Меню Рубрики

Спрятать за щеку ударение

Перенос ударения на предлоги

Ударение.

Подвижность русского ударения, т.е. перенос его с одного слога на другой в различных грамматических формах единого фонетического слова, вызывает ряд трудностей в произношении этих форм.

Перенос ударения на предлоги на, за, под, по, из, без возможен, если в предложении после существительного нет поясняющих его слов:

1) в сочетаниях с предлогом за (с винительным падежом) в значении:

«по ту сторону, сзади», например: уйти за́ реку, за́ гору; заложить за́ щеку, за́ ухо; заложить руки за́ спину, за́ голову;

«в течение» (с единицами времени), например: сделать за́ год, за́ день, за́ ночь, за́ зиму; заплатить за́ год, за́ день и т.п.;

2) в сочетаниях с предлогом на (с винительным падежом) в значении:

«по направлению, сверху чего-л», например: упасть (сесть, лечь) на́ пол, взобраться на́ гору, что-то попало на́ руку, на́ нос, взвалить груз на́ спину, надеть что-либо на́ голову, на́ ноги, на́руки;

«указание точки соприкосновения с опорой», например: лечь на́ спину, упасть на́ спину, на́ руки, на́ голову, встать на́ ноги, на́ руки, на́ голову;

«в расчете на указанный срок» (с единицами времени), например: запастись (растянуть, хватит) на́ год, на́ день, на́ ночь, на́ зиму, взять кредит на́ год и т.п.;

«указание меры различия», например: на́ год старше, на́ день раньше, на́ голову выше и т.п.;

3) в сочетаниях с предлогом по (с дательным падежом) – при значении этого предлога «на поверхности, в пределах» (о движении), например: ходить по́ полу, по́ полю, по́ двору, гулять по́ лесу, летать по́ небу, плавать по́ морю, рассыпаться по́ полу, по́ лесу.

При других значениях этих предлогов переноса ударения может не происходить, например:

а) принять что-либо за го́ру, за ре́ку, за но́гу, за зи́му, его ценят за го́лову, за ру́ки, награда за го́лову, я опасаюсь за во́лосы, за го́лову, за но́ги;

б) обратите внимание на ру́ки, на но́ги, на но́с, на по́л, на де́нь, несмотря на но́чь, на зи́му, налог на зе́млю;

в) тоска по мо́рю, по не́бу, судить по двору́, по ле́су, каждому досталось по по́лю.

Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс
олимпиадные задания по русскому языку (10, 11 класс) на тему

Олимпиадная работа содержит лингвистические тесты, задачи и творческое задание. В конце работы даны ответы.

Скачать:

Вложение Размер
Олимпиада по русскому языку. 10-11 класс 22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов (4часа).

  1. Определите разряд прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).

Серебристый осадок, серебристый смех, пушкинский вечер, пушкинские стихи, пушкинский взгляд на мир, медвежья берлога, медвежья шапка, медвежья походка, шумный согласный, шумный дождь.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

  1. Расставьте ударения в выделенных словах.

Спрятать за щеку , ущипнуть за щеку ; вставать на голову , обратить внимание на голову ; летать по небу , тоска по небу .

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1. Составьте со словами по два предложения так, чтобы каждое слово выступало в роли разных частей речи, учитывая их написание (изменять данные слова нельзя).

Вроде, мороженое, в течение, вовремя.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1. Выпишите односоставные предложения, определите их вид.

Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, золотая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

5. Составьте слова по схеме.

1) приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание;

2) приставка, приставка, корень, суффикс, окончание;

3) корень, соединительная гласная, приставка, корень, суффикс, окончание.

6. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономический ?

  1. Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
  2. Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.
  3. Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
  4. Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

8. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия.

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона. (С. Есенин)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Разберите по составу имя существительное подушка. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Подберите к выделенным словам русские слова – описательные обороты или синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно. С какой целью в русском языке используются иноязычные слова?

1) Актуальные задачи. 2) Идти в авангарде отряда. 3) Выполнять директиву . 4) Работать с энтузиазмом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союз чтобы присоединяет разные виды придаточных частей.

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение — 1 б.

  1. Найдите фразеологизмы в предложениях. Какие приемы преобразования фразеологизмов можно отметить в данных примерах? Восстановите их в первоначальном виде.

