Меню Рубрики

Сообщение о языке и культуре речи с элементами сравнения и обобщения

Сообщение о языке и культуре речи с элементами сравнения и обобщения

Культура речи человека играет важную роль в процессе речевой коммуникации, одной из задач которой является желание произвести хорошее впечатление на собеседника, т. е. позитивная самопрезентация. На основании того, как человек говорит, можно сделать вывод об уровне его духовного и интеллектуального развития, о его внутренней культуре.

В обиходном значении культуру речи понимают часто как «красивую» речь, содержащую изысканные слова и выражения, – иногда можно услышать: «Она так культурно отвечает» или «Он выражается некультурно». Однако это понятие более объемно и содержательно.

Правильность – это соблюдение языковых норм. Правильной является речь, которая согласуется с нормами языка – произносительными, грамматическими, стилистическими. В соответствии с этими нормами надо говорить, например, [што], а не [что]; квартАл, а не квАртал; поезжай, а не ехай и т. д. Но правильность только первая ступень подлинной речевой культуры.

2. Коммуникативная целесообразность

3. Точность высказывания

В этом понятии выделяются два аспекта: точность в отражении действительности и точность выражения мысли в слове. Первый аспект связан с истинностью речевого высказывания (правда или ложь). Во втором аспекте возможны следующие недостатки: отсутствие конкретности (высказывания типа «Кто-кто кое-где у нас порой…» и т. п.), смешение близких по звучанию, но разных по значению слов, которые называются паронимами (осудит-обсудит, представит-предоставит и т. п.).

4. Логичность изложения

Высказывание должно отражать логику действительности, логику мысли и характеризоваться логикой речевого выражения. Логичность мысли (или содержания высказывания) означает верность отражения фактов действительности и их связей (причина – следствие, сходство – различие и т. д.), обоснованность выдвигаемой гипотезы, наличие аргументов за и против, сведение аргументов к выводу, доказывающему или отвергающему гипотезу. Примерами нарушения логики высказывания являются известные фразы «В огороде бузина, а в Киеве дядька» или «Шел дождь и два студента, один – в университет, другой – в галошах». Нарушения логики речевого выражения часто проявляются также в неверном членении письменного текста на абзацы.

5. Ясность и доступность изложения

Ясность изложения предполагает понятность речи ее адресату. Она достигается путем точного и однозначного употребления слов, терминов, словосочетаний, грамматических конструкций. Примером нарушения ясности выражения и проявления двусмысленности является, например, предложение «В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют».

Доступность (или доходчивость) изложения – это способность данной формы речи быть понятной адресату, заинтересовать его. Доходчивость предполагает ясность, но не все, изложенное ясно, бывает доступно для понимания каждого человека.

Например, прочитанная ясным языком лекция по ядерной физике может быть доступной в основном для специалистов.

7. Выразительность речи

Под выразительностью понимают такие особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателей и читателей. Выразительность бывает информационной (когда слушателей заинтересовывает сообщаемая информация) и эмоциональной (когда слушателей заинтересовывают способ изложения, манера исполнения и т. п.).

8. Разнообразие средств выражения

Это требование выполняется, когда в речи используется большое количество синонимов, когда у говорящего или пишущего большой объем и высокая активность лексического запаса.

Эстетичность речи проявляется в неприятии литературным языком оскорбительных для чести и достоинства человека средств выражения. Для достижения эстетичности используются эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова, употребляемые вместо слов или выражений, представляющихся говорящему неприличными, грубыми, нетактичными, например говорят «Ребенок испачкал пеленки», «У него расстройство желудка» и т. п.

Речевая норма как совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы складывается на протяжении длительного времени в процессе функционирования и развития языка под влиянием изменений социальной структуры. Поэтому овладение речевыми нормами представляет собой длительный процесс усвоения принципов использования языковых единиц в зависимости от типов коммуникации. Самое важное в этом процессе – осознание необходимости соблюдения норм речи для достижения целей коммуникации.

Овладение навыками основных видов речевой деятельности (чтения, слушания, письма, говорения) предполагает усвоение норм, обеспечивающих культуру речевой деятельности и способствующих повышению эффективности речевого общения.

