Меню Рубрики

Сочинение эссе 11 класс русский язык

Урок русского языка в 11 классе «Эссе»
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме

Урок русского языка в 11 классе «Эссе» с презентацией.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Цель урока: подготовка к написанию эссе.

Оборудование : раздаточный материал: Что такое эссе? (Оп ределение жанра в различных справочных посо биях); текст (отрывок из статьи В. В. Розанова «Возврат к Пушкину»); памятка для лаборатор ной работы с элементами стилистического ана лиза текста, презентация.

Эпиграф к уроку: « Эссе — способ рассказать о мире через себя и о себе с помощью мира» (А. Эльяшевич).

— Среди жанров прозы есть жанр, который вби рает в себя воспоминания, дневники, письма, ис поведь, проповедь, даже своеобразный очерк, рассказ. Четкого оп ределения у этого жанра нет. Одни склонны ви деть в нем мемуары особого рода, другие применяют к нему название «записки », третьи осторож но употребляют иностранное слово «эссе». А На талья Иванова в своей книге «Точка зрения» окре стила его «авторской прозой», прозой «прямого непосредственного действия», в которой автор выступает одновременно и рассказчиком, и геро ем. (Табличка «Синонимы») «Стремление обнажить самого себя, понять себя и свое время, напряженный диалог с самим собой. » — вот основа прозы «авторской»,— утверждает один критик. Познание действительно сти через самопознание — формула подобных произведений,— утверждает другой. Итак, что такое авторская проза, или эссе? (Слайд 3) Обратимся к определениям этого жанра, дан ным в различных литературоведческих справоч никах.

III. Работа с раздаточным материалам. (Слайд 4)
Задание: прочтите определения, выделите ключевые слова в них.

Какие особенности жанра обозначены в данных определениях?

Особенности жанра эссе (запись в тетради после обсуждения) (Слайд 5)

1. Обращение к значительным философским, историческим, искусствоведческим, литературным проблемам.

2. Субъективность, ярко выраженная позиция автора, порой исповедальный характер произве дений.

3. Отсутствие заданной композиции, свобод ная форма изложения.

4. Сравнительно небольшой объем.

IV. Лекция учителя. ( Задание : запишите данный материал в форме тезисов.)

В 20 веке к эссе обращались такие крупные художники, как Б. Шоу, Дж. Голсуори, А. Франс, Р. Роллан и другие. (Слайды 8-10)

Термин «эссе» широко распространен на За паде, особенно в Англии, Франции, Польше. В Германии употребляют термин «скитце» — набросок, зарисовка впечатлений, фрагментар ный рассказ, возникший в результате переноса импрессионизма на почву литературы.

Единой модели, единого образца эссе не было и не будет: жанр обновляется и развивается согласно велениям времени.

Жанр эссе в 90-е годы 20 века.

Бывают времена, когда открытый, «начистоту» разговор художника с читателем становится насущно необходимым. Может быть, поэтому последние годы отмечены яркой вспышкой заложенной в эссе духовной энергии. Интерес к этому жанру заметно вырос. В эпоху крутых общечеловеческих переломов «авторская» проза, как никакая другая, аккумулирует в себе острей шее социальное содержание.

В наши дни повысился читательский интерес к личности писателя. Необычайно популярны мемуары, воспоминания о писателях, переписка, дневники. Огромную аудиторию собирали встречи с писателями в телевизионной студии «Останкино». Это свидетельство повышенного спроса на личность, которую олицетворяет в глазах публики писатель, всегда бывший в России больше, чем просто поэтом.

Законом жанра является предельная откры тость автора, его позиции, его мыслей. Это очень похоже на театр одного актера, где нет возможности уйти в тень, на второй план, где луч прожектора направлен только на тебя, беспощадно высвечивая самую суть.

V. Работа с текстом В. Розанова. (Раздаточный материал). (Слайд 16-17)

Вопросы к классу : Что дорого автору в Пушкине? Подтвердите свои ответы текстом. Докажите принадлежность произведений В. Розанова к жанру эссе, выделяя особен ности, отмеченные сегодня на уроке.

Задание: используя памятку, найдите в данных отрывках характерные для жанра эссе особенно сти стиля.

1.Обращение к эпиграфу

2 Структура эссе (с учетом всех особенностей и специфики вопроса), как правило, должна включать в себя следующие смысловые элементы (которые не обязательно должны выделяться как отдельные разделы текста):

Основная часть — 2-3 абзаца. Выражайтесь понятно. Подкрепляйте основные идеи фактами, размышлениями, идеями, яркими описаниями, цитатами или другой информацией или материалами, которые интригуют и захватывают внимание читателя.
Используйте справочные материалы, чтобы устранить тавтологию.