1)На свою неволю дрозд давно махнул лапкой. 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи выздоравливают. 3) Сам глава оптической фирмы «Триггер и Брок», известный проныра и тёртый прокурорами калач, гражданин Брок пришел в полное отчаяние.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Постройте словообразовательную цепочку от слова новый к слову возобновление . Сколько «шагов» отделяет эти слова?
  1. Какие задачи выполняют «толковые словари русского языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов.

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с приставками на З и С .

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

  1. Лингвистические тесты
  1. Серебристый осадок, пушкинский вечер, медвежья шапка, шумный согласный – относительные.

Серебристый смех, пушкинский взгляд на мир, медвежья походка, шумный дождь – качественные.

Пушкинские стихи, медвежья берлога – притяжательные.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

  1. Спрятать за щеку , ущипнуть за щеку ; вставать на голову , обратить внимание на голову ; летать по

небу , тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

  1. Согласовать в роде (предлог с существительным), числе и падеже существительное с прилагательным. Я вроде (наречие) бы видела эту книгу!? Купить мороженое (существительное) с клубничным джемом. Мороженое (прилагательное) мясо оттаяло. В течение (предлог) часа я ждала его на остановке. В течении (предлог с существительным) реки мелькали мелкие рыбки. Приходить на работу вовремя (наречие). Во время (предлог с существительным) перерыва в школе произошел взрыв.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

  1. Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).

Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).

Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное) –

Все будет так: исхода нет (безличное).

Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),

Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

  1. 1) бесхозяйственность; 2) предположительный; 3) мировоззрение.
  1. Ланиты — щёки, десница – правая рука, длань — ладонь, очи — глаза, зело — очень, пиит — поэт.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

2) олицетворение, метафора

4) олицетворение, метафора

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

  1. Лингвистические задачи
  1. -подушк- — корень, -а – окончание – разбор слова по составу на современном этапе. Под- — приставка, -уш- — корень, -к- — суффикс, -а – окончание. Раньше обращали на предназначение предмета: подушка – подкладываем под ухо.

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

  1. Актуальный – важный для настоящего времени; авангард – впереди; энтузиазм – сильная увлеченность; директива – приказ.

Стремление говорящих к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова; для обозначения того, что в русском языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

  1. Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход (придаточное изъяснительное). Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета (придаточное обстоятельственное образа действия и степени). Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию (придаточное обстоятельственное цели).

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение — 1 б.

  1. Замена одного компонента фразеологизма: давно махнул лапкой; все, как мухи, выздоравливают.

Расширение фразеологизма за счет включения в него дополнительных слов: тертый прокурорами калач.

Давно махнул рукой; все, как мухи, дохнут; тертый калач.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

  1. Новый → обновил → возобновил → возобновление. 3 шага.
  1. Словарь дает лексическое значение слова. Примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности, указывается ударение, в трудных случаях произношение, приводятся грамматические формы, стилистическая характеристика. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку для 8 класса

Выпишите из предложений существительные мужского рода.

1) В зоопарк привезли кенгуру, панду, гориллу, лису, енотовидную собаку, черепаху и двух экзотических змей. 2) Для поступления в ВУЗ необходимо сдать экзамен. 3) Врач Николаева принимает с 8.00 до 15.00.

4) Токио – столица Японии. 5) В нашем салоне вы можете заказать тюль, шторы, жалюзи.

6) Нет окуня в этом водохранилище. 7 ) Найдите сучок на дереве .

Мах – 5 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

Установите семантическое соответствие между словами первой группы (русскими) и словами второй группы (заимствованными). Укажите, как называются получившиеся пары слов.

Мах – 5 б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

Какие из приведенных слов состоят из пяти морфем? Прокомментируйте свой ответ.

Превзошли, по-английски, влюблённый, занимался, улыбнулся.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово — 1б.

Выпишите неполные предложения. Объясните свой выбор.

1)Недалеко виднелся кустарник, а дальше – худенький, ещё сквозной лесок. 2) Девушке страшно. Закрылась платочком. 3) Даша забыла, зачем пришла. 4) – Вы приехали из России? – Да, из России. 5) Рыба омуты ищет. Берлогу – медведь.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

В каких словах неправильно выделен ударный гласный?

КатАлог, квАртал, мальчикОвый, завИдно, мизЕрный, новорОжденный, стоОляр, щавЕль, мусоропрОвод, обеспЕчение.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное и исправленное слово – 1б.

Выпишите слова, имеющие переносное значение. Укажите, какой тип переноса характерен для данных значений (метафора, метонимия).

