Тема словосочетание главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово в словосочетании
Главное и зависимое слово составляют словосочетание на основе подчинительной связи.
Как строится словосочетание?
В русском языке словосочетания складываются по смыслу и грамматически из отдельных слов, которые не выражают законченную мысль, как например предложение. Словосочетание состоит минимум из двух слов и называет предметы, признаки или действия более детально, чем одно слово, расширяя наше представление об окружающем мире:
- солнце — яркое солнце;
- красивый — очень красивый;
- плавать — плавать в реке.
Строительными кирпичиками для предложения являются словосочетания, которые в отдельности не выражают законченную мысль, а только объединившись с помощью интонации в высказывание о ком-то или о чём-то.
В небе ярко светит весеннее солнце.
Подлежащее и сказуемое — это равноправные члены предложения. Словосочетание строится на основе неравноправных отношений между словами.
Укажем словосочетания в предложении, отыскав их с помощью вопросов:
Что такое главное и зависимое слово?
В выделенных парах слов первое слово является главным. Его основным признаком является то, что от него можно задать вопрос к другому слову, поясняющему его смысл.
Второе слово поясняет, расширяет смысл главного слова и принимает такую грамматическую форму, которую ему диктует главное слово, то есть оно зависит от главного слова и подчиняется ему. Это зависимое слово в словосочетании.
Итак, в словосочетании можно указать главное и зависимое слово. Между ними нет грамматического равноправия. Зависимое слово подчиняется главному.
Как определить главное и зависимое слово?
Чтобы понять, какое слово является главным, а какое зависимым в словосочетании, имеем в виду, что главное слово обычно называет предмет, действие или признак. Оно выражает основной смысл словосочетания. От главного слова можно поставить вопрос к уточняющему его значение слову, которое связано с ним по смыслу и грамматически.
Зависимое слово дополняет, расширяет значение главного. Понаблюдаем:
- солнечный день — день (какой?) солнечный;
- гулять в парке — гулять (в чём?) в парке;
- совершенно новый — новый (в какой степени?) совершенно.
Виды подчинительной связи в словосочетании
В зависимости от способа соединения слов в словосочетание выделяют три вида подчинительной связи:
Словосочетания со связью согласования
В сочетании «весеннее солнце» оба слова имеют одну и ту же грамматическую форму единственного числа среднего рода именительного падежа. Если грамматическая форма зависимого слова совпадает с формой главного, между ними установилась подчинительная связь согласование. Образно говоря, как главное слово (солнце), так и зависимое (весеннее) согласны принять одну и ту же грамматическую форму.
При такой связи оба слова одновременно изменяются по родам, числам и падежам.
Подчинительной связью согласования объединяются в словосочетание главное слово, выраженное существительным, с зависимым в виде имени прилагательного, местоимения, порядкового числительного, причастия, к которому задаются вопросы какой? чей?
Словосочетания со связью управления
В словосочетании «светит в небе» главное слово требует от зависимого имени существительного грамматической формы предложного падежа единственного числа:
Главное слово руководит зависимым и присоединяет его с помощью подчинительной связи управления.
В словосочетаниях со связью управления от главного слова к зависимому ставятся вопросы косвенных падежей:
Главное слово может менять свою грамматическую форму, а зависимое сохраняет первоначальную:
- чита ю стих и ;
- чита ешь стих и ;
- чита ет стих и .
Связь управления укажем между главным и зависимым словом, выраженными частями речи:
- глагол + существительное (сшить платье);
- существительное + существительное (крыльцо дома);
- числительное + существительное (восемь томов, оба друга);
- деепричастие + существительное (открыв дверь).
Словосочетания со связью примыкания
В сочетании «светит ярко» зависимое слово не изменяется. Оно присоединяется к главному слову по смыслу и с помощью интонации. Такая подчинительная связь называется примыканием.
К главному слову, выраженному глаголом, существительным, наречием, примыкают зависимые неизменяемые слова в виде наречия, деепричастия или неопределенной формы глагола. К зависимому слову от глагольных форм и наречий ставятся обстоятельственные вопросы:
От главного слова существительного к зависимому слову зададим вопрос определения:
Рассмотрим классификацию словосочетаний в зависимости от способа выражения главного слова.
Главное слово и тип словосочетания
В словосочетании главное слово может быть выражено глагольной формой, именной частью речи или наречием. В зависимости от способа выражения главного слова различают три типа словосочетаний:
В глагольных словосочетаниях в качестве главного слова выступает любая грамматическая форма глагола, а также причастие или деепричастие:
В именных словосочетаниях главным словом является существительное, прилагательное, местоимение, количественное или собирательное числительное:
Для наречных сочетаний характерно, что к главному слову в виде наречия примыкает другое наречие. Главное слово может управлять зависимым местоимением или существительным.
Понаблюдаем:
Видеоурок
Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании»
« Обучение в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС»
Урок русского языка в 5-м классе.
Романова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Италмасовская СОШ» Завьяловского района Удмуртской республики
Тема: Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании.
дать понятие словосочетания; научить отличать словосочетание от слова;
сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово;
Оборудование: презентация, менедж мэт (управляющая карта) на столах групп, позволяющая удобно и просто распределить учеников в одной команде (партнер по плечу, по лицу).
I. Организационный момент:
— Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать сегодня на уроке. Посмотрите на свои парты: есть ли рабочая тетрадь, учебник, ручка, карандаш, всё ли в порядке. Очень хорошо. Садитесь.
