Меню Рубрики

Тесты по русскому языку как иностранному базовый уровень

Тестирование по русскому языку
как иностранному (ТРКИ, уровни А1-С2)

О тестировании по русскому языку как иностранному
(ТРКИ, уровни А1-С2)

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным (ТРКИ) включает следующую систему тестов:

Российская государственная система сертификационных уровней общего владения русским языком как иностранным соотносится с системами тестирования, принятыми в других странах.

Россия Элементарный уровень Базовый уровень I уровень
(ТРКИ-1)
II уровень
(ТРКИ-2)
III уровень
(ТРКИ-3)
IV уровень
(ТРКИ-4)
A1 A2 B1 B2 C1 C2
Европа Level 1
Breakthrough Level
Level 2
Waystage Level
Level 3
Threshold
Level
Level 4
Vantage
Level
Level 5
Effective Operational Proficiency
Level 6
Good User
США Novice Intermediate Intermediate-High Advanced Advanced Plus Superior Native

C 1997 года Российская государственная система тестирования (ТРКИ) является официальным членом Association of Language Testers in Europe (ALTE).

Порядок проведения тестирования

ТРКИ — международный экзамен по определению уровня владения русским языком. Общее владение русским языком как иностранным включает шесть уровней:

Тест по каждому уровню состоит из пяти компонентов (субтестов):

Для успешной сдачи экзамена необходимо набрать не менее 66% по каждому субтесту. Если по одному из них тестируемый получил менее 66%, он имеет право еще раз за дополнительную плату (50% стоимости экзамена) пройти повторное тестирование по несданному субтесту. В этом случае выдается Справка о прохождении тестирования, в которой указываются все полученные результаты. Справка действительна 2 года, она может быть предъявлена для пересдачи в любое учебное заведение, входящее в Российскую государственную систему тестирования.

Результаты успешно сданных субтестов учитываются при повторной сдаче экзамена.

Продолжительность экзамена

Компонент (субтест) Элементарный уровень Базовый уровень I сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Чтение 50 мин. 50 мин. 50 мин.
Аудирование 30 мин. 35 мин. 35 мин.
Письмо 50 мин. 50 мин. 60 мин.
Говорение 30 мин. 25 мин. 25 мин.
Общая продолжительность: 3 ч. 30 мин. 3 ч. 30 мин. 3 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 180 мин. 185 мин. 205 мин.
Компонент (субтест) II сертификационный уровень III сертификационный уровень IV сертификационный уровень
Лексика. Грамматика 90 мин. 90 мин. 60 мин.
Чтение 60 мин. 75 мин. 80 мин.
Аудирование 35 мин. 35 мин. 40 мин.
Письмо 60 мин. 60 мин. 60 мин.
Говорение 35 мин. 40 мин. 50 мин.
Общая продолжительность: 4 ч. 40 мин. 5 ч. 00 мин. 4 ч. 50 мин.
Письменная часть экзамена: 280 мин. 260 мин. 290 мин.

Русский язык как средство делового общения

Типовые тесты по уровням

Стоимость тестирования

Уровни и стоимость тестирования в системе ТРКИ

Уровни Стоимость за тестирование одного человека Стоимость за пересдачу 1-го субтеста
Элементарный (ТЭУ/А1)
Минимальный уровень коммуникативной компетенции.
5 700 руб. 2 850 руб.
Базовый (ТБУ/А2)
Начальный уровень коммуникативной компетенции.
6 000 руб. 3 000 руб.
Первый сертификационный (ТРКИ-I/В1)
Средний уровень коммуникативной компетенции.
Уровень абитуриента в вузы РФ.
6 000 руб. 3 000 руб.
Второй сертификационный (ТРКИ-II/В2)
Достаточно высокий уровень коммуникативной компетенции.
6 300 руб. 3 150 руб.
Третий сертификационный (ТРКИ-III/C1)
Высокий уровень коммуникативной компетенции.
6 500 руб. 3 250 руб.
Четвёртый сертификационный (ТРКИ-IV/C2)
Свободное владение русским языком, близкое к уровню носителя языка.
6 500 руб. 3 250 руб.

Квитанция на оплату выдаётся в Центре тестирования и оплачивается в отделении банка, рядом с Центром.

Записаться на тестирование по уровням владения русским языком (ТРКИ) можно по телефону: +7 (495) 939-4260.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Базовый уровень» российской системе тестирования ТРКИ. Сертификат Базового уровня общего владения русским языком

1 БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Тест по русскому языку «Базовый уровень» является следующим после Элементарного уровня этапом в российской системе тестирования ТРКИ. Успешное прохождение теста Базового уровня даёт возможность получить Сертификат Базового уровня общего владения русским языком как иностранным. Сертификат Базового уровня общего владения русским языком свидетельствует том, что вы можете общаться на русском языке с носителями языка в рамках Базового уровня в определённых ситуациях общения. Ситуации общения на этом уровне владения русским языком связаны прежде всего с бытовой и социально-культурной сферами общения: общение в магазине, в киоске, в кассе, на вокзале, на почте, в банке, в кафе, в ресторане, на улицах города, в транспорте, в поликлинике, у врача, в университете, в театре, на выставке, в музее, на экскурсии, на концерте, на работе с коллегами. На этом уровне владения русским языком вы можете принять участие в диалоге, сделать небольшое сообщение на русском языке: рассказать о себе, о своей семье, друзьях, работе, учёбе, своём доме или квартире, о своём городе, его истории, памятниках, об улице, на которой вы живёте, достопримечательностях и жителях вашего города, а также о ваших интересах и увлечениях. Вы можете понимать на слух сообщения рекламно-информационного типа: текст рекламы, объявления, афиши, приглашения куда-либо и т.д. Вы можете понять услышанный диалог или принять участие в диалоге, а также реагировать на вопрос, просьбу, приглашение, предложение, сообщение, рассказ вашего собеседника. Вы можете читать и понимать тексты на русском языке разных жанров: рекламу, объявление, записку, короткую статью в газете или журнале, газетные новости, письмо, рассказ о каком-либо событии, человеке или интересном месте, небольшое интервью. Вы сможете читать русские газеты и

2 журналы, читать информацию в Интернете, знакомиться с русской культурой и историей. Вы можете осуществлять коммуникацию на русском языке в письменной форме: писать письма, записки, объявления, поздравления, вести переписку с друзьями в Интернете на русском языке, общаться в чатах. Это даёт возможность общения на русском языке с носителями языка. Сертификат Базового уровня свидетельствует о наличии необходимой и достаточной базы для дальнейшего изучения русского языка. Тест Базового уровня состоит из 5 Субтестов: Субтест 1. Грамматика. Лексика. Субтест 2. Чтение. Субтест 3. Аудирование. Субтест 4. Письмо. Субтест 5. Говорение. Как оценивается весь тест? Стоимость всего теста 730 баллов (100%) Тест по грамматике и лексике 110 баллов (100%) Тест по чтению 180 баллов (100%) Тест по аудированию 180 баллов (100%) Тест по письму 80 баллов (100%) Тест по говорению 180 баллов (100%) При оценке результатов тестирования выделяются два уровня: удовлетворительный (вы сдали тест) и неудовлетворительный (вы не смогли в этот раз сдать тест).

