Меню Рубрики

Сочинения 7 класса по русскому языку 1 четверть

Урок развития речи в 7 классе
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс

1. Оргмомент. Мотивация.
Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»
— Какие задачи мы поставим перед собой? ( Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

— Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? ( Повторять тип речи – рассуждение )

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос : Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

Решил повернуть назад, домой.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.
– О чем этот текст?
— В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

6. Словарная работа.
— Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

— А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами

бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Синонимы : равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы : гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

— Каких качеств больше?
— Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

— Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. ( Ответ: Милосердие.)
— Как вы понимаете это слово?
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
— Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

7. Творческая работа.
Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: ( на зелёных полосках)

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»
Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.

Предварительный просмотр:

Бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение.

Желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Гуманность, сочувствие, злость, забота, чёрствость, бездушие, внимание, любовь, доброта.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Я рада вас приветствовать на уроке развития речи.

Типы речи описание повествование рассуждение

«Большая душа никогда не бывает одинокой» Ромен Роллан. французский писатель

Темы для работы: 1. Согреть своим теплом. Что это значит? 2. Равнодушие или милосердие? 3. Что же с нами происходит? 4. Своя тема.

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.» В.Сухомлинский

Благодарю вас за урок!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для проведения урока развития речи.

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме «Составление рассказа по данному концу «Заморозки».

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы «Типы речи. Описание». Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный.

Этот материал поможет учителю быстро подготовиться к уроку.

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима».

Методическая разработка на заочный районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся.

Урок русского языка в 7-м классе «Подготовка к сочинению-рассуждению»

Подготовка к сочинению-рассуждению

Оборудование: мультимедийная техника

Ход урока

Урок сопровождается презентацией (приложение 1)

1. Организационный момент.

2. Оформление тетрадей.

“Есть только одно средство стать культурным человеком- чтение…”

“Скажи мне, что ты предлагаешь читать своему народу- и я скажу тебе, кто ты.”

? Как вы понимаете фразы, записанные на доске и в тетрадях?

? О чем мы будем писать сочинение?

? Какого типа речи будет наше сочинение?

3. Составление схемы сочинения-рассуждения (на доске + слайд презентации).

? Какие языковые средства мы будем использовать при написании сочинения?

4. Работа с текстом (Устно, текст на слайде).

5. Закрепление материала.

1) Работа с учебником упр. 294.

? Прочитайте текст, какого он стиля?

Найдите тезис (любимые книги должны быть всегда рядом).

2) Работа у доски (запись и анализ 1, 2, 3 предложения).

? При раскрытии основной мысли автор использует форму прямого или обратного доказательства.

6. Релаксационная пауза.

? Какие пословицы на заданную тему вы можете вспомнить?

7. Знакомство с формой доказательства “от противного”.

Существует форма доказательства “от противного”, когда рассуждение строиться как опровержение какого-либо тезиса (просмотр слайда).

Каждое положение обосновывается конкретными примерами. Вывод необходим, как и при прямом доказательстве.

8. Упражнение в использовании доказательства от противного.

Напишите мини-сочинение на тему “Что важнее в учебе- трудолюбие или способности”

Обосновать свой ответ в форме доказательства от противного и записать это доказательства.

? Какими словами оно может начинаться?

1)Я считаю, что важнее в учебетрудолюбие. Допустим, что это не так, что важнее способности. Тогда почему я учусь плохо? Ведь все учителя говорят, что я способный. И правда, я быстро схватываю, все могу повторить за учителем. А часто получаю двойки. Что толку от моих способностей? Знаний-то настоящих у меня нет. Значит, важнее трудолюбие.

2) Мое мнение: важнее всего в учебе способности. Если бы способности не имели значения, тогда все усидчивые учились бы на “4” и “5”. И мало того, по всем предметам. А это не так. Я делаю все уроки, а по физике больше “3” не получаю.

9. Запись тем сочинения.

“Книга- наш друг и советчик”.

“Книги в моей жизни”.

“Об этой книге хочется рассказать”.

“Книга, которая оставила неизгладимое впечатление”.

10. Лексико-орфографическая работа.

? Какую ошибку вы чаще всего допускаете при написании сочинений? (повтор)

Чтобы не было такой ошибки, запишите следующие слова.

Действие автора— описывает, обрисовывает, рисует, изобразил, показал, знакомит с…, вводит в…;

Называние книги— книга, произведение, повесть, роман, рассказ…;

Оценка какого-либо эпизода— интересный, увлекательный, занимательный, любопытный…;

Вообще выражение оценки— понравиться, взволновать, оставить неизгладимое впечатление, запомниться, остаться в памяти…

11. Домащнее задание.

