Меню Рубрики

В каком классе изучают предложение и словосочетание

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Раздел. Текст. Предложение. Словосочетание.

Тема. Обобщение знаний по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое предложение, определять, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, находить главные и второстепенные члены предложения, различать простое и сложное предложение; находить в предложении словосочетание., определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Предложение, простое предложение, сложное предложение, главные члены предложения, подлежащее, сказуемое; второстепенные члены предложения, повествовательное, вопросительное, побудительное, восклицательное, невосклицательное, словосочетание, главное и зависимое слово в словосочетании.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц).

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • Что мы уже знаем и над чем необходимо еще поработать в теме «Текст. Предложение. Словосочетание»
  • Самостоятельно формулировать учебные задачи;
  • Обобщать знания и умения по теме «Текст. Предложение. Словосочетание».

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем подписи. Сравним их.

Кастрюля Красная кастрюля Мама варит суп в кастрюле.

Мы с Бобиком пошли на прогулку. Бобику очень понравился цветок. Подошёл он к нему, только хотел понюхать, а его укусила пчела. Ох, и больно бобику. Обиделся он. Пожалел я Бобика.

Проверим: на первой картинке изображена кастрюля. Это слово. На второй красная кастрюля. Это словосочетание. На третьей картинке изображено, как мама варит обед. Мама варит суп в кастрюле – это предложение. Четвертая картинка отражает понятие текст.

Сегодня на уроке мы обобщим все, что мы знаем о словосочетании, предложении, тексте. Отметим, на какие вопросы мы сможем ответить:

  • что такое предложение,
  • какие бывают предложения по цели высказывания и интонации,
  • как определить главные и второстепенные члены предложения,
  • как различить простое и сложное предложение,
  • что такое словосочетание, научимся определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Проверим и повторим все, что мы знаем по теме «Предложение».

  1. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны между собой по смыслу и грамматически.

Наступила золотая осень. Это предложение, потому что оно состоит слов, которые выражают законченную мысль и связаны по смыслу и грамматически.

  1. Предложения бывают разные по цели высказывания:повествовательные, вопросительные, побудительные.

Предложения, в которых о чём-либо сообщается, повествуется, называются повествовательными.

Пришла осень. Это повествовательное предложение, так как в нем повествуется, рассказывается о том, что осень пришла.

Предложения, которые содержат вопрос, называются вопросительными.

Как ты живёшь, синичка? Это вопросительное предложение. В нем задаётся вопрос.

Предложения, в которых побуждают к действию (просят, предлагают, требуют, советуют), называются побудительными.

Береги своё здоровье. Это побудительное предложение. В нём побуждают к действию.

  1. В предложении всегда есть главные члены. Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Подлежащееглавный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении. Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчеркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем. Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? что делали? что сделали?

Сказуемое в предложении подчеркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт.

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. Они составляют грамматическую основу предложения.

Слова, которые не составляют грамматическую основу предложения, являются второстепенными членами. Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Птицы летят в небе.

Летят (где?) в небе – второстепенный член предложения

Дует холодный ветер.

Ветер (какой?) холодный – второстепенный член предложения

По количеству грамматических основ предложение может быть простым или сложным.

  1. Простое предложение – это такое предложение, в котором есть только одна грамматическая основа. Основа простого предложения может состоять:
  • либо из двух главных членов предложения (подлежащего и сказуемого);
  • либо только из одного главного члена (только подлежащего или только сказуемого).

Весёлые воробьи громко кричат на улице.

В этом предложение говорится о воробьях. Кто? Воробьи. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. О воробьях говорится, что они кричат. Воробьи (что делают?) кричат. Кричат – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. В этом предложении одна грамматическая основа – воробьи кричат. Это предложение простое.

В этом предложении говорится о весне. Что? Весна. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. В этом предложении одна грамматическая основа – весна. Состоит из одного подлежащего. Это предложение простое.

В этом предложении говорится о том, что светает. Что делает? Светает. Светает – это сказуемое. В этом предложении одна грамматическая основа – светает. Состоит из одного сказуемого. Это предложение простое.

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из нескольких простых предложений. В нём может быть две и более грамматических основ. Простые предложения, входящие в состав сложного, разделяются запятой. Простые в составе сложного соединяются по интонации, или союзами или союзными словами: и, а, но, чтобы, потому что, так как, где и т.д.

Наступила осень, но сирень ещё не пожелтела.

