Текст для работы на уроке русского языка 7 класс
тексты для самостоятельной работы ( 7 класс)
тест по русскому языку (7 класс) по теме
Тексты, предназначенные для самостоятельной работы по русскому языку, основаны на литературном материале по краеведению.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чабрец считается символом донской степи, о нём существует такая легенда.
Давным-давно, во времена ханского ига, разорила орда один из казачьих городов и взяла в плен жену казачьего атамана и маленького сына. Мать умерла в плену, а маленький казачонок стал жить в ханском шатре. Когда он вырос, хан женил его на одной из своих дочерей и назначил его своим помощником.
Узнал об этом казачий атаман и решил вернуть своего сына из чужбины. Послал он во вражеский стан трёх старцев. Какими–то окольными путями попали они к сыну, но он не стал слушать старцев. Не помнил он родной степи и отца с матерью, а помнил он лишь доброту хана. И хотел он их уже прогнать или казнить, но тут один из старцев вынул из-за пазухи пучок травы – чабреца и передал ему. Вдохнул молодец аромат травы и вспомнил он своё детство, отца своего родного, матушку и родную степь. Приказал седлать коней и вернулся домой на родину.
Спишите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. Раскройте скобки.
Издавн… женскому г…ловному убору пр..давалось особе(н,нн)ое значение. (По)всеместн.. большое ра..простр..нение на Дону получил колпак – тка(н,нн)ый мешочек, заканчивающийся (не)большим махром, иногда украше(н,нн)ый бисером и вышивкой. Предпол..гают, что он был когда(то) заимствован у татар. Действительно, по форме и (видо)изменённому названию он сплош(?) напомина..т татарский калфак.
Затем в моду у молодых женщин вошла шлычка. Чаще она надевалась на пучок волос и пр..калывалась бл..стящей шпилькой, она называлась шлычка на шиш. В «Тихом Доне» М. Шолохова есть описание име(н,нн)о этого комплекта женского одеяния: «Ветер трепал на Аксинье юбку, переб..рал на смуглой ше.. мелкие пушистые завитки. На т..ж..лом узле волос пламенела ра..шитая цветным ш(ё,о)лком шлычка, розовая рубаха, заправле(н,нн)ая в юбку, (не)морщинясь, охват..вала круглую спину и налитые плечи.»
(По Л.Новак, Н.Фрадкиной)
Укажите предложения с причастными и деепричастными оборотами. Графически объясните расстановку знаков препинания.
Выпишите служебные части речи, указав их названия.
Выпишите наречия, указав, к какой смысловой группе относятся.
Спишите текст, расставляя пропущенные знаки препинания, раскрывая скобки.
Чабрец – символ донского края его песча(н,нн)ых и каменистых пустошей. (Не)пр..метно клонится он к земле ярко цветёт маленькими (фиолетово)красными цветочками. Это ближайший родстве(н,нн)ик шалфея.
На радость ли нам или на беду себе чабрец сильно душист его даже вместо чая завар..вают. Им леч..тся люди и поэтому (из)года(в)год его соб..рают выд..рая вместе с корнем. При таком отношении(е,и) к делу мы и чабрец в степи переведём как почти перевели горицвет осенний. Кто вид..л пышную (золотисто)ж(о,ё)лтую корону горицвета в пору цветения тот этого (н..)когда (не)забудет. Но беда в том что увидеть горицвет весной становится всё труднее. А ведь это (чудо)действенное средство. Мы стремимся собрать его как можно больше а места в степи и для чабреца и для горицвета весеннего остаётся всё меньше и меньше.
Надо постигать природу (не)разрушая её а сохр..няя и улучшая писал академик Келдыш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тексты предназначены для самостоятельной работы по русскому языку с целью закреплания темы » Сложные предложения» и подготовки к ГИА.
Данный текст предназначен для подготовки учащихся к ГИА-9.
Небольшая самостоятельная работа для закрепления материала.Две практические работы по созданию и обработке таблиц в текстовом редакторе.
Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК». УКАЗУНЫ ЦЕЛИ УРОКА И ЕГО СОДЕРЖАНИЕ.
Для учащихся задержкой психического развития наибольшую трудность вызывают самостоятельные работы, в которых несколько видов заданий из разных разделов русского языка. Поэтому систематически пред.
