентгенолог ?

Ответ справочной службы русского языка

Врач- рентгенолог пишется через дефис. После мама ставится тире.

Вопрос № 277400

Добрый день! Скажите, верно ли такое написание:
врач- стоматолог,
врач- стоматолог-ортопед и т. п.?

Или возможно написание:
врач стоматолог,
врач стоматолог-ортопед?

На какое правило можно сослаться?

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически корректно: врач – стоматолог-ортопед . В сочетаниях с приложениями, если одна из частей в свою очередь является сочетанием с приложением и содержит дефис, должен употребляться знак тире. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник. М., 2006, 2013. Параграф 154, пункт 2.

Вопрос № 275163

Добрый день.
Подскажите, плиз, с каким окончанием написать НАИМЕНОВАНИЕ ДОЛЖНОСТЕЙ в именительном или родительном падежах:
«В связи с предстоящим сокращением занимаемой Вами должности, о котором извещалось Вам ранее, предлагаем Вам перевод на другую должность: заведующЕГО поликлиникой-врачА-терапевтА, врачА-терапевтА участковОГО.» или «заведующИЙ поликлиникой- враЧ- терапевТ, враЧ- терапевТ участковЫЙ»?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 271577

Подскажите, как правильно пишется слово врач- офтальмолог? Через дефис или без дефиса?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 270570

Подскажите, пожалуйста, в сочетании слов врач пульмонолог нужно ставить дефис? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 270410

Врач- анестезиолог-реаниматолог. Правильно ли так называть, так как два дефиса подряд не пишутся?

Ответ справочной службы русского языка

Корректное написание: врач – анестезиолог-реаниматолог .

Вопрос № 270352

Здравствуйте. Сложные существительные школа-интернат, врач- логопед, дети-сироты пишутся через дефис. Правильно ли я понимаю что словосочетания средняя школа — интернат, государства — участники договора и т.п. пишутся через тире? В соответствии с каким правилом?

Ответ справочной службы русского языка

Да, это так. В сочетаниях с приложением, если одна из частей содержит пробел, вместо дефиса должен употребляться знак тире: школа-интернат , но средняя школа – интернат.

Вопрос № 267833

Как бы вы написали врач акушер гинеколог? что бы вы поставили — дефис и тире, дефисы? Предложите ваш вариант, пожалуйста, у нас написано врач- акушер-гинеколог, но я сомневаюсь, что это правильно.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 266078

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, каковым будет правильное написание должности заведующего отделением – врача-трансфузиолога? Какой знак должен стоять между «заведующий отделением» и « врач- трансфузиолог» – тире или дефис? И надо ли его (знак) отделять пробелами с обеих сторон?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание без дополнительного знака препинания: заведующий отделением врач- трансфузиолог такой-то .

Новое «дело врачей»: к чему приведет кампания по выявлению противников прививок

Решение подключить к делу силовиков было принято на заседании оперативного штаба по противодействию COVID-19. То есть, по сути, Росздравнадзор объявил охоту на врачей, которые высказывают сомнения в необходимости обязательной и поголовной вакцинации от коронавируса. Их предлагают преследовать по статье 207 УК РФ, которая предусматривает огромные штрафы и лишение свободы на срок до пяти лет. Эта новость не прошла незамеченной в экспертном сообществе.

Так, лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев напоминает в своем канале о том, что чётких критериев того, какая информация о вакцинации правдива, а какая ложна, до сих пор не установлено. Тогда по какому же принципу власти собираются выявлять саботажников?

«Польза всеобщей вакцинации неочевидна. Израиль, Великобритания, Монголия, Сингапур и ряд других стран достигли высокого уровня вакцинирования, но продолжают сталкиваться с ковидными вспышками. Все существующие вакцины юридически являются экспериментальными, поскольку полный пострегистрационный цикл их испытаний не завершён.

Давление на медиков за позицию, отличающуюся от генеральной линии пропаганды, противоречит науке и здравому смыслу. В условиях, когда на многие вопросы нет ответов, избежать их можно, только принимая в расчёт все точки зрения. Научную дискуссию нужно расширять и поощрять. А не объявлять охоту на ведьм.

