Меню Рубрики

Урок русского языка 3 класс слово и словосочетание

Русский язык 3 класс «Школа России» Слово и словосочетание
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

При рассмотрении темы «Слово и словосочетание» формируется понятие словосочетание, развивается умение выделять его из текста, устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому. Развиваются навыки работы с группой слов, устанавлива причинно-следственные связи при помощи вопросов.

Скачать:

Вложение Размер
russkiy_yazyk.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слово и словосочетание.

Цель: формирование понятия словосочетание, способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте, развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому;

Планируемые результаты (УУД):

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

Материальное обеспечение: учебник русского языка 4 класс, презентация.

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 17

Раздел: Слово и словосочетание

Тема: Слово и словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Различать слово и словосочетание; составлять из слов словосочетания; определять главное и зависимое слово в словосочетании.

Тезаурус: слово, словосочетание, главное и зависимое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое слово, словосочетание;
  • различать слово и словосочетание;
  • образовывать из слов словосочетание;
  • находить в словосочетании главное и зависимое слово.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим картинки. Прочитаем записи под картинками. Что общее и чем они отличаются?

Письменный стол Бильярдный стол Детский стол Обеденный стол

На картинке изображены столы. Назначение каждого стола разное: стол письменный, стол бильярдный, стол для игры (детский), обеденный стол.

Определите, какое название более точное? Обратите внимание, словосочетание – это «сложное название», которое более точно, чем слово, может назвать предмет.

Сегодня на уроке мы повторим, что такое слово, что такое словосочетание; научимся различать слово и словосочетание, определять в словосочетании главное и зависимое слово.

Слово состоит из звуков и букв, его можно произнести и написать. Слово только тогда является словом, если оно имеет смысл (лексическое значение).

Лексическое значение слова можно определить по Толковому словарю.

В толковом словаре Ожегова так определяется значение следующих слов:

Абрикос — южное фруктовое дерево семейства розоцветных, дающее сочные сладкие плоды с крупной косточкой, а также плод его.

Малышка – ласково о маленьком ребёнке.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Пшеница (какая?) густая

Созрела (где?) в поле

Укажите запись, которая не является словами, не имеет лексического значения.

Укажите вариант, в котором дано лексическое значение слова коллектив.

  1. Группа лиц, объединённых общей работой, общими интересами.
  2. Состоит из 9 букв, 8 звуков.
  3. Безударные гласные в слове – о, е.
  4. Коллективный, коллективчик.

Прочитайте. Укажите словосочетание.

Прочитайте. Укажите словосочетания.

  1. Лес спит
  2. Ночь прошла
  3. Ветка дышит
  4. Красивый тюльпан

Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Степь (какая?) бесконечная
  2. В поле (что сделали?) пришли

Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Конспект и презентация у уроку русского языка «Слово и словосочетание». 3 класс УМК «Школа России»

Выбранный для просмотра документ Методическое сопровождение.doc

Урок русского языка

«Слово и словосочетание».

УМК «Школа России»

Тема урока : «Слово и словосочетание».

Цели урока: формировать умение различать слово и словосочетание; развивать устную речь. Развивать умение устанавливать связь слов в предложении; учить распознавать в предложении главные и второстепенные члены, повторить изученные правила.

Оснащение урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация урока на тему: «Слово и словосочетание».

Организационный момент. ( Слайд 2, 4)

Мы – умные! Мы – смелые!
Мы – старательные!
Мы – внимательные!
Мы в третьем классе учимся,
Всё у нас получится!

Настраиваю детей на работу:

Вы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Минутка чистописания.(Слайды 5-11)

Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит: —
Эй! Сними меня! — кричит
.

С какой буквы начинается это слово?

— Какое правило связано с этой буквой?

— Запишите 1 и 2 строчки.

Сочетания ЧА и ЩА
пишем только с буквой А!

— Пишем под диктовку:

Пища, чаща, роща, куча, саранча, кочан, туча .

Ещё какое правило?

Сочетания ЧУ и ЩУ
пишем только с буквой У!

Чум, чудак, чулок, чурбан, щука, чудо, чулан.

3. Работа над словом из словаря.( Слайды 12-14)

Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд.

— Запишем в словарик.

Разберём лексическое значение слова ракета (ученик читает с доски):

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем.

2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе.

3. Боевой реактивный снаряд.

4. Небольшое пассажирское быстроходное

судно на подводных крыльях.

Повторение изученного (Слайды 15-16)

Задание на доске.