Внимательная аудитория, интересная книга, служебный вход, блестящий успех, смешной рассказ, рассеянный взгляд, добрый человек, идет дождь.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

Перечислите пять дней недели по порядку, не используя ни числительных, ни названий дней недели, а используя наречия. Мах – 5 б.

Дать полную характеристику словосочетания.

Чтение книг, свист паровоза, интересная книга, чашка чаю, крик чайки, дом отца, читающий ребенок, сразу влюбился, об интересном рассказе, петь красиво

Мах – 5 б., за каждое словосочетание – 0,5 б., за каждый правильный комментарий – 0,5 б.

Вычеркните в каждом ряде лишний фразеологизм. Свой ответ аргументируйте.

Ходить по острию ножа, гонять собак, гонять лодыря, валять дурака.

Оставить в дураках, валять дурака, оставить с носом, обвести вокруг пальца.

Мах –4 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

Найдите в предложениях сказуемое, характеризуя его

1)По этим улицам будут ходить новые автобусы. 2)Мальчишки продолжали гонять мяч.

3) Мы сразу стали тише и взрослей. 4) Через час он пришёл в себя.

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

3. Творческие задания

Составьте текст-рассуждение (10 – 12 предложений) на тему «Можно ли использовать в речи жаргонные слова?» Аргументируйте свою позицию.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 4 б., объем – 3 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 10 б.

Зоопарк, кенгуру, врач, Токио, салон, тюль, ВУЗ, экзамен.

Мах – 4 б., за каждое верно выписанное слово – 0,5 б.

Апатия – бесстрастие, актуальный – злободневный, диспут – спор, фиаско – неудача, авеню – улица. Синонимы.

Мах – 6б, за правильное соотнесение слов и ответ на поставленный вопрос – 0,5 б.

3 5 морфем: превзошли, улыбнулся. 4 морфемы: по-английски, влюблённый. 6 морфем: занимался.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное слово — 0,5 б, правильный комментарий — 1б.

4 1)… а дальше – худенький, ещё сквозной лесок (пропущено сказуемое виднелся ). 2) Закрылась платочком (пропущено подлежащее девушка ). 3) … зачем пришла (пропущено подлежащее Даша ). 4) – Да, из России (пропущены подлежащее я и сказуемое приехал ). 5) Берлогу – медведь (пропущено сказуемое ищет ).

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное неполное предложение – 0,5 б, за правильный комментарий – 0,5 б.

5 Каталог, квартал, новорожденный, столяр, мусоропровод.

Мах – 5 б, за каждое правильно указанное и исправленное слово – 1б.

6 Метафора – блестящий успех, рассеянный взгляд, идет дождь.

Метонимия – внимательная аудитория, служебный вход.

Мах – 5 б., за каждое правильно указанное слово – 5 б.

1 Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

3Ходить по острию ножа – находиться в опасном положении или ситуации. Остальные фразеологизмы имеют значение бездельничать.

Валять дурака – баловаться. Остальные фразеологизмы имеют значение обмануть.

Мах – 3 б., за каждый верно указанный фразеологизм – 0,5 б., за каждый аргумент – 0,5 б.

41)По этим улицам будут ходить новые автобусы (простое глагольное сказуемое, выраженное сложным будущим временем). 2)Мальчишки продолжали гонять мяч (составное глагольное сказуемое, выраженное вспомогательным глаголом и инфинитивом). 3) Мы сразу стали тише и взрослей (составное именное сказуемое, выраженное глаголом связкой и именной частью). 4) Через час он пришёл в себя (простое глагольное сказуемое, выраженное фразеологизмом).

Мах – 6 б., за верное нахождение сказуемого – 0,5 б., за объяснение – 1 б.

При оценке учитывается соответствие текста типу рассуждение – 4 б., объем – 3 б., количество и качество аргументов – по 1 б., мах – 10 б.

Олимпиады по русскому языку 10 класс

1. Нормы русского литературного языка
1. Исправьте грамматические ошибки в приведенных примерах. Мах – 4 б
А) Мать любила и гордилась своим сыном.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
В) Мемориальный памятник установлен на площади.
Г) С ним произошел неприятный инцидент.

2. Так уж повелось, что, к сожалению, букву ё постоянно в книгах и газетах заменяют буквой е.
Немудрено вообще забыть, где пишется Ё, где Е.
Укажите, в каких словах пишется и произносится только Е:
Мах – 2 б
Опека, афера, челн, новорожденный.

3. Кофий, кофь, кохей, кохвай. Это названия известного вам напитка.
Определите род этого слова в современном русском языке.
Мах – 1 б

4. В каких словах ударение падает на последний слог? Мах – 3 б
Жалюзи, газопровод, ворожея, позвонит, нефтепровод, каталог.

