Меню Рубрики

Способы образования существительных в русском языке

Способы образования имен существительных: суффиксальный, приставочный, словосложение, правила русского языка и примеры

Суффиксальный способ

Бессуффиксальный способ

Бессуфиксальный способ является одним из самых непростых способов среди перечисленных. Именно с ним часто связаны трудные случаи образования форм имен существительных.

Немного реже можно встретить существительные, образованные от имен прилагательных, при помощи того же бессуфиксального способа и отсечения окончания слова. Например, существительное «даль» образовано от прилагательного далекий.

Префиксальный способ

Префиксальный (он же приставочный) способ образования имен существительных в русском языке является одним из самых простых и в то же время распространенных. При использовании этого способа к уже существующему существительному прибавляется приставка, которая меняет его значение, однако новое слово всегда принадлежит к той же части речи.

Префиксально-суффиксальный способ

При префиксально-суффиксальном способе образования имен существительных к исходному слову одновременно прибавляют и приставку, и суффикс. Можно условно выделить две группы приставок и суффиксов, которые участвуют в таком способе словообразования.

Вторая группа. И приставка, и суффикс имеют пространственное значение. Например: междуречье, побережье.

Словосложение

При использовании словосложения складываются две или более основ уже существующих слов и в результате получают новое. При помощи такого способа зачастую происходит образование сложных имен существительных.

Вот основные случаи применения словосложения в русском языке:

— Соединяются две основы, именная и глагольная при помощи соединительное гласной о или е, редко используются суффиксы. Например: пылесос, краскотерка.

— Соединяются две основы существительных, используется соединительная гласная или дефис вместо нее. Например: юго-восток, машиностроение.

— Соединяются основы имени существительного и имени прилагательного при помощи соединительной гласной о. Например: чернозем, Кисловодск.

— Соединяются при использовании суффикса основы имени существительного и имени числительного. Например: пятиугольник, трехлетка.

— Соединяются основы имени существительного и местоимения при помощи суффикса. Например: самокритика, самоконтроль.

— Соединяются основа имени существительного и словообразовательные элементы международного использования. Например: агропромышленность, автоклуб, велотрек, киноклуб, зоотехник.

Усечение

Усечение вряд ли можно отнести к основным способам образования имен существительных, он используется не слишком часто и слова, образованные при помощи усечения, зачастую используются в разговорной речи.

Лексико-семантический способ

Лексико-семантический способ относится к более сложным и менее распространенным в современном русском языке. При использовании такого способа переосмысляется лексическое и грамматическое значение уже существующего в языке существительного, без изменения его внешней формы. Часто такие слова являются омонимами уже существующих, полностью теряя все лексические связи с исходным словом.

Например: бригадир (в значении военного чина) и бригадир (в значении руководителя бригады на производстве).

Лексико-синтаксический способ

При использовании лексико-семантического способа образования имен существительных новое слово возникает благодаря слиянию устоявшегося словосочетания. Например: кровопролитие, сумасшедший.

Субстантивация

Субстантивация также иногда называется морфолого-синтаксическим способом. В таких случаях слово переходит из одной части речи в другую без изменения его внешней формы. Чаще всего в разряд имен существительных переходят имена прилагательные. Например: учительская, булочная, знакомый.

Иногда также можно встретить случаи субстантивации причастий. Например: пострадавший, курящий.

Образование множественного числа имен существительных

Помимо образования новых слов, в частности, имен существительных, трудности также может вызвать их изменение по формам, родам, падежам и числам. Чаще всего у носителей языка и людей изучающих его с нуля проблемы возникают именно с образованием имен существительных множественного числа.

Освоив все способы словообразования имен существительных, можно с легкостью создавать неологизмы русского языка в устной речи, также это поможет с грамматическим разбором предложения и изменением слова по падежам, родам и числам.

«Способы образования имен существительных».
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Способы образования имен существительных с элементами логопедии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

2.Тренировать зрительное внимание, развивать мышление, воображение, зрительную, двигательную память.

3. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторики.

4. Внедрять инновационные компьютерные технологии в коррекционную работу с детьми, имеющими речевые нарушения.

— провести наблюдения над способами образования имен существительных, совершенствовать грамматический строй речи;

— развивать умение образовывать существительные при помощи

приставки, суффикса, уметь разбирать существительные по составу, развивать связную речь;

— воспитывать навыки взаимодействия, сотрудничества, активности, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

І. Организационный момент.

2. Игра «Цепочка слов».

Здесь слова первого конец-

Началом стал второго ….

— Придумайте слово так, чтобы последний слог первого слова стал первым слогом второго слова.

ІІ. Обобщение знаний учащихся об имени существительном.

