Меню Рубрики

Урок словосочетание рус яз 8 класс

Конспект урока с презентацией: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока с презентацией

Скачать:

Вложение Размер
8.10_8ab_rya.docx 18.53 КБ
8.10_8ab_rya.pptx 91.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний»

Цели: актуализировать знания о словосочетании; учить характеризовать словосочетание как единицу синтаксиса, выделять словосочетания в тексте, развивать навыки устной и письменной речи.

— Здравствуйте! Проверьте свою готовность к уроку: на парте – дневник, тетрадь, учебник и пенал.

II Работа над ошибками

Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья, закалённая сталь, таинственный остров, песчаный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.
III Самостоятельная работа

Соотнесите науки о языке и предмет их изучения

1. изучает функциональные стили речи и особенности употребления языковых средств.

2. изучает лексически неделимые, устойчивые в своем составе и структуре, целостные по значению словосочетания.

3. изучает словосочетания, предложения (простые и сложные) и текст как самую большую единицу синтаксиса.

4. изучает систему знаков препинания и правила их употребления.

5. изучает звуки речи.

6. изучает состав и строение слова.

7. изучает способы образования слов (от чего образовано слово, с помощью каких морфем и каким способом).

8. изучает части речи.

9. изучает лексическое значение слов, их происхождение и употребление в речи.

10. изучает правила написания слов

11. изучает алфавит, способы обозначения звуков на письме.

12. изучает правила произношения звуков, сочетаний звуков, постановку ударений в словах.

IV Работа по теме урока

Тема нашего сегодняшнего урока: «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний».

Запись числа и темы урока

Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (стр. 33-34).

Словосочетание – это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью . Это связь неравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Не являются словосочетаниями:

  1. Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море;
  2. Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый;
  3. Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл;
  4. Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый;
  5. Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

  1. Рубашка в клетку (какая?), билет пассажира (чей?), ездили отдыхать (с какой целью?), в связи с переездом.
  2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь.
  3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник.
  4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы.
  5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Чтение теоретического материала стр. 36.

— Назовите виды словосочетаний.

— По каким признакам выделяются виды словосочетаний?

  1. Главное слово – существительное: полёт космонавта;
  2. Главное слово – прилагательное: полный энергии
  3. Главное слово – числительное: первый в классе
  4. Главное слово – местоимение: кто-то из вас
  1. Главное слово – глагол: иду на грозу
  2. Главное слово – деепричастие: придя в школу
  3. Главное слово – причастие.

Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС.

Очень быстро, стыдно за тебя.

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают?

Принять участие, а(п,пп)лодировать режи(с,сс)еру, лебеди(н,нн)ая песня, задумч…вый в…гляд, рассмотреть и(л,лл)юстрации, голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров…зировать на реп…тици…, дать согласие, пр…водить в изумление, окружить заботой, изящ…ная словес…ность.

V Закрепление изученного

— Что такое словосочетание?

— Как оно строится?

— Как связаны между собой словосочетания?

— Назовите виды словосочетаний. Приведите примеры

Домашнее задание. Параграф 9, 10. Упр. 60

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Объясните правописание Н-НН в суффиксах прилагательных и причастий. Лавинная опасность, орлиный взмах, старинная картина, некрашеная скамья, закалённая сталь, таинственный остров, песчанный берег, кошенная на лугу трава, льняная ткань, могила безымянного солдата, масленая каша.

Словос о ч е тание как ед и ница синтаксиса. Виды словос о ч е таний

Словосочетание — это сочетание нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Слова в СЛС связаны подчинительной связью . Это связь неравноправных синтаксических единиц. При подчинительной связи от главного компонента к зависимому можно поставить вопрос. Зависимое слово уточняет смысл главного. Грамматические средства связи слов в словосочетаниях: окончание, предлог.

Не являются словосочетаниями: 1) Подлежащее и сказуемое: магазин закрыт, ночь прозрачна, светится море; 2) Ряд однородных членов предложения, т.е. слов, связанных сочинительной связью, связью равноправных синтаксических единиц: лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег; мягкий и тёплый; 3) Сочетание служебного слова (предлога, союза, частицы) с самостоятельным: в течение месяца, тоже пришёл; 4) Сложные (составные) формы слов: буду рисовать, более интересный, самый красивый; 5) Фразеологизмы: бить баклуши, водить за нос (оба слово или одно из них утратили самостоятельное лексическое значение, и значение имеет фразеологизм в целом).