В этом предложении говорится об осени и о сирени. Что? Осень. Это подлежащее. Что? Сирень. Это подлежащее. Подчёркиваем одной чертой. Об осени говорится, что она наступила. Осень (что сделала?) наступила. Наступила – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – осень наступила. О сирени говорится, что она не пожелтела. Не пожелтела – это сказуемое. Подчёркиваем двумя чертами. Грамматическая основа – сирень не пожелтела. В этом предложении две грамматические основы (осень наступила; сирень не пожелтела). Значит, предложение сложное, состоит из двух частей. Части сложного предложения соединяются союзом но и разделяются запятой.

  1. Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Пшеница (какая?) густая

Созрела (где?) в поле

  1. Прочитайте. Укажи, какая из записей является словосочетанием.
  • На море.
  • На Чёрном море.
  • На море бьются огромные волны.
  • На море бьются огромные волны. Бешено кричат чайки.
  1. Установите соответствия.

Текст, который отвечает на вопрос: какой?

Текст, который отвечает на вопрос: что случилось?

Урок русского языка по теме «Словосочетание». 2-й класс

Класс: 2

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • познакомить учащихся с содержанием понятия “Словосочетание”;
  • начать формировать умение отличать словосочетание от слов, от предложения, составлять словосочетания, находить их в предложении путём установления связи между словами с помощью вопросов;
  • развивать речь;
  • воспитывать интерес к предмету, творческое отношение к труду.

Ключевое понятие – словосочетание.

Тезис: “Словосочетание – это соединение двух слов (главного и зависимого) по смыслу и с помощью окончаний”.

Пособия к уроку: У учителя: презентация. У учащихся: сигнальные прямоугольники (красного, синего, зелёного цветов), учебник, тетрадь.

Ход урока

I. Оргмомент (мотивация).

— Ребята, тему урока вы угадаете немного позже, если сейчас будете очень внимательны. Наш класс сегодня будет творческой лабораторией, а вы — учёными-лингвистами. За урок вы сами выведете новое правило.

Чтобы на уроке вы смогли быстро и красиво писать, сделаем гимнастику для пальчиков:

а) гимнастика “Шум дождя”;

б) психологический настрой.

— Закончился дождь, деревья отряхнули тяжёлые капли со своих листьев, (встряхивание кистей рук), выглянуло солнышко, (глубоко вздохнули, подняв руки вверх; медленно выдыхаем, разводя руки по сторонам.)

На презентации открывается слайд с изображением солнышка.

— Улыбнитесь солнышку и друг другу. Пусть весь урок и весь день у вас будет солнечное настроение.

в) оформление тетрадей

г) минутка чистописания

— На какую букву начинается слово “солнышко”?

— Дайте характеристику. Что это за буква? Давайте вспомним, как она правльно пишется. На какую фигуру она похожа?

— И писать её нужно похожей на полуовал, достаточно закруглять сверху и снизу. Показываю на счёт “и-раз-и”

Дети обводят по воздуху и в тетради пишут три раза:

Сс Сс Сс Семипалатинск

II. Опорное повторение и коррекция необходимых для данного урока знаний, умений и навыков.

Орфографическая разминка.

— Будете записывать слова под диктовку и “по-цепочке” комментировать их написание (объяснять и подчёркивать орфограммы) в таком порядке: я один раз произношу слово. Тот, кто комментирует, называет, проговаривает это слово так, как оно пишется, объясняя орфограмму. И после – записываете это слово под его диктовку. Итак, внимание:

Сварить, ловить, молоко, собрать, четверг, шишка, чудный, по степи, на воде.

Упражнение на определение частей речи (работа с сигнальной лентой).

— Я ещё раз читаю слова, а вы будете поднимать красный прямоугольник, если слово – имя существительное, зелёный – имя прилагательное, синий – глагол. Очень быстро.

Упражнение на умение вычленять в слове различные части (разбор по составу).

— А теперь приготовьтесь с красной строки выписывать те части слов, которые я назову. Кто правильно это сделает, а я надеюсь, что все справятся, тот угадает тему нашего урока. На слайде – схема разбора слова по составу. Желаю успеха. Начали.

Из слова “сварить” выпишите только приставку, из слова “ловить” — корень (рядом с той буквой, что уже выписали), из слова “молоко” — окончание, из слова “собрать” — приставку, первый слог из слова “четверг”, окончание из слова “шишка”, суффикс из слова “чудный”, окончание из слов “степи” и “воде”.

III. Объяснение нового понятия.

— Молодцы! Верно. Тема урока: словосочетание. (На слайде появляется тема крупными буквами).