Списать с доски предложение, выписать пары слов.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.( Ученик выполняет

у доски с коментированием, остальные – тетрадях)

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли.

5. Работа по учебнику(с.48)

— Когда нужно употреблять слово надеть, а когда надеть? (Слайды 17-19)

Звучит стихотворение. (Слайд 18)

Устно ученики читают словосочетания, приводят свои примеры.

Изучение нового материала. ( Слайды 20-22)

— Прочитайте, рассмотрите рисунки.

— Прочитайте названия предметов. Что вы выбрали для названия? Обоснуйте свой выбор.

— Что вы знаете о словосочетании? (Состоит из главного и зависимого слов.)

— Прочитайте ниже, на что надо обратить внимание?

— Что может называть словосочетание?

Закрепление изученного. (Устно.) (Слайды 23-24)

– Составьте словосочетания по картинкам.

Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поскачите-ка вприсядку,
Глубоко теперь вздохните,
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите
И писать, друзья, начните.

Закрепление изученного (Письменно) (Слайд 27)

-Списать словосочетания, поставить вопрос к зависимому слову.

Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке.

Образец: подойти (к чему?) к киоску.

8. Повторение пройденного. Самостоятельная работа. (Слайд 28)

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

У меня на ст…ле ст…ит глобу… .

Глобу… ст…ит на чёрной но…ке.

Он похо.. на б…льшую гол…ву.

На нём реки, горы и м…ря.

Занимательный русский язык. (Слайды 29-31)

-Как вы понимаете данный фразеологический оборот?

9. Развитие речи. (Устно) (Слайд 32)

Составьте рассказ по картинке .

Рефлексия. (Слайд 33)

Составьте словосочетания. (Слайд 34)

Подведение итогов урока.

-Что вы узнали сегодня нового?

-Оцените свою работу на уроке.

12. Домашнее задание упр. 82 (с. 48)

Список использованной литературы:

О.И.Дмитриева Поурочные разработки по русскому языку.

Выбранный для просмотра документ слово и словосочетание.ppt

Описание презентации по отдельным слайдам:

Урок русского языка в 3 классе « Слово и словосочетание.» УМК «Школа России»

Мы – умные! Мы – смелые! Мы – старательные! Мы – внимательные! Мы в третьем классе учимся, Всё у нас получится!

Слово и словосочетание. Урок № 20.

Вы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Закипит — исходит паром, И свистит, и пышет жаром, Крышкой брякает, стучит: — Эй! Сними меня! — кричит ЧАЙНИК

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА Продолжите правило: Сочетания ЧА и ЩА пишем только с буквой … А

Сочетания ЧУ и ЩУ пишем только с буквой … У

Работа со словом из словаря.

Крыльев нет у этой птицы, Но нельзя не подивиться: Лишь распустит птица хвост – И поднимется до звезд. ракета

1. Летательный аппарат с реактивным двигателем. 2. Применяемый для фейерверков и сигнализации снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. 3. Боевой реактивный снаряд. 4. Небольшое пассажирское быстроходное судно на подводных крыльях. ракета

Космическая ракета неслась всё дальше от Земли. Найдите грамматическую основу. Выпишите пары слов.

Когда мы употребляем слово одеть, а когда надеть? одеть и надеть

Одеть и надеть Два этих слова Мы часто путаем Так бестолково! Морозный выдался рассвет, Оделся в шубу старый дед. Выходит так, что дед одет, А шуба , стало быть, надета. Одеть, надеть … Давай глядеть. Кого одеть и что надеть? Я полагаю, что на деда Три шубы может быть надето, Но я не думаю, что дед На шубу может быть надет!

НАДЕТЬ (ЧТО-НИБУДЬ) форму пальто туфли шапку платье костюм ОДЕТЬ (КОГО-НИБУДЬ) ребёнка девочку больного куклу бабушку дедушку

Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И писать, друзья, начните. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Прочитайте и запишите словосочетания. Поставьте вопрос к зависимому слову. Подойти к киоску, спросить у учителя, стоять у дороги, отдать кошке. Образец: подойти (к чему?) к киоску.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. У меня на ст…ле ст…ит глобу… . Глобу… ст…ит на чёрной но…ке. Он похо.. на б…льшую гол…ву. На нём реки, горы и м…ря.

Занимательный русский язык.

Как ты понимаешь данный фразеологический оборот? Точить лясы.

Отгадай ребус. подруга

Составьте рассказ по картинке.

Составьте словосочетания. Что вы узнали сегодня нового? Оцените свою работу на уроке.

