Меню Рубрики

Ударение не может быть фразовым

Фразовое ударение

Выделение голосом слов в предложении или во фразе называется фразовым ударением.

В русском предложении cлова не выделяются так резко фразовым ударением и оно падает почти на каждое слово; русская речь, по сравнению с английской, производит впечатление более плавной. Конечно, и в русской речи есть слова, которые не выделяются ударением, но их не так много. Не выделяются ударением, например, частицы ли, же, ведь; обычно безударны союзы и, но; не всегда ударны личные и притяжательные местоимения (я, он, она, мой, его, её), часто безударны предлоги (в, на, от, и т.д.).

В английском языке происходит чередование ударных и безударных слогов, что создаёт определённый ритм английской речи. При большом количестве многосложных слов в русской речи и при свободном ударении, ритм русского предложения не столь ясно уловим, как в английской речи. Если же произносить английские предложения, ставя ударения по законам русского языка, то такая английская речь будет звучать как чтение по слогам. Поэтому совершенно необходимо знать особенности фразового ударения в английской речи.

В английском предложении ударными являются следующие части речи:

  • прилагательные
  • числительные
  • смысловые глаголы
  • вопросительные местоимения: what, where, when, why
  • указательные местоимения в начале предложения: this, that, these, those

В английском предложении неударными являются:

  • модальные глаголы
  • глагол to be
  • личные и притяжательные местоимения

Вспомогательные и модальные глаголы, а также глагол to be бывают ударными в следующих случаях:

  • в начале общего вопроса
  • в кратких ответах на общий вопрос
  • в кратких отрицательных формах
  • в конце предложения или синтагмы после безударных слов

Но если перед безударным словом в конце предложения или смысловой группы стоит ударное слово, то безударное слово утрачивает ударение:

В полных отрицательных формах ударной является лишь частица, глагол — безударен:

В английском языке ударение обозначается значком `, который ставится перед ударным слогом.

Типы несловесных ударений

Если словесные ударения рассматриваются лишь как признак слова или словоформы, т.е. безотносительно к функциональному использованию, то в плане интонации они используются в другом качестве и в этом смысле могут (условно) считаться ударениями несловесными. Типами несловесных ударений являются синтагматическое, фразовое и логическое; особое положение занимают средства выражения эмоций, которые можно объединить понятием «эмфатическое ударение».

Синтагматическое ударение — это ударение, реализуемое на ударном слоге последнего слова синтагмы. На этом слове происходит характерное для данной синтагмы (или фразы) движение основного тона голоса. Синтагматическое ударение тяготеет к концу синтагмы. Если фраза состоит из одной синтагмы, синтагматическое ударение является одновременно и фразовым. Если фраза включает несколько синтагм, то фразовым ударением выступает самое сильное, основное в смысловом отношении синтагматическое ударение. Оно приходится чаще всего на конечную синтагму, например: Дети вместе с родителями/ пойдут сегодня в го́сти//.

Логическое ударение выполняет функцию выделения интонационными средствами слова в синтагме (во фразе), наиболее существенного, главного, нового с точки зрения данной конкретной речевой ситуации. Выделительная функция отражает ситуацию «именно это, а не что-либо иное», т.е. она связана с противопоставлением одного явления всем другим, явно или потенциально связанным с данной ситуацией. Примером логического ударения служит слово пятый во фразе: Это пятый автобус (см. табл. 7). Предполагается: именно пятый, а не четвертый или шестой. Специфика логического ударения заключается в том, что оно может совмещаться с синтагматическим и фразовым как в позиции конца предложенния (Это университет?), так и в неконечной позиции (Отец приедет сегодня?). Однако у логического ударения есть и другая специфика, отмеченная еще в лингвистической литературе XIX в. Им может выделяться любое знаменательное (не служебное) слово во фразе. Так, фраза Директор улетает послезавтра в Москву в зависимости от конкретной ситуации общения может выступать в таких вариантах: 1) Директор/ улетает послезавтра в Москву// (т.е. именно директор, а не кто-нибудь другой); 2) Директор улетает/ послезавтра в Москву// (летит самолетом, а не едет на поезде; улетает, а не остается на месте); 3) Директор улетает послезавтра/ в Москву// (именно послезавтра, а не сегодня или завтра); 4) Директор улетает послезавтра в Москву// (в Москву, а не в какой-нибудь другой город).

В конструкциях общего вопроса логическое ударение приходится на предикат вопроса, так как обязательно предполагает ситуацию выбора.

