Меню Рубрики

Урок русского языка 5 класс словосочетание фгос ладыженская

Урок русского языка ФГОС в 5 классе по теме «Словосочетание»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

Цели урока:

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_v_5_klasse_slovosochetanie.rar 1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс.

Тип урока : Урок первичного усвоения новых знаний.

  • дать понятие словосочетания;
  • научить отличать словосочетания от слова;
  • сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;
  • находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями и пожелаем всем хорошего настроения.

2. Вхождение в тему (открываем тетради…)

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. ( Слайд №1 )

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых .

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. ( Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака ). Итак, что мы с вами сделали? ( Составили словосочетания ).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока. ( Словосочетание ). ( Слайд № 2 )

3. Установка учебной проблемы

В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов . Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.

Что будем узнавать Чему научимся, что будем делать

Что такое сл-соч.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать

Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы — это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.

Работа в группах!

5. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: » Найди пару«

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.

По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы : в одной группе словосочетания , А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА

Какой вывод делает 3 гр.( см . слайд )

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).Гр. основа не явл-ся сл-соч.

3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику . Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово

Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!

Конспект урока по теме «Словосочетание» (5 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с учебником Русский язык, 5 класс, Тростенцова,Ладыженская и др. Урок является первым в теме «Словосочетание».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме «Словосочетание» (5 класс)»

Конспект урока по русскому языку по теме «Словосочетание» 5 класс.

Тип урока: Урок первичного усвоения новых знаний.

1)дать понятие словосочетания;

2)научить отличать словосочетания от слова;

3)сформировать умение вычленять словосочетания из предложений;

4)находить главное и зависимое слово;

1.Приветствие детей. Поприветствуем друг друга, улыбнёмся, поздороваемся с гостями

и пожелаем всем хорошего настроения.

2 Вхождение в тему (открываем тетради…)

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице: осень, хмурое небо, дождь, слякоть. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова:

Солнце, море, пляж, погода, отдых.

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака). Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 2)

3 Установка учебной проблемы

В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов

Перед вами пары слов. Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при

выполнении задания? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять)

Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют

словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам

предстоит решить на уроке.

Что будем узнавать? Чему научимся, что будем делать?

Что такое словосочетание?

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

Чему научимся, что будем делать

Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы?

А поможет нам найти ответы, конечно, учебник, и у вас на столах лежат желтые листы — это информационные тексты.

Итак, читаем информацию и отвечаем на вопрос: что такое сл-соч.

Работа в группах!

5 Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: «Найди пару»

СМЕЯТЬСЯ О ПРИРОДЕ

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА,ОХОТНИК УВИДЕЛ , УСТНЫЙ ОТВЕТ, МАМА УЛЫБАЕТСЯ, ОН

ПРИЕХАЛ , ЗНАЛ ДАВНО.

2 По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования. (см. слайды)

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью

вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные

грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, А В ДРУГОЙ – ГРАМ.ОСНОВА

Какой вывод делает 3 гр.(см . слайд)

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и

грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов). Гр. основа не является словосочетанием

3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к

нашему учебнику. Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

6 Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с

А)-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных

словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Выполним упражнение из учебника № 271 с.84 (по 1 сл-соч.) укажите в словосочетании главное и зависимое слово

Б) поработаем с предложением, найдем сл-соч. Алгоритм действия!

Конспект урока с презентацией по русскому языку «Словосочетание» (5 класс)

Выбранный для просмотра документ Словосочетание.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 5 классе Учитель русского языка и литературы: Иванов А. И. 2015 – 2016 учебный год

Актуализация знаний и способов действия с ними СОединить, СОбрать, СОтрудничать, СОбеседник, СОобщник. Супружеская ЧЕТа, не ЧЕТа нам, ЧЁТный. Что объединяет ряды записанных слов? Наличие приставки СО-; корня -ЧЕТ-. Какое значение имеют приставка СО- и корень -ЧЕТ-? СО – «вместе», ЧЕТ – «пара».

Актуализация знаний и способов действия с ними Сформулируйте тему урока. Словосочетание. Связана ли тема урока с нашей словарной работой? Связана. В слове «словосочетание» есть приставка СО- и корень –ЧЕТ-. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов.

Лингвистическая задача Попробуйте сконструировать из каждой пары слов словосочетание. Золотой, листья Улетать, юг Прыгать, скакалка Молодой, старушка Умный, береза Пилить, вода Кипятить, доска

Лингвистическая задача Золотой, листья Улетать, юг Прыгать, скакалка Молодой, старушка Умный, береза Пилить, вода Кипятить, доска Золотые листья Улетать на юг Прыгать через скакалку ? ? ? ?

Учебные задачи Какие основные задачи нам предстоит решить на уроке? — Определить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания; — выяснить, как правильно сконструировать словосочетание.

План решения поставленных задач 1. Проанализировать различные сочетания слов. 2. Познакомиться с материалом учебника. 3. Сделать вывод.