Сообщение о языке и культуре речи с элементами сравнения и обобщения

Тема 1. Язык как средство общения

Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи».

Коммуникативно-речевая компетенция личности

Основные положения теории речевой коммуникации.

1. Цели и задачи курса «Русский язык и культура речи»

Курс «Русский язык и культура речи» ставит перед собой следующие цели :

сформировать навыки правильной, богатой и выразительной речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка (орфоэпическими, грамматическими, лексическими, стилистическими);

научить различать стили и жанры речи и правильно пользоваться ими в практике общения.

Чтобы достичь эти цели, необходимо:

а) выбору языковых средств, характерных для научного и официально-делового стилей речи;

б) основным правилам создания наиболее нужных студенту и будущему специалистов текстов (рефератов, докладов, заявлений, объяснительных записок, резюме и т.п.).

Коммуникативный аспект культуры речи связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация) общения. Сфера общения определяет выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический, литературно-художественный), а ситуация общения (например, официальная/неофициальная ситуация, количество коммуникантов: два-три-несколько и др.) определяет

б) объем высказывания и его вид (монолог/диалог/полилог),

в) приспособление речи к потребностям и возможностям адресата (его знанию предмета речи, интересам, эрудиции и т.п.).

Коммуникативный аспект культуры речи в реальной практике общения раскрывается как коммуникативные качества речи (это те свойства речи, которые обеспечивают оптимальное общение участников коммуникации).

К коммуникативным качествам хорошей речи относятся:

1) правильность (соблюдение норм литературного языка на всех его уровнях);

2) логичность (владение логикой изложения);

3) точность (точность словоупотребления, определяется знанием предмета речи, логикой мышления, умение выбирать нужные слова для оформления мысли);

4) лаконизм (краткость и четкость выражения идеи, замысла);

5) ясность (понятность речи для адресата сообщения);

6) богатство (количество и разнообразие языковых средств, которыми владеет говорящий);

7) выразительность (воздействие речи на адресата);

8) чистота (отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку: вульгаризмов, просторечия, жаргона, слов-паразитов);

9) уместность (выбор уместных для данной ситуации общения языковых средств выражения).

Этикетный аспект культуры речи – это владение говорящим нормами речевого этикета, принятыми в данном обществе.

Речевой этикет – это общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.).

Итак, изучение настоящего курса нацеливает на практическое овладение языком как средством общения в разных сферах деятельности и прежде всего в деловой и учебно-научной. Формированию коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста служит главная установка курса – повысить уровень культуры мышления и культуры речевого общения.

2. Коммуникативно-речевая компетенция личности

Коммуникативная компетенция – это владение языком, т.е. соединение знания языка с опытом речевого общения, в процессе которого личность формирует свою систему речевого поведения в различных коммуникативных событиях и ситуациях.

В состав этой системы входит владение коммуникативными ролями (ролями говорящего и слушающего), а также социальными ролями, речевыми стратегиями и тактиками, этическими и этикетными нормами, принятыми в данной культуре.

3. Основные положения теории речевой коммуникации

Речевая коммуникация – процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Средства передачи информации от человека к человеку разделяются на вербальные (словесные) и невербальные. Вербальная коммуникация – это общение с помощью слов , невербальная – это передача информации с помощью внесловесных символов и знаков (например, рисунков). К средствам невербальной коммуникации относят: взгляд, мимику, жесты, движения, позы.

1. Отправитель информации (или адресант) – говорящий или пишущий человек.

2. Получатель информации (или адресат) – читающий или слушающий человек.

3. Сообщение – текст в устной или письменной форме – неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации (это процесс и результат порождения речи).

4. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит определенное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в определенной ситуации.

5. Обратная связь – реакция слушающих на высказывание говорящего составляет главный момент общения; ее отсутствие приводит к разрушению коммуникации. Не получая ответ на заданный вопрос, человек чувствует себя задетым и обычно либо добивается ответа, либо прекращает разговор.

В рамках речевого акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем, при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки.