Я сегодня доволен своей работой! Я сегодня на уроке не всё понял. Сегодня на уроке мне многое было непонятно.

1.http://intimite.ru/images/2013-50/21756940-1007087198.jpg 2.http://www.koreanrandom.com/forum/uploads/monthly_11_2013/post- 12601-0-48087200-1383957371.jpg 3.http://www.newzzz.kz/images/img_184.jpg 4.http://www.toyz.ru/pics/4/3/2/6/8/7/i/000300965_000305918_sizus600.jpg 5.http://i.uralweb.ru/albums/fotos/f/06f/06feb264881b58868b5ac6f1742f5a0a.jpg 6.http://www.bodieko.si/wp-content/uploads/2009/11/sveza-rdeca-pesa.jpg 7.http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2/65/868/65868491_0_ c9fb_ed3c67ad_XL.jpg 8.http://diet-log.ru/wp-content/uploads/2012/08/dinnaya_dieta.jpg 9.http://nevseoboi.com.ua/uploads/posts/2010-11/1291140393_fresh_strawberries_ -0001-9.jpg 10.http://festival.1september.ru/articles/573646/Image6799.jpg

11.http://img.skimaster.ru/velo_2008/rukzak/8120_050_PARK_BK_SHP.jpg 12.http://hotel.magomir.ru/files/img/market/wares/2042.png 13.http://child-hood.ru/images/stories/1content/toys-for-children.jpeg 14.http://cdn-frm-eu.wargaming.net/wot/ru/profile/photo-5353629.gif?_r=1357655240 15.http://rodrus.com/news/i/full1314876710.jpg 16.http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/872/87872610_211338997.png 17.http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/158/157685/img22.jpg 18http://proxy10.media.online.ua/uol/r3-ac26a5eaec/519abc9e46e8d.jpg 19.http://img-fotki.yandex.ru/get/5820/25585874.168/0_9ff3e_a803ee8a_L.jpg

20.http://blogwar.ru/ifls/small-image/130711-124116-3417.jpg 21.http://ymsdc.ru/uploads/news/1.png 22.http://www.edu.cap.ru/home/6311/pic/school0301.png 23.http://img-fotki.yandex.ru/get/5820/25585874.168/0_9ff3e_a803ee8a_L.jpg 24.http://www.cap.ru/home/65/obrazov/sajty/karach/Images/plat.gif 25.http://cs11351.vkontakte.ru/u45194787/-5/x_7603785a.jpg 26.http://rs.ksu.edu.sa/wp-content/uploads/2013/03/Teacher_Vectors-1.jpg 27 http://plotnikova.ucoz.ru/load/prezentacii/uchimsja_pisat_bukvy/5-1-0-256

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 795 человек из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 308 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 620 человек из 78 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Савчук Наталья НиколаевнаНаписать 21123 24.09.2016

Номер материала: ДБ-210497

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    24.09.2016 2596
    24.09.2016 247
    24.09.2016 394
    24.09.2016 496
    24.09.2016 380
    24.09.2016 1333

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

В Госдуме предлагают сделать бесплатным проезд на общественном транспорте для детей до 16 лет

Время чтения: 2 минуты

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

На базе колледжей создадут программы профориентации

Время чтения: 2 минуты

В 16 регионах ввели обязательную вакцинацию для студентов старше 18 лет

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


[spoiler title=»источники:»]

http://resh.edu.ru/subject/lesson/4344/conspect/

http://infourok.ru/konspekt-i-prezentaciya-u-uroku-russkogo-yazika-slovo-i-slovosochetanie-klass-umk-shkola-rossii-1210769.html

[/spoiler]

Популярные записи

Словосочетание к слову кашне
Стрекулист или стрекулист ударение
Талдыкорган на английском языке
Замените словосочетание вечерняя прохлада построенное на основе согласования синонимичным
Перевод слов с англискава на русский
Важные словосочетания на английском
Латинский алфавит правила ударения
Перевод с русского на английский паровоз
Укажите вариант который не является словосочетанием
Замените словосочетание радостно вскрикнуть построенное на основе примыкания синтаксический
Рабочая тетрадь по казахскому языку 2 класс
Сокращения дни недели на английском языке
Год назад это словосочетание
Рецепт ампициллин в таблетках на латинском языке
Перевод рисунка на камень
Кружка эсмарха ударение куда ставить
Перевод песни non succedera piu
Русский язык 6 класс ладыженская упражнение 205
Правильное ударение слова звонить
Тип связи в словосочетании всей истории