5 минимум Базового уровня. Совет. Если при выполнении теста вы затрудняетесь с выбором в какойлибо позиции, продолжайте выполнять задания дальше. После завершения работы над всем тестом, вы сможете вернуться к невыполненному заданию. Иначе вы можете не успеть закончить весь тест за 50 минут. И в этом случае можно потерять много баллов из-за невыполненных последних заданий. При выполнении теста вы можете использовать разные знаки, отмечая правильный вариант ответа на матрице: Х V / O.. Используйте привычные для вас символы это экономит время! После выполнения теста «Лексика. Грамматика» проверьте правильность выбранных вами ответов с помощью контрольной матрицы. Все контрольные матрицы даны в Приложении 1. СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 50 минут. Тест включает 110 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём нельзя. Вы получили тест и матрицу. Напишите ваше имя и фамилию на каждом листе матрицы. В тесте даны предложения (1, 2 и т.д.), а справа варианты выбора: А, В, В, Г Выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: А, Б, В, Г (Б правильный вариант). Если вы ошиблись и хотите исправить свою ошибку, сделайте так: А Б В Г (А ошибка, Б правильный вариант). Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я хочу познакомиться друзьями. 3. Иван и Вера интересный фильм о своём городе. (А) со своими (Б) с моими (В) с твоими (Г) с нашими (А) сделали (Б) готовили (В) работали

6 4. Остановка автобуса там? Нет, она. Я тоже жду автобус. 5. Пожалуйста, мне, почему эту задачу надо решать так. 6. Наташа. меня, когда я приду домой. (Г) сдали (А) там (Б) туда (В) сюда (Г) здесь (А) говори (Б) объясни (В) расскажи (Г) разговаривай (А) пригласила (Б) попросила (В) сказала (Г) спросила 7. Я не видел Светлану. (А) давно (Б) всегда (В) обычно (Г) иногда 8. Извините, я не по-русски. (А) смотрю (Б) вижу (В) понимаю (Г) слушаю 9. Посмотри, на этой фотографии мой брат. 10. Моя сестра ещё, ей только пять лет. 11. Подождите, пожалуйста, пять минут, я приду. (А) старый (Б) старший (В) большой (Г) тяжёлый (А) младшая (Б) молодая (В) мужская (Г) маленькая (А) сейчас (Б) только (В) уже (Г) ещё 12. По пятницам мы на стадион. (А) играем (Б) отдыхаем (В) гуляем (Г) ходим 13. Это здание очень, по-моему, двадцать пять этажей. 14. Мой друг мне эту книгу на два дня. (А) широкое (Б) высокое (В) низкое (Г) длинное (А) послал (Б) получил (В) дал

7 (Г) взял 15. Вчера я не ходил. (А) никуда (Б) никогда (В) никто (Г) ничто 16. Повесь, пожалуйста, свою куртку. 17. В моей комнате висит красивая фотография (А) в этом шкафу (Б) из этого шкафа (В) на этот шкаф (Г) в этот шкаф (А) на стену (Б) на стене (В) у стены (Г) в стене 18. Марина попросила помочь ей. (А) Антон (Б) с Антоном (В) Антона (Г) к Антону 19. Саша посоветовала посмотреть этот фильм. (А) ко мне (Б) меня (В) у меня (Г) мне 20. Я уже полчаса жду! (А) друзей (Б) с друзьями (В) друзья (Г) к друзьям 21. Вчера мы опоздали. (А) к важной встрече (Б) для важной встречи (В) на важную встречу (Г) с важной встречей 22. Летом мы поедем. (А) на Балтийском море (Б) на Балтийское море (В) около Балтийского моря (В) в Балтийском море 23. Недавно я был. (А) из Петербурга (Б) в Петербург (В) к Петербургу (Г) в Петербурге 24. Ты не знаешь, где мой альбом? По-моему, он лежит. 25. Положи, пожалуйста, мою тетрадь. (А) на этой полке (Б) с этой полки (В) к этой полке (Г) на эту полку (А) в сумке (Б) сумку (В) в сумку

8 (Г) сумкой 26. Даша любит готовить. (А) итальянскую пиццу (Б) итальянская пицца (В) итальянской пиццей (Г) итальянской пиццы 27. Тебе нужно запомнить. (А) его адрес (Б) его адреса (В) его адресу (Г) его адресом 28. Извините, я не очень хорошо понял. (А) вашему вопросу (Б) ваш вопрос (В) вашего вопроса (Г) вашим вопросом 29. Я люблю смотреть. (А) смешных фильмов (Б) о смешных фильмах (В) со смешными фильмами (Г) смешные фильмы 30. Можно мне поменять на пятое августа. 31. Поздравляю тебя с днём рождения, желаю! (А) моего билета (Б) моему билету (В) мой билет (Г) моим билетом (А) успехов (Б) с успехами (В) успехи (Г) в успехах 32. Он собрал. (А) интересных марок (Б) с интересными марками (В) интересные марки (Г) для интересных марок 33. Я предложила поехать вместе на экскурсию. (А) у Кирилла (Б) Кириллу (В) Кирилл (Г) с Кириллом 34. Утром мы любим пить. (А) зелёного чая (Б) зелёному чаю (В) зелёным чаем (Г) зелёный чай 35. Включи, пожалуйста,. (А) телевизор (Б) телевизора (В) телевизором (Г) телевизору 36. Сегодня очень. (А) холодное (Б) холодный (В) холодно

9 (Г) холодная 37. Этот кинотеатр в городе. (А) самый большой (Б) самого большого (В) самому большому (Г) самым большим 38. Познакомьтесь, мою маму зовут. (А) Каролину (Б) Каролина (В) Каролине (Г) Каролины 39. Ты не знаешь, сколько лет? (А) этого города (Б) этот город (В) этим городом (Г) этому городу 40. Ребята! есть красная ручка? (А) У кого (Б) Кого (В) Кому (Г) К кому 41. Завтра день рождения. (А) к Маше (Б) Маша (В) у Маши (Г) Маши 42. Я не могу сегодня играть в футбол, у меня болит. 43. Мы не досмотрели фильм до конца, стало скучно. (А) нога (Б) ноги (В) ногу (Г) ногой (А) мы (Б) нам (В) нас (Г) нами 44. Чем нравится заниматься? (А) твой брат (Б) твоего брата (В) твоим братом (Г) твоему брату 45. Тебе ещё нужна? (А) эту газету (Б) с этой газетой (В) эта газета (Г) в этой газете 46. Завтра нужно прийти пораньше? (А) всеми (Б) все (В) всех (Г) всем 47. Вам экскурсия в Эрмитаж? (А) понравилась (Б) понравилось (В) понравились