1) Эвристическая беседа. Возможный вариант беседы:

— Вы, наверное, уже много раз слышали это слово. А что же оно обозначает? Что в русском языке называется словосочетанием?

Посмотрите внимательно на это слово. Из каких слов получилось такое длинное слово? (сочетание слов)

— А что означает слово “сочетание”? Попробуйте найти в нём приставку и корень.

— Вы слышали когда-нибудь слово “чета”? Что оно обозначает?

— Говорят “супружеская чета”, “он тебе не чета”. “Чета” значит пара. Пара – это сколько?

— Приставка со- придаёт значение “находиться вместе, быть соединённым”. Что же у нас получилось? (На слайде:

2) Работа по уточнению правила.

— Прочитайте: “сварить”. Это словосочетание? Почему?

— Добавляю слово “класс”. “Сварить класс” — это словосочетание? Нет? А почему, ведь слов два?

— Значит, слова должны быть соединены, подходить по смыслу? Добавим это слово в наше правило, уточним наше определение: “Словосочетание – это два слова, соединённые по смыслу”.

— Отлично получается. А теперь я заменю слово класс на подходящее по смыслу “каша”. Что получилось? (сварить каша)

— Теперь всё в порядке? Это будет словосочетанием? Они же подходят друг другу по смыслу? (Так не говорят)

— А как нужно сказать? (“Сварить кашу”)

— Что же изменилось? (окончание в слове “каша”)

— Что же получается: сварить каша – слова, подходящие по смыслу, но они не являются словосочетанием, т.к. нельзя задать вопрос к слову “каша”. Сделать это нам не позволяет окончание. Чтобы пара этих слов стала словосочетанием, необходимо изменить окончание в слове “каша” по вопросу от слова “сварить”. “Сварить (что?) кашу”.

— Давайте ещё более уточним наше правило. “Словосочетание – это два слова, соединённых по смыслу и с помощью окончаний”.

Дети следят по схеме, приведённой выше. Определение уточняется словами “ с помощью окончаний”. Х

— Изобразим это правило с помощью схемы: (. )

— В словосочетаниях всегда есть главное слово и зависимое. Как думаете, какое слово будет главным?

— То слово будет главным, от которого задаём вопрос. Оно обозначается знаком “х”. А зависимое – то, к которому задаём вопрос, к нему на схеме идёт стрелка. Запишите получившееся словосочетание с вопросом в скобках к зависимому слову, главное обозначьте крестиком.

Сварить (что?) кашу.

— Расскажите ещё раз по схеме, что такое “словосочетание”?

IV. Первичное закрепление.

а) — У нас осталось слово “класс”. Это словосочетание? Что нужно сделать, чтобы получилось словосочетание?

— Я добавлю ещё слово, чтобы их стало два, как по правилу: “дружная класс”. Почему это не словосочетание? Измените окончание. Какое словосочетание получилось? Запишите его с вопросом в скобках от главного слова. Главное обозначьте “х”.

б) – Откройте учебники на стр. 169. Прочитайте правило в рамочке. Правильно ли мы с вами вывели правило?

— Даже точнее, чем в учебнике. Закройте книги.

в) – Добавьте слово к слову “ловить”, чтобы получилось словосочетание: ловить (что?) рыбу.

— Подберите прилагательное к слову “шишка”: шишка (какая?) сосновая.

— Запишите ещё одно словосочетание: “вкусный молоко”. Почему это не словосочетание? Докажите. Исправьте ошибку. Запишите: вкусное (какое?) молоко.

— Мальчик из соседнего класса составил такое словосочетание: Бежать дорога. Докажите его неправоту. Исправьте, запишите: бежать по дороге.

— Значит, слова в словосочетании могут быть связаны и с помощью предлогов. Составьте каждый по словосочетанию. (выслушиваю ответы).

— Запишите каждый своё словосочетание.

— Молодцы! Вы так хорошо работали, а теперь давайте отдохнём. Упражнение называется “Лесорубы”. Покажите, как лесорубы работают топорами.

— А составьте словосочетание про лесорубов.

— А теперь про то, как они работают.

— Следующее упражнение “Пловцы”. Покажите, как гребут руками пловцы. Составьте словосочетание о пловцах.

— А о том, как они плавают.

— А теперь о нашем настроении.

— Почему все пары слов, которые вы называли, являются словосочетаниями? (Дети повторяют правило.)

Д) – Прочитайте отрывок из стихотворения известного казахского поэта Ы. Алтынсарина “Давайте, дети, учиться!”

Чтоб лучше неизвестное узнать,
Все дети умные за книжками сидят.

