Меню Рубрики

Технология смыслового чтения в начальной школе на уроках русского языка

Использование приемов смыслового чтения в начальной школе
статья по русскому языку

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, то есть самостоятельно добывать знания, а в дальнейшем станут базой для самообучения и самообразования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. До введения Стандарта в начальной школе большое внимание уделялось увеличению темпа чтения и правильности чтения, а задаваемые вопросы по тексту проверяли лишь поверхностное усвоение содержание текста. Такая работа не позволяла учащимся максимально извлекать информацию из текста и понимать ее.

В настоящее время, когда к концу обучения в начальной школе дети должны быть готовы к систематическому изучению литературы в основной школе, иметь необходимый уровень читательского и речевого развития, произошла смена традиционных технологий передачи знаний учащимся на технологии смыслового чтения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Использование смыслового чтения на уроках в начальной школе при подготовке к ОГЭ

Фундаментом всего последующего обучения в школе является образование, которое дети получают в начальной школе. В первую очередь это отражается в сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, то есть самостоятельно добывать знания, а в дальнейшем станут базой для самообучения и самообразования.

Связующим звеном всех учебных предметов является текст. До введения Стандарта в начальной школе большое внимание уделялось увеличению темпа чтения и правильности чтения, а задаваемые вопросы по тексту проверяли лишь поверхностное усвоение содержание текста. Такая работа не позволяла учащимся максимально извлекать информацию из текста и понимать ее.

В настоящее время, когда к концу обучения в начальной школе дети должны быть готовы к систематическому изучению литературы в основной школе, иметь необходимый уровень читательского и речевого развития, произошла смена традиционных технологий передачи знаний учащимся на технологии смыслового чтения.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Если ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, необходимо их использовать как можно чаще наряду с упражнениями совершенствования техники чтения с целью формирования навыков осмысленного чтения.

Вот некоторые общие приёмы работы с текстом во время чтения, которые часто используют учителя начальных классов:

1. «Чтение в кружок».
Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.
Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст. Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

2. «Чтение про себя с вопросами».
Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».

3. «Чтение с остановками».

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: «Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы». Вопросы могут быть направлены на проверку понимания, а также – на прогноз содержания последующего отрывка».
4. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста по его заголовку.

Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.

— Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

Как бы я поступил на месте героя?

Использование приемов смыслового чтения на уроках русского языка

Задание: соберите из «рассыпанных» предложений текст, чтобы ответить на вопрос: какова основная мысль?

2. Вставить пропущенные (недостающие слова).

1. Имя существительное – это ____________________, которая отвечает на вопросы ______, ________ и обозначает ______________________.

3. Составить план текста.

Особое внимание уделяется работе со словом, которая включает в себя чтение по слогам, деление слов на слоги для переноса, определение ударного слога. Работа с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, позволяет тренировать зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Использование приемов смыслового чтения

на уроках математики

Опыт работы показывает, что современный ученик не умеет работать с текстом задачи. Он невнимательно читает условие, не может отделить условие задачи от вопроса, не умеет критически оценить полученный результат.

Развитие способностей решения задач напрямую связано с развитием навыков смыслового и функционального чтения. Ведь чтобы справиться с решением задачи, учащиеся должны:

— осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;

— уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;

— уметь критически оценивать данную информацию;

— уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения.

Для этого мы организуем определенную систему работы над задачей.

1. Научить детей различать

рассказ литературный и математический (представляется два варианта текста, из которых ребята выделяют математический рассказ и доказывают свой выбор)

2. Научить различать математический рассказ и задачу

— По рисункам составляем математический рассказ

-чего не хватает чтобы рассказ стал задачей

-что сделать чтобы ответить на вопрос
— решение и ответ

3. Научить различать текст задачи от условия

На данном этапе ведется работа по содержанию задачи и выделение отличий текста задачи от условия.

4. работа со схемами краткой записи задач.

Приведу примеры вопросов и заданий, которые я использую на уроках курса “Окружающий мир”

Этот приём способствует развитию мышления и внимания учащихся. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.

— Верно ли, что вода является объектом неживой природы?