Данный материал целесооьразно использовать для организации самомтоятельной деятельности обучающихся 8-х классов с тексом параграфа по изучаемой теме (раздел «Первоначальные химические понятия&quo.
Конспект урока русского языка в 7 классе ( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
план-конспект урока (русский язык, 7 класс) на тему
Тема урока: «Осень».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 7 классе
( Комплексная работа с текстом на уроке повторения по теме «Причастие» )
1. Приветствие и целеполагание.
2. Мультимедийная презентация по теме урока.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, акустические колонки, классная доска.
I.Вступительное слово учителя.
— Как вы думаете, о чем пойдет речь?
-Какой поэт больше всех времен года любил осень? ( Чтение учителем отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Осень».)
-Много стихов посвящено этому прекрасному времени года
-Ученик читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Осень»
II.Сообщение целей урока.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с отрывком из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго», поработаем с этим текстом, а потом и вы напишете сочинение – миниатюру.
III.Небольшое сообщение об авторе отрывка.
Борис Леонидович Пастернак – выдающийся русский писатель XX века, лауреат Нобелевской премии. Он автор стихов, известного романа «Доктор Живаго», который вы будете изучать в 11 классе.
Давайте вместе прочитаем отрывок.
IV.Работа с текстом.( Текст дан каждому ученику)
Чтение рассказа учителем. Слайд №2
Осень уже резко обозначила в лесу границу хвойного и лиственного мира. Первый сумрачною, почти черною стеною щетинился в глубине, второй вино – огненными пятнами светился в промежутках, точно древний городок с детинцем и златоверхими теремами, срубленными в гуще леса из его бревен.
Земля во рву, под ногами доктора и в колеях лесной, утренниками прохваченной и протвердевшей дороги была густо засыпана и забита сухим, мелким, как бы стриженым, в трубку свернувшимся листом опавшей ивы. Осень пахла этим горьким коричневым листом и еще множеством других приправ. Доктор с жадностью вдыхал сложную пряность ледяного моченого яблока, горькой суши, сладкой сырости и синего сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра и свежезалитого пожара.
-О чем вас заставил задуматься рассказ?
-О чем рассказывается в тексте?
-Что отражено в его заглавии? (Тема)
-К какому стилю речи можно отнести этот текст? Обоснуйте свою точку зрения.( К художественному: в тексте словами нарисована картина осени: краски леса, земли, запахи, состояние человека, который все это видит).
-К какому типу речи мы отнесем этот текст? (Описание с элементами повествования.)
-Какие изобразительно – выразительные средства языка делают это описание таким ярким? ( Ученики находят в тексте эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения) Слайд № 4
-Все ли слова в тексте понятны вам?( Ученики называют устаревшие слова терем и детинец)
Слайд № 3(Толкование устаревших слов.)
-Для чего при описании осеннего леса автор использовал устаревшую лексику? (Величие, красота, загадочность).
-Итак, картину осени вы представили с помощью цвета (вино – огненный, коричневый, синий, сумрачный, черный), запахов (листьев, яблок,сырости, гари) и ощутили состояние человека, вызванного ею.
-Помогли нарисовать картину осени причастия, которые обозначают действие или состояние как признак. В тексте много причастий. Выпишите причастия из текста.
Дальше ученики называют причастия, действительные и страдательные.
— Объясните правописание одной «н» и удвоенной «н»в суффиксах причастий Слайд №5
— Что такое причастный оборот?
Слайд № Подводится итог (Когда ставится запятая при причастном обороте)7
— Индивидуальная работа у доски:
Произвести синтаксический разбор фрагмента предложения из текста: «Доктор с жадностью вдыхал пряность … сентябрьского угара, напоминающего горелые пары обданного водою костра…»
-А теперь сами попробуйте создать небольшое сочинение – описание осени.
VI. Написание сочинения- миниатюры.
Начиная разговор об осени, мы говорили о том, что время года осень воспета многими поэтами. Осень вдохновляла и вдохновляет многих известных композиторов и художников. П.И. Чайковский в цикле «Времена года» посвящает осени три миниатюры, каждая из которых прекрасна.
-Напишите несколько предложений о чувствах, которые вызвало у вас созерцание осени.
— Читается несколько работ
-Чье сочинение вам особенно понравилось? Объясните почему.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание.
