Меню Рубрики

Смыслоразличительное ударение в русском языке

Урок русского языка с презентацией по теме «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» 2 класс ( октябрь 2018 г.)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
udarenie.1_smyslorazlichitelnaya_rol.point_2.rar 840.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Ударение. Смыслоразличительная роль ударения» 2 класс.

УМК «Школа России»

Автор: Мельникова Ю.В.

1) показать смыслоразличительную функцию ударения на примере слов-омографов;

2) показать, как важно орфоэпически верно произносить слова;

3) развивать устную речь детей при составлении предложений;

4) создать условия для формирования у учащихся представления о смыслоразличительной роли словесного ударения.

— воспитывать положительный навык коллективного труда, взаимодействия и взаимопомощи, бережное отношение к природе, окружающему миру;

— содействовать развитию познавательной активности, орфографической зоркости, фонематического слуха, развитию звукового анализа и синтеза;

— способствовать формированию понятий об омографах, их употреблении в речи, закреплению знаний об ударении, его подвижности и смыслоразличительной роли.

Урок открытия нового знания.

– учебник “Русский язык” В.П. Канакина 2 класс;

наглядные материалы: карточки с предложениями для групповой работы, клей для 6 групп, презентация компьютер, проектор, экран.

– ИКТ-технология, технология деятельностного подхода.

Методы и приемы:

– проблемно-поисковый метод, групповая работа, самостоятельная работа, беседа.

– Прозвенел звонок, настроились все на урок.

Сегодня урок обещает быть не только познавательным, но и интересным, но все будет зависеть от вашей работоспособности, внимательности и сообразительности. Итак, вы готовы приступить к работе?
— пожелаем друг другу удачи.

— Я тетрадочку открою,

И от вас, друзья, не скрою,

Ручку я вот так держу

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь

– Запишите число, классная работа.

  1. Минутка чистописания, актуализация знаний.

— Напишем заглавную и строчную буквы Рр

-Подчеркните самые красивые буквы.

— Напишите красиво слова с буквой р, определите в слове ударный и вставьте пропущенные буквы.

Р.сунок, б.рёза, в.рона, с.рока, д.рога, вет.р, с.нтябрь.

-Вспомните ,что такое ударение? ( Выделение голосом одного из слогов в слове, ударный слог всегда тянется дольше, громче.).

— Проверим, что у вас получилось.

-Оцените себя на полях тетради смайликом

— Встаньте, у кого зелёный, жёлтый? Остальным нужно ещё учить слова.

— Что за слова вы записали? (Словарные)

— Зачем мы определяли ударение? (Под ударением гласная пишется так же, как и слышится, а без ударения — мы можем ошибиться)

-Почему нам важно знать, на какой слог падает ударение?

Физминутка ( Ветер дует..)

III. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну ударения, о том, какую роль оно играет в речи.

Для этого поработаем в группах

— Перед вами карточки со словами из двух предложений. Как вы думаете, что нужно сделать?

1. Поставьте слова в правильном порядке;

2.Поставьте ударение в словах, написанных одинаково;

3.Объясните лексическое значение одинаковых слов.

4. Ответьте на вопрос: « Какую роль играет ударение?»

1 группа: Старинный замок был разрушен. На двери висел большой замок .

2 группа: Алёша взял мою чашку. Я всегда мою руки перед едой.

3 группа: Дети любят конфеты ирис . На клумбе распустился фиолетовый ирис .

4 группа: Эта картина мне дорога . Лесная дорога привела нас к деревне.

5 группа: Я плачу от горя. Я плачу деньги в кассу.

6 группа: Карандаш стоит пять рублей. Машина стоит в гараже.

Вывод: от ударения зависит лексическое значение слова.

— Ребята, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по- разному называются омографами.

стр. 69, прочитать «Обрати внимание»

-Выполните самостоятельно упр. 104 стр. 69

-Кто такой кок? (Повар на корабле)

— Какие омографы нашли, какое лексическое значение они имеют?

— Спишите, поставьте ударение во всех словах. Поменяйтесь тетрадями, проверьте по образцу.