10 48. Нам купить два билета на этот фильм. 49. Скажите, можно пользоваться словарём во время экзамена? 50. Я знаю кафе, где можно выпить вкусный кофе! 51. Дайте нам, пожалуйста, бутылку воды и два. (Г) понравился (А) нужна (Б) нужен (В) нужны (Г) нужно (А) меня (Б) мне (В) мной (Г) я (А) одна (Б) один (В) одно (Г) одни (А) салата (Б) салату (В) салат (Г) салаты 52. Ольге двадцать пять. (А) год (Б) года (В) годами (Г) лет 53. В магазине я купил несколько. (А) книг (Б) книги (В) книгами (Г) книгам 54. Сколько в вашем городе? (А) кинотеатрам (Б) кинотеатры (В) кинотеатров (Г) кинотеатрах 55. На празднике много детей. (А) был (Б) было (В) были (Г) была 56. Скажите, пожалуйста, где кабинет? 57. Ты не знаешь, что в этом красивом доме? Музей. 58. Чья это музыка? Очень красивая.. (А) директор (Б) с директором (В) у директора (Г) директора (А) истории (Б) история (В) историей (Г) историю (А) Чайковский (Б) Чайковскому (В) Чайковского

11 (Г) Чайковским 59. Пожалуйста, чай и кекс. (А) в лимоне (Б) с лимоном (В) лимон (Г) лимоном 60. Когда будут занятия? (А) с музыкой (Б) о музыке (В) для музыки (Г) по музыке 61. В этой газете интересная статья. (А) с футболом (Б) футбола (В) футбол (Г) о футболе 62. Билет оказался недорогим. (А) на самолёт (Б) в самолёте (В) с самолётом (Г) из самолёта 63. Сегодня. Ты идёшь в бассейн? (А) в субботу (Б) суббота (В) по субботам (Г) субботу 64. Я пошла в университет, вернусь. (А) на час (Б) каждый час (В) за час (Г) через час 65. День радио мы празднует. (А) пятое мая (Б) пятым мая (В) пятого мая (Г) пятому мая 66. Иван закончил университет. (А) в этом году (Б) с этого года (В) к этому году (Г) для этого года 67. Когда ты придёшь домой? Наверное,. 68. Мы отдыхали на Средиземном море. (А) пять часов (Б) на пять часов (В) в пять часов (Г) по пять часов (А) на месяц (Б) через месяц (В) месяца (Г) месяц 69. Мой дом недалеко. (А) к парку (Б) от парка (В) с парком

12 (Г) из парка 70. Мы будем ждать тебя около. (А) входом (Б) входу (В) вход (Г) входа 71. Летом я был в Москве. (А) у своего друга (Б) от своего друга (В) о своём друге (Г) к своему другу 72. Привет, откуда ты?. 73. Куда Марк ездил летом? По-моему,. 74. Куда ты бежишь? Я спешу в поликлинику. 75. Вы можете доехать на этом автобусе. 76. В каникулы мы вместе отдыхали на Балтийском море. (А) К Кате (Б) От Кати (В) С Катей (Г) У Кати (А) из Испании (Б) в Испанию (В) к Испании (Г) в Испании (А) у врача (Б) от врача (В) с врачом (Г) к врачу (А) до аэропорта (Б) для аэропорта (В) у аэропорта (Г) в аэропорту (А) о друзьях (Б) от друзей (В) с друзьями (Г) у друзей 77. Наташа мечтает стать. (А) с известной певицей (Б) известной певицей (В) об известной певице (Г) известная певица 78. Он живёт в Берлине, а в Дрездене. (А) нет (Б) не был (В) не (Г) не было 79. Вчера на уроке не было. (А) Кристины (Б) Кристине (В) Кристина (Г) Кристину 80. Сейчас у меня свободного времени. (А) не (Б) не было (В) не был

13 81. Утром я опять дома свой телефон. 82. Не волнуйся, я быстро прочитаю эту книгу и тебе. 83. Мы обычно в парке или на стадионе. 84. Ты вчера, наконец, подарок сестре? (Г) нет (А) забываю (Б) забуду (В) забыл (Г) забывал (А) буду давать (Б) дам (В) даю (Г) дал (А) встретились (Б) встречались (В) встречаемся (Г) встретимся (А) купил (Б) купишь (В) покупаешь (Г) покупал 85. Он уже много раз ключи. (А) потерял (Б) потеряет (В) будет терять (Г) терял 86. Можно взять вашу газету? Да, я уже её. 87. Марк закончил работу поздно вечером. (А) читаю (Б) прочитал (В) прочитаю (Г) буду читать (А) написать (Б) написал (В) писал (Г) писать 88. Он выключил свет и дверь. (А) закрыл (Б) закрывал (В) закроет 89. Обычно по утрам я кофе и бутерброды. 90. Она попросила ей завтра отнести книги. 91. Мы с друзьями часто в кино. 92. На реку или в лес мы обычно на велосипеде. (Г) будет закрывать (А) приготовила (Б) буду готовить (В) готовлю (Г) приготовлю (А) помогать (Б) будет помогать (В) помогает (Г) помочь (А) ходим (Б) идём (В) ездим

14 93. Сейчас мы пешком в парк. (Г) едем 94. В субботу я хочу за город. 95. Простите, как до вокзала? 96. Он должен из Петербурга в субботу. 97. Вера в комнату и закрыла дверь. 98. Лены нет дома. Она уже. 99. Она сегодня домой поздно Я люблю пешком 101. Летом я каждый день на озеро В субботу мы хотим в кино. (А) доехать (Б) заехать (В) поехать (Г) приехать (А) вошла (Б) ушла (В) пришла (Г) вышла (А) пойти (Б) буду идти (В) буду ходить (Г) ходить 103. Я узнал, что он завтра. (А) приехал (Б) будет приезжать (В) приедет (В) приезжал 104. Когда придёшь домой, обязательно мне Мы хотим, ты поехал с нами на эту экскурсию Друзья попросили, я купил билеты Я купил этот журнал, шёл домой Дай мне эту книгу, ты её уже прочитал На этой фотографии наши друзья, мы отдыхали летом На улице я увидел девушку, что-то говорила по телефону. (А) позвони (Б) позвонил (В) позвонить (Г) позвонишь (А) что (Б) чтобы (В) если (В) когда (А) когда (Б) чтобы (В) потому что (Г) что (А) если (Б) потому что (В) чтобы (Г) когда (А) когда (Б) потому что (В) если (Г) поэтому (А) от которых (Б) у которых (В) о которых (Г) для которых (А) которую (Б) к которой (В) с которой