-Сегодня, когда вы после занятий пойдете домой, не спешите, понаблюдайте вокруг и напишите сочинение – миниатюру «За что мне нравится осень».
Работа с текстом в 7 классе
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам материал для работы с текстами, рассчитанный на подготовку к новой форме аттестации в 9 классе. Его можно использовать и для подготовки к ЕГЭ в 11 классе, начиная с 5 класса. Выполнять задания можно в любой последовательности по мере повторения соответствующих тем. Для подготовки к итоговой аттестации в 9 классе можно предложить по некоторым текстам сжатые изложения.
ЗАДАНИЕ 1. Перед вами – заголовок текста, ключевые слова каждого абзаца. Составьте свой текст.
По городу высокий человек. Радовались и улыбались. Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Из города в город, дарит любовь, мудрость, надежду.
Сказки Андерсена в разных странах, встречаемся взглядом. Смеёмся над глупыми королями, стойкость и верность солдатика восхищает.
Добрая и умная книга сближает людей Земли, необходимо единство! В сердцах слова: « Сердце жаждет мира. Война – чудовище».
Справедливые, добрые, храбрые противостоять чудовищу. Помогут книги.
(Авторский текст. Шёл по городу высокий человек. Все радовались и улыбались ему. Это был великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
И теперь он идёт из города в город, дарит свою любовь людям, мудрость и надежду.
Мы читаем сказки Андерсена в разных странах, но словно встречаемся взглядом. И тогда мы вместе смеёмся над глупыми королями, а стойкость и верность оловянного солдатика восхищает нас.
Каждая добрая и умная книга сближает всех людей Земли, а людям так необходимо это единство! И в наших сердцах звучат слова Андерсена: « Сердце моё жаждет мира. Война – ужасное чудовище».
Только справедливые, добрые, храбрые люди могут противостоять этому чудовищу. Вырасти такими вам помогут хорошие книги.)
1. Какая мысль не соответствует авторской позиции?
А) Добрая и умная книга сближает всех людей земли.
В) Книги Андерсена читают только в его стране.
Г) вырасти хорошими людьми поможет хорошая книга.
2. Определите стиль и тип прочитанного текста.
А) научный, повествование,
Б) разговорный, повествование,
В) художественный, описание
Г) публицистический, повествование с элементом рассуждения
3. Укажите, какое предложения связано с предыдущим при помощи сочинительного союза, наречия времени, лексического повтора ( 6)
4. Укажите, в каком слове звуков меньше, чем букв:
а) каждая б) добрая в) радовались г) взглядом
5. Укажите способ образования слова СКАЗОЧНИК.
6. Укажите часть речи слова ТОЛЬКО.
7. Укажите значение слова ЖАЖДЕТ.
А) хочет пить б) страстно чего-то хочет в) надеется г) стремится
8. Укажите простое предложение с составным именным сказуемым.
9. Укажите верную характеристику предложения Каждая добрая и умная книга сближает всех людей Земли, а людям так необходимо это единство!
А) простое, с однородными членами
В) сложносочинённое с соединительным союзом
Г) сложносочинённое с противительным союзом
10. Укажите предложение, в котором использованы контекстные синонимы. ( И тогда мы вместе смеёмся над глупыми королями, а стойкость и верность оловянного солдатика восхищает нас.)
11. В каком предложении для усиления мысли автор прибегает к градации? ( Только справедливые, добрые, храбрые люди могут противостоять этому чудовищу.)
12. Какой приём использовал автор в последнем предложении?
А) антитезу б) инверсию в) метафору г) сравнение
13. Какие слова помогают отнести нам этот текст к повествовательному? ( Теперь, тогда)
14. Выпишите из текста все местоимения и укажите их разряды ( все, ему, это, он, свою, мы, нас, каждая, всех, наших, моё, этому, такими, вам)
15. Выпишите из двух последних абзацев сложное слово ( противостоять).
16. Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием. ( вырасти)
17. Из первых двух абзацев выпиши предложение с двумя рядами однородных членов ( И теперь он идёт из города в город, дарит свою любовь людям, мудрость и надежду.)
19. Какое ключевое слово повторяется в двух последних абзацах? (добрая).Найдите в тексте синонимы к этому слову (хорошая, умная, справедливая).