Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании
Урок русского языка по теме «Склонение причастий» (7 класс)
Тема: « Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».
Цели деятельности педагога: познакомить со склонением причастий; способствовать формированию умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.
Тип урока: комбинированный урок
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных в окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.
Определение темы и целей урока.
Отгадайте загадку. О какой части речи можно сказать:
вот свойство моё обязательное —
склоняюсь я как прилагательное —
на все вопросы его отвечаю
глаголы по значению напоминаю?
— Докажите свое мнение.
— Как вы понимаете выражение «склоняюсь я как прилагательное»?
Как определить окончание причастия?
Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Каковы цели урока?
Проверка домашнего задания упр. 81.
Распределительный диктант. Запишите словосочетания в 2 столбика: в 1-й столбик – словосочетания с прилагательными, 2-й — столбик с причастиями. Объясните окончание прилагательных и причастий.
Н ад широк им полем, кошачь и ми повадками, розов ы м покрывалом , за скользящ..ми тенями, в смеющ..хся глазах, в синеющ..ю даль, за падающ..й звездой, в стонущ..м сердце, по медвежь..м следам.
Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад». Определите его тему, главную мысль.
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —
И снова все кругом замрет.
Последние мгновенья счастья!
Объясните написание окончаний причастий письменно.
Глагол — руки вверх
Прилагательное — в стороны
Причастие — перед собой
(бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)
Выполнение тренировочных упражнений:
Упр. 84 (коллективно)
Упр. 83 ( самостоятельно)
1) В каком случае на месте пропуска в окончании причастия необходимо писать букву и ?
А) Долго после этого мы ехали, не останавливаясь, по белой пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющ..мся свете метели.
Б) Слышнее становилось завывание ветра и виднее поразительно огромное количество снега, носящ..гося в воздухе.
В) Игнашка сидел молодцом, беспрестанно подпрыгивал, замахивался рукою с висящ..м кнутом на лошадей.
Г) Он представлял, как ныряет в бушующ..е море.
2) Определите предложение, в котором на месте пропуска в окончании причастия пишется буква и .
А) В едва брезжущ..м рассвете мы тихо шли по лесу. (И. Соколов-Микитов)
Б) За калиткою смолкш..го сада прозвенит и замрёт бубенец. (С. Есенин)
В) Степь на многие вёрсты оделась колышущ..мся серебром. (М. Шолохов)
Г) Затянувш..еся тучами небо чёрным потолком повисло над просекой. (А. Гайдар)
3) Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании.
А) с перекосивш..мися удилами
Б) свернувш..еся от мороза листья
В) на просвечивающ..е зеркало пруда
Г) через листву берёзы, раскачивающ..йся надо мною
Определите предложение, в котором допущена ошибка в окончании причастия
Г) Всё небо усыпано весело мигающими звёздами. (А. Чехов)
5) Определите предложение, в котором допущена ошибка в окончании причастия
1) С развевающейся гривой
2) Сквозь колеблющейся слой воды
3) Звук ноты, отзывавшийся в воздухе
4) Линии падающего снега.
10. Домашнее задание: П. 13, упр. 85
Русский язык. 7 класс
В каком случае на месте пропуска в окончании причастия необходимо писать букву и?
Он представлял, как ныряет в бушующ..е море.
Игнашка сидел молодцом, беспрестанно подпрыгивал, замахивался рукою с висящ..м кнутом на лошадей.
Долго после этого мы ехали, не останавливаясь, по белой пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющ..мся свете метели.
Слышнее становилось завывание ветра и виднее поразительно огромное количество снега, носящ..гося в воздухе.
Определите предложение, в котором на месте пропуска в окончании причастия пишется буква и.
За калиткою смолкш..го сада прозвенит и замрёт бубенец. (С. Есенин)
Степь на многие вёрсты оделась колышущ..мся серебром. (М. Шолохов)
Затянувш..еся тучами небо чёрным потолком повисло над просекой. (А. Гайдар)
В едва брезжущ..м рассвете мы тихо шли по лесу. (И. Соколов-Микитов)
Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании.
с перекосивш..мися удилами
через листву берёзы, раскачивающ..йся надо мною
Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи; вспомните, какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окончания в них пишутся.
[spoiler title=»источники:»]
http://resh.edu.ru/subject/lesson/2277/train/
http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/sklonenie-prichastiy-i-pravopisanie-glasnyh-v-padezhnyh-okonchaniyah-prichastiy
[/spoiler]