15 (Г) которая Лексика. Грамматика Рабочая матрица 1 А Б В Г 27 А Б В Г 2 А Б В Г 28 А Б В Г 3 А Б В Г 29 А Б В Г 4 А Б В Г 30 А Б В Г 5 А Б В Г 31 А Б В Г 6 А Б В Г 32 А Б В Г 7 А Б В Г 33 А Б В Г 8 А Б В Г 34 А Б В Г 9 А Б В Г 35 А Б В Г 10 А Б В Г 36 А Б В Г 11 А Б В Г 37 А Б В Г 12 А Б В Г 38 А Б В Г 13 А Б В Г 39 А Б В Г 14 А Б В Г 40 А Б В Г 15 А Б В Г 41 А Б В Г 16 А Б В Г 42 А Б В Г 17 А Б В Г 43 А Б В Г 18 А Б В Г 44 А Б В Г 19 А Б В Г 45 А Б В Г 20 А Б В Г 46 А Б В Г 21 А Б В Г 47 А Б В Г 22 А Б В Г 48 А Б В Г 23 А Б В Г 49 А Б В Г 24 А Б В Г 50 А Б В Г 25 А Б В Г 51 А Б В Г

16 26 А Б В Г 52 А Б В Г 53 А Б В Г 82 А Б В Г 54 А Б В Г 83 А Б В Г 55 А Б В Г 84 А Б В Г 56 А Б В Г 85 А Б В Г 57 А Б В Г 86 А Б В Г 58 А Б В Г 87 А Б В Г 59 А Б В Г 88 А Б В Г 60 А Б В Г 89 А Б В Г 61 А Б В Г 90 А Б В Г 62 А Б В Г 91 А Б В Г 63 А Б В Г 92 А Б В Г 64 А Б В Г 93 А Б В Г 65 А Б В Г 94 А Б В Г 66 А Б В Г 95 А Б В Г 67 А Б В Г 96 А Б В Г 68 А Б В Г 97 А Б В Г 69 А Б В Г 98 А Б В Г 70 А Б В Г 99 А Б В Г 71 А Б В Г 100 А Б В Г 72 А Б В Г 101 А Б В Г 73 А Б В Г 102 А Б В Г 74 А Б В Г 103 А Б В Г 75 А Б В Г 104 А Б В Г 76 А Б В Г 105 А Б В Г 77 А Б В Г 106 А Б В Г 78 А Б В Г 107 А Б В Г 79 А Б В Г 108 А Б В Г

17 80 А Б В Г 109 А Б В Г 81 А Б В Г 110 А Б В Г Вы выполнили все задания и проверили правильность выполнения заданий с помощью контрольной матрицы. В субтесте «Лексика. Грамматика» каждый правильный ответ оценивается в один балл. Если вы набрали более 73 баллов (более 66%), вы выполнили эту часть теста. Если вы набрали меньше 73 баллов, т. е. меньше 66 %, то, к сожалению, вы не справились с выполнением этой части. Совет: проанализируйте свои ошибки. Если вы сделали ошибки в позициях 1 15, вам нужно поработать над лексикой Базового уровня. Обратитесь к книге «Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение». Если вы чувствовали себя неуверенно, выполняя позиции 16 35, повторите употребление предложно-падежных форм после глаголов. Ошибки, сделанные в позициях говорят о необходимости повторить особые случаи выражения предиката в русском языке (прилагательное, наречие, существительное и др.) Если вы сделали ошибки в заданиях 38 49, повторите способы выражения субъекта в русском языке, выражение логического субъекта разными формами падежей, вспомните способы согласования субъекта и предиката. В заданиях проверяется знание способов выражения количественных отношений в русском языке, правильное употребление количественных числительных и наречий, особенности согласования количественных числительных и существительных, Если вы сделали ошибки в заданиях вам следует повторить основные значения падежей: местонахождение предмета, лица и направление

19 информационно-рекламного характера (реклама, объявление, заметка в газете, афиша). Ваша задача прочитать и понять основное содержание предложенных текстов: какое событие произойдёт, кто в нём будет принимать участие, когда это будет, где и т.д. Общий объём этих текстов не более слов. Во второй и третьей части теста (задания 11 30) предлагаются два (три) текста для чтения. Все тексты аутентичны (рассказы об интересных людях, биографии, интервью с каким либо человеком, описание событий, городов). Данные тексты адаптированы и сокращены для чтения на Базовом уровне. Основная ваша цель при выполнении этих заданий понять как основную информацию текста, так и важную дополнительную информацию: что происходит или произошло с героем или героями этих историй, почему это случилось, какие проблемы им приходилось решать, какие черты характера им помогали решать жизненные проблемы и т.д. В этой части теста могут быть тексты исторического характера: история города, какоголибо места, предмета. Общий объём всех этих текстов не более слов. Количество незнакомых слов в предлагаемых текстах до 5 %. Во время выполнения теста вы можете пользоваться словарём, но помните, что у вас есть только 50 минут для работы. Совет: если вы после прочтения текста затрудняетесь с выбором в какойлибо позиции, продолжайте выполнять задание дальше. После окончания работы вы сможете вернуться к этому невыполненному заданию. Иначе вы можете не выполнить тест до конца и потерять много баллов из-за невыполненных последних заданий. При выполнении заданий вы можете использовать разные знаки, отмечая правильный вариант на матрице: Х V / O. Используйте привычные для вас символы это экономит время! После выполнения субтеста «Чтение» проверьте правильность

20 выбранных вами ответов с помощью контрольной матрицы. Все контрольные матрицы даны в Приложении 1. СУБТЕСТ 2. ЧТЕНИЕ Время выполнения теста 50 минут. При выполнении теста можно пользоваться словарём. Вы получили тест. Он состоит из 3 частей и 30 тестовых заданий. Выберите правильный вариант ответа и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: А Б В (Б правильный вариант). Если вы ошиблись и хотите исправить ошибку, сделайте так: А Б В (А ошибка, Б правильный вариант) Часть 1. Задания Прочитайте объявление и выполните задания 1 5. КЛУБ «ГИППОПОТАМ» Приходите к нам! С понедельника по воскресенье (всю неделю) в клубе танцуют аргентинское танго до самого утра! Вы можете прийти к нам танцевать со своими друзьями. Несколько раз в неделю выступают профессионалы. В нашем клубе вас также могут научить танцевать аргентинское танго или самбу! Курс (20 занятий) стоит 4000 рублей, а один урок 250 рублей. Вход: 150 рублей. Наш адрес: Ст. метро «Улица 1905 года», ул. Мантуллинская, д. 5. Время работы клуба: понедельник-воскресенье с до В клубе «Гиппопотам» можно танцевать. (А) народные танцы (Б) спортивные танцы (В) аргентинское танго 2. Выступление профессиональных танцоров.. (А) несколько раз в неделю (Б) каждый понедельникам (В) каждый день с 10 часов