Задание для 1 группы «Найди пару» Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика. Сделайте вывод о том, как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании. ГРУСТНЫЙ ВПЕРЕД ЧУДЕСНАЯ ГРОМКО СМЕЯТЬСЯ О ПРИРОДЕ ГОВОРИТЬ ВЗГЛЯД МЧАТЬСЯ СКАЗКА

Задание для 1 группы «Найди пару» Смысловая связь? Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому. ГРУСТНЫЙ ВПЕРЕД ЧУДЕСНАЯ ГРОМКО СМЕЯТЬСЯ О ПРИРОДЕ ГОВОРИТЬ ВЗГЛЯД МЧАТЬСЯ СКАЗКА

Задание для 2 группы «Лингвистический конструктор» Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание. Сделайте вывод о том, что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание. ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЕЗНЫЙ, БЕСЕДА

Задание для 2 группы «Лингвистический конструктор» ПРЫГАТЬ, ПАРАШЮТ НОВЫЙ, БРОШЮРА СТРЕМИТЬСЯ, ПОБЕДА ВСТРЕТИТЬ, ГЕРОЙ СЕРЬЁЗНЫЙ, БЕСЕДА Прыгать с парашютом Новая брошюра Стремиться к победе Встретить героя Серьёзная беседа Как сконструировать словосочетания? Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Задание для 3 группы «Наведи порядок» Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика. ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, УВИДЕЛ ВБЛИЗИ, УСТНЫЙ ОТВЕТ, ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ, ЗНАЛ ДАВНО.

Задание для 3 группы «Наведи порядок» Зимняя вьюга Увидел вблизи Устный ответ Приехал сегодня Известный писатель Знал давно

Что такое словосочетание? Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь.

Какое сейчас время года? Составим словосочетание с этим словом.

Работа с материалом учебника Самостоятельно изучите материал учебника на с. 61 – 62. Что нового вы узнали о словосочетании? В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос.

Составление опорной схемы Словосочетание Глав. Завис.

Закрепление новых знаний Цель: научиться находить главное и зависимое слово в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь между словами в словосочетании. Задание: выполнить самостоятельно упражнение №128 на с. 62 (по два словосочетания из каждого ряда).

Закрепление новых знаний Цель: научиться самостоятельно конструировать словосочетания. К какой части речи относятся слова печь, течь, пила? Что нужно сделать, чтобы мы смогли определить часть речи у этих слов? Задание для 1 группы: Составить словосочетания со словом печь так, чтобы возможно было определить часть речи. Задание для 2 группы: Составить словосочетания со словом течь так, чтобы возможно было определить часть речи. Задание для 3 группы: Составить словосочетания со словом пила так, чтобы возможно было определить часть речи.

Какова роль словосочетания в речи? Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, действие.

Итоги урока Задание: с. 64 упражнение №136. Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста. Приведите примеры, используя материал о словосочетании, который мы рассматривали сегодня на уроке. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, — для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Паустовский)

Оценим свою работу Фамилия, имя Что нового узнали на уроке? Ваши пожелания Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале

Постановка домашнего задания Цель: научиться устанавливать смысловые связи между словами в словосочетании; определять главное и зависимое слово в словосочетании. Задание: выполнить упражнение №132 на с. 63.

Спасибо за урок!

Выбранный для просмотра документ Урок-Словосочетание.doc

Урок русского языка по теме «Словосочетание», 5 класс. УМК Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой.

Этапы учебной деятельности.

1. Этап актуализации имеющихся знаний и способов действий с ними.

-Проанализируйте запись. Как вы думаете, что нужно написать в скобках?

(Нужно написать, что обозначает приставка СО- и корень -ЧЕТ-. Из значения слов видно, что СО — «вместе», ЧЕТ — «пара»).

-Запишите тему урока «Словосочетание» и подумайте, связана ли тема урока с нашей словарной работой.

(Связана. В слове «словосочетание» есть приставка СО и корень ЧЕТ. Значит, словосочетание — это когда «вместе» «пара» слов).

-Перед вами пары слов . Можно ли сказать, что перед нами словосочетания? (Нет)

— Сконструируйте из каждой пары словосочетание.

— Какие результаты вы получили? С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?

(Последние 4 пары слов никак не объединяются в словосочетания. Слова не подходят друг к другу по смыслу).

-А что скажете про первые 3 пары? (Они подходят по смыслу, но их приходится изменять. )

-Во 2 и 3 примере у вас получились сочетания из трех слов: улетать на юг, прыгать через скакалку . Имеем ли мы право назвать их словосочетаниями, ведь вы сказали, что словосочетание — это пара слов?

3. Этап целеполагания и планирования.

-Мы столкнулись с тем, что не всегда два расположенных рядом слова образуют словосочетание. Попробуйте сформулировать основные задачи, которые нам предстоит решить на уроке.

(Выяснить, какие сочетания слов могут образовывать словосочетания? Как правильно сконструировать словосочетание?)