Типы речевой коммуникации определяют по ряду признаков.

а) прямое, или непосредственное, общение с активной обратной связью (например, диалог) и с пассивной обратной связью (например, письменное распоряжение и т.п.);

б) опосредованное общение\ (например, выступление по радио, телевидению, в средствах массовой тнформации).

Урок развития речи в 8 классе

Урок развития речи по русскому языку в 8 классе

Тема: Устное сообщение о языке и культуре речи (о нормах литературной речи, о законах и правилах

общения) с элементами сравнения и обобщения)

Цель: повторить с учащимися знания о нормах литературной речи, о правилах общения; уметь сравнивать и

обобщать знания, строить диалоги

Организационный момент – 3 мин.

Работа над темой урока – 40 мин.

Итоги урока – 1 мин.

Домашнее задание – 1 мин.

Учитель: Ребята, на сегодняшнем уроке мы с вами поговорим о том, что такое культура речи, каковы правила общения, будем устно составлять диалоги.

1)Учитель: Для начала давайте с вами вспомним все, сто мы знаем о русском языке.

Ученик: Это государственный язык России, он служит средством межнационального общения. Им владеет свыше 250 миллионов человек. Русский язык вместе с английским, французским, испанским и китайским является официальным языком ООН.)

Учитель: Богатство любого языка определяется богатством словаря. К примеру, словарь Даля содержит более 200 тысяч слов. Словарный запас А.С.Пушкина – более 21 тысячи слов, С.А.Есенина – 18890 слов, Н.В.Гоголя – около 10 тысяч слов. Персидский поэт и мыслитель 12 века Саади сказал:

Ты слово не сказал.

Есть такие писатели, как Ильф и Петров. Они написали произведение «12 стульев». В нем героиня Эллочка обходилась всего 30 словами.

2) А теперь выполним такое задание: запишите фразеологизмы, отгадав некоторые моменты. По первым буквам этих слов вы и поймете то, о чем мы с вами будем говорить дальше.

А) Попал как (курица) в ощип.

Б) (Устами) младенца глаголет истина.

Д) Двух зайцев разом (убить).

И) Держать в (ежовых) рукавицах.

К) Растет не по дням, а по (часам).

Л) (Ищи) ветра в поле.

Учитель: Итак, ребята, что у вас получилось? О чем мы с вами будем говорить дальше?

Ученик: Культура речи.

Учитель: Правильно. А что же такое культура речи?

Ученик: Это правильная, грамотная речь.

Учитель: Молодцы. Давайте с вами запишем понятие культура речи.

Культура речи – это степень соответствия речи нормам литературного языка. Нормы бывают лексические, грамматические, пунктуационные, орфоэпические, стилистические. А что вы можете сказать о качестве культуры речи?

Ученик: Это правильность подбора слов, логичность, уместность.

3) Учитель: Молодцы, ребята. А сейчас следующее задание: составьте устно и разыграйте два диалога, один из которых с учетом норм литературного языка, а другой без учета культуры речи. (Ученики некоторое время готовятся, о затем желающие разыгрывают перед классом свои диалоги).

4) Учитель: Ребята, послушайте, пожалуйста, четверостишье и скажите, выдержана ли в нем культура речи:

Почему, блин, говорят мне,

Что язык мой засорен, блин.

Я по типу все ж не ламер,

Я рулезный, клевый, модный.

(Ламер – человек, плохо разбирающийся в компьютерном деле).

5) Учитель: Как вы думаете, можно ли жаргонные слова или сленг считать культурной речью? Например: Втыкайтесь в нашу батву, зарубайте фишку и давайте не будем гнать картину.

Ученик: Это больше напоминает речь уголовников, а не культурных людей.

6) Учитель: Сейчас я вам прочитаю небольшой текст. Скажите мне, пожалуйста, есть ли в нем нарушения качества культуры речи?

Лето. Море. Жара. Чудесно!

Ученик: Нарушения нет, но речь должна быть еще и выразительной).

Д.з.- Сделать так, чтобы этот текст стал выразительнее (то есть написать мини-сочинение, чтобы в нем присутствовали эти слова).