5. Попробуем читать звуки, из которых состоят слова пол, муж, шей, ель, ров, в обратном порядке. Сколько новых слов получится? (А) 1; (Б) 2; (В) 3; (Г) 4; (Д) 5. -4б

II. История русского языка
1. Тюркское по происхождению название болгарского кислого молока мы привыкли называть йогуртом. Такое написание слова является неточным. Как правильно надо было бы писать это слово? Мах – 2 б

III. Язык художественных произведений 10б
1.
Прочитайте стихотворение Иннокентий Анненский: «После концерта» и проведите лингвистический анализ стихотворения
Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы:
Будешь умы уловлять, будешь помощник царям.

IV. Современный русский язык
1. Найдите пару, в которой слова имеют одинаковые окончания: Мах – 2 б
А) Столовая – стая Б) Портной – герой В) Рыбачий – рабочий Г) Лекторий – лисий

2. Дайте толкование лингвистическому термину пароним. Приведите примеры. 2б

3 Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм. Мах – 5 б

1. О том, кто часто меняет свои решения. 2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. 3. О кротком и безобидном человеке. 4. О болтливом человеке. 5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

4 Сделайте полный синтаксический разбор предложения. 10б

Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу мы увидели что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (И.Гончаров)

V. Творческая работа 10б
Напишите сочинение-миниатюру в художественном стиле в жанре рассказа на тему «Книга».

Ответы к олимпиаде по русскому языку 10 класс:

I. Нормы русского литературного языка
1.А) Мать любила и гордилась своим сыном. — Мать любила своего сына и гордилась им.
Б) Свидетель показал о том, что видел обвиняемого именно 24 января.
Свидетель показал, что видел …
В) Мемориальный памятник установлен на площади. — Памятник установлен на площади .
Г) С ним произошел неприятный инцидент. — С ним произошел инцидент.

2.В двух словах пишется Е: опека, афера.

3. 1.Слова кофей, кофий и т.п. были мужского рода. 2. Слово кофе в современном русском языке мужского рода. Допускается — средний род.

4.Во всех словах.
ЖалюзИ, газопровОд, ворожеЯ, позвонИт, нефтепровОд, каталОг.

5. Чтобы правильно решить эту задачу, надо не путать звуки с буквами. Посмотрим, из каких звуков состоят данные слова. Для этого запишем их

транскрипцию: пол [пол], муж [муш], шей [шэj’], ель [jэл’], ров [роф]. Теперь прочитаем звуки в обратном порядке: [лоп] — лоб , [шум] — шум , [jэш] — ешь , [л’эj] — лей . Четыре слова получилось, а вот слова, произносящегося как [фор], в русском языке нет. Ответ: 4 (Г).

II. История русского языка
1.Сочетание букв ЙО — нехарактерно для русского языка. Такое сочетание передается буквой Ё. Правильное написание — ёгурт, югурт.

III. Язык художественных произведений
1.Ответ на вопрос носит творческий характер.

По жанру это стихотворение — воспоминание с элементами размышления и исповеди

Это подтверждается обилием форм прошедшего времени . Например, простые глагольные сказуемые, выраженные глаголами прошедшего времени (“спустились), согласованное определение, выраженное действительным причастием прошедшего времени (“погасшие”).

Название произведения, как элемент предтекста, помогает понять степень переживаний лирического героя

Тема : душевное состояние лирического героя после концерта

Лирический герой ощущает тревогу, грусть, усталость, тоску, собственную никчёмность, чувство безысходности и крайнюю опустошённость. Об этом свидетельствуют эпитетычёрные небеса, погасшие огни, антитеза немые голоса — оксюморон.

Ассонанс помогает показать сложную минорную гамму чувств лирического героя.

Стихотворение написано шестистопным ямбом с пиррихием : пропуск схемного ударения — пиррихий; рифма мужская и женская, перекрёстная.

IV. Современный русский язык
1 . Ответ: Г). В слове лисий ( прит. прил ) и лекторий ( м. р ) нулевое окончание.
А) Столовая – стая (в слове столовая окончание – ая, в слове стая – я).
Б) Портной — герой (в слове герой нулевое окончание, в слове портной –ой.)
В) Рыбачий –рабочий (В слове рыбачий – нулевое окончание, в слове рабочий – ий).

2.Пароним – от греч. para – возле, мимо и onyma – имя. Слова, сходные по звучанию, но разные по значению и строению. Абонемент – абонент, костный – костлявый — косный.

