Меню Рубрики

Тема словосочетание главное и зависимое слово в словосочетании

Главное и зависимое слово в словосочетании

Главное и зави­си­мое сло­во состав­ля­ют сло­во­со­че­та­ние на осно­ве под­чи­ни­тель­ной связи.

Как строится словосочетание?

В рус­ском язы­ке сло­во­со­че­та­ния скла­ды­ва­ют­ся по смыс­лу и грам­ма­ти­че­ски из отдель­ных слов, кото­рые не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, как напри­мер пред­ло­же­ние. Словосочетание состо­ит мини­мум из двух слов и назы­ва­ет пред­ме­ты, при­зна­ки или дей­ствия более деталь­но, чем одно сло­во, рас­ши­ряя наше пред­став­ле­ние об окру­жа­ю­щем мире:

  • солн­це — яркое солнце;
  • кра­си­вый — очень красивый;
  • пла­вать — пла­вать в реке.

Строительными кир­пи­чи­ка­ми для пред­ло­же­ния явля­ют­ся сло­во­со­че­та­ния, кото­рые в отдель­но­сти не выра­жа­ют закон­чен­ную мысль, а толь­ко объ­еди­нив­шись с помо­щью инто­на­ции в выска­зы­ва­ние о ком-то или о чём-то.

В небе ярко све­тит весен­нее солнце.

Подлежащее и ска­зу­е­мое — это рав­но­прав­ные чле­ны пред­ло­же­ния. Словосочетание стро­ит­ся на осно­ве нерав­но­прав­ных отно­ше­ний меж­ду словами.

Укажем сло­во­со­че­та­ния в пред­ло­же­нии, отыс­кав их с помо­щью вопросов:

Что такое главное и зависимое слово?

В выде­лен­ных парах слов пер­вое сло­во явля­ет­ся глав­ным. Его основ­ным при­зна­ком явля­ет­ся то, что от него мож­но задать вопрос к дру­го­му сло­ву, пояс­ня­ю­ще­му его смысл.

Второе сло­во пояс­ня­ет, рас­ши­ря­ет смысл глав­но­го сло­ва и при­ни­ма­ет такую грам­ма­ти­че­скую фор­му, кото­рую ему дик­ту­ет глав­ное сло­во, то есть оно зави­сит от глав­но­го сло­ва и под­чи­ня­ет­ся ему. Это зави­си­мое сло­во в словосочетании.

Итак, в сло­во­со­че­та­нии мож­но ука­зать глав­ное и зави­си­мое сло­во. Между ними нет грам­ма­ти­че­ско­го рав­но­пра­вия. Зависимое сло­во под­чи­ня­ет­ся главному.

Как определить главное и зависимое слово?

Чтобы понять, какое сло­во явля­ет­ся глав­ным, а какое зави­си­мым в сло­во­со­че­та­нии, име­ем в виду, что глав­ное сло­во обыч­но назы­ва­ет пред­мет, дей­ствие или при­знак. Оно выра­жа­ет основ­ной смысл сло­во­со­че­та­ния. От глав­но­го сло­ва мож­но поста­вить вопрос к уточ­ня­ю­ще­му его зна­че­ние сло­ву, кото­рое свя­за­но с ним по смыс­лу и грамматически.

Зависимое сло­во допол­ня­ет, рас­ши­ря­ет зна­че­ние глав­но­го. Понаблюдаем:

  • сол­неч­ный день — день (какой?) сол­неч­ный;
  • гулять в пар­кегулять (в чём?) в пар­ке;
  • совер­шен­но новыйновый (в какой сте­пе­ни?) совер­шен­но.

Виды подчинительной связи в словосочетании

В зави­си­мо­сти от спо­со­ба соеди­не­ния слов в сло­во­со­че­та­ние выде­ля­ют три вида под­чи­ни­тель­ной связи:

Словосочетания со связью согласования

В соче­та­нии «весен­нее солн­це» оба сло­ва име­ют одну и ту же грам­ма­ти­че­скую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода име­ни­тель­но­го паде­жа. Если грам­ма­ти­че­ская фор­ма зави­си­мо­го сло­ва сов­па­да­ет с фор­мой глав­но­го, меж­ду ними уста­но­ви­лась под­чи­ни­тель­ная связь согла­со­ва­ние. Образно гово­ря, как глав­ное сло­во (солн­це), так и зави­си­мое (весен­нее) соглас­ны при­нять одну и ту же грам­ма­ти­че­скую форму.

При такой свя­зи оба сло­ва одно­вре­мен­но изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и падежам.