21 3. В «Гиппопотаме» есть также.. (А) фитнес центр (Б) школа танцев (В) клуб друзей Аргентины 4. Клуб работает. (А) всю неделю без перерыва (Б) только в понедельник и воскресенье (В) все дни, кроме понедельника 5. Вход в клуб.. (А) стоит 250 рублей (Б) стоит 150 рублей (В) бесплатный Прочитайте афишу и выполните задания Праздник, который мы так долго ждали! Внимание! В воскресенье 15 июня в Центральном Доме художника снова открывается книжный фестиваль! В этом году на фестивале 5 больших программ. На этом празднике будут игры, конкурсы с подарками, встречи с известными писателями, артистами, музыкантами, презентации новых книг. Адрес: ст. метро «Парк культуры», Центральный Дом художника. Мы работаем до 22 августа. 6. В Москве открывается.. (А) праздник музыки (Б) выставка художников (В) фестиваль книг 7. Праздник начинается. (А) двадцать второго августа (Б) пятнадцатого июня (В) пятого июля 8. На фестивале будут встречи. (А) с музыкантами (Б) с художниками (В) со спортсменами

22 9. На празднике можно. (А) познакомиться с новыми книгами (Б) купить подарки и сувениры (В) посмотреть новые картины 10. Выставка закрывается. (А) в конце года (Б) в начале осени (В) в конце лета Часть 2. Задания Прочитайте фрагмент статьи. Выполните задания До мая 2007 года об этой музыкальной группе никто не знал. Сейчас о них много пишут и российские, и европейские газеты. В мае 2007 года группа «Серебро» получила 270 баллов (третье место!) на музыкальном конкурсе «Евровидение» в Финляндии в Хельсинки. В группе три девочки: Лена, Марина, Оля. К этому выступлению они готовились два месяца. Их песня называется «Песня номер один» («Song 1»). Они пели её на английском языке. Многие не верили, что эта группа хорошо выступит. Но девочки считают, что не очень важно, что раньше они не выступали на больших концертах и в больших залах. Главное много работать, быть уверенными в себе и тогда есть возможность стать первыми! Девочки очень довольны своим третьим местом. Мы попросили их рассказать немного о себе, рассказать, что они чувствовали, когда выступали на Евровидении? Чем они занимались раньше и что они любят делать? Какие у них планы? Оля: Я родилась в 1985 году в Москве. Конечно, я первый раз выступала на таком большом конкурсе и очень волновалась. Но ещё в школе, когда мне было 7 лет, я очень серьёзно начала заниматься бальными танцами. Участвовала в международных соревнованиях и конкурсах. Затем окончила школу искусств. Ещё я недолго пела в одной музыкальной группе. В 2006 году получила диплом о высшем образовании. Моя профессия переводчик. В свободное время мне очень нравится танцевать. Часто дома я включаю музыку и танцую! Поэтому я не очень волнуюсь, когда пою и танцую на конкурсах. Планы? С июня начнутся наши концерты. Марина: Я тоже родилась в Москве, мне двадцать четыре года. Я училась в Джазовой Академии, работала раньше в музыкальной группе «Формула», сама пишу музыку и стихи. Несколько раз уже играла небольшие роли в кино. Я очень люблю петь. Но музыка не всё, что мне нравится в

23 жизни. Я занимаюсь живописью, рисую картины. Мой любимый город Петербург. Я была там много раз и надеюсь, что обязательно поеду ещё. Планы? Много! В наших планах музыкальный альбом, клип и другая самая разная работа. Наш альбом выйдет в начале следующего года. Сейчас мы делаем русскую версию нашей песни, ведь мы её пели на английском языке. Лена: А я родилась в городе Кургане. Музыкой начала заниматься, когда мне было 5 лет. Я участвовала в телевизионной программе «Фабрика звёзд», хотя пришла туда случайно. Пришла на кастинг в последний день, и меня взяли! Это была хорошая школа. Планы? В последнее время мы с Олей и Мариной очень много работаем. Мы хорошие подруги. Что я люблю делать? Сейчас я интересуюсь фотографией. Правда, пока у меня мало для этого времени. А больше всего мне нравится читать. Часто гуляю в парке, потом сижу там и читаю. 11. До конкурса «Евровидение» группа «Серебро». (А) была неизвестна любителям музыки (Б) выступала только в Финляндии (В) была очень популярной 12. На конкурсе группа заняла.. место. (А) первое (Б) третье (В) второе 13. Многие считали, что девочки. (А) понравятся всем зрителям (Б) получат последнее место (В) выступят не очень хорошо 14. Во время выступления певицы. (А) чувствовали себя уверенно (Б) волновались и плохо пели (В) не закончили песню 15. Сейчас группа «Серебро» готовит.. (А) интервью на радио и телевидении (Б) первый музыкальный альбом (В) концерты в Москве и Петербурге 16. В сибирском городе Кургане родилась Бальными танцами занималась. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля (А) Лена (Б) Марина (В) Оля

24 18. Пела в музыкальной группе «Формула». (А) Лена (Б) Марина (В) Оля 19. Диплом переводчика есть. (А) у Лены (Б) у Марины (В) у Оли 20. Город Петербург очень любит Школу искусств закончила. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля (А) Лена (Б) Марина (В) Оля 22. Пишет стихи и музыку. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля 23. Участницей программы «Фабрика звёзд» была. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля 24. Увлекается фотографией. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля 25. Занимается живописью. (А) Лена (Б) Марина (В) Оля Часть 3. Задания Прочитайте интервью. Выполните задания Мечтала стать певицей, а стала стюардессой. Сегодня Валентина Быковская инструктор авиакомпании S7 Аirlines. Уже 23 года она работает в авиакомпании, побывала во многих странах. А ведь этого могло не быть! Я никогда не хотела стать стюардессой, говорит Валентина, хотя тридцать лет назад об этой профессии мечтали многие девочки. Мой папа был лётчик, я мечтала о другом стать певицей. Писала стихи и песни, училась в музыкальной школе, потом в Институте культуры в городе Барнауле. Но однажды, когда у меня был день рождения, мой папа сделал мне подарок взял с собой в авиарейс Барнаул Ташкент. И тогда я поняла: небо это моя жизнь! Какой прекрасный мир вокруг тебя! Это было первое и очень сильное впечатление. Именно тогда я решила

25 посмотреть этот мир, побывать в других городах и странах. И я решила стать стюардессой. Трудно было оставить музыку? А я её не оставляла. Сейчас, когда у нас праздники в авиакомпании, я часто пою свои песни. Проблема была в другом найти работу. Тридцать лет назад авиакомпании не очень хотели брать женщин на работу. Но меня взяли! Вы никогда не думали, что сделали ошибку, когда стали стюардессой? Никогда! Моя работа это большое интересное путешествие! Ты открываешь новые города и страны, получаешь много впечатлений, у тебя много новых знакомых и друзей. Моя профессия помогает мне знакомиться с новой культурой. Я нашла себя в этой профессии! И теперь вы учите этой профессии других людей? Да. Сейчас я учу тридцать молодых стюардесс в нашей компании. Многие люди думают, что там учить?! Обед и кофе носить! Отвечать на вопросы! На самом деле главное для нас безопасность. Этот вопрос занимает самое большое место на наших занятиях. Каждая стюардесса должна не просто «что-то» знать, а уметь помочь пассажирам в трудной ситуации, знать, что и как делать. Вас узнают люди, которые летали с вами? Да. И таких знакомых уже много! 26. Сегодня Валентина Быковская работает в авиакомпании. (А) стюардессой (Б) директором (В) преподавателем 27. Валентина решила стать стюардессой, когда. (А) училась в институте (Б) была маленькой девочкой (В) училась в школе 28. Её любимое хобби. (А) спорт (Б) музыка (В) книги 29. Валентина любит свою профессию, потому что. (А) эта профессия открывает мир (Б) она уже долго работает в авиации (В) она работает вместе с друзьями 30. Валентина считает, что самое главное в работе стюардессы. (А) уметь быстро знакомиться с пассажирами