3 Задание: подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

1. О том, кто часто меняет свои решения. ( семь пятниц на неделе ) 2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-нибудь. (Фома неверующий). 3. О кротком и безобидном человеке. (Мухи не обидит). 4. О болтливом человеке. (У него язык без костей). 5. О положении, когда опасность грозит с двух сторон. (Между двух огней).

4 При главном предложении могут быть неоднородные придаточные , которые имеют разные значения, например: Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Гонч.) При главном предложении находятся два неоднородных придаточных (придаточное времени и придаточное изъяснительное), которые отделяются от главного запятыми. Это сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением:

Олимпиада по русскому языку для 10-11 классов

Определите разряд прилагательных по значению (качественные, относительные, притяжательные).

Серебристый осадок, серебристый смех, пушкинский вечер, пушкинские стихи, пушкинский взгляд на мир, медвежья берлога, медвежья шапка, медвежья походка, шумный согласный, шумный дождь.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

Расставьте ударения в выделенных словах.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

Составьте со словами по два предложения так, чтобы каждое слово выступало в роли разных частей речи, учитывая их написание (изменять данные слова нельзя).

Вроде, мороженое, в течение, вовремя.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

Выпишите односоставные предложения, определите их вид.

Ночь. Улица. Фонарь.

Аптека. Бессмысленный и тусклый свет.

Живи ещё хоть четверть века –

Все будет так: исхода нет.

Умрешь – начнешь опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь, золотая рябь канала,

Аптека, улица, фонарь. (А. Блок)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

5. Составьте слова по схеме.

1) приставка, корень, суффикс, суффикс, суффикс, окончание;

2) приставка, приставка, корень, суффикс, окончание;

3) корень, соединительная гласная, приставка, корень, суффикс, окончание.

6. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономический ?

Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.

Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.

Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.

Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

7. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами .

Ланиты, десница, длань, очи, зело, пиит, одр.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

8. Назовите выразительные средства, используемые в каждой из строк четверостишия .

(1)Задремали звезды золотые,

(2)Задрожало зеркало затона,

(3)Брезжит свет на заводи речные

(4)И румянит сетку небосклона. (С. Есенин)

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

Разберите по составу имя существительное подушка. Каким способом оно образовано с современной и исторической точки зрения? Обоснуйте свое мнение. Какой точке зрения вы отдаете предпочтение и почему?

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

Подберите к выделенным словам русские слова – описательные обороты или синонимы. Иноязычные и русские синонимы запишите попарно. С какой целью в русском языке используются иноязычные слова?

1) Актуальные задачи. 2) Идти в авангарде отряда. 3) Выполнять директиву . 4) Работать с энтузиазмом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

Составьте сложноподчиненные предложения, в которых союз чтобы присоединяет разные виды придаточных частей.

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение — 1 б.

Найдите фразеологизмы в предложениях. Какие приемы преобразования фразеологизмов можно отметить в данных примерах? Восстановите их в первоначальном виде.

1)На свою неволю дрозд давно махнул лапкой. 2) С тех пор, как я принял начальство, может быть вам покажется даже невероятным, все, как мухи выздоравливают. 3) Сам глава оптической фирмы «Триггер и Брок», известный проныра и тёртый прокурорами калач, гражданин Брок пришел в полное отчаяние.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

Постройте словообразовательную цепочку от слова новый к слову возобновление . Сколько «шагов» отделяет эти слова? Мах – 2 б.

Какие задачи выполняют «толковые словари русского языка»? Назовите известные вам словари этого типа и их авторов. Мах — 5б

Составьте текст рекламы канцелярских товаров, используйте при этом как можно больше слов с приставками на З и С .

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.

Серебристый осадок, пушкинский вечер, медвежья шапка, шумный согласный – относительные.

Серебристый смех, пушкинский взгляд на мир, медвежья походка, шумный дождь – качественные.

Пушкинские стихи, медвежья берлога – притяжательные.

Мах – 5 б, за каждое правильное определение разряд по значению – 0,5 б.

Спрятать за щеку , ущипнуть за щеку ; вставать на голову , обратить внимание на голову ; летать по

небу , тоска по небу.

Мах – 3б., за каждое правильно поставленное ударение – 0,5 б.

