Библиотека старых советских учебников по Русскому языку
Старые учебники СССР
Назначение: ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
Книгоиздательство: ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Москва 1967
Авторство: Под ред. Т. А. Ладыженской
Формат: DjVu, Размер файла: 8.87 MB
Чему и как учить в работе над сочинением
Сочинения, их виды и значение
Недостатки работы над сочинением а школе
Система обучения сочинению
Умения и жанры сочинений
Решение задач воспитательного характера
Усвоение элементарной теории сочинения
Сочетание обучающих работ и сочинений самостоятельного характера
Глава I. Тема сочинения
Глава II. Основная мысль сочинении
Глава III. Собирание материала к сочинению
Собирание материала по картине
Собирание материала на основе наблюдений над действительностью
Собирание материала по книге
Глава IV. Систематизация материала
Глава V. Совершенствование написанного
Начало работы над описанием
Описание отдельных предметов (вещей)
Описание по воображению
Рассказы о случаях на жизни автора
Рассказы на свободную тему
Конкурс ка лучший рассказ
Глава VIII. Рассуждения
Начало работы над сочинением-рассуждением
Глава X. Заметка в стенгазету
Скачать.
— Следовательно, когда мы хотим выразить развернутую мысль (обратите внимание на это словосочетание), нам недостаточно (в очень многих случаях) одного предложения — для этого мы используем текст. Конечно, нам понятно, что речь идет о первых признаках наступления утра уже из первого предложения «Звезды еще сверкали остро и холодно», но, чтобы описать картину пробуждения природы, чтобы высказанная вначале мысль получила развитие, нам нужен текст. Значит, текст состоит из ряда предложений. Их может быть больше или меньше, т. е. тексты бывают большие и маленькие. А для чего, как вы думаете, вам предложили озаглавить текст? («Когда мы ищем заголовок, мы устанавливаем, о чем говорится в тексте»; «Если можно найти заголовок, значит, предложения связаны между собой по смыслу».)
— Теперь вспомним текст, над которым мы уже работали — на с. 31 («Сказка о двух раках»). Слушайте, я напомню его вам — мы будем его анализировать.
— Как иначе можно было начать этот рассказ? (Как-то раз) один раз.)
— А если мы начнем так: «Жил-был. » или «В некотором царстве, в некотором государстве. »? (То станет ясно, что мы начинаем рассказывать сказку.)
— Какое слово в предложении «Так раки и сделали» показывает, что его место в конце текста? (Слово гак.)
Остается установить, как же связываются между собой самостоятельные предложения.
— С помощью какого повторяющегося слова второе предложение связывается с первым? (Десяток раков — раки.) Третье со вторым? (Раки — два рака.)
Начатая работа продолжается при закреплении на материале упр. 109 (где требуется выписать предложения, которые соединяются повторами слов, местоимениями, словами, близкими по значению).
Подводя итоги урока, учитель предложит ученикам сказать, что они узнали о признаках текста. Затем они ответят на вопрос (поставленный в начале объяснения), можно ли назвать текстом их запись (см. упражнение 105). Обсуждение этого вопроса позволит подчеркнуть, что именно в тексте особенно важно — просто необходимо — обозначать границы предложения.
КИМы по русскому языку для 5 класса к учебнику Т.А.Ладыженской
Просмотр содержимого документа
«КИМы по русскому языку для 5 класса к учебнику Т.А.Ладыженской»
Основная общеобразовательная школа Ярминский филиал
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа села Маядык
муниципального района Дюртюлинский район Республики Башкортостан
Зам.зав.филиалом по УВР: Директор школы:
_________/Султангирова Н.Д./ __________/Ишалин А.И./
« ___ » _____ 2016г. Приказ № __ от « ___ » _____ 2016г
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ЗА 2016-15 учебный год
Руководитель МО:________/Масаева Т.В./
Учитель: Алексеева Ирина Семеновна
НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
I. Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ
Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Степень выполнения задания
ученик выполнил все задания верно
ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
выполнено не менее половины заданий
II. Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
1.Содержание работы полностью соответствует теме.
2.Фактические ошибки отсутствуют.
3.Содержание излагается последовательно.
4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
1.В работе допущены существенные отклонения
2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
4.Беден словарь и однообразны употребляемые
синтаксические конструкции, встречается
5.Стиль работы не отличается единством, речь
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
4 орфографические и
4 пунктуационные ошибки,
или 3 орф. и 5 пунк., или
7 пунк. при отсутствии
орфографических (в 5 кл.-
5 орф. и 4 пунк., а также
4 грамматических ошибки
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов
7 орф. и 7 пунк. ошибок, или
6 орф. и 8 пунк., или
5 орф. и 9 пунк., или
9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,
а также 7 грамматических
Урок № 13. Дата: .20 г.