26 (Б) быстро и хорошо готовить чай, кофе (В) правильно вести себя в трудной ситуации ЧТЕНИЕ Рабочая матрица 1 А Б В 16 А Б В 2 А Б В 17 А Б В 3 А Б В 18 А Б В 4 А Б В 19 А Б В 5 А Б В 20 А Б В 6 А Б В 21 А Б В 7 А Б В 22 А Б В 8 А Б В 23 А Б В 9 А Б В 24 А Б В 10 А Б В 25 А Б В 11 А Б В 26 А Б В 12 А Б В 27 А Б В 13 А Б В 28 А Б В 14 А Б В 29 А Б В 15 А Б В 30 А Б В Вы выполнили субтест «Чтение» и проверили правильность выполнения заданий с помощью контрольной матрицы. В субтесте «Чтение» каждое задание оценивается в шесть баллов. Если вы набрали не менее 120 баллов, то есть, не менее 66 %, вы справились с выполнением теста. Если вы набрали менее 66% (менее 120 баллов), к

27 сожалению, вы не справились с выполнением этой части. Совет: вам нужно больше читать на русском языке, чтобы увеличить свой словарный запас. СУБТЕСТ 3. АУДИРОВАНИЕ В субтесте «Аудирование» проверяется умение понимать устные сообщения различных жанров и объёма: рекламу, объявление в магазине, на вокзале, диалоги на разные темы, разговоры по телефону, беседу между друзьями, информационное сообщение, небольшое интервью, историю о каком-либо событии или предмете. В первой части субтеста «Аудирование» (задания 1 5) вам предстоит прослушать рекламу, несколько коротких объявлений, сообщений, которые могли бы прозвучать по радио, на вокзале, в аэропорту, в музее, в супермаркете, по радио и т.д. Основная цель этих заданий проверить понимание основной информации, например: что произойдёт, какая будет погода, что можно купить в этом магазине, какая выставка и когда открывается, куда и зачем приглашают молодых людей и т.д. Объём таких сообщений до 20 слов. Во второй части теста (задания 6 8) прозвучат 2 диалога, например, в магазине, в автобусе, в кафе, на остановке автобуса, разговор между друзьями и т.д. Вы должны понять, основную тему диалога, а также что говорят участники диалога. Объём диалогов не более 40 слов. В третьей части теста (задания 9 13) вы услышите несколько диалогов (разговоры по телефону). Вы должны понять, почему один из друзей звонит другому, какую информацию он хочет передать, например, когда и где они встречаются, почему они выбирают именно это место для встречи.

28 Объём диалогов не более 40 слов. В четвёртой части теста (задания 14 23) вы услышите также один большой диалог: например, разговор друзей по телефону или во время их встречи. Вам необходимо понять основную информацию и подтвердить предложенные утверждения (ответив ДА) или не согласиться с ними (выбрав вариант НЕТ). Объём диалога около 150 слов. В пятой части теста (задания 24 30) прозвучит рассказ или история, которые произошли с каким-либо человеком. Объём текста не более 400 слов. Цель этого задания проверить понимание не только основного содержания сообщения, тему сообщения, но и важную дополнительную информацию, например, когда и где будет происходит событие, кто его участники, что они делают, почему они так поступают, почему с ними это произошло и т.д. Все аудиотексты будут звучать два раза. При выполнении заданий вы можете использовать разные знаки, отмечая правильный вариант на матрице: Х V O / У вас будет три варианта выбора ( А Б В ), один из них правильный. Во всех сообщениях количество незнакомых слов не будет превышать 2 % Совет: если во время первого прослушивания вы не очень хорошо поняли информацию и не смогли сделать правильный выбор, не волнуйтесь. Все предлагаемые сообщения будут звучать два раза и у вас будет достаточно времени, чтобы услышать и понять нужную информацию и отметить её на матрице. После выполнения субтеста «Аудирование» проверьте правильность выбранных вами ответов с помощью контрольной матрицы. Все контрольные матрицы даны в Приложение 1.

29 СУБТЕСТ 3. АУДИРОВАНИЕ. Время выполнения теста 30 минут. При выполнении теста пользоваться словарём нельзя. Вы получили тест. Он состоит из 5 частей и 30 заданий и матрицы. После каждого прослушанного сообщения выберите правильный вариант и отметьте соответствующую букву на матрице. Например: А Б В Г (Б правильный вариант) Если вы ошиблись и хотите исправить свою ошибку, сделайте так: А Б В Г (А ошибка, Б правильный вариант) Все аудиотексты звучат два раза. Часть 1. Задания 1 5. Прослушайте объявления и выполните задания. Здесь приводим три примера такого типа заданий. Звучащий текст: 3. В музыкальном кафе «Наша скрипка» можно послушать гитару. 20, 21 сентября мы приглашаем вас на концерт музыканта и композитора Олега Иванова. Задание 3. Олег Иванов играет. (А) на пианино (Б) на скрипке (В) на гитаре Звучащий текст: 4. 8 июня в субботу в концертном зале «Россия» выступает французская певица Лара Фабиан. Билеты можно заказать по телефону Приходите! Задание 4. Концерт будет. (А) восьмого июня (Б) восемнадцатого июня (В) двадцатого июня Звучащий текст: 5. Пятого апреля в Московском государственном университете имени Ломоносова День открытых дверей. Приглашаем школьников! Вы познакомитесь с университетом!

30 Задание 5. Пятого апреля школьники. (А) сдают экзамены в университет (Б) знакомятся с университетом (В) выступают в университете Часть 2. Задания 6 8. Прослушайте диалоги и выполните задания. Здесь приводим один пример заданий такого типа. Звучащий текст 6: Ну, и как? Тебе понравилось? Не очень. Было немного скучно. Ты же очень любишь этого актера! Да. Том Круз играет прекрасно, и музыка была замечательная. Согласен. А как ты думаешь, почему он вернулся в этот город? Я думаю, он хотел узнать правду. Задание 6. Они говорят. (А) о музыке (Б) о фильме (В) о городе Часть 3. Задания Прослушайте диалоги (разговоры по телефону) и выполните задания. Здесь приводим один пример заданий такого типа. Звучащий текст 9: Антон, привет! Завтра мы идем на стадион! Да? Я купила нам билеты на футбол. Как мы хотели. Слушай, ты молодец! Отлично! Где мы встретимся? Около кассы? Давай встретимся лучше в 6 часов около станции метро «Спортивная», там меньше людей. Задание 9. Друзья встречаются. (А) около кассы (Б) около метро (В) на стадионе Часть 4.

