Меню Рубрики

Тема развитие речи в обучении русскому языку на этапе ноо проходится в

Развитие речи на уроках русского языка в начальных классах

Одной из главных задач в деятельности учителя начальных классов является развитие речи школьников. От успешности ее реализации во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания.

Всестороннее развитие речи положено в основу начального курса русского языка. Теоретические обобщения в области фонетики, графики, орфографии лежат в основе методике обучения грамоте; грамматические теории (о частях речи, словосочетании, предложении) являются базой для методики обучения грамоте; на лексику и другие дисциплины, изучающие речь, опирается методика развития речи. Все вместе они составляют лингвистические основы методике обучения русскому языку.

Как увлечь ребят изучением языка, сделать урок русского языка любимым, интересным? Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях начальной школы. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о языке.

В начальной школе закладываются основы языковой культуры.

С первых уроков русского языка учащиеся должны четко осознавать роль занятий по русскому языку: русский язык учат для того, чтобы научиться выражать свою мысль грамотно, точно, выразительно и убедительно. Эта установка нуждается в постоянном эмоциональном настрое. Каждый урок русского языка – это шаг к формированию культуры речи детей. В любом грамматико-орфографическом упражнении можно найти возможность поработать над отдельным словом, словосочетанием, предложением, но непременно осознавая цель и реакцию ребенка.

Развитие речи не только принцип, но и составная часть содержания начального курса русского языка, следовательно, и составная (практическая) часть уроков чтения.

Наличие этого связующего звена открывает реальные пути осуществления межпредметных связей и создания системы занятий, по развитию речи, единой и для уроков чтения.

Потребность высказываться порождает речь, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности психологи называют мотивацией речи. Проблему мотивации школьников детально раскрыли в дидактике Г.И. Щукина, Н.Г. Казанский, Т.С. Назарова, А.К. Маркова и другие. Речь идет о внутренних побуждениях, которыми руководствуется ученик в процессе общения.

Среди внутренних побуждений младшего школьника наиболее существенную роль играет познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы с помощью речевых упражнений распознавать, поддерживать и формировать интересы детей.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств. Мотивы речи и учебная ситуация в процессе занятий многократно меняется.

Чтобы дети говорили хорошо, живо, эмоционально интересно, чтобы они стремились улучшить свою речь, надо ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел простыми словами.

Творческое воображение детей необходимо постоянно развивать, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представляет себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Развивая речь ребенка, надо все время поощрять его к высказыванию, вызывать его на разговор.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.

Первым из условий речевого развития ребенка – это потребность в общения. Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это особый способ познания действительности. Богатство речи ребенка во многом зависит от обогащения его различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иначе говоря, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем успешнее он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь залог успешного обучения и развития. Ведь не секрет, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

М.Р. Львов выделяет три основных задачи школы по развитию речи учащихся. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

Здесь нужна система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал, нужно соблюдение ступеней в формировании речи.

Во-вторых, учащиеся овладевают чтением и письмом. Это речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, лексики, грамматики, орфографии. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все шибки и недочеты, обычные у младших школьников.

Третье направление работы школы по развитию речи – это доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи учеников, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Таковы в общих чертах задачи школы по развитию речи учащихся.

Речь представляет собой широкое поле деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии:

– работа над словом;
– работа над словосочетанием и предложением;
– работа над связной речью.

Все эти три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи; при подготовке к рассказу, изложению, сочетанию проводится подготовительная работа над словом и предложением.

Систематичность – важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были по возможности равномерно представлены все доступные виды работ: пересказ, близкий к тексту, пересказ сжатый, рассказ по наблюдениям и т.д.

Но все эти упражнения дадут эффект лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон речевого развития. Это атмосфера постоянного внимания к языку и речи, и интереса к нему, здоровая речевая среда, которую создает школа.

Развитие речи – это долгая кропотливая работа учащихся и учителей. Систематическая работа по развитию речи обязательно дает плоды. Малый успех приводит к большому, речь совершенствуется и обогащается.

Речевое развитие младших школьников в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО
статья ( класс) на тему

Умей развивать речь ребёнка!

Скачать:

Предварительный просмотр:

Речевое развитие младших школьников в начальной школе как условие реализации ФГОС НОО

Актуальность проблемы развития речевой деятельности в начальной школе.

Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно- экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания образования. Главным условием решения этой задачи является введение государственного стандарта общего образования. Федеральный компонент образовательного стандарта общего образования разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. В том числе: формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Таким образом, новый социальный и государственный заказ предполагает формирование личности, готовой занять социально значимое место. Цель современного образования: общекультурное, личностное, познавательное развитие учащихся, производство компетентных людей.