Входной контрольный диктант.
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.39
Наступила осень. Светит грустное солнце. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.
Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.
Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.
Урок № 21. Дата: .20 г.
Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.39
Урок № 25. Дата: .20 г.
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство«Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.89
Мы входим в зеленую чащу. Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льется через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.
В этой местности живут пушистые белки. Вот зверек прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую шишку.
Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Крутой подъем ведет в гору. Там конец нашего пути.
1. Произведите разбор предложений, обозначенных соответствующими значками.
2. Выпишите из текста по одному слову каждой части речи.
Урок № 30. Дата: .20 г.
Сжатое изложение: «Гордость – это хорошо или плохо?»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.69, упражнение 144.
В лесу стоял большой старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась пню и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя поклонился пню м побрёл дальше.
Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.
Возгордился старый пень и говорит деревьям:
-Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.
Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.
Рассердился старый пень и ну кричать:
-Кланяйтесь мне! Я ваш царь!
Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:
— Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. Люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.
Напишите сжатое изложение 7-8 предложениями.
Урок № 32. Дата: .20 г.
Сочинение на свободную тему: «Памятный день», «Весёлое происшествие», «Интересная история»
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.74, упражнение 157.
Урок № 46. Дата: .20 г.
Сочинение по картине Ф.П.Решетникова «Опять двойка».
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.165
Однажды художник сидел на уроке математики в одной из московских школ и наблюдал, как ученик не мог решить задачу у доски. Он сразу представил себе, как дома встретят мальчика с двойкой, как горько опять будет родным. Художник хотел показать, почему не пятерки, а двойки приносит в портфеле этот ученик. Сейчас картина «Опять двойка» выставлена в Москве, в Третьяковской галерее. Зрителей перед ней всегда много, особенно школьников. Тут есть на что посмотреть и над чем задуматься. Одни улыбаются, глядя на неудачника, другие смотрят с сочувствием, даже с тревогой, вспоминая свои злополучные двойки. Но равнодушных перед этим полотном не бывает. А вот что о работе над картиной говорил сам Решетников: «Для героя картины мне позировали четыре обыкновенных мальчика. Что стало с ними потом? Как только картину поместили на выставке, трое из ребят пришли ко мне. Они рассказали о своих успехах. Недавно я встретил четвертого «двоечника» и с трудом узнал его: он вырос, окреп, закончил ремесленное училище и сейчас работает мастером на заводе»
– Что объясняет нам название картины?
– Чем вам понравилась картина?
– В каком жанре она написана? (Картина написана в бытовом жанре.)
– Как художник показал, что главный герой картины – ученик? (Мальчик композиционно расположен на переднем плане. Взгляды остальных героев картины (матери, сестры, братика) устремлены на него.)
– Определите возраст ученика. (Мальчику примерно 10–11 лет.)
– Опишите внешний вид мальчика, его позу. Что можно сказать о выражении его лица? (Мальчик одет в школьную форму, на нем пальто на вырост с меховым воротником, на ногах новые блестящие галоши. Он стоит, опустив голову, не смея поднять глаз на своих родных.)
– Нам без слов ясно, что сегодня он опять получил двойку. И название картины подтверждает, что это его не первая двойка.
– О чем говорит его «бывалый» портфель? (В руках мальчик держит потертый, рваный портфель. Зимой он служит ему санками, а летом – футбольным мячом. Замок на портфеле давно сломан, поэтому портфель перевязан длинной бечевкой. Из него вместо учебников торчат коньки.)
– Какова обстановка квартиры, изображенной на картине? Как живут ее герои? (Живут они небогато. Может быть, мама одна воспитывает детей. Но она заботится о них, несмотря ни на какие трудности. Дома чистота, у героя картины новое пальто, девочка стоит в выглаженной форме, младшему братишке купили велосипед.)
– Как относится мама к появлению своего сына с очередной двойкой? (Стиснув руки, эта молодая, но уставшая от забот женщина с немым упреком смотрит на сына. Сколько проблем у матери, да еще сын ее подводит. Вот как он отплатил ей за ее заботу о нем и любовь!)
– Каково отношение к мальчику младшего братишки? (Он катается на велосипеде и посмеивается над двоечником.)
– Что выражают взгляд и поза сестры? Как она учится? (Сестра смотрит на своего брата с осуждением, укоризной. Чувствуется, что девочка очень аккуратная и учится на «отлично». Сейчас она повторяет уроки, собирается в школу. Ее портфель новый, непотрепанный, как у мальчика.)