— Выпишите из этих строк словосочетания.

(Узнать неизвестное, узнать лучше, дети умные, сидят за книжками, лучше узнать)

— Что мы записали? (словосочетания)

V. Подведение итогов.

а) – Возьмите листок с тестовым заданием и выполните его. Из данных пяти пар слов подчеркните только те пары, которые являются словосочетаниями. Главное слово обозначьте крестиком.

  • 1 вариант. Дождливая вечер, ясное утро, встретиться товарищи, первый день, подойти к дому.
  • 2 вариант. Луч солнца, весёлый мультфильм, делать зарядка, бежать берег, лететь по небу.

б) Домашнее задание: стр. 170, упр. 751; составить 1-2 предложения, используя словосочетания.

в) Оценочные суждения: Всем большое спасибо за работу на уроке. Особенно хорошо работали следующие ребята: . . А оценки получат все по результатам тестирования.

— На память о нашем уроке и в благодарность за вашу работу возьмите “частичку нашего солнышка”. (Раздаю каждому маленький рисунок солнышка, на обороте которого написана тема урока “Словосочетание” и нарисована его схема.)

Конспект урока по русскому языку 3 класс на тему:»Предложение и словосочетание».

План-конспект урока по русскому языку – 3 класс Шмелевой Н.А.

Тема: Предложение и словосочетание.

1. Закрепление умения различать и сравнивать предложение, словосочетание и группу слов, которая не составляет ни предложения, ни словосочетания; формирование умения составлять из данных слов (из данной группы слов) словосочетание и предложение.

2. Развитие мышления, речи, наблюдательности, орфографической зоркости, фонематического слуха.

3. Воспитание любви к родному языку, уважительного отношения к мнению других.

2.Проверка домашнего задания.

3.Создание проблемной ситуации.

Что записано на доске? ( Высказывания детей .)

Я сейчас ничего вам не скажу, кто-то из вас прав, кто-то ошибается. Мы решим эту проблему в течение урока, вы сами в конце урока или по ходу урока сделаете вывод.

Ребята, а что такое проблема, как вы думаете? (Высказывания детей.)

А что же об этом написано в «Толковом словаре»? Проблема — ….

4.Работа по теме.

Мы продолжим работать по учебнику, там есть очень хорошее упражнение по нашей теме. На следующей странице учебника упражнение 42. Читаем задание. (Чем предложение отличается от словосочетания? Прочитайте и объясните, какая группа слов является предложением, какая словосочетанием?)

Работа с предложениями:

Найдите в упражнении предложения. (Прошёл дождь. Туча унеслась.) Почему вы решили, что это предложения? (В них есть главные члены.) А что вы можете сказать об этих предложениях, какие они? (Нераспространённые, повествовательные, невосклицательные, невопросительные.)

Распространите первое предложение. Что значит – распространить предложение? (Добавить второстепенные члены.)

Что же у вас получилось? (Прошёл сильный дождь. Вчера прошёл дождь и т.д.)

Запишем предложение: Прошёл сильный дождь. Готовим линейку и карандаш. Для чего они нам нужны? (Подчёркивать главные члены предложения. В предложении говорится о дожде. Что? дождь – это подлежащее, выражено существительным, дождь что сделал? прошёл – это сказуемое, выражено глаголом.)

Покажите с помощью стрелочек связь слов в предложении. (Дождь какой? сильный – это второстепенный член, соединяем стрелкой.)

Распространите второе предложение. Я вам предлагаю слова – подсказки, выберите наиболее подходящие.

5.Самостоятельная работа: Запишите предложение, выполните точно такую же работу, как и с первым предложением. Прочитайте, что получилось.

Работа со словосочетаниями

Назовите словосочетания. (Отборное зерно)

Объясните свой выбор. (Между словами можно поставить вопрос: зерно (какое?) отборное.)

Запишите словосочетание: отборное зерно (какое?)

Готовим карандаш, будем разбирать словосочетание. (Главное слово: зерно, над словом ставим крестик, зерно какое?- отборное – это зависимое слово, ведём к нему стрелку, в скобках записываем вопрос (какое?).

Что значит «отборное зерно»? (Очень хорошее, плохое выбросили, а хорошее осталось.)

Работа с группой слов:

У нас в упражнении остались слова под номерами 2 и 4. Что вы о них скажите, почему мы их до сих пор не выписали? (Это группы слов, они между собой не связаны.)

Прочитайте 4 группу слов (в городе машины)

Составьте предложение. (В городе по дороге едут машины. В городе много машин и т.д.)

