Меню Рубрики

Спросят меня что похоже на море русский язык не замедлю с ответом

Викторина для учащихся 6–7-х классов «Знатоки русского языка»

Русских слов глубокое течение,
Дарит силу песенной строке
Ах! какое это наслаждение –
Говорить на русском языке!

Воздушен, легок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
наш удивительный язык.

Ему к лицу и термин узкий
И междометий вздох, и клич,
Гордись, что понимаешь русский,
Старайся глубину постичь.

К нам пришел он по наследью,
Для нас дороже он всего,
Мы заменять чужого медью
Не смеем золото его
Как стража драгоценной чаши,
Должны мы дар веков сберечь
И новым блеском жизни нашей
Обогатить родную речь.

Спасибо, уважаемые ребята, за ваше замечательное выступление. Сейчас же наступило время для того, чтобы начать наш конкурс. Во время путешествия будет несколько остановок, где будут предложены различные задания по русскому языку. Ваши ответы будет оценивать очень строгое, но справедливое жюри.(представить). Хочу обратить внимание жюри на то, что за правильный ответ вы ставите один балл.

3. Как большой дом превратить в маленький? (домик)

4. Как топор превратить в ручку топора? (топорище)

5. Какие из этих существительных являются одушевленными( коллектив, мертвец, труп, человек?

Отгадай слова, которые начинаются на гласные э или е

1. Пища или ее прием (еда)

2. Еловый лес (ельник)

3. Самая низкая школьная отметка (единица)

4. Указательное местоимение (этот)

6. Предмет, который демонстрируется на выставке в музее (экспонат)

7. Хвойное дерево (ель)

8. Коллективная поездка или прогулка с целью ознакомления с чем-либо (экскурсия)

9. Ряд помещений в большом доме, расположенных на одной высоте (этаж).

10. Вывоз товаров за границу (экспорт).

На лучинке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
в руки прольется само
по названию эскимо.

II. Задание для проверки знаний по теме: “Звуки речи”

1. Есть ли твердые согласные звуки в скороговорках: Мели метели на неделе. Летели лебеди с лебедятами

2. Сколько мягких согласных звуков содержится в африканской пословице: Правда, как солнце, ее рукою не прикроешь?

3. Есть ли мягкие согласные звуки в словах: машина, браться, рожь, мышь?

5. Есть ли буквы русского алфавита, которые в разных словах обозначают разные звуки? (О и А)

6. Какая буква алфавита всегда находится под ударением? (Е)

9. Поставь ударение в словах: искра, верба, средства, столяр, красивее, медикаменты, намерение, свободнее.

1. Какая игла не тонет в море?

2. Какое животное и какой военный корабль имеют одинаковое название?

3. Как можно склонять голову, не поднимая и не отпуская ее?

5. Какое существительное нужно присоединить к местоимениям сей, тот, и предлогу под, чтобы превратить их в наречия? (Час)

6. Составить как можно больше слов со словом “нос”.

7. Отгадайте слова с корнем – вод- с разными значениями. (Как иначе назвать?)

б) большое скопление воды (половодье)

в) бурный поток воды, падающий с уступа (водопад)

г) место на реке где поят скот (водопой)

е) Водное растение (водоросль).

А теперь угадайте слова с другим значением корня “вод”

а) промышленное предприятие (завод)

б) человек, управляющий машиной (водитель)

в) железнодорожный служащий (проводник)

г) солдат-артиллерист (наводчик)

е) прощание с отъезжающими (проводы).

Даны слова, вам необходимо подобрать к ним синоним. При этом указано, сколько слов должно быть в искомом слове.

Следующий конкурс, в котором вам предлагается поучаствовать называется “Конкурс знатоков заимствованных слов”

а) диван без спинки

б) тонкая плотная ткань

в) картонная коробка

а) место для установки турника

б) устройство, обычно в виде вращающейся крестовины, устанавливаемое при входе в общественные места.

б) садовое вьющееся растение

в) торжественное открытие художественной выставки

б) название мелодии

в) растение (по-другому герань)

а) архитектурное или скульптурное сооружение

Следующая станция – Фразеологическая.

Угадай, какой фразеологизм можно употребить в данном случае:

1. В последнее время ученик 8 класса Булатов Алеша перестал делать домашние задания, стал злостным прогульщиком. Про него учителя говорят, что Алеша совсем. (Отбился от рук)

2. В эти дни Юля ходила печальная, даже папа это заметил и спросил ее: “Что ты, дочка. ”(нос повесила)

3. Учитель вызвал ученика к доске, чтобы тот пересказал заданный параграф по истории. Тот смог пересказать всего 2-3 предложения и замолчал.

— Ну, продолжай, не тяни время.