– Кто встречает мальчика с радостью? (Собака с радостью бросилась к мальчику, положив лапы ему на грудь. Для нее возвращение хозяина домой – всегда радостное событие, так как ожидается прогулка. Собака любит своего друга.)
– Есть ли у мальчика возможность учиться? (Условия есть.
В комнате мы видим обеденный стол, левее – письменный стол с настольной лампой; на стене в другой комнате висит географическая карта. Прилежность сестры и трудолюбие мамы должны быть примером для мальчика.)
– Какова основная мысль картины? (Невесело приносить домой двойки.)
– Какими художественными средствами автор ее выразил? (Средствами живописи. Он расположил героев так, чтобы каждый, находясь на своем месте, был хорошо виден. Все действующие лица связаны одним общим переживанием. Об этом говорят их позы, выражения лиц.)
– Раскрытию замысла художника помогают и краски. Каков колорит картины/сочетание различных цветов? (Художник сочетает различные цвета, которые в основном неяркие, приглушенные, ведь он рассказывает не о праздничном событии, а об обычном дне в одной семье. Это голубовато-серые стены комнаты, коричневый пол, пальто болотного цвета на мальчике и т. д. Представим эту картину без красок. Мы бы, конечно, поняли, что происходит в комнате, но характеристики действующих лиц побледнели бы, исчезло бы настроение напряженности – картина потеряла бы свою выразительность.)
1) История создания картины.
2) Главный герой картины (внешность, поза, портфель).
3) Осуждающий взгляд матери.
4) Взгляд и поза сестры.
5) Собака – верный друг мальчика.
6) Основная мысль картины.
7) Мое отношение к картине
Образец сочинения (первый)
Известный русский художник Решетников очень любил рисовать детей. Однажды художник посетил одну из московских школ, сел за последнюю парту и стал наблюдать. На уроке математики к доске вызвали мальчика, чтобы тот решил задачу. Так как вчера он весь вечер пробегал на улице, то справиться с решением не смог и получил двойку. Решетникову захотелось нарисовать этого мальчика у доски, крошащего мел, но он представил, как этого двоечника встретят дома, какими будут лица родных. Так появилась картина «Опять двойка».
Главный герой картины изображен на переднем плане. Он даже не смотрит на своих родных, потому что ему стыдно за полученную двойку. Опустил нерадивый ученик голову и не смеет поднять грустные глаза. Одет мальчик в коричневое пальто с меховым воротником, под пальто – школьная форма. На ногах у него новые блестящие галоши. В руках главный герой картины держит потертый, старый портфель. Замок на нем давно сломан, поэтому перевязан портфель длинной бечевкой. Он стал таким потрепанным, потому что мальчик осенью и весной гоняет его вместо мяча, а зимой ездит на нем с горок. Выглядывают из портфеля не учебники, а коньки.
Мальчик пришел домой грустный, и все поняли, что он получил плохую оценку. Мама с осуждением смотрит на сына. Сжав до боли руки, сложила их на колени. Ей обидно, ведь она старается для семьи: готовит, убирает, покупает сыну новые вещи, а он лишь огорчает ее.
Старшая сестра тоже смотрит на мальчика с укоризной. Ей жалко маму, так как брат вновь расстроил ее. Сама она очень аккуратная, все ее вещи в порядке, портфель выглядит как новый. Девочка учится на «отлично» и обижена на брата: как можно постоянно получать двойки?
Посмеивается над нерадивым учеником его младший братишка, который в школу еще не ходит и не может понять, что произошло. С усмешкой на лице катается он на велосипеде.
И только собака радостно встретила мальчика. Она бросилась к хозяину, положила лапы ему на грудь. Собака уверена, что они сейчас пойдут гулять. Наверное, и вчера, пробегав весь вечер с собакой по улицам, не сделал мальчик уроки, поэтому и получил двойку.
Мальчик плохо учится в школе, но ведь у него есть возможность учиться хорошо. Есть у мальчика свой письменный стол, настольная лампа, на стене висит географическая карта. Я считаю, что главный герой этой картины просто лентяй. Своей картиной художник хотел показать, что плохо приносить домой двойки, потому что все родные расстраиваются, да и самому тоже стыдно.
Образец сочинения (второй)
Перед нами репродукция картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка». Общий фон таков: просторная городская квартира. Нам видна только гостиная с паркетным полом, на котором лежит коврик. На стене – отрывной календарь и часы. У стены – стол, покрытый светлой скатертью.
Через широко распахнутую дверь видна часть второй комнаты. Большое окно с тюлевыми занавесками. Под ним расположены отопительные батареи. Слева от окна, на стене, висит большая географическая карта. На подоконнике стоит горшок с растением.