Согласовать в роде (предлог с существительным), числе и падеже существительное с прилагательным. Я вроде (наречие) бы видела эту книгу!? Купить мороженое (существительное) с клубничным джемом. Мороженое (прилагательное) мясо оттаяло. В течение (предлог) часа я ждала его на остановке. В течении (предлог с существительным) реки мелькали мелкие рыбки. Приходить на работу вовремя (наречие). Во время (предлог с существительным) перерыва в школе произошел взрыв.

Мах – 8 б., за каждое правильное употребление слова – 1б.

Ночь (назывное). Улица (назывное). Фонарь (назывное).

Аптека (назывное). Бессмысленный и тусклый свет (назывное).

Живи ещё хоть четверть века (определенно-личное) –

Все будет так: исхода нет (безличное).

Умрешь (определенно-личное) – начнешь (определенно-личное) опять сначала,

И повторится всё, как встарь:

Ночь (назывное), золотая рябь канала (назывное),

Аптека(назывное), улица (назывное), фонарь (назывное).

Мах – 7 б., за каждое правильное определение вида односоставного предложения – 0,5 б.

1) бесхозяйственность; 2) предположительный; 3) мировоззрение.

Ланиты — щёки, десница – правая рука, длань — ладонь, очи — глаза, зело — очень, пиит — поэт.

Мах – 3 б., за каждое правильно подобранное слово – 0,5 б.

1) олицетворение, эпитет

2) олицетворение, метафора

4) олицетворение, метафора

Мах – 7 б., за каждое правильное определение выразительного средства – 1 б.

-подушк- — корень, – окончание – разбор слова по составу на современном этапе. Под- — приставка, -уш- — корень, -к- — суффикс, – окончание. Раньше обращали на предназначение предмета: подушка – подкладываем под ухо.

Мах – 3 б., за каждое правильное объяснение – 1 б.

Актуальный – важный для настоящего времени; авангард – впереди; энтузиазм – сильная увлеченность; директива – приказ.

Стремление говорящих к уточнению и разграничению смысловых оттенков при помощи исконного и заимствованного слова; для обозначения того, что в русском языке обозначается не одним словом, а словосочетанием, описательным оборотом.

Мах – 5 б. За каждое правильно составленное словосочетание – 1 б и за аргумент – 1 б.

Левинсон распорядился, чтобы к вечеру собрался для обсуждения Морозкиного поступка сельский сход (придаточное изъяснительное). Машина мчалась так быстро, чтобы успеть к отправлению самолета (придаточное обстоятельственное образа действия и степени). Я строго рассчитал время, чтобы успеть на лекцию (придаточное обстоятельственное цели).

Мах – 3 б., за каждое правильное приведенное предложение — 1 б.

Замена одного компонента фразеологизма: давно махнул лапкой; все, как мухи, выздоравливают.

Расширение фразеологизма за счет включения в него дополнительных слов: тертый прокурорами калач.

Давно махнул рукой; все, как мухи, дохнут; тертый калач.

Мах – 4 б., за каждый правильный ответ на вопрос – 1 б.

Новый → обновил → возобновил → возобновление. 3 шага.

Словарь дает лексическое значение слова. Примеры его употребления в речи, раскрывает его фразеологические и словообразовательные возможности, указывается ударение, в трудных случаях произношение, приводятся грамматические формы, стилистическая характеристика. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.Н. Ушакова. «Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля, «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова.

За каждое правильно включенное слово 1 б, за соответствие текста жанру рекламы – 2 б, за каждую орфографическую и пунктуационную ошибку снимается 0,5 б.


[spoiler title=»источники:»]

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/03/30/olimpiada-po-russkomu-yazyku-10-11-klass

http://infourok.ru/olimpiada-po-russkomu-yaziku-3173132.html

[/spoiler]

Популярные записи

Правильное ударение в слове сковорода
Дареный куда падает ударение
Перевод kasabian thick as thieves
Словосочетание из 2 слов на французском с переводом
Постановка ударения в слове эксперт
Рик и морти 1 сезон 1 серия перевод 2х2
Темы дипломных работ по переводу
Конспект урока по русскому языку тема словосочетание 3 класс
Современные методы и приемы обучения английскому языку
Перевод песни death valley my jerusalem
Темы дипломных работ по методике преподавания английского языка
Рододендрон ударение в этом слове
Распечатать таблица неправильных глаголов в английском языке
Составьте словосочетания с паронимами геройство
Список юридических терминов на английском языке с переводом
Перечень документов для перевода нежилого помещения в жилое
Составь словосочетания из слов в столбиках
Я без зонта ударение
Самоанализ урока английского языка для аттестации
Рецепт свиного языка в желе