— Оцените работу смайликом

VI .Подведение итогов .

— Какова роль ударения в слове?

— Какие слова называются омографами?

VII. Упр. 105 стр. 70

По желанию придумать и записать 2 предложения с омографами.

Дополнительно выполнить задание на диске. Правильность постановки ударения в словах

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме «Алфавит» во 2 классе

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента.

Урок русского языка по теме «Суффикс и его роль в слове» 3 класс

Данный материал содержит подробный план-конспект урока, презентацию и раздаточный материал для детей.

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме «Второстепенный член предложения — определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме «Второстепенный член предложения — определение. Его роль в предложении» по программе «Школа России».

Урок русского языка с презентацией по теме: «Многозначные слова». 2 класс.

Урок русского языка.2 класс.

Конспект урока русского языка на тему: «Союзы и их роль в языке»

Цели деятельности учителя: знакомство со служебными частями речи – союзами. Определение роли союзов в русском языке, предложении и речи.Тип урока: открытие нового знания.Оборудование: УМК систем.

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс. Представлен на конкурс «Мой лучший урок» (сентябрь 2018 года)

Урок русского языка по теме: «Правописание заглавной буквы Ж», 1 класс, с приложениями. Представлен на конкурс «Мой лучший урок» (сентябрь 2018 года).

Конспект урока русского языка по теме: «Текст-описание и роль в нем имен прилагательных»

Цели деятельности учителя: формирование понятия о тексте-описании и его отличительных признакахПланируемые результатыПредметные: уметь определять число имен прилагательных; уметь составлять текст-опис.

Ударение. Роль ударения в различии смысла слова. 2-й класс

Класс: 2

Презентация к уроку

Цель:

  • Систематизировать и уточнить знания учащихся об ударении, ударных и безударных гласных;
  • Сформировать представление о смыслоразличительной роли ударения в словах; формировать потребность и умение правильно произносить слова;
  • Воспитывать интерес к русскому языку, к поэтическому слову, умение слушать.

Оборудование: учебник, проектор, экран, карточки для групповой работы.

1. Организационный момент.

— Очень звОнок наш звонОк, начинаем наш урок. (Слайд № 2)

— Мы сегодня с вами отправимся в гости к словам, которые живут в замке сказочного принца. (Слайд № 3)

— А как его зовут, вы сейчас сами догадаетесь, если напишите правильно, красиво эти буквы. (На доске записаны буквы)

Аа Ее Уу Ии Ее Дд Рр Нн

— Что вы можете сказать об этих буквах? Какие они? Попробуйте составить слово из этих букв, и мы узнаем, как зовут принца. Запишите это слово.

3. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня мы с вами узнаем, для чего нужно ударение? Какова его роль в речи. Ваша задача быть внимательными и ничего интересного не пропустить. А знаете, что случилось со словами, которые забыли про ударение?

4. Работа по теме урока.

В некотором царстве, в некотором государстве собрались слова русского языка и стали хвастаться, какие они все полезные и значимые. (Сдайд № 4.)

— Все у нас есть — говорили они, — и гласные, и всякие согласные звуки. Теперь мы всё сами назовём и сами обо всём скажем. Ничего нам больше не надо!

Услышало эти слова Ударение и возмутилось:

— Как это ничего не надо?! Да как же вы без меня жить будите?! Что вы без меня значите? Если я захочу, возьму и изменю значение ваших слов.

— Подумаешь, важность какая — Ударение! И без тебя обойдёмся! — ещё больше расхвастались слова.

— Ах, так! — рассердилось Ударение и стало по словам где не надо ударять, со слога на слог перепрыгивать. Подскочило к слову замОк (Слайд № 5)

А слово замОк и говорит: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжёлый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь ударение — это просто чёрточка! Ударение рассердилось и перепрыгнуло с последнего слога на первый.

— Как вы думаете, какое слово получилось.

зАмок ( Слайд № 5)

Подскочило Ударение к слову крУжки (Сдайд № 6) А оно только что в кружки воды набрало, как вдруг превратилось в кружкИ! А кружки всю воду расплескали, всех и обрызгали.