Заключение — один абзац. Продемонстрируйте ваш рост и потенциал в данной области. Покажите ваши взгляды на проблему.
Какие действия вы планируете в вашем будущем предпринимать в отношении данного вопроса.
Ваша главная мысль в модифицированном варианте.

Домашнее задание : сочинение-эссе « Для чего человек учится?»

Вариант: «О совести», «О добродетели», «Об именах», «О предсказаниях», «О книгах», «О дружбе», «О воспитании» (Мишель Монтень);

Эссе — жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы. Автор эссе анализирует избранную проблему (литературную, эстетиче скую, философскую), не заботясь о систематич ности изложения, аргументированности выводов, общепринятости вопроса (Словарь литературо ведческих терминов.— М., 1984).

Эссе — разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций (Краткий словарь литературоведческих тер минов.— М., 1987).

Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность. В то время как романы Гете уже невозможно читать сейчас или читаются они с невыносимым утомлением и скукою, «Пиковую даму» и «Дубровского» мы читаем с такой живостью и интересом, как бы они теперь были написаны. Ничего не устарело в языке, в течении речи, в душевном отношении автора к людям, вещам, общественным отношениям. Это — чудо. Пушкин нисколько не состарился; и когда и Достоевский, и Толстой уже несколько устарели, устарели по самой нервозности своей, по идеям, по взглядам некото рым,— Пушкин ни в чем не устарел. И поглядите: лет через двадцать он будет моложе и современнее Толстого, Достоевского. Как он имеет в себе нечто для всякого возраста, так (мы предчувствуем) в нем сохранится нечто для всякого века и поколения. «Просто — поэт», как он и определял себя («Эхо»),— на все благородное давший благородный отзвук. Скажите, когда этому перестанет время, когда это станет «не нужно»? Так же это невозможно, как и то, чтобы «утратили прелесть и необходимость» березовая роща и бегущие весной ручьи. Пушкин был в высшей степени не специален ни в чем: и отсюда-то — его вечность и общевоспитательность.

Пушкин всегда с природою и уклоняется от человека везде, где он уклоняется от природы. В самом человеке он взял только природно-человеческое — то, что присуще мудрейшему из зверей, полу-богу и полу-животному: вот — старость, вот — детство, вот — потехи юности и грезы девушек, вот — труды замужних и отцов, вот — наши бабушки. Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки. И все — немногослов но. О, как все коротко и многодумно! Пушкина нужно «знать от доски до доски».

Купите-ка, господа, сегодня своим детям Пушкина и отберите у них разные «новейшие произведения». Уберите и крепко заприте в шкаф, а еще лучше — ключ потеряйте. «Новейшие произведения» тем отме чаются, что польза от них происходит только тогда, когда их теряешь, забываешь у приятеля, когда их «зачитывают» или, наконец, когда какая-нибудь не сгорающая «Анафема» (Л. Андреева) наконец сгорает, хоть при пожаре квартиры.

К Пушкину, господа! — к Пушкину снова!

Памятка для лабораторной работы

Задание: используя памятку, найдите в данном отрывке характерные для жанра эссе особенно сти стиля.

Примеры сочинений ЕГЭ 11 класс

Примеры сочинения к части С ЕГЭ по русскому языку

В данном тексте автор Даниил Гранин поднимает проблему ответственности человека за данное им слово, и проблему эту автор напрямую связывает с вопросом чести и совести.

Гранин говорит о том, что слово – это не менее важная «вещь», чем убеждения. Гранин выделяет два типа людей: одни до конца верны своему слову, другие считают, что слово – это «просто слово». Многие люди, не ответственные за свои слова, говорят: «Ну эка беда, не принял, не сделал, не привёз». Люди такого типа ни во что не ставят данное слово.

Автор считает, что для порядочного человека важно, прежде всего, хранить верность себе, а значит своему слову, и с автором сложно не согласиться.

Похожие ситуации часто обыгрываются в литературе. Достаточно вспомнить произведение А.С.Пушкина «Капитанская дочка». В начале повести писатель упоминает пословицу: «Береги платье снову, а честь смолоду». Такое наставление дал Гринёву отец. В дальнейшем мы видим, как главный герой Пётр Гринёв несмотря на трудности ни разу не нарушает заветов отца и держит данное слово.