31 Задания Прослушайте диалог и выполните задания. Звучащий текст: Наташа, привет! Это Макс. О, Макс! Ты давно не звонил! Да. Как дела? Что нового? Всё нормально. Давай сегодня встретимся, мне нужно поговорить с тобой. Конечно. А что случилось? У меня проблемы в университете, я потом тебе расскажу, когда встретимся. А где мы встретимся? Давай в кафе «Московское мороженое» около станции метро «Университет». Помнишь, мы были там, когда у меня был день рождения? Да, конечно. А когда встречаемся? Может быть, в шесть часов, ты можешь в это время? Могу, но не в шесть, а немного позже. Лучше в семь, я же сейчас работаю. В мае, сейчас? Да. Я буду работать до августа, хочу купить новый компьютер. А в августе поеду отдыхать. Куда? Если это не секрет? К бабушке, в деревню. Ты же знаешь, что я люблю природу, спокойную жизнь в деревне. Отдохну лучше, чем на море! Да, это неплохой отдых. Летом в Москве так жарко! Ну, пока! До встречи! Потом поговорим. Пока! Задания: 14. Девушку зовут Саша. (А) да (Б) нет 15. Макс пригласил ее в университет. (А) да (Б) нет 16. У Макса проблемы в университете. (А) да (Б) нет 17. Они решили встретиться в кафе. (А) да (Б) нет 18. Макс пригласил подругу на день рождения. (А) да (Б) нет 19. Они встречаются в семь часов. (А) да (Б) нет

32 20. Девушка сейчас работает. (А) да (Б) нет 21. Она хочет купить себе машину. (А) да (Б) нет 22. Она хочет поехать отдыхать в августе. (А) да (Б) нет 23. Наташа любит отдыхать на море. (А) да (Б) нет Часть 5. Задания Прослушайте рассказ и выполните задания. Звучащий текст: Ну, как? Тебе понравилось в Финляндии? Очень. И страна, и достопримечательности, и люди. Было много интересного и смешного. Но самая смешная история была в метро в Хельсинки. Рассказать? Давай! Все думают, что финны это спокойные люди, которые мало говорят и больше молчат. И вот утро, я еду в метро. Метро в Хельсинки. Нормальный день, нормальный вагон, в котором люди едут на работу. На одной станции в вагон вошла не очень молодая женщина с маленькой собакой и села. Напротив нее уже сидела девушка-панк. Ну, ты понимаешь, зелёные волосы, необычная одежда. Девушка спокойно сидит, слушает музыку, видно, что ей скучно. А женщине её одежда и ее волосы не понравились. И она начинает об этом громко и долго говорить. Девушка молчит. Слушай дальше. В вагон приходит человек, который проверяет билеты, ну, контролёр. Все люди в вагоне приготовили билеты, держат их в руке. И тут самое неожиданное и смешное! Эта «спокойная» девушка-панк быстробыстро взяла у женщины с собакой её билет. И знаешь, что она сделала! Съела этот билет! И всё очень спокойно. Все это видят и молчат. А в это время около женщины остановился контролёр и попросил показать её билет. Но билета-то нет! Женщина долго объясняет, что её билет съела молодая девушка! Вот история! Контролёр спокойно слушал, ничего не говорил, а потом сказал, что нужно заплатить штраф 180 марок! Если нет билета, нужно платить штраф. Все люди в вагоне молчат. Что делать? Женщина платит штраф. Ну, и правильно. Не нужно говорить плохое о других людях! Задания: 24. Эта история случилась.

33 (А) в метро (Б) в автобусе (В) в поезде 25. В вагон вошла. (А) молодая девушка (Б) не очень молодая женщина (В) симпатичная бабушка 26. Женщине с собакой не понравился. (А) вагон (Б) контролёр (В) девушка 27. Женщина начала. (А) разговаривать с девушкой (Б) говорить об одежде девушки (В) слушать музыку 28. В вагоне неожиданно появился. (А) контролёр (Б) милиционер (В) музыкант 29. Молодая девушка-панк взяла у женщины. (А) собаку (Б) сумку (В) билет 30. Женщина с собакой. (А) заплатила деньги (Б) показала билет (В) купила новый билет

34 Аудирование Рабочая матрица 1 А Б В 16 А Б 2 А Б В 17 А Б 3 А Б В 18 А Б 4 А Б В 19 А Б 5 А Б В 20 А Б 6 А Б В 21 А Б 7 А Б В 22 А Б 8 А Б В 23 А Б 9 А Б В 24 А Б В 10 А Б В 25 А Б В 11 А Б В 26 А Б В 12 А Б В 27 А Б В 13 А Б В 28 А Б В 14 А Б 29 А Б В 15 А Б 30 А Б В В субтесте «Аудирование» каждый правильный ответ оценивается в 6 баллов. А весь тест 180 баллов. Если вы набрали не менее 120 баллов, то есть, не менее 66 % вы справились с выполнением теста. Если вы набрали меньше 120 баллов, вам нужно больше слушать диалогов и рассказов на русском языке.

35 СУБТЕСТ 4. ПИСЬМО В cубтесте «Письмо» проверяется умение написать письмо, сообщение, записку и т.д. с опорой на предложенные вопросы или план. Вы должны показать владение определённым лексико-грамматическим материалом, формулами этикета, необходимыми при написании писем. В cубтесте «Письмо» вам предлагаются два задания. На их выполнение вам даётся 50 минут. В задании 1 на основе прочитанного текста (это может быть письмо, какое-то сообщение) вы должны написать свой текст, например, ответ на полученное письмо. Предлагаемый текст для выполнения первого задания содержит не более 2% незнакомых слов. Объём текста: слов. В задании 2 вы должны заполнить анкету, написать записку или объявление. Вам будет предложен план записки. Что будет учитываться при оценке субтеста «Письмо»? Во-первых, оценивается соответствие написанного вами текста поставленной задаче. Ваш текст это ответ на полученное письмо. Но письмо должно не просто содержать механические ответы на отдельные вопросы, а представлять собой логически законченный, связный, содержательный текст письмо. Оно должно содержать ту информацию, которая обычно бывает в письме: рассказ о новостях, вопросы к человеку, которому адресовано письмо и т.д. Во-вторых, оценивается полнота информации. Вы должны ответить на все вопросы, которые содержатся в полученном вами письме. В противном случае можете получить штрафные баллы за недостаток информации и снизите ваш результат.