Государство сейчас должно особенно внимательно прислушиваться к разным мнениям и обсуждать в том числе альтернативные стратегии борьбы с коронавирусом. Преследовать инакомыслящих нельзя, какими бы благими целями это не оправдывалось…»

Политолог Илья Гращенков и вовсе назвал эту инициативу новым «делом врачей», попасть под которое могут и простые люди:

«Росздравнадзор поручил сотрудникам стучать об антипрививочниках в прокуратуру и СКР, особенно среди врачей и других медработников. Отчитываться о передаче информации следует в течение трех дней. Максимальное наказание за распространение ложных сведений о прививках — от трех до пяти лет лишения свободы.

Но если кто-то думает, что придут только за врачами, они ошибаются. Подделавшие сертификат о вакцинации лица будут привлекаться к уголовной ответственности по статьям 327 УК РФ и 236 УК РФ, это от 2 до 5 лет лишения свободы. Здесь речь не только о врачах, но и о тех, кто купил и использует сертификат для получения QR-кода.

Подход Росздравнадзора может привести к окончательному расколку между ковидо-истериками (выступающих за жесткую сегрегацию на «привитых» и нет) и ковидо-скептиками, считающими, что вокруг вируса слишком много спекуляций и ситуация требует деконструирования, для более детального изучения. Минувший «локдаун» показал, что все эти методы не действуют, как и тотальная вакцинация пока не доказала свою состоятельность. А менторский подход: «мы сказали – вы сделали» все больше раздражает общественность, так как за фэйлы и бессмысленное закручивание гаек ответственности тоже никто не несет. Не говоря уже о явной политизации темы, когда перед выборами число заражений спадает, а после – сразу растет. Так и статистике скоро окончательно перестанут доверять, что окончательно уничтожит последнее доверие к институтам власти и их производным…»

Политолог Роман Алехин не склонен верить в то, что такая кампания действительно начнется, и считает, разговоры о ней являются тестированием реакции общества:

«Мне кажется, что сейчас чиновники Минздрава напрягают мозги, чтобы найти выход из информационного взрыва, который создан этим письмом. И в ближайшие дни или сразу после праздников появится заявление о том, что все не так поняли главу Росздравнадзора и имелось ввиду. А что имелось ввиду, мы узнаем из уст чиновников. Это уже было с запретом врачам обсуждать COVID-19, когда Минздраву пришлось оправдываться за выпущенное ими же распоряжение, поясняя, что имелись ввиду только их подведомственные учреждения.

Неужели стратегия продвижения вакцинирования действительно трансформировалась в привлечение к уголовной ответственности людей, которые открыто высказываются против прививки?

Если это так, то это может свидетельствовать только о том, что власти загнаны в угол поражениями на полях пропаганды, и сегодняшние пиарщики и маркетологи не могут предложить больше ни одной идеи по изменению ситуации. А слабая в социально-технологическом плане власть, которая не может сформировать доверие населения, вынуждена действовать только карательными методами и методами изолирования ситуации, чтобы перевести дух и иметь возможность подождать, когда, возможно, само рассосется. Именно так действуют чиновники в пандемию — не настраивают работу по социальному дистанцированию и санитарной защите, с жестким контролем выполнения правил, а закрывают магазины, школы, сады и т.д. При этом, во время закрытий, по сути, ничего не делается для исправления ситуации, а просто включается режим ожидания саморассасывания проблемы.

Однако, все же не хочется верить, что такое письмо Росздравнадзора согласовано старшими чиновниками Минздрава, Следкома, Генпрокуратуры или АП, что само-собой должно подразумеваться чиновником, который выходит с такой инициативой. Очень сомнительно, хотя и возможно, так как — почему не Минздрав, а Росздравнадзор? Возможно, смысл в том, что тестируется реакция общества (хотя она должна быть понятна на старте), и в случае, если что-то пойдет не так — уволить главу службы проще, чем целого министра. Но, все же, сомнительно. Я делаю ставку на тот самый разнотык, о котором говорил Дмитрий Медведев — пока стратеги АП ищут пути убеждения, кто-то под давлением проблем не выдержал и психанул.»


[spoiler title=»источники:»]

http://new.gramota.ru/spravka/buro/search-answer?s=%D0%92%D1%80%D0%B0%D1%87-&start=15

http://newizv.ru/article/general/04-11-2021/novoe-delo-vrachey-k-chemu-privedet-kampaniya-po-vyyavleniyu-protivnikov-privivok

[/spoiler]