Задание. Четвёртое лишнее. Какое сочетание слов не является словосочетанием? 1. Рубашка в клетку, билет пассажира, ездили отдыхать, в связи с переездом. 2. Рассказывал с вдохновением, вавилонское столпотворение, покраснел от стыда, подчинительная связь. 3. Самый высокий, занимательная лингвистика, читать выразительно, мой учебник. 4. Обдумывая решение, желание понять, земля и небо, кабинет литературы. 5. В течении реки, построенный летом, забор покрашен, материал вроде мрамора.

Виды словосочетаний: Именные: 1) Главное слово – существительное: полёт космонавта 2) Главное слово – прилагательное: полный энергии 3) Главное слово – числительное: первый в классе 4) Главное слово – местоимение: кто-то из вас Глагольные: 1) Главное слово – глагол: иду на грозу 2) Главное слово – деепричастие: придя в школу 3) Главное слово – причастие. Наречные – такие словосочетания, где главное слово – наречие или СКС. Очень быстро, стыдно за тебя.

Задание. Перепишите, над главным словом поставьте крестик, поставьте вопрос к зависимому слову. Укажите вид словосочетаний. Фразеологизмы подчеркните. Что они обозначают? Принять участие, а( п,пп ) лодировать режи ( с,сс )еру, лебеди( н,нн ) ая песня, задумч …вый в… гляд , рассмотреть и( л,лл ) юстрации , голубая кровь, оказать влияние, верста коломенская, од…ржать победу, импров … зировать на реп… тици …, дать согласие, пр …водить в изумление, окружить заботой, изящ … ная словес… ность .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание. Типы словосочетаний» с использованием ЭОР

Данная работа представляет собой конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Типы словосочетаний». Урок проходит с использованием ЭОР. Предусмотрена работа за компьютером, имеющим вы.

конспект урока 7 класс «Масса тела. Единицы массы»

В помощь аттестующимся преподавателям.

конспект урока в 7 классе «Сила. Единицы силы»

конспект урока в 7 классе «Сила. Единицы силы».

Конспект урока с использованием ЭОР «Мощность. Единицы мощности.»

Конспект урока с использованием ЭОР.

план-конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Словосочетание»

Публикация содержит материал по изучению структуры словосочетаний типа «прил.+сущ.», а также задания, по усвоению норм построения и употребления данных словосочетаний.

План — конспект урока по теме «Популяция — структурная единица вида и эволюции»

Цель урока: продолжать углублять и расширять знания о виде на основе формирования понятий о популяции как обязательной и структурной его единице, охарактеризовать особенности взаимоотношений организмо.

Конспект урока биологии «КЛЕТКА — ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СТРУКТУРНАЯ ЕДИНИЦА СТРОЕНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ»

В ходе урока создаются условия для обобщения, систематизации и закрепления знаний, для проверки качества усвоения учебного материала учащимися по теме: «Основы цитологии»; создаются условия для .

Обобщающий урок по теме «Словосочетание». 8-й класс

Класс: 8

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (125 кБ)

Цели: проверить качество усвоения материала по теме «Словосочетание».

Задачи:

  • проверить умение анализировать словосочетание;
  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Оборудование:

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

– Что изучает синтаксис? (Синтаксис – это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )
– Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)
– Из чего состоит словосочетание? (Из главного слова и зависимого)
– Назовите виды словосочетаний по главному слову? (Именные, глагольные и наречные)
– Назовите типы связи в словосочетаниях? (Согласование, управление и примыкание)
– Что такое согласование? Управление? Примыкание? (Согласование – это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное.Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)
– Что не является словосочетанием?

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

3. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

4. Самостоятельная работа

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

Тест

Часть А.

А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы

А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их

А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Гораздо меньше, искренне любил, этой новости
  2. Глубоко несчастлив, однажды решил, моё сердце
  3. Заметно увеличиваясь, постоянно недосыпал, увидев его
  4. Его слова, шёл не спеша, очень важно

А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него

А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Определите тип связи

  1. Ехать быстро
  2. Красящий забор
  3. Мощёная улица
  4. Очень ветрено
  5. Освобождение армией
  6. Лестно говорить
  7. Пятый в строю
  8. Очень дружно
  9. Помогал маме
  10. Отвечать, не думая
  11. Писать аккуратно
  12. Папин портфель
  13. Грустный мальчик
  14. Кофе по-турецки
  15. Дежурный класс
  16. Пришёл мириться
  17. Пятый кабинет
  18. Счастливая улыбка
  19. Видеть из окна
  20. Понимаю тему
  21. Сделать по-своему
  22. Свой человек
  23. Поливающий из лейки
  24. Подошёл ко мне
  25. Говорить насчёт погоды
  26. Понятно объяснять
  27. Очень красиво
  28. Неубранная комната
  29. Прийти вовремя
  30. Наш приз

Конспект урока по теме «Словосочетание» (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе

Тема. Синтаксис и пунктуация. Словосочетание, его назначение в языке.