В силу того что логическое ударение может падать на то же слово, что и синтагматическое и фразовое, возникает естественный вопрос, наличествует ли оно в каждом предложении (ибо синтагматическое и фразовое имеются всегда). Большинство исследователей склоняется к тому, что логическое ударение для каждого предложения не обязательно. Во всех случаях та ситуация выделения, которая реализуется логическим ударением, должна создаваться конкретными условиями общения, а при их отсутствии нет условий и для проявления логического ударения. Так, фразы типа Завтра будет хорошая пого́да//: Петя ходит в первый кла́сс // с ИК-1 представляют собой простые сообщения, не выражающие идеи противопоставления и выделения. Ситуация выделения может обозначаться некоторыми словами. Например, последовательность слов (Он сам придет) не имеет никакого смысла без логического ударения на слове сам: Он сам придет// (ИК-1). Не может быть осмысленной без логического ударения на слове тоже и фраза Он тоже виноват// (ИК-1). В других случаях реализация логического ударения вызывается наличием слов типа только, лишь, именно: только он/ (ИК-1) может решить эту задачу//; именно ему/ (ИК-1) принадлежит эта идея//. В вопросительных предложениях с вопросительным словом в силу их семантики идея противопоставления не выражается, однако логическое ударение в них может присутствовать. Оно может приходиться на вопросительное местоименное слово или на слово, его уточняющее. В первом случае (Кто это сделал//?Я//) логически ударное слово произносится на более высоком тоне по сравнению с остальной частью фразы. Во втором случае (Куда идет э́тот автобус//?) часть фразы до логического ударения произносится на более высоком тоне, а на ударном слоге тон понижается.

В фонетическом отношении логическое ударение в любом его положении во фразе создается взаимодействием интонационных средств — специфической мелодики (чаще всего понижения тона типа ИК-1) и обязательной динамической характеристики — усиления словесного ударения. В реализации логического ударения могут принимать участие лексические средства, а также синтаксические (особый порядок слов). Последние в настоящем учебнике не рассматриваются.

В итоге можно сказать, что три типа несловесного ударения находятся в определенном соотношении. Фразовое ударение обязательно совмещается с одним из синтагматических. Логическое ударение более независимо в плане своего линейного расположения: оно не обязательно стремится к концу синтагмы или фразы.

Эмфатическое ударение (термин, введенный Л. В. Щербой) подчеркивает, усиливает эмоциональную сторону слова или выражает эмоциональное состояние говорящего. Средством выражения эмфазы в русском языке является главным образом удлинение ударного гласного (Он такой краси-ивый, хоро-оишй, у-умный!; Замеча-ателъный подарок!; Какая чуде-есная погода!- Ми-илый мой!). Так выражаются положительные эмоции (восторг, восхищение, умиление, удовольствие, нежность и др.). Отрицательные эмоции (раздражение, гнев, возмущение, угроза, досада и др.) могут выражаться удлинением начального согласного (Ч-черт возьми!; М-мерзавец!; В-ворюга!), а также подчеркнутым сокращением ударного гласного (Да!; Нет!), что выражает отчужденность, сухость, недовольство и т.п.

Паузы

Паузы представляют собой перерывы в звучании речи. Паузами отграничиваются друг от друга синтагмы (межсинтагменные паузы; обозначаются косой чертой) и фразы (межфразовые паузы; обозначаются двумя чертами). Межфразовые паузы более длительны, более «весомы», например: Наконец/ Пугачев встал с кресел/ и сошел с крыльца/ в сопровождении своих старшин//. Ему подвели белого коня/, украшенного богатой сбруей//. Два казака/ взяли его под руки/ и посадили на седло// (А. Пушкин). И межсинтагменные паузы, в силу специфики смысловых и грамматических связей между синтагмами, могут различаться по длительности.

Помимо обычных пауз, о которых шла речь выше, существуют еще психологические паузы: совокупность интонационных факторов — увеличение длительности и вообще усиление синтагматически ударного слога, а также существенный мелодический контраст на границе синтагм — может восприниматься как межсинтагменная пауза, хотя в действительности перерыва в звучании не было.

Темп речи

Понятие темпа речи не может быть определено точно. Достаточно иметь в виду относительное различие быстрого, среднего и медленного темпа речи. Быстрый темп свойствен эмоциональной речи. Средний темп характерен для ситуации сообщения информации (в частности, дикторами радио и телевидения), для речи лектора, для делового общения и вообще для спокойной обстановки. Медленный темп обусловливается более дробным синтагматическим членением, пределом которого является совпадение синтагмы и слова. Соответственно увеличивается количество синтагматических ударений, и отдельные слова приобретают особую смысловую весомость. Такое их выговаривание в принципе родственно логическому акцентированию. В медленном темпе произносятся торжественные и важные сообщения. Как правило, темп речи замедляется к концу фразы; отсюда тяготение фразовых ударений к конечной позиции. Естественно, каждый из темповых типов обусловливается длительностью отдельных звуков, и прежде всего гласных.

Ударение. Фразовое, тактовое, словесное ударения. Функции ударения в языке

Функции ударения

  • кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
  • сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);

Типы ударений

Фразовое ударение

Выделение одного из слов во фразе путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну фразу. Фразовое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в конечном речевом такте (синтагме): Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора //.

