Меню Рубрики

Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании

Урок русского языка по теме «Склонение причастий» (7 класс)

Тема: « Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий».

Цели деятельности педагога: познакомить со склонением причастий; способствовать формированию умения определять условия выбора гласных в окончаниях причастий и прилагательных.

Тип урока: комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о склонении полных причастий в единственном и множественном числе, об условиях выбора гласных в падежных в окончаниях причастий; уметь согласовывать причастия с существительными, образовывать указанные формы причастий, правильно писать гласные в падежных окончаниях причастий, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение ( индуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению с учётом устойчивых познавательных интересов, на основе уважительного отношения к труду, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к русскому языку как ценности русского народа.

Определение темы и целей урока.

Отгадайте загадку. О какой части речи можно сказать:

вот свойство моё обязательное —
склоняюсь я как прилагательное —
на все вопросы его отвечаю
глаголы по значению напоминаю?

— Докажите свое мнение.

— Как вы понимаете выражение «склоняюсь я как прилагательное»?

Как определить окончание причастия?

Значит, о чем мы сегодня будем говорить? Каковы цели урока?

Проверка домашнего задания упр. 81.

Распределительный диктант. Запишите словосочетания в 2 столбика: в 1-й столбик – словосочетания с прилагательными, 2-й — столбик с причастиями. Объясните окончание прилагательных и причастий.

Н ад широк им полем, кошачь и ми повадками, розов ы м покрывалом , за скользящ..ми тенями, в смеющ..хся глазах, в синеющ..ю даль, за падающ..й звездой, в стонущ..м сердце, по медвежь..м следам.

Прочитайте отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад». Определите его тему, главную мысль.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Заквохчет дрозд, перелетая

Среди подседа, где густая

Листва янтарный отблеск льет;

Играя, в небе промелькнет

Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!

Объясните написание окончаний причастий письменно.

Глагол — руки вверх

Прилагательное — в стороны

Причастие — перед собой

(бегающий, великий, рассказать, взлетающий, красивый, блестеть, смотревший)

Выполнение тренировочных упражнений:

Упр. 84 (коллективно)

Упр. 83 ( самостоятельно)

1) В каком случае на месте пропуска в окончании причастия необходимо писать букву и ?

А) Долго после этого мы ехали, не останавливаясь, по белой пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющ..мся свете метели.

Б) Слышнее становилось завывание ветра и виднее поразительно огромное количество снега, носящ..гося в воздухе.

В) Игнашка сидел молодцом, беспрестанно подпрыгивал, замахивался рукою с висящ..м кнутом на лошадей.

Г) Он представлял, как ныряет в бушующ..е море.

2) Определите предложение, в котором на месте пропуска в окончании причастия пишется буква и .

А) В едва брезжущ..м рассвете мы тихо шли по лесу. (И. Соколов-Микитов)

Б) За калиткою смолкш..го сада прозвенит и замрёт бубенец. (С. Есенин)

В) Степь на многие вёрсты оделась колышущ..мся серебром. (М. Шолохов)

Г) Затянувш..еся тучами небо чёрным потолком повисло над просекой. (А. Гайдар)

3) Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании.

А) с перекосивш..мися удилами

Б) свернувш..еся от мороза листья

В) на просвечивающ..е зеркало пруда

Г) через листву берёзы, раскачивающ..йся надо мною

Определите предложение, в котором допущена ошибка в окончании причастия

Г) Всё небо усыпано весело мигающими звёздами. (А. Чехов)

5) Определите предложение, в котором допущена ошибка в окончании причастия

1) С развевающейся гривой
2) Сквозь колеблющейся слой воды
3) Звук ноты, отзывавшийся в воздухе
4) Линии падающего снега.

10. Домашнее задание: П. 13, упр. 85

Русский язык. 7 класс

В каком случае на месте пропуска в окончании причастия необходимо писать букву и?

Он представлял, как ныряет в бушующ..е море.

Игнашка сидел молодцом, беспрестанно подпрыгивал, замахивался рукою с висящ..м кнутом на лошадей.

Долго после этого мы ехали, не останавливаясь, по белой пустыне, в холодном, прозрачном и колеблющ..мся свете метели.

Слышнее становилось завывание ветра и виднее поразительно огромное количество снега, носящ..гося в воздухе.

Определите предложение, в котором на месте пропуска в окончании причастия пишется буква и.

За калиткою смолкш..го сада прозвенит и замрёт бубенец. (С. Есенин)

Степь на многие вёрсты оделась колышущ..мся серебром. (М. Шолохов)

Затянувш..еся тучами небо чёрным потолком повисло над просекой. (А. Гайдар)

В едва брезжущ..м рассвете мы тихо шли по лесу. (И. Соколов-Микитов)

Установите соответствие между гласной в окончании и причастием в словосочетании.

с перекосивш..мися удилами

через листву берёзы, раскачивающ..йся надо мною

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На уроке вы повторите основные сведения о причастии как части речи; вспомните, какие признаки глагола и прилагательного совмещает причастие. Узнаете, как склоняются (изменяются по падежам) причастия и какие окончания в них пишутся.


[spoiler title=»источники:»]

http://resh.edu.ru/subject/lesson/2277/train/

http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-2-prichastieb/sklonenie-prichastiy-i-pravopisanie-glasnyh-v-padezhnyh-okonchaniyah-prichastiy

[/spoiler]