Что же такое компетентность? В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Значит, компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. Ключевые компетентности: компетентность разрешения проблем, информационная компетентность и коммуникативная компетентность. Уровень владения речевой культурой в современном образовании принято измерять речевой или коммуникативной компетентностью. Обращаясь к методическим указаниям «Концепции модернизации образования до 2010 года», подкоммуникативной компетентностью понимается уровень владения основными умениями и навыками всех видов речевой деятельности в жизненно важных для данного возраста сферах и жанрах общения.

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяют школу, и обучение речевой деятельности пока страдает большими недостатками. К моменту поступления в школу, дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем, специальные исследования детской речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно четкой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу («эксплуатация»), слова с повторяющимися звуками («лаборатория»). При произношении подобных слов детьми часто допускаются искажения (выпадение, перестановка звуков), причем такого рода затруднения не проходят сами по себе с возрастом, а нередко сохраняются на всю жизнь. С недостаточным развитием речевого слуха чаще всего связаны и отклонения от орфоэпической нормы. Нарушение литературной произносительной нормы может быть обусловлено:

— влиянием орфографии. Такие ошибки особенно часты при чтении вслух («того», «учиться»). Однако, независимо от конкретных причин, орфоэпические ошибки всегда связаны с неумением вслушиваться в звуковой состав слова, оценивать свое и чужое произношение с точки зрения его нормативности. Существенным компонентом произносительно-слуховой культуры является умение на слух определять место ударения в слове. Недостаточное развитие этого умения является одной из причин устойчивости орфографических ошибок, в постановке словесного ударения. С этим же связано недостаточное развитие чувства речевого ритма. Это проявляется, например, в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмично- мелодическую структуру.

Что же такое лингвистика? Это – учение об одной из сторон одного из видов или аспектов деятельности – именно речевой деятельности. Она выделяет свой предмет в объекте, каким является речевая деятельность. Если опираться на систему трех категорий, необходимо выяснить, к ведомству какой науки они относятся:

А) Язык как система (предмет) – язык как процесс (речь).

Этот «стык» по традиции всегда принадлежал лингвистике и доходит до полного приравнивания друг к другу пар язык – речь и код – сообщение (Р.Якобсон).

Б) Язык как способность (речевой механизм) – язык как процесс (речь).

На этот «стык», напротив, нет иных претендентов, кроме психологии (и смежных областей физиологии).

В) Язык как система (предмет) – язык как способность (речевой механизм). Это отношение выпало из поля зрения как той, так и другой науки.

Для решения пограничных задач существует психолингвистика как наука о речевой деятельности. Слово это впервые употребил американский психолог Н. Пронко в статье, опубликованной в 1946 г. под названием «Язык и психолингвистика». Однако лишь в 1953 г. В г. Блумингтоне, штат Индиана, состоялся межуниверситетский исследовательский семинар, организованный известными психологами Дж. Кэрроллом и Ч. Осгудом, а также известным лингвистом и этнографом Т. Сибеоком, на котором это слово получило точное содержание.

Понятие видов речевой деятельности пришло в методику преподавания родного языка из методики преподавания иностранного языка. Оно принадлежит известному лингвисту и педагогу академику Льву Владимировичу Щербе.

устная речь и письмо (вместе с письменной речью; последние два вида речевой деятельности обычно называются продуктивными).

Понятие видов речевой деятельности в методике родного языка позволяет более четко представить себе психологические закономерности формирования соответствующих навыков и умений. Логично ожидать, что методические приемы, виды упражнений и т.д. должны быть соотнесены со структурой и формированием соответствующих психологических механизмов, всегда комплексных и многоуровневых.

На практике необходимость обеспечивать формирование отдельных психологических операций и их комплексов не может не считаться с фактом взаимодействия разных видов речевой деятельности, их взаимной переплетенности, особенно при решении сложных коммуникативных задач. Так, недооценка работы по формированию фонематического слуха порождает множество ошибок в письме.

Не менее сложно обстоит дело с аудированием (слушанием). Многим кажется, что ему вообще не надо учить. Действительно, у многих детей умения аудирования формируются спонтанно, без нашего активного участия. Но проходят годы, и выясняется, что кто-то из них на уроке в старшем классе не способен вычленить в рассказе учителя главные мысли, удержать их в памяти, а то и вообще сосредоточиться на процессе слушания. Почему-то это часто называют ленью или невнимательностью и винят в этом самого ученика. Но он-то виноват здесь в последнюю очередь: это результат недообученности.