1. Называются фразеологизмы. А вы должны догадаться, среди представителей каких профессий они появились. Объясните значение фразеологизмов.

Бесструнная балалайка; играть первую скрипку; стричь под одну гребенку; дать задний ход; не лыком шиты; выйти на орбиту; сгущать краски; закидывать удочку; воду в ступе толочь

7. Последний конкурс. Необходимо подобрать эпитеты к словосочетанию русский язык.

Урок – путешествие по русскому языку: «Происхождение русского языка»

I. Вступительное слово учителя.

О создании машины времени человечество мечтало во все времена, ведь людей всегда интересовали тайны прошлого и загадки будущего. Давайте сегодня на уроке представим, что эта заветная мечта стала реальностью. И мы, преодолев пространство и время, можем заглянуть в прошлое и познать истоки русского языка. Чтобы рискнуть отправиться в такое путешествие необходимо быть любознательны человеком, стремящимся к познанию окружающего мира, поэтому первый этап нашего путешествия во времени будет исследовательским.

II. Исследовательская работа

1. Чтение стихотворения о русском языке.

Продолжая наше исследование, давайте обсудим ещё несколько высказываниями великих писателей и поэтов о русском языке. (Каждой группе раздаются карточки с высказывания и заданиями, даётся время на обдумывание и выполнение задания, затем совместное обсуждение выполненных заданий.)

2. Работа в творческих группах

I группа.

«Мой верный друг! Мой друг коварный!
Мой царь! Мой раб! Родной язык»
В. Брюсов

II группа.

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса: Берегите чистоту языка как святыню!
И. С. Тургенев.

III группа.

3. Экскурс в прошлое.

Эта схема знакомит нас с индоевропейскими языками, которые являются наиболее крупной языковой семьёй. Она состоит из 10 ветвей. В индоевропейскую семью языков входят такие языки как: английский, французский, немецкий, итальянский, греческий и множество других. Русский язык тоже входит в эту семью и относится к славянской языковой группе.

В современном русском языке много слов унаследованных из индоевропейского языка, это такие исконные слова как: сын, мать, брат, волк, вода, числительное три. Именно поэтому эти слова очень похожи на слова из других языков индоевропейской семьи. Попробуйте это доказать. Приведите примеры.

— Помимо этого из схемы видно, что в истории русского языка можно выделить 3 периода: общеславянский, древнерусский и образование великорусского языка. Давайте поговорим о каждом из этих этапов.

4. Историческая справка об общеславянском этапе в истории развития русского языка (сообщение учащихся). Примеры слов, приведённые в справках, вывешиваются на доске.

Количество слов, унаследованных русским языком из общеславянского языка не велико (по подсчётам учёных, не более двух тысяч), однако, именно эти слова являются ядром современного русского языка. Вот некоторые из этих слов: отец, дочь, внук, отчим, лоб, нос, зима, звезда, вода, век, серебро, песок, лёд, пёс, спать, мыть.

За общеславянским этапом в истории русского языка следует древнерусский этап.

Историческая справка о древнерусском этапе в истории развития русского языка.

5. Лингвистический эксперимент.

Русский, украинский и белорусский языки очень похожи. Если вы хотя бы один раз слышали украинскую или белорусскую речь, вы могли это заметить. Чтобы убедиться в этом, давайте проведём эксперимент. Послушайте украинскую народную песню «Несе Галя воду».

Русский язык Украинский язык Белорусский язык
Ночь Нiч Ноч
Голова Голова Галава
Сон Сон Сон
День День Дзень

Наш эксперимент удался. Действительно восточнославянские языки очень близки. Но за древнерусским этапом в истории русского языка следует ещё один.

Историческая справка об образовании великорусского языка русского языка.

Сложносокращённые существительные (зарплата, сберкасса);

Большинство предлогов и союзов (вроде,) вследствие, благодаря, чтобы, так как.

Историческая справка о роли старославянского языка в истории развития русского языка.

1. обозначение отвлечённых и научных понятий: благо, великодушие, добродетель

Мы познакомились со всеми этапами истории развития русского языка. Но наше увлекательное путешествие продолжается, и от теории давайте перейдём к практике. (Задания раздаются по группам, индивидуальное задание выполняет учащийся у доски. После выполнения совместное обсуждение).

6. Творческие задания по группам

Прочитайте строки из стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и из его же поэмы «Евгений Онегин» (они перепечатаны из издания 1887г.)

Возстань, пророкъ. И виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей
И, обходя моря и земли,
Глаголомъ жги сердца людей!

Зима: Крестьянин, торжествуя,
На дровняхъ обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетётся рысью какъ нибудь:

Русское слово спутник в 1957 году облетело весь мир и, выйдя за пределы нашего языка, было заимствовано другими языками. Германские газеты писали в то время: «Каждая искусственная луна, совершающая полёт вокруг земли, будет называться и впредь русским словом «Спутник».