Начальная школа – это этап в жизни ребёнка, в котором формируется умение учиться и способность к организации своей деятельности. И только читательские умения обеспечат ребенку возможность самостоятельно приобретать новые знания, а также создадут основу для самообразования в следующих ступенях обучения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе.

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте.

В сборнике представлены диагностические и оценочные материалы для формирования метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос.

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.
методическая разработка

Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.

Почему современному человеку необходимо уметь ориентироваться в бесконечных потоках самой различной информации? Сегодняшняя жизнь требует от нас информационной грамотности, а большинство умений и навыков работы с информацией приобретается только через чтение.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность для взрослых в работе, а для детей в учебе. С другой стороны, чтение играет важную роль в социализации обучающихся. И наконец, чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

Как вид речевой деятельности, чтение направлено на восприятие текста, закодированного графическими знаками. Целью такой деятельности является получение и переработка письменной информации. Чем же отличается простой процесс чтения от смыслового чтения. Приведем несколько определений:

Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной

задачей (А. А. Леонтьев).

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)

Таким образом, для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. http://ru.calameo.com(Журнал)

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. выделяют действия смыслового чтения, связанные с:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров включены в метапредметные результаты освоения основной образовательной программы ФГОС, как обязательный компонент.

По мнению учёных, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловых личностных качеств обучающегося. Это умение надёжно обеспечивает успешную познавательную деятельность на протяжении всей жизни, поскольку в новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознаётся как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности. http://www.kreativ-didaktika.ru/

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться при обучении всем школьным предметам. Например, на уроке математики можно применить такую работу в группах:

Прочитайте и найдите допущенные ошибки:

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число. Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Некоторые ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так, в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя. Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями.

На уроках окружающего мира в учебнике часто встречаются тексты с большим количеством чисел. К таким текстам можно составить задания по заполнению таблиц. Работа выполняется индивидуально. Например, такое задание:

Прочитай внимательно текст. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

Ученым известно более одного миллиона видов насекомых. Рыб известно более 20 000 видов, земноводных – примерно 6600, пресмыкающихся – примерно 8700, птиц около 9000, зверей – около 5000.

Каких видов животных известно самое большое количество?

Методы и приёмы смыслового чтения на уроках русского языка

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

на уроках русского языка.

Составитель: Гуйда Е.В.,

учитель начальных классов

Основой успешного обучения ребёнка в школе, показателем его умения учиться является уровень сформированности навыков чтения.

Выпускник школы должен уметь работать с текстом: искать нужную информацию и понимать прочитанное, уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста, уметь высказывать собственное суждение о прочитанном, а самое главное быть способным переносить навыки, полученные на одном учебном предмете, на другой.

На мой взгляд, один из способов овладения навыков смыслового чтения является технология развития критического мышления.

Цель данной технологии состоит в развитии мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Технология критического мышления даёт возможность реализовать основные направления модернизации образования:

деятельностный характер образования;

личностная ориентация обучения;

востребованность результатов образования в жизни, их социализация.

Технология «Развитие критического мышления» позволяет развивать (посредством специально созданных учебных и познавательных ситуаций) познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие. Также развитие критического мышления направлено на удовлетворение потребностей личности в уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.

Основу технологии составляет трехфазовая структура урока:

Этот этап позволяет:

— актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме;

— вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности;

— пробудить ученика к активной работе на уроке и дома.

На этом этапе ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю» по данной проблеме. Предлагаю детям работу с вопросами по проблеме. Она может проходить по 2 линиям: «я сам», «мы вместе». На этом этапе у ребёнка должно сформироваться представление, чего же он не знает и что хочет узнать или что ему необходимо узнать.

— помочь активно воспринимать изучаемый материал и соотнести старые знания с новыми.

Этот этап позволяет ребёнку получить новую информацию, осмыслить её и использовать имеющиеся знания. Дети отвечают на вопросы, которые сами перед собой поставили на первой стадии (что хочу узнать).

На этом этапе идёт размышление и обобщение того, что узнал на уроке по данной теме. Основным является:

— целостное осмысление, обобщение полученной информации;

— присвоение нового знания, новой информации учеником;

— формирование у каждого из обучающегося собственного отношения к изучаемому материалу.