Вышли вперёд белкИ (Слайд №7) и говорят — «Мы самые главные компоненты любого живого организма, и уж с нами- то Ударение ничего не сделает».

— Как вы думаете, что произошло? (Ответы детей). Ударение перешло на другой слог и превратило это слово в белок.

— Ах, что мы наделали? Ах, простите, мы нечаянно!

А Ударение смеётся:

— Погодите, вы ещё не то сделаете, — и подбежало к слову ПотОпать (Слайд № 8). А слово ПотОпать хотело ногами потопать, но вдруг стало ПотопАть

— Караул! — кричит. — Тону потопАю!

А слово ЗаплачУ (Слайд № 9) захотело за что-то заплатить, но увидело, что с другими словами делается, испугалось и закричало.

— Ах, я сейчас ЗаплАчу! — Давайте скорее извинимся перед Ударением и попросим его вернуться в наше общество!

— То-то! Сказало Ударение и вернуло всё на свои места. (Слайд № 10)

Учитель: А как вы думаете, какой вывод сделали слова? (Слова поняли, что они не могут жить без ударения. В каждом слове есть ударение.) (Слайд № 11)

Учитель:А если слово состоит из одного слога, ударение ставится? (Если в слове один слог, то ударение не ставится)

Учитель: — Почему? (Если слово состоит из одного слога, то значит в этом слове один гласный звук. Этот звук всегда чётко произносится. И ударение уже не превратит это слово в другое.)

5. Работа по учебнику. Упр. 41 с. 54.

— Прочитайте задание к упражнению, запишите эти предложения.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в «замочек») Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с «замочком» вперед) Мы замочком постучали, (постучать «замочком» по стол Мы замочек повертели, (повертеть «замочком» вправо-влево) Мы замочек покрутили, (покрутить «замочком» к себе — от себя) И открыли! (разомкнуть руки)

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: — Какой вывод сделали слова из сказки? (Ударение может изменить смысл слова)

Сравним сведения о языке в учебнике на с. 54.сведения о языке в учебнике на с. лось другое слово айдём элементарно.ный

— Если мы знаем о значении ударения в словах, давайте посмотрим, какое задание вам приготовил принц Ударение.

— Посмотрите, что за слова написаны на экране. (Слайд № 12)

  • уху
  • ворот
  • пили

Учитель: — Вам понятно о чём идёт речь? (Здесь не ясно о чём идёт речь, так как нет ударения в словах)

— Попробуйте поставить ударение, что означают эти слова? (Ответы детей)

Уха — суп из рыбы;

Ворота — это наверное, воротник; нет, это у ворот;

пили — значит, они что-то пили; может быть, это значит пилить? (Слайд № 13)

Уху Мы сегодня ели :. Комар подлетел к .
Ворот Собака сидит у . У рубахи был вышит .
Пили Дети . молоко . . бревно ровно.

— Из каждой пары предложений, запишите по одному предложению. Но не забудьте про ударение.

Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик!
Раз — сюда, два — туда,
Заниматься нам пора!

8. Работа над ударением в словах.

Учитель: — Какой слог называется ударным? (Который произносится сильнее других)

— Мы в слове слог ударный, найдём элементарно.

А когда его найдём, громче всех произнесём.

— Как вы думаете, как называется слог на который не падает ударение? (безударный, потому что нет ударения)

Учитель: — Над какой буквой в слове ставится знак ударения? (Знак ударения всегда ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук)

— Принц Ударение предлагает вам ещё одно задание.

— Я говорю слово, а вы на следующей строке с маленькой буквы будете писать только букву, обозначающую ударный гласный звук.

(Дети пишут в тетради буквы)

Слова: пенал, учитель, портфель, уют, пятница, альбом, цветы, ручка, дуэт, ёлка.

Учитель: — Давайте проверим. (Слайд № 14)

а у е ю я о ы у э ё

— Посмотрите на буквы, которые записали, что заметили? (Написали все буквы гласных звуков)

— Верно, ударение ставится, только над буквой гласного звука.