Распределите слова в две группы. Объясните, по какому принципу вы это сделали. Вставьте пропущенные буквы. В чём особенность проверки пропущенных орфограмм?

Сокр:щение, ст:р:на, б:р:жок, к:роткий, распростр:нать, вл:ститель, ср:да, наст:р:же, охл:дительный, посер:дине, зл:той, поз:л:тить.

Ребята, все вы видели и помните сюжет фильма Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В нём молодой учёный, так же как и мы, совершает путешествие во времени. Давайте посмотрим небольшой фрагмент из этой картины (тексты с полилогом и заданиями к нему розданы каждой группе).

Иоанн: (кричит режиссёру Якину). Ну, прыщ, живота или смерти? Проси у боярыни!

Якин: (хрипит). Живота:

Зина: Живота! Живота! Пощади его, Великий государь!

Иоанн: Живота? Ну будь по-твоему:

Якин: Паки. Паки. Иже херувиме. Ваше сиятельство, смилуйтесь! Между прочим, вы меня не так поняли.

Иоанн: Как же мне понять тебя, ежели ты ничего не говоришь?

Якин: Языками не владею, ваше благородие.

Иоанн: Жалую тебе шубу с царского плеча.

Зина: (Якину) Благодари! Благодари!

Якин: Вельми понеже. Весьма Вами благодарен.

Якин: (чуть позже). Поелику мы зело на самолёт опаздываем.

Какой приём придаёт иронический оттенок сцене из кинофильма Л Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»? Найдите в этом отрывке лексику древней Руси, 19 века и современную. Найдите и запишите как можно больше слов, которые появились в 20 веке. Там, где возможно подберите к устаревшим словам синонимы. Найдите обращения. Обсудите, как они менялись со временем. Как сей час, мы обращаемся к незнакомым людям?

III этап (Вперёд в будущее).

Самое интересное, ребята, вас ждёт дома, ведь вы сможете отправиться в будущее. И это путешествие состоится и пройдёт успешно, если вы выполните следующие задания.

Домашнее задание по группам:

1. Роль старославянизмов в современном русском языке.

Урок русского языка

в рамках Дня русского языка.

Учитель – Байгушкина Вера Анатольевна

Тема урока: «Я русский бы выучил только за то…»

Цель урока: показать богатство и красоту русского языка;

заставить задуматься об уникальности родного

языка; привитие любви к русскому языку,

стремления познать его.

а) Эпиграф к уроку – высказывание Л.Н.Толстого: «Русский народ создал русский язык. яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый».

б) репродукция картины И.Шишкина (пейзаж);

в) изображение «дерева» на доске (к игре «Вырастим дерево»).

Вступительное слово учителя.

Сегодня у нас необычный урок русского языка. Необычен наш урок и своей темой (прочитаем её): «Я русский бы выучил только за то…» Вы слышите недосказанность в теме, на это указывает и многоточие. И мы в течение урока попробуем поразмышлять и прийти к выводу, за что же вы выучили бы русский язык.

(читает подготовленный ученик).

Спросят меня: что похоже на море?

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом:

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Этим ключом было русское слово!

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.

Лев Николаевич Толстой писал: (читаю эпиграф к уроку). Сегодня, применяя знания, полученные при изучении нашего предмета, попробуем убедиться в словах великого писателя.

Наш урок будет проходить как состязание между двумя командами (каждого ряда). Выполняя предложенные задания, каждая команда будет набирать очки, победителем станет команда, набравшая наибольшее количество очков.

(Очки командам записываются на табло ассистентом-учеником).

Состязание между командами.

1-е задание. «Красивые слова».

Перед вами пейзаж известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина. В течение двух минут запишите имена прилагательные, с помощью которых вы можете передать красоту этого пейзажа. Постарайтесь подобрать не просто прилагательные, а эпитеты, которые сделают описание картины образным, красочным.

(Через две минуты представитель каждой команды читает подобранные им прилагательные, члены команды могут дополнить список этих прилагательных. Команда зарабатывает количество баллов в соответствии с количеством предложенных прилагательных).

2-е задание. «Аукцион синонимов».

О богатстве русского языка говорит то, что в нём много синонимов: одно и то же явление, предмет, признак, действие мы можем назвать по-разному. А умеете ли вы пользоваться синонимами? Это мы выясним, проводя аукцион синонимов. Каждая команда, по очереди, называет синоним к предложенному мною слову; балл зарабатывает та команда, которая последней назовёт синоним к данному слову. Итак, аукцион синонимов!