Развитию критического мышления обучающихся способствуют методические приёмы, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждого обучающегося.

Обучающимся предлагается ряд утверждений по еще не изученной теме, из которых они должны выбрать те, которые по их мнению соответствуют действительности. Затем учащиеся обосновывают свое мнение. После знакомства с основной информацией (текст раздела учебника, слово учителя, дополнительная информация в различных источниках) я возвращаюсь к данным утверждениям и прошу ребят оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

После знакомства с текстом учебника спрашиваю: Что нового ребята узнали, прочитав текст учебника? Что их удивило? Учащиеся, выбирая «верные утверждения » из предложенных учителем, описывают заданную тему.

2. Прием «Верите ли вы…» используются, например, при знакомстве с новой частью речи – прилагательным. Обучающимся предлагаются утверждения:

— Прилагательное обозначают признак существительного.

Желание учеников убедиться в своей правоте, узнать истину заставляет их с большей заинтересованностью отнестись к изучению нового, учебной статье.

Прогнозирование содержания текста по его заголовку, фамилии автора.

Приём «Письмо по кругу».

Класс делится на группы от трех до пяти человек. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Предлагаю детям записать одно-два предложения по определенной теме. Затем листы передаются по часовой стрелке. Каждый должен прочитать написанное и продолжить записи. Так продолжается, пока лист не вернется к первому автору. Каждый ребенок читает написанное, затем слово предоставляется одному ученику, который вслух читает записи. Остальные дополняют, если не прозвучало то, что они считают важным. «Письмо по кругу» можно использовать как на стадии вызова, чтобы выяснить жизненный опыт детей по тому или иному вопросу, так и для проверки знаний учащихся. Этот прием может служить и другим целям.

Приём составления кластера.

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем материал по категориям. Правила очень простые. В центре записываем слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаем в определенном порядке, т.е. гроздями.

Пример кластера, который получился на уроке русского языка в 4 классе. Тема урока: «Имя существительное как часть речи». Учащимся предлагается вспомнить, что им известно о существительном (фронтальная беседа, результаты которой учитель фиксирует на доске). Ученики оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.

Приём взаимоопроса, взаимообучения и взаимопроверки используется на любом этапе урока.

Прием «Закончи предложение» проводится на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Приём составления тестов. Подобные работы приучают детей более внимательно изучать учебный материал, обращая внимание на детали, которые раньше упускали. Детям такая работа очень нравится.

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной теме.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

Например. Учитель ставит перед детьми проблему:

Обмен информацией в группах.

— Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане.

— Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный).

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Ученики знакомятся с рядом маркировочных знаков, далее по мере чтения ставят их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечают отдельные абзацы или предложения в тексте.

-Знаком «галочка» ( + ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

-Знаком «плюс» (-) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

-Знаком «минус» (!) отмечается то, что удивило ребенка.

-Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Приём «Написание синквейна».

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определённым правилам. Правила написания синквейна таковы:

— на первой строчке записывают одно слово – существительное. Это есть тема синквейна.

-На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

-На третьей строке записывают тему глагола (формы его, или краткие прилагательные), описывающего действия, относящиеся к теме синквейна.

-На четвёртой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

3.Украшает, поясняет, обозначает.

Использование этих и других приёмов даёт возможность:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

Популярные записи

Тещин язык растение ядовитое
Словосочетание со словом ручьи
Замени словосочетание волчьи лапы построенное на основе согласования
Почта россии поиск денежных переводов
Сопротивление на украинском языке
Голова варит это устойчивое словосочетание
Составьте словосочетание прилагательное плюс существительное подобрав
Дракон или дракон ударение
Рассказ о тебе на английском языке
Словосочетание с без умолку
Словосочетание со словом горючий из сказки
Замените словосочетание птичий гомон построенное на основе согласования
Предложение словосочетанием туманный намек
Сколько времени варить морской язык
Ректор на английском языке
Информация типы словосочетаний таблица
Перевод японского имени на русский
Правильное ударение в слове крепит
Перевод на легкий труд по беременности трудовой кодекс
Словарь спряжения глаголов с ударением