Урок развития речи по теме «Сочинение – рассуждение на тему…». 7-й класс

развития речи и творчества, логического и образного мышления,

повторить знания учащихся о типе речи – рассуждении;

обогащать словарный запас детей;

помочь понять содержание слова «милосердие»;

Тип урока: урок развития речи и творчества с использованием ИКТ и творческих мастерских.

1. Оргмомент. Мотивация.

Ребята, я рада вас видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Я хотела бы, чтобы вы все приняли активное участие в этом уроке развития речи.

Итак, я рада вас приветствовать на очередном уроке развития речи.

2.Определение темы урока. Целеполагание. Чтобы определить тему урока, восстановите схему.

— Мы сегодня будем с вами рассуждать. И как итог в конце урока вы попробуете себя в качестве писателей и напишите мини-сочинение – рассуждение. Тема урока «Сочинение-рассуждение на тему…»

— Какие задачи мы поставим перед собой? (Мы должны в конце урока написать мини-сочинение на тему..)

— Над какой задачей мы будем работать в первую очередь? (Повторять тип речи – рассуждение)

2. Вспомним теоретический материал и ответим на вопросы:

— Что из себя представляет текст- рассуждение?

Рассуждение отличается от означающих отвлечен ные понятия).

Рассуждение очень важный тип речи: чтобы убедить другого или других в чем-то, надо уметь рассуждать, доказывать, логи чески мыслить, делать обоснованные выводы. Это же умение не обходимо, чтобы опровергнуть точку зрения оппонента, с кото рым вы не согласны.

3. Работа с текстом Д.Гранина.

Целевой вопрос: Послушайте внимательно и скажите, о чём этот текст?

Чтение текста «Бездушие и равнодушие» Д. Гранина. (или «О милосердии»)

В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал. Упал неудачно, ху же и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вече ра. В центре города, на Кировском проспекте, недале ко от дома, где живу.

Решил повернуть назад, домой.

Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.

(По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)

4. Частичный анализ текста.

— В каком из перечисленных предложений содержится основная мысль текста?

Равнодушие и даже бездушие стали в нашем обществе явлением привычным.

Упрекать других легко, когда сам находишься в бедственном положении.

Чувство взаимопомощи было присуще людям и во время войны, и после нее.

Постепенно чувство отзывчивости исчезло.

5. Что же делать, чтобы не было в мире равнодушия или хотя бы было его меньше?

Выслушаем детей. (Примерные ответы: Надо уметь творить добро для других. Не обижать близких людей своим равнодушием. Уважать привычки и вкусы чужих для вас людей. Быть благодарным, всегда помогать кому бывает трудно.)

6. Словарная работа.

— Как вы понимаете значение слова равнодушие? (равнодушие – выражение безразличия, безучастности)

— А сейчас я попрошу вас подобрать синонимы и антонимы к слову «равнодушие» (работа в группах)

Ответы пишут на листах отдельных, чтобы потом вывесить на доску.

Если затрудняются, то дать подсказку: карточку со словами бессердечность, утешение, помощь, забота, доброта, эгоизм, щедрость, одиночество, прощение, желание, осторожность, корысть, совесть, прощение, терпение, недоверие, требовательность, непримиримость к злу.

Синонимы: равнодушие, эгоизм, чёрствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Антонимы: гуманность, сочувствие, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, жалость, любовь, доброта, долг.) Прикрепляются на доску

— Каких качеств больше?

— Какие качества нужно развивать в себе, чтобы не быть равнодушными?

— Посмотрите на столбик с антонимами.

-Каким словом мы можем объединить эти качества? Назовите ключевое слово для всех этих слов. (Ответ: Милосердие.)

— Как вы понимаете это слово?

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

— Мы с вами подобрали составляющие милосердия.

— Является ли проблема милосердия сегодня актуальной? Докажите примерами.

-Кто нуждается в милосердии? (Старый человек, больной, инвалиды, больные люди …)

итог: все люди нуждаются в милосердии.

7. Творческая работа.

Пришло время начать работу над текстом- рассуждением, мини- сочинением. Вспомнить, что данный текст имеет особое строение. Темы для работы: (на зелёных полосках)

Согреть своим теплом. Что это значит?

Равнодушие или милосердие?

Что же с нами происходит?

После самостоятельной работы учащиеся в группах читают сочинения и зачитывают понравившиеся без называния имён.

Я хотела бы к вашим сочинениям добавить слова добавить слова В.Сухомлинского: «Умей чувствовать рядом с собой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах радость, беду, несчастье, горе.»

Пусть эти слова будут вашим жизненным девизом. Сделайте доброе дело, помогите тому, кто нуждается в помощи, и вы будете сильнее. Дающий человек, дарящий, помогающий всегда сильнее жестокого, равнодушного. Мне очень хочется, чтобы вы были сильными.

8. Рефлексия. Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вас урок заставил задуматься над поднятой проблемой- поднимите красный символ, если вас урок оставил равнодушными – синий.