— К какой части речи относятся эти слова?
— Назовите признаки имени существительного.
— Какие из них относятся к постоянным признакам?
— Какие относятся к непостоянным признакам?

ІІІ. Сообщение цели урока.

— Молодцы! Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образовываться.
— Но для изучения новой темы нам необходимо повторить :
— из каких частей может состоять слово;
— какие части слова участвуют в образовании новых слов и как называются такие способы образования слов. ( Ответы детей)

ІІІ. Сообщение цели урока.

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с именем существительным, узнаем какими способами оно может образовываться.

ІV. Изучение нового материала.

Из каких частей может состоять слово?
— Что называется корнем слова? Приведите примеры.
— Что называется приставкой слова? Приведите примеры.
— Что называется суффиксом слова? Приведите примеры.
— Что называется корнем слова? Приведите пример.

Корень мой находиться в цене,
Приставка в слове осудить,
Суффикс спрятался в тетрадке.
Окончание добавь и в дневник меня поставь.
(Оценка)

– Какие части слова участвуют в образовании новых слов?
— Как называются такие способы образования слов?
— Какой способ образования слов мы уже знаем?

Урок русского языка по теме «Словообразование имен существительных». 6-й класс

Класс: 6

1. Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте. Мне очень приятно, что новый учебный день мы начинаем вместе. С каким настроением вы пришли на занятие?

Психологическая разминка.

Похлопайте в ладоши те, кто
— не выспался сегодня;
— кто вкусно позавтракал;
— кто рад видеть соседа;
— кто пришел с хорошим настроением;
— кто готов работать.

2. Мотивационно-мобилизующий этап.

Учитель. Оформим записи в тетради. Число, классная работа. Какова же тема сегодняшнего урока? Хотите узнать? Тогда слушайте.

Мамонт и папонт
Гуляли на речке.
Бабонт и дедонт
Лежали на печке.
А маленький внучонт
Сидел на крылечке
И сворачивал хобот в колечки.
(М. Яснов)

3. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Отгадайте загадку.

У меня друзей – не счесть.
Среди них и козлик есть.
Взяв его за рожки,
Еду по дорожке.

Велосипед – лат. язык, “велох” – быстрый;

Велосипед – двухколесная или трехколесная машина для езды, приводимая в движение ножными педалями.

Учитель. Придумайте предложения со словарным словом по следующим схемам:

Учитель: подведем итоги работы. Что нового вы узнали? Что повторили, выполняя задание со словарным словом?

4. Система упражнений. Систематизация знаний по теме “Словообразование имён существительных”.

Учитель. Начнем мы сегодняшнюю работу с лексической разминки.

Запишите слова, имеющие в своем составе корень – вело – в значении “быстрый”. (с последующей взаимопроверкой). Лексическое значение всех слов объясняется.

Дети. Велосипед, велогонки, велотрек, велоспорт, велогонщик, велоспорт, веломарафон, велокамера, велодром.

Учитель: вызвало ли трудности это задание?

Учитель: самостоятельно сформулируйте задание.

Дети: слова нужно разделить на несколько групп.

Учитель: Давайте подумаем, по какому принципу мы их можем разделить?

Дети: по способу словообразования.

Учитель. Покажите на пальчиках, сколько способов образования слов вы знаете?

Дети. Четыре: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный и сложение.

Учитель. Сформулируйте задание.

Дети. Записать слова, распределяя их по четырем колонкам в зависимости от способа образования, вставить пропущенные буквы.

Карточки.

Соавтор, вел. с. педист, сварщик, нагр. ватель, под. конник, медвеж. нок, мотоц. клист, подстаканник, лун. ход, кирпич. к, пригород.

Проверяем выполнение задания.

приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный сложение
Соавтор

Учитель. Внимательно посмотрите на записанные слова. Есть ли здесь примеры слов, образованных по одной модели? Выпишите эти слова, постройте словообразовательную модель

Дополнительное задание для сильных учащихся.

Подберите свои примеры к данным словообразовательным моделям.

Дети:

Учитель. Дайте определение понятию “словообразовательная модель”. Следующее упражнение поможет нам научиться составлять словообразовательные модели.

Орех = горох = замок = букварь
Орешек ? ? ?
правда = погода = решительность
неправда непогода ?
локоть = колено = дом
налокотник ? ?
тепло, ходить = вода, падать = сталь, варить
теплоход ? ?

Учитель. Что мы повторим, выполняя это задание? С какими трудностями вы столкнулись в ходе выполнения упражнения? Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях.

