Тема связь слов в словосочетании согласование
Связь слов в словосочетании. Согласование
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме
Цели урока:
Обучающие:актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие:развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные:создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soglasovanie._4_klass._russkiy_yazyk.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология развития критического мышления. Русский язык. 4 класс
Урок русского языка в 4 классе (УМК «Начальная школа XXI века)
Тема: Связь слов в словосочетании. Согласование
Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о словосочетании; дать представление о связи слов в словосочетании; продолжить работу по формированию умения вычленять словосочетания из предложения.
Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь учащихся.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитание культуры общения в группе со сверстниками.
Приёмы ТРКМ: синквейн, таблица «Знаю — хочу узнать — узнал»
Оборудование: интерактивная доска.
- Организация учащихся на урок
— Я рада снова видеть ваши лица, ваши глаза. Думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов всем нам и удачи!
2. Словарная работа
— Послушайте стихотворение Е.Трутневой. О какой стране в нём говорится? (О России)
Цепью вздымаясь, уходят за тучи
Снежные шапки и горные кручи.
В их глубине изумруд и топаз, —
Это у нас! Это у нас!
И величава река и длинна, —
Это на родине нашей она!
В чаще кедровой, в трущобах таёжных
Много лисиц и куниц осторожных;
Прыгают серны, пасутся олени,
Лоси подходят к воротам селений.
Степи, озёра, леса и поля –
Всё это наша родная земля.
— Как называли нашу родину в старину? (Русь)
Запишите оба слова в два столбика, допишите в столбики родственные слова.
На доске запись:
— Какая наша страна? (Дети называют прилагательные: красивая, просторная, большая, любимая, родная, лучшая, могучая, славная, сильная, могучая, мирная, свободная)
— Расскажите о своём отношении к нашей Родине. (Дети называют глаголы: беречь, любить, защищать, оберегать, украшать, прославлять, укреплять )
— Составьте синквейн на тему «Россия» (Учащиеся записывают синквейны, потом их зачитывают)
Защищаем, бережём, прославляем.
Широка страна моя родная!
Синквейн – особое «нескладное» стихотворение, состоящее из 5 строк.
Правила составления синквейна:
1 строка: тема – 1 слово (имя существительное);
2 строка: описание темы – 2 слова (имена прилагательные);
3 строка: описание действия – 3 слова (глаголы);
4 строка: отношение к теме – фраза из 4 — 6 слов (предложение, цитата из песни, стихотворения);
5 строка: суть темы – 1 слово, которое образно характеризует тему. Бывает синонимом к первой строке.
- Стадия осмысления
- Составление таблицы «ЗХУ». Формулирование темы урока.
— Что вы знаете о словосочетании? (Заполняется таблица на доске)
— Что вы хотели бы узнать?
Не являются словосочетанием: главные члены предложения, однородные члены предложения, фразеологизмы.
Какие вопросы можно поставить в словосочетании?
Какие части речи являются главными в словосочетании?
Какая связь может быть между словами?
— Сегодня мы постараемся найти ответ на некоторые из поставленных вами вопросов. В первую очередь, о связи слов в словосочетании.
2. Составление словосочетаний.
— Составьте словосочетания со словом «российский».
Например: российский флаг, российский народ, российское государство, Российская Федерация.
— Почему изменяется имя прилагательное? (Оно употреблено с существительными разного рода)
— Какое слово в этом словосочетании главное? (Существительное)
3. Знакомство с согласованием.
— Измените форму главного слова. Что произошло с зависимым словом? (У зависимого слова тоже изменилась форма)
— Имена прилагательные согласуются с именами существительными.
— Почему связь существительного с прилагательным называется согласованием? (Прилагательное подчиняется существительному, во всём с ним соглашается) В чём прилагательное согласуется с существительным? (в роде, числе и падеже)
Чтение определения в учебнике (с. 109)
— Наши предположения о согласовании оказались верными?
4. Первичное закрепление
— Выполним упражнение 1 на с. 110.
— Выпиши словосочетания с согласованием. Укажи часть речи главного и зависимого слов. Определи род, число и падеж слов в словосочетании.
прил. сущ. х прил. сущ. х
Серебряная брошка (ж.р., ед.ч., И.п.), весёлые каникулы (мн.ч., И.п.),
числ. сущ. Х числ. сущ. х
пятый класс (м.р., ед.ч., И.п.), второй ряд (м.р., ед.ч., И.п.).
— Какие модели словосочетаний относятся к согласованию? Подтверди ответ примерами.
Связь слов в словосочетании
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
Данный урок «Связь слов в словосочетании» необходим тем, кто хочет понять связь между подлежащим и сказуемым. Узнаете, что такое согласование, познакомитесь с его особенностями. Учитель расскажет о двух видах связи слов – управлении и примыкании. Сделав дополнительное задание к уроку, вы закрепите полученные знания.
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
Примеры
- писать (что?) книгу;
- щелкать (чем?) зубами;
- три (чего?) гриба;
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму);
- прилагательное + местоимение (никому не нужный);
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора);
- наречие + существительное (грустно до слез);
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя);
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
В таком словосочетании главным является то, которое может принимать разные грамматические формы:
читать быстро — читаю быстро, читаешь быстро и т. д.
При примыкании главное слово не требует от зависимого определённых грамматических форм. В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
Примеры
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос. Если главное слово, как и зависимое, является неизменяемым, то главным является то, которое в предложении может употребляться в роли самостоятельного члена предложения.
В сочетании «очень громко» слово «громко» является главным, потому что можно сказать:
При примыкании связь слов выражается порядком слов и интонационно.
Видеоурок «Виды подчинительной связи в словосочетании»
[spoiler title=»источники:»]
http://interneturok.ru/lesson/russian/8-klass/slovosochetanie/svyaz-slov-v-slovosochetanii
http://russkiiyazyk.ru/sintaksis/vidyi-slovosochetaniy.html
[/spoiler]