Говоря о проблеме текста, можно вспомнить народную пословицу: «Давши слово, держись, а, не давши, крепись». Ведь если человек дал слово, то он должен быть ответственным за него, должен быть сильным и мужественным. А если человек не способен ответить за свои слова, то ему остается только «крепиться».

В современном мире эта тема по-прежнему актуальна, так как редко сейчас встретишь людей, которые будут до конца верны своему слову.

Всегда ли достаточно родиться гением, чтобы стать великим человеком? Или моно стать гениальным благодаря трудолюбию? Я думаю, что именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте Н.Михайлов. Автора волнует данная проблема, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

В своём тексте Михайлов говорит о феномене гениальности. Наука до сих пор не может объяснить природу уникальных способностей. Одни учёные считают, что «дети индиго» рождены от брака с инопланетянами, другие думают, что появление таких детей – это результат генетического сбоя. Также в качестве аргумента автор рассказывает историю восьмилетней девочки, которой грозит инвалидность. При всём этом она прекрасно рисует, учит иностранные языки. Разве это не чудо? Только «источник «чуда» здесь – родители, которые сделали всё возможное и, вероятно, невозможное для своей дочери». В конце текста Михайлов задает риторический вопрос: «Стал бы мальчик Саша Пушкин гениальным поэтом, не окажись он в лицее?». Мне кажется, вряд ли.

Автор считает, что врождённые задатки только вместе с трудолюбием и помощью близких помогают гению стать поистине гениальным.

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, приведу в пример историю Моцарта и Сальери из одноименной трагедии А.С.Пушкина. Оба композитора были талантливы, но Моцарт всё время работал над своим даром, совершенствовал мастерство, в то время как Сальери думал, что одного таланта достаточно и не нужно часами просиживать за инструментом, доводя талант до совершенства.

Говоря о проблеме текста, хочу сказать о гениальных детях в современном мире. Сейчас тоже рождается много талантливых и одарённых детей, которые могли бы достичь вершин в различных искусствах, науках, но современные родители из-за нехватки времени часто не замечают гениальности своих детей. Учителя также относятся к этому дару безразлично, а сверстники и вовсе смеются над теми, кто выделяется из толпы. Поэтому, заметив такого ребёнка, мы не должны зарыть его талант в землю, а наоборот, должны способствовать рождению из таланта гениальности.

Предложенный для анализа текст Н.Михайлова натолкнул меня на размышления об огромной роли общества в формировании гениальных личностей, ведь порой именно общество затаптывает в землю росточки этого таланта.

Способна ли война уничтожить в человеке запасы человеческого? Или в природе человека заложена любовь даже к врагу? Мне кажется, именно эти проблемные вопросы поднимает в своём тексте В.Тендряков. Именно эта нравственная проблема волнует автора, поэтому он и нас стремится привлечь к совместным рассуждениям.

Автор считает, что люди были, есть и будут человечными. Человеческое «можно подавить, но не уничтожить».

Соглашаясь с такой точкой зрения автора, хочу вспомнить произведение В.Закруткина «Матерь человеческая», в котором описываются события Второй Мировой Войны. Оккупировав хутор, в котором жила Мария, главная героиня повести, её сын Васятка и муж Иван, фашисты всё разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка. Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло.

В завершение хочу сказать, что предложенный для анализа текст В.Тендрякова натолкнул меня на размышление о том, что в каждом человеке есть человеческое, только у кого-то его больше, у кого-то меньше, и в трудных ситуациях это человеческое всегда проявит себя.

Конспект урока по русскому языку для 11 класса «Эссе. Сочинение на свободную тему»

Урок русского языка в 11 классе.

Тема: Эссе. Сочинение на свободную тему.

Цель: выявление художественных особенностей жанра эссе, поиск новых форм передачи авторского замысла на письме.

1) образовательная: научиться видеть отличия художественных жанров, уметь раскрывать тему, используя разные жанры сочинения, формировать образное восприятие окружающего мира, уметь самостоятельно анализировать стиль текста;

2) развивающая: развивать навыки безошибочного письма, восприятия художественного слова, продолжать прививать интерес к художественной литературе;

3) воспитательная: воспитывать бережное отношение к языку, к слову, к красивой и правильной речи.

Определите художественные тропы и стилистические фигуры.

1. Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук… (метафора, эпитет, сравнение)

2. Пусть порой мне шепчет синий вечер…(эпитет, олицетворение)
3. Я три тарелки съел.(метонимия)

4. Произведение М. Сервантеса «Английская испанка» было написано в 1613 году.(оксюморон)

5. Все грани чувств, все грани правды стерты в мирах, в годах, в часах. (градация)

3. Изучение нового материала.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, раскрывающее частную тему. Автор эссе делится впечатлениями о каком-либо человеке, о событиях, участником которых он был, о важных проблемах человеческого бытия.