Строение и виды словосочетаний.

1.Познакомить учащихся с типами связей в словосочетании.
2. Закрепить понятия словосочетание, типы словосочетаний по главному слову.
3. Развивающие: формировать языковую, лингвистическую, коммуникативную компетенцию.
Воспитательные: воспитание любви к русскому языку, формирование навыков контроля и самоконтроля.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, компьютер, мультимедийная доска, презентация

Вид урока: изучение новой темы.

I. Организационный момент.

— Ребята, мы начинаем знакомство со словосочетанием как единицей синтаксиса. Сегодня перед нами тема – «Словосочетание. Связь слов в словосочетании».

(Запись даты, темы урока в тетради)

— Цель нашей работы – узнать, какие связи слов в словосочетании выделяются в языкознании. Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.

II. Актуализация опорных знаний.

Беседа на повторение.

Что изучает синтаксис? ( Синтаксис — это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

— Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

— Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

— Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

1.Запишем в тетрадях предложение :

Осенний ветер легко срывает последние листья с берез и осин.

— Необходимо выписать из данного предложения все словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?(Знать определение словосочетания)
-Что такое словосочетание? (Слайд 3)
(Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения).
— Что не является словосочетанием?(слайд4)
По тому, какой частью речи является главное слово, выделяют три вида словосочетаний. Назовите их:
— Именное, глагольное, наречное.(слайд5)
Итак, выписываем словосочетания и определяем их вид

1. Существуют три способа подчинительной связи между компонентами словосочетания
— согласование,
— управление,
— примыкание (Слайд 8)

Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное(слайд 9)

Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. .(слайд10)

Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив).(слайд11)

III .Приступаем к выполнению упражнений

1. Запишите словосочетания, группируя их по способам подчинительной связи.

Вл..дение речью, уча(?)ствовать в походе, из..бразить на картине, легко справиться, добросовес(?)ные тружен..ики, интел..игентные люди, уверен..ость в победе, непокол..бимая вера, рас..уждать последовательно, поступить рас(?)чётливо, жить играючи, пом..гать по-соседски, меткое выр..жение, вера в будущее, трудиться добросовес(?)но, рас(?)чётный счёт, рас(?)чётливость хозяина, современ(?)ое мировоз(?)рение.

1) . Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью согласование

Посуда из дерева –

Работы с землёй-

2). Задание : замените словосочетания со связью согласование на словосочетания со связью управление

3) Задание : замените словосочетания со связью управление на словосочетания со связью прримыкание

Написал без ошибок –

Исчез без следа –

Закончил до срока –

Говорил с улыбкой –

— Что узнали о способах связи слов в словосочетании?

— Что вы делали для того, чтобы узнать новое о словосочетании
V .Домашнее задание

Раздается каждому на отдельном листке.

В начале следующего урока на экране появятся ответы к заданиям и критерии оценки работы. Домашнее задание будет оценено учащимися путем взаимопроверки.

1) Легко писать письма, когда на каждое письмо получаешь ответ. 2) Прочитаешь – словно поговоришь. 3) Зацепишься за какую-нибудь реплику в ответ, за какое-нибудь возражение, и глядишь – разбежался на новое письмо. 4) Да разве только письма! 5) Литература, все человеческое искусство – это как игра в теннис, извините за упрощенное сравнение. 6) Чтобы теннисист хорошо играл, нужна хорошая подача со стороны партнера. 7) Если же спортсмен посылает от себя превосходные мячи, а в ответ ничего не получает, то никакой игры не получится. 8) Играть в теннис одному практически нельзя. 9) Точно так же без ощущения читателя, слушателя, зрителя, без ощущения целого народа, ради которого берется перо или кисть, настоящего искусства быть не может.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью согласование.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью управление.

Выпишите из первого предложения словосочетание со связью примыкание.

Выпишите из текста словосочетание, в котором главное слово – наречие.

Выпишите из предложенных сочетаний слов те, которые не являются словосочетаниями: словно поговоришь, зацепишься за реплику, игра в теннис, перо или кисть, ничего не получает.


[spoiler title=»источники:»]

http://urok.1sept.ru/articles/631812

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-teme-slovosochetanie-klass-1276589.html

[/spoiler]