Подчинительной свя­зью согла­со­ва­ния объ­еди­ня­ют­ся в сло­во­со­че­та­ние глав­ное сло­во, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным, с зави­си­мым в виде име­ни при­ла­га­тель­но­го, место­име­ния, поряд­ко­во­го чис­ли­тель­но­го, при­ча­стия, к кото­ро­му зада­ют­ся вопро­сы какой? чей?

Словосочетания со связью управления

В сло­во­со­че­та­нии «све­тит в небе» глав­ное сло­во тре­бу­ет от зави­си­мо­го име­ни суще­стви­тель­но­го грам­ма­ти­че­ской фор­мы пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го числа:

Главное сло­во руко­во­дит зави­си­мым и при­со­еди­ня­ет его с помо­щью под­чи­ни­тель­ной свя­зи управления.

В сло­во­со­че­та­ни­ях со свя­зью управ­ле­ния от глав­но­го сло­ва к зави­си­мо­му ста­вят­ся вопро­сы кос­вен­ных падежей:

Главное сло­во может менять свою грам­ма­ти­че­скую фор­му, а зави­си­мое сохра­ня­ет первоначальную:

  • чита ю стих и ;
  • чита ешь стих и ;
  • чита ет стих и .

Связь управ­ле­ния ука­жем меж­ду глав­ным и зави­си­мым сло­вом, выра­жен­ны­ми частя­ми речи:

  • гла­гол + суще­стви­тель­ное (сшить пла­тье);
  • суще­стви­тель­ное + суще­стви­тель­ное (крыль­цо дома);
  • чис­ли­тель­ное + суще­стви­тель­ное (восемь томов, оба дру­га);
  • дее­при­ча­стие + суще­стви­тель­ное (открыв дверь).

Словосочетания со связью примыкания

В соче­та­нии «све­тит ярко» зави­си­мое сло­во не изме­ня­ет­ся. Оно при­со­еди­ня­ет­ся к глав­но­му сло­ву по смыс­лу и с помо­щью инто­на­ции. Такая под­чи­ни­тель­ная связь назы­ва­ет­ся примыканием.

К глав­но­му сло­ву, выра­жен­но­му гла­го­лом, суще­стви­тель­ным, наре­чи­ем, при­мы­ка­ют зави­си­мые неиз­ме­ня­е­мые сло­ва в виде наре­чия, дее­при­ча­стия или неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла. К зави­си­мо­му сло­ву от гла­голь­ных форм и наре­чий ста­вят­ся обсто­я­тель­ствен­ные вопросы:

От глав­но­го сло­ва суще­стви­тель­но­го к зави­си­мо­му сло­ву зада­дим вопрос определения:

Рассмотрим клас­си­фи­ка­цию сло­во­со­че­та­ний в зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го слова.

Главное слово и тип словосочетания

В сло­во­со­че­та­нии глав­ное сло­во может быть выра­же­но гла­голь­ной фор­мой, имен­ной частью речи или наре­чи­ем. В зави­си­мо­сти от спо­со­ба выра­же­ния глав­но­го сло­ва раз­ли­ча­ют три типа словосочетаний:

В гла­голь­ных сло­во­со­че­та­ни­ях в каче­стве глав­но­го сло­ва высту­па­ет любая грам­ма­ти­че­ская фор­ма гла­го­ла, а так­же при­ча­стие или деепричастие:

В имен­ных сло­во­со­че­та­ни­ях глав­ным сло­вом явля­ет­ся суще­стви­тель­ное, при­ла­га­тель­ное, место­име­ние, коли­че­ствен­ное или соби­ра­тель­ное числительное:

Для нареч­ных соче­та­ний харак­тер­но, что к глав­но­му сло­ву в виде наре­чия при­мы­ка­ет дру­гое наре­чие. Главное сло­во может управ­лять зави­си­мым место­име­ни­ем или существительным.

Понаблюдаем:

Видеоурок

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании»

« Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС»

Урок русского языка в 5-м классе.

Романова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Италмасовская СОШ» Завьяловского района Удмуртской республики

Тема: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.

дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово;

Оборудование: презентация, менедж мэт (управляющая карта) на столах групп, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу).

I. Организационный момент:

— Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.

Проверка выполнения домашнего задания:
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.

II. Проверка усвоения изученного материала.

— На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Мне очень интересно, как вы усвоили пройденный материал. Задание «Вертушка» ( по Славину ) (каждое последующее задание выполняется следующим учеником; выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой).