Литературно-критическое философское публицистическое беллетристическое

Летом я копила деньги. Они нужны были мне, чтобы купить
сестренке подарок на день рождения. Я решила их немного
подзаработать (не судите меня преждевременно!). Я выбрала госпиталь,
находившийся рядом с маминой работой. Там я ухаживала за
больными.

В одной палате лежало чудо. Этим чудом была малютка, оставшаяся без родителей. Навещать ее приходила старенькая женщина, которая сама еле держалась на ногах. Малышку звали Тамирис, но все ее звали Тами. Тами была преждевременным ребенком. Ей было 3 месяца. Она была еле жива.

Все медсестры, доктора переживали за это дитя. В этот список входила и я. Я полюбила ее сразу!

Тами предстояла операция на сердце. От нее зависел вопрос жизни и смерти. Во время операции все люди скопились у операционной, все очень волновались за девочку.

Наконец, доктор со счастливым лицом вышел. Она будет жить!

Смог ли автор передать собственное видение, свои чувства?

Что вас привлекло в тексте?

Что не понравилось в тексте?

Что можно было бы посоветовать автору, чтобы улучшить текст?

Рассмотрим жанры сочинения на свободную тему.

Жанры школьных сочинений:

Сочинение проблемно-дискуссионного характера.

Художественная зарисовка (сценарий, рассказ, стихотворение).

3.3. Рассмотрим примеры некоторых жанров сочинений.

25 января 2010 года. Сегодня я начала читать трилогию Э. Базена «Семья Резо». Трагедия непонимания, переживания маленького мальчика из-за ненависти собственной матери, одиночество…Прошло более полувека со дня написания романа, а в жизни ничего не изменилось: одни и те же проблемы волнуют человека. Читаю роман взахлеб.

7 февраля 2010 года. Прочитала трилогию. На душе тоска и какое-то разочарование. После прочтения поняла: никакой другой роман не произведет на меня большего впечатления, чем этот. Вывернутые наизнанку проблемы в семейных отношениях главного героя настолько часто встречаются в нашей жизни, что порой приходит в голову мысль: жизнь – это сплошное несовершенство и, в принципе, не имеет смысла. Жаль расставаться с главными героями: почти две недели я жила вместе с ними одной жизнью. Отныне другие книги меня не интересуют.

8 февраля 2010 года. Начала читать новеллы Мопассана. И как вчера я могла потерять целый день без книги! Поняла: литература бесценна!

Трилогия Э. Базена «Семья Резо» состоит из трех романов: «Гадюка в кулаке», «Смерть лошадки» и «Крик совы». В произведении рассказано о конфликте главного героя Жана Резо с его семьей, чопорной, бездушной, корыстной. Мать Жана – злая, жестокая, сухая женщина, которую ненавидят ее собственные дети, и которая искалечила их детство и юность. В романах автор подчеркивает непримиримость своего героя с жизненными противоречиями и невзгодами, рисует образ стойкого, но довольно одинокого человека. Роман пронизан чувством разочарования в семейных отношениях. Хотелось бы отметить мастерскую работу автора с художественным словом: портреты героев оживают на страницах книги благодаря точным описаниям и правильно подобранным сравнениям. Трилогию «Семья Резо» можно назвать лучшим произведением Э. Базена.

Сочинения раскрывают одну тему. Какое вам понравилось больше? Почему?

Определите особенности стиля обоих сочинений. Где уместно было бы напечатать каждое сочинение?

Какое сочинение имеет большее влияние на ваше желание прочитать книгу, о которой в нем говорится?

3.4. Напишите небольшое сочинение, предварительно выбрав понравившийся вам жанр, на одну из тем:

1. Удивительное рядом.

2. «О край родной, как ты чудесен!»

3. Самая нужная профессия.

4. Что человеку нужно для счастья.

5. Книга, о которой я хочу рассказать…

6. Фильм, который произвел на меня неизгладимое впечатление.

7. Случайный попутчик.

8. На крыльях мечты.

10. Люди добры! Люди добры?

Учащиеся меняются своими сочинениями, и каждый пишет рецензию на сочинение другого, отмечая сильные и слабые стороны текста. Чтение наиболее понравившихся сочинений вслух.

Проблемный вопрос: сформулируйте плюсы и минусы сочинения на свободную тему.

Д\з. Придумать 10 тем сочинений на свободную тему, о которых хотелось бы написать.

Популярные записи