(Учащиеся на полях пишут вопросы, ответы на которые необходимо найти дома. Например: от чего зависит написание суффиксов ЕК и ИК в именах существительных? В каком случае Не пишется слитно с именами существительными, а в каких раздельно?)

Учитель. Какие способы образования слов мы повторили, выполняя это задание.

Учитель. Сложным показалось вам это задание?

Дети: конечно, нет.

Учитель. Выделять морфемы в слова и определять словообразовательные модели – дело очень трудное. А вот почему, вы мне ответите сами, выполнив следующее задание.

Задание: запишите слова, выделите в них морфемы. Вы можете выполнять это задание без подсказки, самостоятельно, или воспользоваться подсказкой. Каждый учащийся сам решает, по какому пути пройти, выбирая листочек с заданием разного цвета. Красный: самостоятельный путь решения, зелёный: путь решения с подсказкой.

Красная карточка. Без подсказки. Зелёная карточка. С подсказкой.
Стульчик – мячик; Стульчик (стул) – мячик (мяч)
Валечка – речка; Валечка (Валя) – речка (река к//ч)
Осинка – снежинка; Осинка (осина) – снежинка (снег г\\ж)
Лисонька – яблонька. Лисонька (лиса) – яблонька (яблоня)

Дополнительное задание :

Найдите слова, образованные по одной модели.

Дети: речка, осинка, яблонька. C к y

Учитель. Что общего между словами?

Дети: одна словообразовательная модель, общее значение “нечто маленькое”, которое передается с помощью суффикса –К-, общие грамматические показатели, выражающиеся с помощью окончания : существительные женского рода, 1 склонения, единственного числа, именительного падежа.

Учитель. С какими трудностями мы можем столкнуться, выполняя морфемный разбор?

Дети: выполняя морфемный разбор, нужно быть очень внимательными, чтобы не допустить ошибок, не просто находить омонимичные морфемы, но и учитывать значение слова.

Учитель: Коля Лентяйкин, наш с вами давний знакомый, как всегда был невнимательным, когда изучал тему “Словообразование. Морфемика”. И вот к чему это привело. Он так определил значение следующих слов.

Радист – человек, который испытывает чувство радости.

Пломбир – врач, который ставит пломбы.

Учитель. Почему ошибся Коля?

Дети. Неправильно подбирал однокоренные слова, неверно определял морфемы.

Учитель. Поможем Коле исправить ошибки, подберем однокоренные слова, разберём слова по составу.

Радист – радио, радиомаяк

Учитель. В русском языке новые слова образуются по определенным словообразовательным моделям, и мы это доказали. Возникает вопрос: подходят ли эти модели ко всем словам без исключения? Выскажите ваши предположения. Словообразовательные модели используются для образования определенной группы слов. Незнание этого может привести к грубейшим ошибкам. Правда, есть такая группа людей, которым подобные ошибки мы можем простить. О ком идёт речь?

Дети: о малышах.

Дифференцированное задание:

1 задание: определите, по какой словообразовательной модели образованы слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад.

Запишите модели, подберите пример (примеры) слов, существующих в русском языке, которые образовались по данной модели.

Слова, существующие в русском языке: затворница, заложница.

Конфетоед. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Велосипедница. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Режницы. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________
Зубопад. Словообразовательная модель:
Примеры слов: ________________________

2 задание: попытайтесь объяснить, почему ребенок мог придумать слова конфетоед, велосипедница, режницы, зубопад, описав речевую ситуацию, в которой они могут быть употреблены. (Опишите речевую ситуацию только одного любого слова).

Например: Маленький Дима, рассказывая воспитательнице детского сада про свою семью, говорит:

— Моя мама замужница. Она замужем за папой.

Подведение итогов.

Оцените степень выполнения задач, поставленных в начале урока.

Психологическая гимнастика.

Домашнее задание дается по учебнику.

Популярные записи

Мокро или мокро ударение
Разговорный украинский язык учить
Перевод max anarchy ost kill em all
Выпишите из текста словосочетания имеющие грамматическую связь согласование
Видение мираж призрак ударение
Сочинение на табасаранском языке на тему зима
Смотреть эркюля пуаро на английском языке с английскими субтитрами
Выпишите словосочетание со связью управление зеленый лес
Рассказ комната моей мечты на английском языке
Словения песни на словенском языке
Перевод barbara lynn i m a good woman
Таблица счетных слов в китайском языке
Словосочетания жи ши ча ща чу щу 2 класс
Разговорные фразы на английском языке для детей с переводом
Придумать словосочетания с наречием
Глобальный ударение в слове
В следствии как наречие словосочетание
Словарь глагольного управления в русском языке
Сложные слова в русском языке и их значение
Понедельник перевод на английский произношение