— На все ли буквы гласного звука может ставиться ударение? (Нет буква Ё всегда ударная.)

Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:
— Ничего житьё течёт,
Я ударная всегда.
Ой-ёй-ёй. Вот это да!
— Если в слове есть Ё,
то ударение не ставится.

9. Вторичное закрепление.

Учитель: — Ребята, что вы узнали, работая с ударением? К чему может привести различное место ударения в слове? (Различное место ударения может привести к изменению смысла слова) Об этом говорится в стихотворении Я. Козловского. (Слайд № 15)

Мне слово «чудно» изменить не трудно, Поставлю ударение на О, И вмиг исчезло слово «чудно», А появилось новое — «чудно».

— А вы умеете изменять слова? Давайте поиграем! Я называю слова, а вы измените место ударения так, чтоб получилось другое слово. ( полки — полки, хлопок — хлопок, пропасть — пропасть, мелки — мелки, пары — пары, дорога — дорога, стрелки — стрелки, мука — мука, солью — солью).

10. Работа в группах.

Учитель: — Принц Ударение желает посмотреть какие вы дружные и как Вы можете работать в группах. Составление предложений с парами слов (раздЕли — разделИ, хлОпок — хлопОк, пОлки — полкИ, стрЕлки — стрелкИ, мУка — мукА, сОлью — сольЮ, пАры — парЫ, гвОздики — гвоздИки)

Представление своих предложений каждой группой. Запись лучших предложений в тетради и на доске.

Учитель: — Что вы узнали об ударении? — Какой слог называется ударным? — Какую роль играет ударение в нашей речи?

Учитель: — Прочитайте вместе. (Сдайд № 16)

Солнце сЕло за селО
Нам ужасно повезло,
Что в гости к УДАРЕНИЮ сходили
И все его секреты мы раскрыли.
Принц, конечно «мОлодец»,
А каждый из нас «молодЕц».

Конспект урока по русскому языку (обучению грамоте). 1 класс. Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения».

Цели: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений.

Предметные : Закрепить умение учащихся делить слово на слоги, определять количество слогов, находить среди них ударный слог; рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.

Регулятивные: формулировать цель и задачи урока вместе с учителем.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли в доступной каждому форме, владеть диалогической формой речи, слушать и слышать своих одноклассников.

Тип урока: урок формирования первоначальных навыков.

Каждый день, всегда, везде:

На занятиях, в игре –

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

Дыхательная, артикуляционная и фонематическая разминка

Дыхательное упражнение «Свеча»

Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Шарик»: надуть щёки; сдуть щёки.

«Дудочка»: с напряжением вытянуть вперёд губы (зубы сомкнуты).

«Лошадка»: вытянуть губы; приоткрыть рот; поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки).

– Как воздух выходит из шара? (С-с-с)

– Как дудят в дудочку? (Ду-ду-ду)

– Как поют песенку без слов, если укладывают спать куклу? (Ля-ля-ля).

– Как мычит корова? (Му-у-у).

– Как рычит собака? (Р-р-р).

3. Актуализация опорных знаний

— Сегодня наш урок будет необычным. Мы отправимся с вами в морское путешествие. Все вы будете моей дружной и верной командой, которая, я надеюсь, не подведет меня в этом путешествии. А поплывем мы вот на этом кораблике.

Мы в дальние дали отправимся с вами.

Мы всех, кто захочет, с собою возьмем.

Ну, что же согласны? Решили? Плывем!

— Для того, чтобы отправиться в путь, необходимо получить пропуск на корабль.

Помогите мне закончить фразы:

Наша речь состоит из … (предложений).

Предложение выражает … (законченную мысль).

Предложения состоят из … (слов).

Задание : составить предложение со словом корабль , чтобы оно соответствовало схеме.

посчитайте количество слов в предложении.

— А из чего состоят слова?

Задание: слово, изображенное на картинке, разделить на слоги;

— Подерите из данных слов те, которые подходят к этой схеме.

Море, капитан, чайка, шторм.

Самоопределение к деятельности на уроке.

