Меню Рубрики

Текст с ключевыми словами 6 класс русский язык

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Ключевые слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Ключевые слова»

Урок 19. Ключевые слова

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать и значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слон в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.

П. Проверка домашнего задания

(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)

I. Организационный момент

III. Самоопределение к деятельности

(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устно» или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ, при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете.

Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку,

МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью по-

Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.

IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 77 — запись ответов на доске и в тетрадях после пред-|мрительного устного обсуждения. Дополнительный вопрос

— Можно ли обойтись меньшим количеством ключевых слов, для того чтобы определить названия произведений А.С. Пушкина? (Примерный ответ. Можно. В первом и третьем примерах прямо указывается на названия произведений: «Золотой петушок», «Руслан и Людмила». Во втором примере можно убрать одно или даже два любых слова, чтобы определить произведение: «Сказка о мёртвой царевне. »; для правильного ответа достаточно

Примерный набор ключевых слов: друг, собака, в лес, тре-ожный лай, мальчишки, птенец, жалобно пищал, сердито лаяла, щказники, оставили птенчика, спас птичью семью.

Тип речи — повествование.

Упр. 78 — самостоятельная творческая работа с последующем обсуждением

Комментарии примерный набор слов: утро, девочка, стройная

VI, Подведение итогов урока

Что такое ключевые слова? (Это слова, наиболее важные, характерные для данного текста.)

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Ключевые слова. Сочинение-рассказ

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

1. Анализ текстов, выявление в них ключевых слов.

2. Преобразование визуальной информации в текст.

3. Создание текста рассказа по ключевым словам.

4. Рассказ. Композиция рассказа.

Завязка сюжета – событие, с которого начинается действие в произведении.

Ключевые слова или словосочетания ‒ это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста.

Композиция – построение художественного произведения.

Кульминация – самый напряжённый момент развития сюжета.

Описание – форма словесного выражения содержания, изображение явление перечислением его признаков.

Повествование – форма словесного выражения содержания, рассказ о событиях.

Рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека.

Слово – 1) основная единица языка; 2) высказывание. В произведении словесности – форма выражения художественного содержания.

Сюжет – (от франц. sujet – предмет, содержание) – событие или цепь событий, изображённых в произведении.

Развитие действия – этап цепь эпизодов, предшествующих развязке.

Рассуждение – форма словесного выражения содержания, изложение и доказательство какой-либо мысли.

Типы речи (формы словесного выражения) – способы употребления языка: устный и письменный, диалог и монолог, проза и стихи, повествование, описание и рассуждение.

1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 34-41; 191.

1. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.

2. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.

Открытые электронные ресурсы:

1. Грамматические словари. Информационно-образовательный портал Грамота.ру http://slovari.gramota.ru/slovari/types/17_5 (Дата обращения 03.06.2019)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вы уже знаете, что такое текст. Это группа предложений, связанных между собой по смыслу и грамматически, объединённых общей темой и идеей. Любой текст является результатом творчества. Разговаривая, мы создаём устный текст; записывая что-то, мы создаём письменный текст.

Вспомним, что такое тема текста? Это то, о чём повествуется, что описывается. Чаще всего она бывает сформулирована в заглавии.

Идея текста – это то, для чего создан текст, его основная мысль. Единство текста помогают создать слова одной и той же тематической группы. Это слова, называющие такие предметы, явления, действия, которые связаны между собой в жизни. В одну и ту же тематическую группу могут входить слова разных частей речи.

Послушайте небольшой отрывок из рассказа Виктора Голявкина

«Как я под партой сидел».

«Только к доске отвернулся учитель, а я раз ‒ и под парту. Как заметит учитель, что я исчез, ужасно, наверное, удивится. Интересно, что он подумает? Станет спрашивать всех, куда я делся, ‒ вот смеху-то будет! Уже пол-урока прошло, а я всё сижу. «Когда же, ‒ думаю, ‒ он увидит, что меня в классе нет?» А под партой трудно сидеть. Спина у меня заболела даже. Попробуй-ка так просиди! Кашлянул я ‒ никакого внимания. Не могу больше сидеть. Да ещё Серёжка мне в спину ногой всё время тычет. Не выдержал я. Не досидел до конца урока. Вылезаю и говорю:

‒ Извините, Пётр Петрович.

‒ В чём дело? К доске хочешь?

‒ Нет, извините меня, я под партой сидел…

‒ Ну и как, там удобно сидеть, под партой? Ты сегодня сидел очень тихо. Вот так бы всегда на уроках».

Какие слова из рассказа можно отнести к тематической группе с обобщающим словом «школа»? Конечно, это такие слова, как доска, парта, учитель, пол-урока, класс. Нам становится понятно, что событие происходит в школе.

Для верного понимания идеи текста необходимо выделить и ключевые слова. Это те слова, которые несут в себе основную смысловую нагрузку, определяют содержание текста. Например, в стихотворении Осипа Мандельштама «Калоша»:

Для резиновой калоши

Если день – сухой, хороший,

Ей всего на свете хуже

В чистой комнате стоять:

То ли дело шлёпать в луже,

Через улицу шагать!

Ключевыми словами, помогающими понять основную мысль, являются такие слова, как калоша, беда, день сухой, шлёпать в луже. Калоши нужны для того, чтобы в них ходить по улице в сырую погоду, они защищают обувь от воды.

Как известно, текст может принадлежать к одному из типов речи. Какой приём вы используете, чтобы различать типы речи? Конечно, ставите вопрос. При описании можно поставить вопрос «какой?», при рассуждении – «почему?», при повествовании – «что случилось?».

Создавая текст-повествование, вы говорите о следующих друг за другом событиях. В предложениях текста присутствует указание на время и на лицо, которое совершает действие. Это и есть тема, то, о чём вы будете рассказывать. Нужно продумать, для чего вы рассказываете о том или ином событии? Это будет идея. Кто будет главным действующим лицом? Так создаётся рассказ – повествование об одном, но важном событии (случае, происшествии, эпизоде) в жизни человека. Что ещё нужно знать, создавая рассказ?

У рассказа есть свои характерные признаки в построении. Он состоит из завязки, события, с которого начинается действие, непосредственно развития действия, кульминации – самого напряжённого момента развития и развязки события. Послушайте стихотворение.

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему:Ключевые слова

Цели: учить находить в тексте ключевые слова; показать и> значение в тексте; развивать творческие способности, навыки анализа текста, орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: понимание роли ключевых слон в тексте; умения анализировать созданные тексты, находить в них ключевые слова, работать в парах.

П. Проверка домашнего задания

(Упр. 73 — чтение и анализ творческих работ.)

I. Организационный момент

(Чтение и обсуждение диалога на с. 42 учебника.) Ключевыми могут быть не только слова, но и словосочетания и предложения. Ключевые слова очень помогают при устно» или письменном пересказе текста. Если мы правильно выделим ключевые слова, нам будет легко написать изложение, передать то главное, что хотел сказать автор.

Ключевые слова важны и для поиска информации. По ключевым словам мы можем обнаружить необходимый документ, при работе с компьютером, нужную информацию в Интернете.

Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку,

МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью по-

Именно по ключевым словам, введённым в поисковую строку, МЫ находим нужный нам документ или страницу с помощью поисковой системы.

— Какие задачи мы поставим перед собой сегодня на уроке?