На переднем плане изображен главный герой. «Светлая голова с хохолком на макушке. Пухлые губы, живые, немного грустные глаза» – так описывает его художник.
Мальчик только что пришел из школы. В руках у него портфель, который перевязан веревкой. Лицо и поза мальчика выражают раскаяние в совершенном проступке.
На втором плане картины мы видим маму, маленького братишку и сестру двоечника. Серьезная девочка в школьной форме с аккуратно заплетенными косичками с осуждением смотрит на брата.
Присела на стул мама. На ней домашняя одежда, передник, на голове косынка. Наверное, она пришла с кухни, услышав звонок в дверь. У нее очень грустное лицо. Мама расстроилась из-за двойки больше, чем мальчик.
Зато на лице младшего брата мы видим улыбку. Он даже остановил свой велосипед, чтобы посмотреть на провинившегося. «Вот сейчас тебе достанется!» – будто бы говорит его взгляд.
И только собака с радостью встретила своего хозяина. Она положила лапы ему на грудь и преданно смотрит на мальчика.
Урок № 53. Дата: .20 г.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.121, упражнение 261.
С детства родители и мальчишки с девчонками удивлялись на Аркашу Пластова. С виду пацан как пацан. Нос пуговкой, сам светловолосый, озорной, смешливый, храбрый. В общем, обычный мальчишка.
Но иногда на Аркашу словно находило что-то. Выйдет он, например, в поле, раскинет руки и кричит чего-то.
-Кому это ты, Аркаша? – спрашивают мальчишки.
-Это я ветру привет передаю Слышите, он мне отвечает? – говорит Аркаша. Прислушаются мальчишки, но ничего не слышат. Только гудят травы под ветром, да жаворонки высоко в небе свистят.
Или пошлют маленького Аркашу скотину пасти, а он сядет на корточки на краю леса и бормочет что-то под нос. Сестрёнка ему обед принесёт, спрашивает:
-С кем это ты разговариваешь?
-Муравьи мне рассказали, что на их дом медведь лапой наступил. Теперь им приходится и деткам корм носить, и муравейник восстанавливать.
Сердятся родители, когда Аркаша по вечерам с закатом беседует, а по весне растущей траве советы даёт.
Думал Аркаша, думал, но так ничего и не придумал.
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово – понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!
Урок № 54. Дата: .20 г.
Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
Г.В.Цветкова «Поурочное планирование по русскому языку 5 класс».
Издательство «Учитель», Волгоград, 2014 г, стр.191
Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. Нина сказала, что скоро пойдет дождь.
Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.
1.Выполнить синтаксический разбор предложения.
Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.
2.Выполнить разбор словосочетания
1.Выполнить синтаксический разбор предложения.
Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
2.Выполнить разбор словосочетания
В степной местности
Грамматическое задание (Ответы)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения.
Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака.
2.Выполнить разбор словосочетания
(с какой?) с новой(прил.) силой(сущ.)
1.Выполнить синтаксический разбор предложения.
Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
2.Выполнить разбор словосочетания
(в какой?)В степной(прил.) местности(сущ.)
Урок № 61. Дата: .20 г.
Сочинение – описание предмета.
Т.А.Ладыженская, М.Б.Баранов, Л.А.Тростенцова. Учебник «Русский язык» 5 класс,
«Просвещение», Москва, 2012 г., стр.138, упражнение 302.
Урок № 67. Дата: .20 г.
Проверочная работа. Тест по теме «Фонетика. Графика. Орфоэпия».
«КИМ по русскому языку для 5 класса к учебнику Т.А.Ладыженской», стр.61
Что изучает фонетика?
А. Члены предложения
Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух проходит через рот свободно, называются…
Звуки, при произнесении которых выдыхаемый воздух встречает во рту различные препятствия, называются…
Какие согласные не имеют парных звуков по твердости – мягкости?
Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й
Какие согласные звуки не имеют парных звуков по звонкости – глухости?
Б. Всегда твердые согласные звуки ж, ш, ц и всегда мягкие согласные ч, щ, й
Что изучает графика?
А. Начертания букв, их виды
Б. Соблюдение принятых начертаний букв
Что изучает каллиграфия?
А. Начертания букв, их виды
Б. Соблюдение принятых начертаний букв
А. Расположение букв в определенном, обязательном для всех порядке
В сочетаниях ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости …
Мягкость звука л перед согласным всегда обозначается
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука при условии, если они стоят:
А. После согласных звуков
Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость согласных звуков при условии, если они стоят:
А. После согласных звуков
Б. В начале слова, в середине и конце слова после гласных звуков
Что изучает орфоэпия?
А. Правила написания слов
Б. Правила произношения звуков и ударения в словах