Закончив любое задание, группа с помощью жеста (соединяют кулачки с поднятым большим пальцем) информирует учителя и всех остальных одноклассников, что группа готова.

1.Что такое синтаксис? ( Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение. )

2.Что такое пунктуация? ( Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация .)

— А теперь ответят для всех партнеры № ..

III . Стадия вызова. Задачи: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.

«Ребус» — СЛАЙД 1 . Детям предлагается разгадать ребус, в котором зашифрована тема урока:

— Итак, о чем мы сегодня будем говорить? ( О словосочетании ) .

— А каковы будут цели нашего урока? ( Учитель записывает на доске ).

Записывают число и тему урока в тетради. СЛАЙД 2

Скажите, а словосочетание – знакомое слово? Говорили о нем уже в начальной школе?

Задание «Запишите мысли»:

-Что такое словосочетание? Для чего они служат? ( Дети записывают то, что знают на листок – 30 сек. ).

«Движение по классу». Стоп. – Выбираем себе пару. – А теперь партнеры обмениваются информацией: записывают то, чего нет у них.

— Возвращайтесь в группы и изложите свою и полученную информацию на общий листок. ( 1 минута).

— Что у вас получилось? Ответят партнеры №2 в группах ( учитель кратко записывает все на доске ).

— А теперь обратимся к ДИАЛОГУ в учебнике (чтение диалога на стр. 61 ). Сделайте вывод: для чего нужны словосочетания? ( Словосочетание более точно называет предмет, действие и признак или Наша речь становится более точной, яркой ).

— А теперь прочитайте в учебнике, что такое словосочетание.

— Что мы узнали о словосочетании? Из каких частей состоит словосочетание? (отметить на доске, если еще нет записи – состоит из двух частей: главной и зависимой).

— Как вы поняли, что такое главное слово, а что – зависимое?

— А теперь посмотрите, как отмечается на письме эти части словосочетания.

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.

Задание «Вертушка»: теперь поработайте в группах, записывая данные словосочетания и определяя главное и зависимое слово.

— Как справились ваши группы с заданием? Все ли партнеры сумели найти главные и зависимые слова?

3. «Найдите ошибки»:

— Ребята, ученикам 5-х классов выполняли задание – выписывали из предложения словосочетания. При этом они допустили ошибки. Найдите их.

Из предложения: По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник через лес. (по И. Соколову-Микитову).

По чащобам и болотам

По глухим чащобам

Пробирался через лес

— В группах найдите и обсудите ошибки: почему данные сочетания слов не являются словосочетаниями?

VII . Закрепление материала.

Выполнение упр. 132 («Вертушка»). СЛАЙД № для проверки.

Проверочная работа: выписать из предложения все имеющиеся словосочетания, указать главные и зависимые слова.

Мальчики принесли из леса сухих веток ели и развели костер.

Принесли из леса

Проверяют партнеры по лицу (ответы на СЛАЙДЕ № ), ставят друг другу оценки, затем общую оценку считает партнер № 2.

— Скажите, добились ли мы поставленных целей?

— Закончите одну из предложенных фраз:

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Своей работой на уроке я доволен (не совсем доволен, не доволен), потому что…

VIII . Домашнее задание: выполнить упр. 128,133 или выписать 15 словосочетаний из изученных басен И.А. Крылова, указав главное и зависимое слово.

Задание №1. Перепишите словосочетания и укажите в каждом главное и зависимое слова: читать книгу, любимая книга, книга из библиотеки, школьная библиотека, длинная перемена, смотреть на экран, читать быстро, отвечать на вопрос.

Задание №2. Ученики 5-го класса выполнили задание: выписали все словосочетания из предложения. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник через лес. (И. Соколов-Микитов). При этом они допустили ошибки. Найдите их.

чащобам и болотам

пробирался через лес.

Задание № 3. Проверочная работа . Выписать из предложения все имеющиеся словосочетания, указать главные и зависимые слова.

Мальчики принесли из леса сухих веток ели и развели костер.

Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На занятии мы приступим к изучению синтаксиса, нового раздела науки о языке. Узнаем, что такое словосочетание, из чего оно состоит. На приведенном отрывке из сказки А. С. Пушкина потренируемся в определении словосочетаний.


[spoiler title=»источники:»]

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-slovosochetanie-glavnoe-i-zavisimoe-slovo-v-slovosochetanii-1830600.html

http://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/slovosochetanie-glavnoe-i-zavisimoe-slova-v-slovosochetanii

[/spoiler]

Популярные записи