Меню Рубрики

Тема связь слов в словосочетании согласование

Связь слов в словосочетании. Согласование
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Цели урока:

Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Скачать:

Вложение Размер
soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс

Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)

Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.

Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю — хочу узнать — узнал»

Оборудование: интерактивная доска.

  1. Организация учащихся на урок

— Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!

2. Словарная работа

— Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)

Цепью вздымаясь, уходят за тучи

Снежные шапки и горные кручи.

В их глубине изумруд и топаз, —

Это у нас! Это у нас!

И величава река и длинна, —

Это на родине нашей она!

В чаще кедровой, в трущобах таёжных

Много лисиц и куниц осторожных;

Прыгают серны, пасутся олени,

Лоси подходят к воротам селений.

Степи, озёра, леса и поля –

Всё это наша родная земля.

— Как называли нашу родину в старину? (Русь)

Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.

На доске запись:

— Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)

— Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )

— Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)

Защищаем, бережём, прославляем.

Широка страна моя родная!

Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила составления синквейна:

1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);

2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);

3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);

4 строка: отношение к теме – фраза из 4 — 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);

5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.

  1. Стадия осмысления
  1. Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.

— Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)

— Что вы хотели бы узнать?

Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.

Какие вопросы можно поставить в словосочетании?

Какие части речи являются главными в словосочетании?

Какая связь может быть между словами?

— Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.

2. Составление словосочетаний.

— Составьте словосочетания со словом «российский».

Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.

— Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)

— Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)

3. Знакомство с согласованием.

— Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)

— Имена прилагательные согласуются с именами существительными.

— Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)

Чтение определения в учебнике (с. 109)

— Наши предположения о согласовании оказались верными?

4. Первичное закрепление

— Выполним упражнение 1 на с. 110.

— Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.

прил. сущ. х прил. сущ. х

Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),

числ. сущ. Х числ. сущ. х

пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).

— Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.

Связь слов в словосочетании

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

Данный урок «Связь слов в словосочетании» необходим тем, кто хочет понять связь между подлежащим и сказуемым. Узнаете, что такое согласование, познакомитесь с его особенностями. Учитель расскажет о двух видах связи слов – управлении и примыкании. Сделав дополнительное задание к уроку, вы закрепите полученные знания.

Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание

В рус­ском язы­ке сло­ва свя­за­ны в сло­во­со­че­та­ние согла­со­ва­ни­ем, управ­ле­ни­ем и при­мы­ка­ни­ем.

Между сло­ва­ми, что­бы они ста­ли сло­во­со­че­та­ни­ем, долж­на суще­ство­вать под­чи­ни­тель­ная связь или связь по смыс­лу. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ском син­так­си­се раз­ли­ча­ют три вида сло­во­со­че­та­ний: со свя­зью согла­со­ва­ния, управ­ле­ния или при­мы­ка­ния.

Таблица с примерами

Согласование

При такой свя­зи оба сло­ва, и глав­ное, и зави­си­мое, пол­но­стью сов­па­да­ют в роде, чис­ле и паде­же. Делаем вывод, что оба сло­ва явля­ют­ся изме­ня­е­мы­ми.

Обычно согла­су­ют­ся суще­стви­тель­ные с при­ла­га­тель­ны­ми, при­ча­сти­я­ми, поряд­ко­вы­ми чис­ли­тель­ны­ми, с местоимениями-прилагательными, место­име­ния с существительными.

Примеры

  • жел­тые листья
  • пожел­тев­шие страницы,
  • тре­тий звонок
  • моя сум­ка
  • чистая сто­ло­вая
  • пере­до­вой рабочий
  • заго­ре­лый отдыхающий
  • диван-кровать.

Управление

Примеры

  • писать (что?) книгу;
  • щел­кать (чем?) зубами;
  • три (чего?) гриба;
  • улы­бать­ся (чему?) солнцу.

В зави­си­мо­сти от того, каки­ми частя­ми речи выра­же­ны глав­ное и зави­си­мое сло­во, раз­ли­ча­ем виды сло­во­со­че­та­ний со свя­зью управления:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (зака­зать фото­гра­фу, посмот­реть фильм, встре­тить маму);
  • при­ла­га­тель­ное + место­име­ние (нико­му не нуж­ный);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (дирек­тор шко­лы, покрас­ка забо­ра);
  • наре­чие + суще­стви­тель­ное (груст­но до слез);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (двое ребят, три мед­ве­дя);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное, место­име­ние (бла­го­да­ря хозяй­ку, улы­ба­ясь мне).

Примыкание

В таком сло­во­со­че­та­нии глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое может при­ни­мать раз­ные грам­ма­ти­че­ские формы:

читать быст­ро — читаю быст­ро, чита­ешь быст­ро и т. д.

При при­мы­ка­нии глав­ное сло­во не тре­бу­ет от зави­си­мо­го опре­де­лён­ных грам­ма­ти­че­ских форм. В каче­стве зави­си­мо­го сло­ва высту­па­ют неиз­ме­ня­е­мые части речи и их формы:

Примеры

Между сло­ва­ми, свя­зан­ны­ми свя­зью при­мы­ка­ния, невоз­мо­жен падеж­ный вопрос. Если глав­ное сло­во, как и зави­си­мое, явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мым, то глав­ным явля­ет­ся то, кото­рое в пред­ло­же­нии может упо­треб­лять­ся в роли само­сто­я­тель­но­го чле­на предложения.

В соче­та­нии «очень гром­ко» сло­во «гром­ко» явля­ет­ся глав­ным, пото­му что мож­но сказать:

При при­мы­ка­нии связь слов выра­жа­ет­ся поряд­ком слов и интонационно.

Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»


[spoiler title=»источники:»]

http://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii

http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vidyi-slovosochetaniy.html

[/spoiler]