Проверка выполнения домашнего задания:
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
1.Я справилась(ся) с домашним заданием.
2. Домашнее задание было трудным.
3.Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
4.Я в хорошем настроении.
5.Я готов к уроку.
II. Проверка усвоения изученного материала.
— На прошлом уроке мы с вами познакомились с такими понятиями как синтаксис и пунктуация. Мне очень интересно, как вы усвоили пройденный материал. Задание «Вертушка» ( по Славину ) (каждое последующее задание выполняется следующим учеником; выполнение любого задания объясняется вслух учеником и контролируется всей группой).
Закончив любое задание, группа с помощью жеста (соединяют кулачки с поднятым большим пальцем) информирует учителя и всех остальных одноклассников, что группа готова.
1.Что такое синтаксис? ( Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строение. )
2.Что такое пунктуация? ( Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация .)
— А теперь ответят для всех партнеры № ..
III . Стадия вызова. Задачи: актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации; постановка собственных целей обучения.
«Ребус» — СЛАЙД 1 . Детям предлагается разгадать ребус, в котором зашифрована тема урока:
— Итак, о чем мы сегодня будем говорить? ( О словосочетании ) .
— А каковы будут цели нашего урока? ( Учитель записывает на доске ).
Записывают число и тему урока в тетради. СЛАЙД 2
— Скажите, а словосочетание – знакомое слово? Говорили о нем уже в начальной школе?
Задание «Запишите мысли»:
-Что такое словосочетание? Для чего они служат? ( Дети записывают то, что знают на листок – 30 сек. ).
— «Движение по классу». Стоп. – Выбираем себе пару. – А теперь партнеры обмениваются информацией: записывают то, чего нет у них.
— Возвращайтесь в группы и изложите свою и полученную информацию на общий листок. ( 1 минута).
— Что у вас получилось? Ответят партнеры №2 в группах ( учитель кратко записывает все на доске ).
— А теперь обратимся к ДИАЛОГУ в учебнике (чтение диалога на стр. 61 ). Сделайте вывод: для чего нужны словосочетания? ( Словосочетание более точно называет предмет, действие и признак или Наша речь становится более точной, яркой ).
— А теперь прочитайте в учебнике, что такое словосочетание.
— Что мы узнали о словосочетании? Из каких частей состоит словосочетание? (отметить на доске, если еще нет записи – состоит из двух частей: главной и зависимой).
— Как вы поняли, что такое главное слово, а что – зависимое?
— А теперь посмотрите, как отмечается на письме эти части словосочетания.
Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качните плечами.
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали, все в полном порядке.
— Задание «Вертушка»: теперь поработайте в группах, записывая данные словосочетания и определяя главное и зависимое слово.
— Как справились ваши группы с заданием? Все ли партнеры сумели найти главные и зависимые слова?
3. «Найдите ошибки»:
— Ребята, ученикам 5-х классов выполняли задание – выписывали из предложения словосочетания. При этом они допустили ошибки. Найдите их.
Из предложения: По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник через лес. (по И. Соколову-Микитову).
По чащобам и болотам
По глухим чащобам
Пробирался через лес
— В группах найдите и обсудите ошибки: почему данные сочетания слов не являются словосочетаниями?
VII . Закрепление материала.
Выполнение упр. 132 («Вертушка»). СЛАЙД № для проверки.
Проверочная работа: выписать из предложения все имеющиеся словосочетания, указать главные и зависимые слова.
Мальчики принесли из леса сухих веток ели и развели костер.
Принесли из леса
Проверяют партнеры по лицу (ответы на СЛАЙДЕ № ), ставят друг другу оценки, затем общую оценку считает партнер № 2.
— Скажите, добились ли мы поставленных целей?
— Закончите одну из предложенных фраз:
Сегодня на уроке я научился…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Я почувствовал, что…
Больше всего мне понравилось…
Своей работой на уроке я доволен (не совсем доволен, не доволен), потому что…
VIII . Домашнее задание: выполнить упр. 128,133 или выписать 15 словосочетаний из изученных басен И.А. Крылова, указав главное и зависимое слово.
Задание №1. Перепишите словосочетания и укажите в каждом главное и зависимое слова: читать книгу, любимая книга, книга из библиотеки, школьная библиотека, длинная перемена, смотреть на экран, читать быстро, отвечать на вопрос.
Задание №2. Ученики 5-го класса выполнили задание: выписали все словосочетания из предложения. По глухим чащобам и болотам ранней весной пробирался охотник через лес. (И. Соколов-Микитов). При этом они допустили ошибки. Найдите их.
чащобам и болотам
пробирался через лес.
Задание № 3. Проверочная работа . Выписать из предложения все имеющиеся словосочетания, указать главные и зависимые слова.
Мальчики принесли из леса сухих веток ели и развели костер.
Словосочетание. Главное и зависимое слова в словосочетании
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На занятии мы приступим к изучению синтаксиса, нового раздела науки о языке. Узнаем, что такое словосочетание, из чего оно состоит. На приведенном отрывке из сказки А. С. Пушкина потренируемся в определении словосочетаний.
[spoiler title=»источники:»]
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-v-klasse-na-temu-slovosochetanie-glavnoe-i-zavisimoe-slovo-v-slovosochetanii-1830600.html
http://interneturok.ru/lesson/russian/5-klass/bglava-2-sintaksis-punktuaciyab/slovosochetanie-glavnoe-i-zavisimoe-slova-v-slovosochetanii
[/spoiler]