радостный (восторженный, ликующий, смеющийся, весёлый, торжествующий)

идти (шагать, плестись, продвигаться, шествовать, маршировать, брести)

доброта (душевность, сердечность, добродушие, доброжелательность, добросердечие, чуткость)

бросить (кинуть, швырнуть, запустить, метнуть)

мгновение (миг, секунда, момент, минутка)

твёрдый (плотный, немягкий, жёсткий, крепкий, прочный)

3-е задание. «Знаете ли вы омонимы?»

Богатым, несколько загадочным и занимательным наш язык делают слова, которые одинаково пишутся, звучат, но имеют совершенно разное значение. Как называются такие слова? (Омонимы). Посоревнуемся в их знании. О каких словах-омонимах идёт речь в тех стихах, которые я прочитаю? Что обозначают эти омонимы? (читается короткое стихотворение каждой команде).

1.- Смотри, вон по воде барашки бегут.

Ну, и люди, ну, и лгут!

Полно вам, далеко ль до беды?

Барашки-то ведь тяжелее воды! (волны)

2.-Смотри, какая кашка на лугу,

И здесь, и там, и всюду…

Ой, рассмешил, ой, не могу!

Да кто ж её варит без посуды?! (цветок)

3.Врач сказал: «Для вашего зуба подберут нужный бор».

А я тут с кресла, да и бежать во весь опор!

Скорее прочь! Задумал доктор что-то!

Кому же целый лес в рот совать охота?(инструмент)

А теперь вопросы-шутки, и тоже с омонимами:

По какому мостику нельзя перейти речку? (По сделанному гимнасткой упражнению)

Каким ключом нельзя отвернуть гайку? (Музыкальным, дверным, ключом-источником)

Какой пятачок не годится для оплаты проезда в транспорте? (Нос поросёнка)

Из какого крана нельзя набрать воды? (Из подъёмного)

Какой кистью не выкрасишь стену? (Виноградной, рукой)

Из каких ноготков нельзя собрать букет? (Из ногтей)

Какой лопаткой не вскопаешь грядку? (Часть скелета человека)

Какая гусеница не годится для танка? (Насекомое)

В каких лесах нельзя заблудиться? (В строительных)

4-е задание. «Хитрые слова».

В данных предложениях определите, какими частями речи являются одинаковые слова, докажите это.

Кто без кисти и белил крыши города белил?

Снежное покрывало покрывало всё поле.

Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила.

5-е задание. «Вырастим дерево»

Наш язык постоянно пополняется новыми словами. Одни слова уходят, другие появляются в языке, и это говорит о том, что русский язык живой, постоянно изменяющийся, как сказал о нём Н.В.Гоголь, «живой как жизнь». Слова «обрастают» приставками, суффиксами – так появляются новые слова. Чтобы в этом убедиться, вспомним нашу игру «Вырастим дерево». Сейчас каждая команда «вырастит» своё «дерево» из тех корней, которые вы видите на доске. Чем больше слов-«веточек» за три минуты вы сможете поместить на «дереве», тем больше баллов получит ваша команда. (По очереди ученики дорисовывают веточку на дереве, подписывая на ней слова).

1-я команда – корень «мир»

2-я команда – корень «дом»

3-я команда – корень «сад»

Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

Наш урок-состязание подходит к концу. Думаю, вы сможете теперь закончить фразу, которой называется тема нашего урока: «Я русский бы выучил только за то…» Сделайте это. (Ученики предлагают свои варианты ответов).

Звучит стихотворение С.Абдулла «Выучи русский язык»

(читает подготовленный ученик).

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Выучи русский язык!

Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаянных мир бесконечно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен –

Выучи русский язык!

«Русский народ создал русский язык. яркий, как радуга, вслед весеннему ливню, меткий, как стрелы, задушевный, как песня над колыбелью, певучий и богатый».

1-я команда – корень

2-я команда – корень

3-я команда – корень

С.Абдулла «Выучи русский язык»

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи,

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Выучи русский язык!

Мир разобщённых безрадостно тесен,

Спаянных мир бесконечно велик.

Сын мой, работай, будь людям полезен –

Выучи русский язык!

М.Геттуева «Русский язык»

Спросят меня: что похоже на море?

Он, словно море, согреет зимою,

Свежесть подарит засушливым летом.

Воды его, разливаясь без края,

Блещут немеркнущим солнечным светом:

К людям хорошим в дальние страны

Катятся волны с горячим приветом.

Русский язык – безграничное море!

В глуби морской я дождался улова:

Этим ключом было русское слово!

Русский язык! В нём, как в море бездонном,

Черпаю силы для смелых решений;

Он вдохновляет на труд беззаветный

Ради грядущих прекрасных свершений.

«Я русский бы выучил

показать богатство и красоту русского языка;

заставить задуматься об уникальности родного языка;

привитие любви к русскому языку,

стремления познать его.

Выберите книгу со скидкой:

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Популярные записи