Запишите предложение. В городе по дороге едут машины. Какое оно? (Распространённое.) А могло ли оно получиться нераспространённым? (Нет, здесь уже есть второстепенный член предложения.)

Найдите в этом предложении словосочетания. (Едут в городе, едут по дороге.)

Объясните свой выбор. (От одного слова можно задать вопрос к другому: едут где? в городе; едут по чему? по дороге.)

А можно ли назвать словосочетанием – машины едут? (Нет.)

Почему? (Это предложение, грамматическая основа предложения.)

Работа с иллюстрацией.

– На страничке есть рисунок. Почему художник его нарисовал?

Физкультминутка на внимание.

Говорю слово «ребята» — выполняем задание, не говорю – не выполняем.

Потренировали внимание, проверим наблюдательность и сообразительность. Прочитайте слова на карточках:

НАЙ’АБЫР’ МАРОС С’ЭВ’ИР

Кто расшифровал эти слова, что же здесь написано? (Ноябрь, мороз, север.)

А что это за запись, которую я вам предложила? (Это звуковая запись – транскрипция.)

Запись на доске.

Запишем эти слова на доске и в тетрадь. Возьмите простой карандаш, что будете делать? (Ставить ударение и подчёркивать орфограммы.)

Один ученик выполняет задание на доске.

Проверим правильность написания, а правильная запись у меня на карточке с другой стороны.

Работа по развитию речи.

Ребята, а можем ли мы эти слова как-нибудь объединить?

Это словарные слова.

В ноябре ветер дует с севера, а в конце месяца бывает моро з.

Молодцы, вы всё правильно сказали, а теперь послушайте.

Работа со словарём.

Я вам прочитаю значение слов и их происхождение.

Север – одна из четырёх сторон света, направление, противоположное югу; изначально слово северимело значение «холодный ветер», затем – «область холодных ветров».

Мороз – погода с низкой температурой воздуха. Произошло от древнего слова мерз – «холодный». От него же образовано и слово мёрзнуть.

Что же ещё объединяет эти слова? (Они образовались от слов «холод» и «холодный ветер»).

Ноябрь – одиннадцатый месяц календарного года. Произошло от латинского слова november «девятый»; ноябрь – «девятый месяц» (Новый год раньше начинался с марта).

А теперь подберите к записанным словам однокоренные прилагательные и запишите словосочетания. (Северный ветер, ноябрьский день, морозное утро.)

Докажите, что это словосочетание. (Высказывания детей)

С любым словосочетанием составьте устно предложение.

Закрепление умения различать предложение и словосочетание.

Я вам раздала карточки, прочитайте задание. Что вы будете делать? (Надо найти предложение, записать его и выделить основу.)

Из трёх групп слов найди предложение, запиши его, выдели основу.

Из высокого, дым, небо, трубы, поднимается в.

Однажды жарким летним днём.

3. Небо хмурилось.

Обоснуйте свой выбор. ( Объяснения детей.)

А можем ли мы две другие строчки «превратить» в предложение?

Что для этого надо сделать?

Из высокой трубы в небо поднимается дым. 2) Однажды жарким летним днём мы пошли гулять.)

Закрепление изученного. Работа с сигнальными карточками.

Я хочу проверить, научились ли вы различать предложение и словосочетание. Если я покажу на карточке предложение – поднимайте зелёный сигнал, если словосочетание – красный. Начинаем работу.


[spoiler title=»источники:»]

http://urok.1sept.ru/articles/651622

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-3-klass-na-temu-predlozhenie-i-slovosochetanie-4925536.html

[/spoiler]

Популярные записи

Перевод my dream is to fly
Перевод клавиатуры в управляющий регистр
Назовите способы подчинительной связи слов словосочетании
Термины слова и термины словосочетания
Составить словосочетания на слову искать
Выпишите только подчинительные словосочетания жизненно необходимая человек живет
Кипа головной убор ударение
Как обозначить словосочетание главное и зависимое слово
Ударение поднял подняла подняли
Почему пишет недостаточно средств при переводе на киви
Слова в родительном падеже ударение
Ударение трещины лобового стекла
Марсель или марсель ударение
Проверочная работа по русскому языку 8 класс виды словосочетаний
Замените словосочетание бетонная стена построенное на основе примыкания синонимичным
Шамшура ударение в слове
Объедините в словосочетания слова учитывая особенности их
Ситибанк перевод с карты на карту ситибанка
Проверочная работа по русскому связь слов в словосочетаниях
Определите и выпишите словосочетания номер 228