— Вот мы с вами и на таинственном острове. Посмотрите, какой большой и красивый замок перед нами! Попасть в этот замок можно только через главные ворота. Но, что это такое, ворота замка закрыты ! Открыть их можно только разгадав тайну.

— Давайте попробуем прочитать эти слова. Что можете сказать про эти слова?

— Давайте разделим эти слова на слоги. Составим схему каждого слова. ( 2 удоски)

— Что вы заметили?

— Как вам кажется, это одинаковые слова? А предметы? А что же нам поможет не спутать эти похожие слова, кто знает? (- А хотите узнать?).

Изучение нового материала

— Сейчас попробуем открыть тайну.

Будьте внимательными . Послушайте, что замечваете? Какой слог громче произношу в 1-м слове? – А во втором?

— Это ударение. Что же такое ударение, кто как понял? ( Часть слова, которая произносится с большей силой голоса )

— Какой вывод можем с вами сделать: для чего нужно ударение? ( Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением.)

— Ребята , а как вы думаете, как называют слог, который мы выделяем голосом при произнесении?

— Правильно, его называют ударным. Ударение на схеме будем обозначать так: / .

Мы в слове слог ударный

А когда его найдем,

Громче всех произнесем.

На дверях висит замок, (сомкнуть руки в “замочек”)

Кто открыть его не смог? (вытянуть руки с “замочком” вперед)

Мы замочком постучали, (постучать “замочком” по столу)

Мы замочек повертели, (повертеть “замочком” вправо-влево)

Мы замочек покрутили, (покрутить “замочком” к себе – от себя)

И открыли! (разомкнуть руки)

— Посмотрите, вот и открылись ворота замка. И навстречу нам пожаловал сам волшебник Ударение. Он рад, что мы посетили его и надеется, что вы все научитесь им правильно пользоваться.

— Волшебник Ударение очень любит играть в прятки. Давайте будем очень внимательными и постараемся найти его в каждом слове.

Картинки: лиса, собака, кот.

Задания : 1. разделить слова на слоги ( работа в парах)

2. постановка ударения, определение ударного слога.

— Сделайте вывод, какой слог в слоге может быть ударным?

— Сколько слогов может быть в слове?

— Сколько ударных слогов бывает в слове? ( в слове бывает только одно ударение, независимо от того, сколько в нем слогов)

Подведение итогов. Рефлексия

— Вот и пришло время покидать этот удивительный остров. Но волшебник Ударение теперь будет приходить к нам в гости очень часто.

— Давайте вспомним, какие тайны нам открыл волшебник Ударение. Чему вы научились на таинственном острове?

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 938 человек из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 318 человек из 65 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1010 человек из 81 региона

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

  • Марченко Евгения АлександровнаНаписать 3203 25.03.2018

Номер материала: ДБ-1357472

    25.03.2018 1316
    25.03.2018 240
    25.03.2018 538
    25.03.2018 972
    25.03.2018 1686
    25.03.2018 133
    25.03.2018 186
    25.03.2018 232

Не нашли то, что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения готовит рекомендации по построению «идеальной школы»

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Детский омбудсмен предложила ужесточить наказание за преступления против детей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


[spoiler title=»источники:»]

http://urok.1sept.ru/articles/621903

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-obucheniyu-gramote-klass-udarenie-smislorazlichitelnaya-rol-udareniya-2778293.html

[/spoiler]

Популярные записи

Как определить подчиненные словосочетания
Дистант или дистант ударение
Может ли предлог и существительное являться словосочетанием
Правильное ударение на слове гренки
Articularis ударение в слове
Технологическая карта урока по фгос 4 класс по английскому языку биболетова
Укажите словосочетание с примыканием березовая роща
Тихий час это словосочетание или нет
Рассказ о семье на польском с переводом
Снять сняла сняли ударение
Перевод felix jaehn feat polina book of love extended mix
Реанимация на английском языке
Сколько в мире официальных языков
Летний день это словосочетание или предложение
Заменить словосочетание ловля рыбы управление на согласование
Словосочетание со словом острота в разных значениях
Знак ударения на слове брала
Словосочетание к слову информировать
Схемы предложений английского языка
Собираться на английском языке