Тактовое ударение

Выделение одного из слов в речевом такте (синтагме) путем усиления словесного ударения, объединяющего разные слова в одну синтагму. Синтагматическое ударение обычно падает на ударный гласный последнего слова в речевом такте: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора//.

Речевой такт обычно совпадает с дыхательной группой, т.е. отрезком речи, произносимым одним напором выдыхаемого воздуха, без пауз. Цельность речевого такта как ритмической единицы создается ее интонационным оформлением. На ударном слоге слова в составе речевого такта сосредоточен интонационный центр — тактовое ударение: На сухой осине / серая ворона /… Каждый речевой такт оформляется одной из интонационных конструкций. Речевой такт иногда называют синтагмой.

Основное средство членения на синтагмы — пауза, которая обычно выступает в комплексе с мелодикой речи, интенсивностью и темпом речи и может замещаться резкими изменениями в значениях этих просодических признаков. Одно из слов синтагмы (обычно последнее) характеризуется наиболее сильным ударением (При логическом ударении главное ударение может падать на любое слово синтагмы).

Во фразе обычно выделяется, содержится несколько речевых тактов, но границы фразы и такта могут совпадать: Ночь. // Улица. // Фонарь. // Аптека // (Блок). Выделение речевых тактов может характеризоваться вариативностью: ср. Поле за оврагом и Поле/за оврагом.

Словесное ударение

Вид ударения, определяемого в пределах слова и состоящего в выделении одного из его слогов, в отличие от фразового, ритмического (тактового), слогового ударения. С. у. может быть свободным, как в русском языке, или фиксированным, как в чешском, венгерском, польском языках.

Внутри такта (реже –– фразы) выделяют две разновидности тактового (фразового) ударения, в зависимости от функций –– логическое и эмфатическое.

Ударение логическое (смысловое)

Ударение, состоящее в выделении определенной части предложения (обычно слова), на которой сосредоточивается основное внимание говорящих. Логическое ударение наблюдается в тех случаях, когда содержание речи требует особого выделения каких-то частей высказывания. При помощи логического ударения обычно выделяется в предложении то или иное слово, важное с логической, смысловой стороны, на котором должно концентрироваться все внимание

К появлению логического ударения приводит перенос синтагматического (тактового) ударения с последнего слова в синтагме (речевом такте) на другое слово; ср.: Есть в осени первоначальной / короткая, / но дивная пора / и Есть в осени первоначальной / короткая / но дивная пора Логическое ударение может служить средством различения смысла внешне омонимичных, но различных по синтаксической структуре предложений: Очень обрадовало его / письмо брата и Очень обрадовало / его письмо брата.

Ударение эмфатическое (греч. emphatikos »выразительный»), эмоциональное.

Выделение части слова с помощью фонетических средств для подчеркивания эмоциональной стороны слова: долгое произношение ударных гласных (голу-у-бчик), протяжное произношение согласных (р-р-революционный). Эмфатическое ударение отражает эмоции говорящего, его аффективное состояние. Его разновидностью является контрастивное ударение: У меня (!) этих проблем нет [а у других есть].

Функции ударения

  • кульминативная, то есть обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины (так же, как слоговое ядро представляет собой вершину слога на более низком уровне иерархии просодических единиц, а фразовый акцент, выделяющий одно из слов в синтагме, – на более высоком);
  • сигнификативная (смыслоразличительная), то есть различение идентичных сегментных последовательностей (сушý – сýшу и т.п.);
  • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва – например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Впрочем, иногда и в русском языке ударение может выполнять эту функцию, поскольку именно оно задает схему редукции гласных в слове: в частности, последовательность САСЪСА33 может быть разделена на словá только как САСЪ#СА, поскольку гласный [ъ] может находиться в заударном слоге, но не бывает в первом предударном).
  • словоформирующая функция: фонетическое объединение слова. Русские слова имеют только одно главное (акутовое) ударение, но сложные слова могут иметь кроме главного и второстепенное, побочное (грависное) ударение: ср. сельский и сельскохозяйственный. Со словоформирующей связаны и опознавательная функция словесного ударения, позволяющая узнать слово, поскольку слово характеризуется недвуударностью.
  • дифференцирующая функция (та же смыслоразличительная): ударение служит средством различения слов (мука и мука, замок и замок) и разных их значений <хаос и хаос), словоформ (руки и руки), а также стилистических вариантов слова (звонишь и разг. звонишь, холодно и диал. холодно, алкоголь и проф. алкоголь,

24.02.2016, 32247 просмотров.


[spoiler title=»источники:»]

http://studme.org/1061120718423/literatura/tipy_neslovesnyh_udareniy

http://myfilology.ru/russkiiyazyk/fonetika-i-fonologiia/udarenie-frazovoe-taktovoe-slovesnoe-udareniia-funktsii-udareniia-v-iazyke/

[/spoiler]