Урок развития речи в 7 классе
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс
1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.
Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.
— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
— Какие задачи мы поставим перед собой? ( Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)
— Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? ( Повторять тип речи – рассуждение )
Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).
Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.
3. Работа с текстом Д.Гранина.
Целевой вопрос : Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?
Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.
Решил повернуть назад, домой.
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
— В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?
6. Словарная работа.
— Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)
— А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)
Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.
Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами
бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.
Синонимы : равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Антонимы : гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску
— Каких качеств больше?
— Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
— Посмотрите на столбик с антонимами.
-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. ( Ответ: Милосердие.)
— Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
— Мы с вами подобрали составляющие милосердия.
7. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: ( на зелёных полосках)
После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.
Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.
8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.
Предварительный просмотр:
Бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение.
Желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.
Гуманность, сочувствие, злость, забота, чёрствость, бездушие, внимание, любовь, доброта.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Я рада вас приветствовать на уроке развития речи.
Типы речи описание повествование рассуждение
«Большая душа никогда не бывает одинокой» Ромен Роллан. французский писатель
Темы для работы: 1. Согреть своим теплом. Что это значит? 2. Равнодушие или милосердие? 3. Что же с нами происходит? 4. Своя тема.
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.» В.Сухомлинский
Благодарю вас за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для проведения урока развития речи.
Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме «Составление рассказа по данному концу «Заморозки».
По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы «Типы речи. Описание». Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный.
Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку.
Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима».
Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.
Урок русского языка в 7-м классе «Подготовка к сочинению-рассуждению»
Подготовка к сочинению-рассуждению
Оборудование: мультимедийная техника
Ход урока
Урок сопровождается презентацией (приложение 1)
1. Организационный момент.
2. Оформление тетрадей.
“Есть только одно средство стать культурным человеком- чтение…”
“Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу- и я скажу тебе, кто ты.”
? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?
? О чем мы будем писать сочинение?
? Какого типа речи будет наше сочинение?
3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).
? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?
4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).
5. Закрепление материала.
1) Работа с учебником упр. 294.
? Прочитайте текст, какого он стиля?
Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).
2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).
? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.
6. Релаксационная пауза.
? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?
7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.
Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).
Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.
8. Упражнение в использовании доказательства от противного.
Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”
Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.
? Какими словами оно может начинаться?
1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.
2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.
9. Запись тем сочинения.
“Книга- наш друг и советчик”.
“Книги в моей жизни”.
“Об этой книге хочется рассказать”.
“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.
10. Лексико-орфографическая работа.
? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)
Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.
Действие автора— описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;
Называние книги— книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;
Оценка какого-либо эпизода— интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;
Вообще выражение оценки— понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…
11. Домащнее задание.
Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс
развития речи и творчества, логического и образного мышления,
повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;
обогащать словарный запас детей;
помочь понять содержание слова «милосердие»;
Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.
1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.
Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.
2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.
— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
— Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)
— Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)
2. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:
— Что из себя представляет текст- рассуждение?
Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).
Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.
3. Работа с текстом Д.Гранина.
Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?
Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.
Решил повернуть назад, домой.
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
4. Частичный анализ текста.
— В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?
Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.
Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.
Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.
Постепенно чувство отзывчивости исчезло.
5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?
Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)
6. Словарная работа.
— Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)
— А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)
Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.
Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.
Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску
— Каких качеств больше?
— Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?
— Посмотрите на столбик с антонимами.
-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)
— Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
— Мы с вами подобрали составляющие милосердия.
— Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.
-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)
итог: все люди нуждаются в милосердии.
7. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (на зелёных полосках)
Согреть своим теплом. Что это значит?
Равнодушие или милосердие?
Что же с нами происходит?
После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.
Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.
8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.