36 В-третьих, жанр письма предполагает правильное использование формул этикета, например, формулы обращения в начале и в завершении письма: Привет, Антон! Как дела? До встречи! Жду ответа! и т.д. Любое письмо это не только информация, оно содержит обращение к человеку, которому вы пишете письмо: Помнишь? Как ты знаешь,. Как у тебя дела? Какие новости? А что ты об этом думаешь? Передай привет твоим родителям! В-четвёртых, при оценивании вашей работы будут учитываться и возможные лексические и грамматические ошибки. Если в вашем тексте будет большое количество грамматических ошибок, это свидетельствует о невысоком уровне владения грамматикой русского языка и может намного снизить вашу оценку, помешать вам успешно сдать экзамен. Каждая ошибка будет оцениваться от 0,5 до 2 баллов. Контролируйте правильность написания! Если у вас будет интересное и достаточно большое по объёму письмо, вы можете получить дополнительные поощрительные баллы (+3 балла). Это хорошая возможность повысить общий результат за тест «Письмо». Желаем успехов! СУБТЕСТ 4. ПИСЬМО. Время выполнения теста 50 минут При выполнении теста можно пользоваться словарём. Тест состоит из 2 заданий. Задание 1. Вы получили письмо от своего друга. Прочитайте письмо и напишите ответ (в письме ответьте на ВСЕ его вопросы).

37 Привет, Мартин! Как дела? Что нового? У меня всё нормально. Я получил твоё письмо. Рад, что ты так хорошо отдохнул. А мне нужно было всё лето работать. Но я доволен. Познакомился с новыми людьми, был на интересных экскурсиях. Но теперь о главном! Летом я работал помощником экскурсовода, в группах было много туристов из Германии. Я подумал и решил, что в этом году мне нужно серьезно заниматься немецким языком. Ты согласен? Ты сам мне говорил, что я говорю по-немецки не очень хорошо, делаю ошибки. Но есть проблемы. Дай мне совет, ведь ты у нас полиглот: знаешь английский, французский и русский язык. Первое. Курсов иностранных языков очень много, трудно выбрать. В газетах много объявлений: «Немецкий язык за неделю!», «Мы учим вас, когда вы спите!» и другие. Конечно, мне хочется всё быстро выучить! Но возможно ли это? Как ты думаешь, можно выучить немецкий язык за тричетыре месяца? Я недавно прочитал такое объявление. А сколько времени ты учил русский язык? Ты мне раньше говорил, но я уже не помню. А может быть, мне нужно учиться на обычных курсах, которые продолжаются год или два? Второе. Как ты думаешь, важно, чтобы на курсах работали преподаватели из Германии? Конечно, хочется слышать правильный немецкий язык. Но может быть, это не так важно, если на курсах работают хорошие преподаватели из России. Дальше. Что важнее: быстро говорить, знать много слов или сначала хорошо выучить грамматику, заниматься фонетикой? Ты же знаешь, когда я говорю по-немецки, я говорю быстро, но делаю много ошибок. Ты всегда говорил мне об этом. И фонетика у меня не очень хорошая. Помнишь, в магазине в Берлине девушка долго не могла понять, что я хочу купить. Ты сможешь послать мне кассеты с немецкими текстами, диалогами, песнями? А может быть, мне не нужно заниматься на курсах? Я могу купить хорошие учебники, словари, аудиокассеты и заниматься дома без

38 преподавателя. Как ты думаешь, я смогу сам хорошо выучить немецкий язык? Конечно, каждый день заниматься самостоятельно, наверное, трудно. Всегда будут другие дела: нужно делать домашние задания, мне иногда хочется поиграть в футбол, волейбол. Как организовать свои занятия по немецкому языку дома? Что ты мне посоветуешь? Ну, всё. Заканчиваю письмо. Напиши мне быстрее. Жду. Пока. Максим Задание 2. Завтра пятница, 16 сентября. У вас очень много дел. Запишите в вашем блокноте, что вы должны сделать: кому позвонить, кого поздравить с днем рождения, с кем встретиться и зачем, куда пойти, что купить. Это задание вы выполняете на специальном листе. Лист для выполнения задания 2. Напишите ваше имя и фамилию: сентября Пятница Что сделать 9 часов 14 часов 15 часов 17 часов 20 часов

39 Вы выполнили субтест «Письмо». Теперь вы можете сравнить написанное вами с вариантом, который мы предлагаем вам. Этот образец находится в Приложении 3. Если по содержанию в целом и по объёму написанного текста они приблизительно совпали, у вас есть возможность успешно сдать этот субтест. В тесте по письму могут быть снижены баллы за следующие ошибки: пропуск необходимой информации. Объём информации определяется вопросами, которые были заданы вам в письме ( 6 баллов за пропуск нужной информации); отсутствие связности и логичности в вашем письме ( 2 балл за каждое такое нарушение); неправильное использование формул речевого этикета ( 1 балл за каждое нарушение); грамматические ошибки, которые мешают пониманию вашего текста (от 0,5 балла до 2 баллов); Вы можете получить дополнительно +3 балла за интересное и достаточно большое по объёму письмо. СУБТЕСТ 5. ГОВОРЕНИЕ Основная цель субтеста «Говорение» проверить насколько успешно вы можете участвовать в диалоге на русском языке: понять вашего собеседника, адекватно отреагировать на его реплики, быть инициатором диалога, построить собственное монологическое высказывание (в рамках требований Базового уровня).

40 Вы должны также уметь не только поддержать диалог, но и выступить его инициатором: начать разговор, обратиться к собеседнику, представиться, представить своего друга, привлечь внимание собеседника, выразить своё желание, сделать предложение, пригласить собеседника, выразить просьбу, спросить о чём-либо (где, когда произошло событие), передать информацию для своего друга через кого-то, отказаться от приглашения, выяснить нужную информацию (где находится нужное вам место, часы работы той или иной организации и др.), объяснить что то (почему опоздал, каков маршрут путешествия и др.). Смотрите ниже список речевых задач. При этом важно также правильно использовать этикетные формулы и способы привлечения внимания собеседника, правильно использовать формы императива при выражении совета, просьбы. Тематика предлагаемых диалогов актуальна для ситуаций общения в магазине, в киоске, в кассе, на почте, в банке, в кафе, в ресторане, на улицах города, в транспорте, в поликлинике, у врача, в школе, в университете, в театре, на выставке, в музее, на экскурсии, на концерте, на работе с коллегами и т.д. Вам будут предложены также ситуации общения по телефону с другом, при личной встрече с друзьями, с коллегами по работе и т.д. В тесте проверяется ваше умение построить собственный монолог рассказ на предложенную тему. Это может быть: рассказ о себе, о друзьях, о своей семье, об истории семьи, о своём доме, о своих интересах, хобби, увлечениях, работе, учёбе, профессии, о своём городе, о достопримечательностях города, о своей стране, её культуре, интересных людях и др. Время выполнения теста минут. Подготовка 15 минут, ответ минут. В первой части теста ( задания 1 5 ) проверяется умение принять участие в диалоге, поддержать разговор, который начинает ваш собеседник. В его роли выступает экзаменатор.