— Как будем выяснять? Давайте спланируем свои действия.

(Проанализируем различные сочетания слов, сравним разные конструкции, обратимся за помощью к учебнику). Как удобнее проводить исследование? ( В группах)

— Как вы думаете, что может стать результатом нашей работы? (Схема, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания)

4. Этап осмысления новых сведений, выведения способов их практического применения.

1) Работа в группах.

Задание для 1 группы: » Найди пару«

Подберите к каждому слову из первого столбика походящую по смыслу пару из второго столбика.

Сделайте вывод: Как устанавливается смысловая связь между словами в словосочетании?

Задание для 2 группы: «Лингвистический конструктор».

Прочитайте пары слов.

Сконструируйте из каждой пары слов словосочетание.

Сделайте вывод: Что необходимо сделать, чтобы сконструировать словосочетание?

Задание для 3 группы: «Наведи порядок»

Прочитайте словосочетания. Распределите их в два столбика.

ЗИМНЯЯ ВЬЮГА, УВИДЕЛ ВБЛИЗИ, УСТНЫЙ ОТВЕТ, ИЗВЕСТНЫЙ ПИСАТЕЛЬ, ПРИЕХАЛ СЕГОДНЯ, ЗНАЛ ДАВНО.

По какому признаку вам удалось разделить словосочетания на 2 группы? Расскажите о своих выводах.

2) Обсуждение полученных результатов.

-Предлагаю группам рассказать , что у них получилось в ходе исследования.

-Смысловая связь между словами в словосочетании устанавливается с помощью вопроса, который можно задать от одного слова к другому.

-Чтобы сконструировать словосочетания, приходится менять окончания, добавлять предлоги.

Дополнение учителя: То есть, мы используем для связи слов определенные грамматические правила, а значит, устанавливаем грамматическую связь между словами.

Вывод 3 группы: в одной группе словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного, а в другой — словосочетания, состоящие из глагола и наречия.

Учитель Случайно ли именно так объединяются в словосочетания части речи?

(Не случайно. Ведь прилагательные обозначают признак предмета и «прилагаются» к существительному. А наречия обозначают признак действия и «дружат» с глаголом.)

— Обобщим информацию, которую мы получили о словосочетании в ходе наших исследований.

(Словосочетание — это два слова, между которыми существует смысловая и грамматическая связь. Слова в словосочетании могут быть выражены существительными, прилагательными, глаголами, наречиями. Предлоги могут использоваться для связи слов).

3) Работа с материалом учебника.

— Достаточно ли полным получилось наше определение? Предлагаю обратиться к нашему учебнику . Изучите определение, данное в учебнике. Выясните, какая ещё важная информация о словосочетании не была нами получена в ходе самостоятельных наблюдений.

(В словосочетании одно из слов является главным, другое зависимым. От главного к зависимому можно задать вопрос).

4) Составление опорной схемы.

-Теперь самое время составить схему, которая поможет дать полное и безошибочное определение словосочетания.

(Вместе с учащимися составляем опорную схему. 2-3 ученика пробуют, опираясь на неё, рассказать о словосочетании.

5. Этап закрепления новых знаний и первоначальной отработки способов действия с ними.

-Потренируемся устанавливать смысловую и грамматическую связь в различных словосочетаниях. Поучимся находить главное и зависимое слово.

Выполним упражнение из учебник а № 128. с.62.

6. Этап вариативного применения знаний и способов действия с ними

-К какой части речи относятся слова печь, течь, пила, стекла, стали, рой, строй, мой ? -Что нужно сделать, чтобы мы смогли определить часть речи у этих слов? (Составить словосочетания) — Составьте с каждым словом по 2 словосочетания так, чтобы был понятен смысл выделенных слов, укажите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте части речи.

7. Этап контроля.

— Подведем итоги нашего урока. А поможет нам текст замечательного писателя К.Паустовского. (№ 136, с.64).

-Найдите предложения, в которых заключена основная мысль текста. Приведите примеры, используя материал о словосочетании, который мы рассматривали сегодня на уроке.

(Учащиеся рассказывают о роли словосочетаний в речи, приводят примеры из текста)

-Самостоятельно выполните письменное задание к упражнению.

Что нового узнали на уроке?

Оцените свою работу на уроке по пятибалльной шкале

7.Домашнее задание. № 132, с.63

(Текст упражнения приведен ниже)

-Просмотрите материал домашнего упражнения. Какие умения можно проверить с помощью этого задания?

(Умение отличать словосочетание от слова, умение устанавливать смысловые связи между словами в словосочетании, умение определять главное и зависимое слово)


[spoiler title=»источники:»]

http://multiurok.ru/files/konspekt-uroka-po-teme-slovosochetanie-5-klass.html

http://infourok.ru/konspekt-uroka-s-prezentaciey-po-russkomu-yaziku-slovosochetanie-klass-1645557.html

[/spoiler]