Меню Рубрики

Словосочетания на правописание безударных гласных в корне слова

Проверяемые безударные гласные в корне слова

Проверяемые без­удар­ные глас­ные в корне сло­ва — это глас­ные, кото­рые про­ве­ря­ют уда­ре­ни­ем с помо­щью под­бо­ра род­ствен­ных слов или изме­не­ни­ем грам­ма­ти­че­ской фор­мы слова.

Безударные глас­ные в корне сло­ва могут быть про­ве­ря­е­мы­ми и непро­ве­ря­е­мы­ми. Выясним, что такое про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные, каки­ми спо­со­ба­ми мож­но узнать, какую бук­ву сле­ду­ет пра­виль­но напи­сать в корне слова.

Ударение и проверяемые безударные гласные

Разберемся, в корне каких слов име­ют­ся про­ве­ря­е­мые без­удар­ные глас­ные. При про­из­но­ше­нии слов голо­сом выде­ля­ет­ся один глас­ный звук, а все осталь­ные глас­ные ока­зы­ва­ют­ся в сла­бой фоне­ти­че­ской пози­ции — без ударения:

  • с о ло́ма
  • укр а ше́ние
  • при́г о р о дный

В рус­ском язы­ке уда­ре­ние в сло­вах явля­ет­ся раз­но­мест­ным. Ударным может быть глас­ный любой морфемы:

1. при­став­ки

  • на́д п и сь
  • о́т св е т
  • вы́ л и нять

2. суф­фик­са

  • отп и л и́ ть
  • св е ж о́
  • уд и вл е́ ние

3. окон­ча­ния

  • з о л о т о́й
  • тр а в а́
  • м о рск о́й

Во всех ука­зан­ных сло­вах без уда­ре­ния оста­лись глас­ные кор­ня, кото­рые слы­шат­ся неяс­но. По этой при­чине воз­ни­ка­ет сомне­ние в выбо­ре букв «о» или «а», «е» или «и». Во мно­гих сло­вах рус­ско­го язы­ка без­удар­ные глас­ные про­ве­ря­ют­ся ударением.

Чтобы пра­виль­но напи­сать сло­ва с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми глас­ны­ми в корне, вос­поль­зу­ем­ся орфо­гра­фи­че­ским правилом.

Правило

Способы проверки безударных гласных в корне

Подобрать дру­гую фор­му это­го же сло­ва Подобрать род­ствен­ные слова
1. Один — много
в о лна — в о́ лны
1. Большой — маленький
к о вёр — к о́ врик
2. Много — один
п а руса — п а́ рус
2. Маленький — большой
пл о щад­ка — пл о́ щадь
3. По вопросу:
Где?
м о ря — в м о́ ре
Что делал?
Что делает?
п и сал — п и́ шет
3. Назови ласково
з и ма — з и́ муш­ка
4. Какой? — Что?
з е лёный — з е́ лень
5. Что делал? — Что?
пл я сал — пл я́ ска

Понаблюдаем, как уда­ре­ни­ем мож­но про­ве­рить без­удар­ные глас­ные в корне с помо­щью подо­бран­ных род­ствен­ных слов:

  • вх о д и́ть — вход ;
  • х и тр е́ц — хи́тр ый, хи́тр ость;
  • раз д е л и́ть — раз де́л ;
  • загад а́ть — зага́д ка, зага́д очный.

Изменим грам­ма­ти­че­скую фор­му слов, что­бы убе­дить­ся в напи­са­нии про­ве­ря­е­мых без­удар­ных глас­ных в корне:

  • нак о рми́ть — нако́рмит;
  • хв а ли́ть — хва́лит;
  • н о га́ — но́ги;
  • зал и за́ть рану — ли́жет.

Приведём при­ме­ры слов с без­удар­ны­ми про­ве­ря­е­мы­ми глас­ны­ми, обо­зна­чен­ны­ми бук­ва­ми «а», «о», «е», «и», «я».

Примеры слов с проверяемыми безударными гласными

1. Буква «а» пишет­ся в корне слов с про­ве­ря­е­мой без­удар­ной гласной:

  • гл а за́ — глаз, гла́зик;
  • ч а сто­та́ — ча́стый;
  • нак а ли́ть — накал;
  • исп а ре́ние — пар;
  • сокр а ти́ть — кра́ткий;
  • пл а ти́ть — опла́та, пла́тный;
  • ок а ти́лась водой из вед­ра — ка́тит;
  • ш а ловли́вый — ша́лость;
  • н а чала́ — на́чал.

2. Букву «о» в корне слов про­ве­рим ударением:

  • нак о ли́ бабоч­ку — ко́лет;
  • погл о ща́ть — гло́тка;
  • угр о жа́ть — угро́за;
  • ум о лять — мо́лит;
  • вышк о ли́ть — шко́ла;
  • т о пта́ть — то́пчет;
  • оп о здать — по́здно;
  • уг о мони́ть — го́мон.

3. Докажем напи­са­ние бук­вы «е» в корне слов с про­ве­ря­е­мы­ми без­удар­ны­ми гласными:

  • нав е ва́ть раз­ду­мья — ве́ять;
  • об е жа́ть дом — бег;
  • вп е рёд — спе́реди;
  • прор е ди́ть посе­вы — ре́дкий;
  • пот е ря́ть — поте́ря;
  • с е рьга́ — се́рьги;
  • осв е ще́ние — свет.

В неко­то­рых сло­вах в напи­са­нии бук­вы «е» в корне сло­ва необ­хо­ди­мо учи­ты­вать чере­до­ва­ние е//ё. Если в корне про­ве­роч­но­го сло­ва пишет­ся бук­ва «ё», то в без­удар­ном поло­же­нии выбе­рем бук­ву «е»:

  • п е стро­та́ — пёстрый;
  • в е сна́ — вёсны;
  • по́ч е рк — зачёркнутый;
  • подв е сти́ — подвёл.

4. Буква «и» пишет­ся в корне слов:

  • об и жа́ть малы­ша — оби́да;
  • прим и ри́ть недру­гов — мир, переми́рие;
  • прож и ва́ть в доме — жить;
  • ч и сто­та́ в кухне — чи́стый;
  • сп и са́ть сло­ва — пи́шет;
  • ед и не́ние — еди́нство.

5. Проверим бук­ву «я»:

  • разр я ди́ть ружьё — разря́д;
  • прист я жна́я лошадь — пристя́жка;
  • исс я ка́ть — исся́кнуть;
  • посв я тить поэ­му — свя́тость;
  • м я чи́ — мяч;
  • ув я да́ть от жары — вя́лый.

Видеоурок для 3 класса «Правописание безударных гласных в корне слов»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне».

Обобщение и закрепление

Правописание слов с безударной гласной звуком в корне слова.

Формировать знания слов с безударным гласным звуком в корне слова.

1. актуализировать знания учащихся о правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова через проведение фронтального опроса;

2.расширять словарный запас детей через проведение словарной работы;

3.расширять знания через работу с учебником, тестом.

1. воспитывать аккуратность почерка через проведение минутки чистописания;

2.воспитывать уважительное отношение к иному мнению через фронтальную работу;

3.способствовать воспитанию интереса к предмету «Русский язык» через частую смену видов деятельности: работа в парах, самостоятельная работа, решение теста.

1. развивать память обучающихся через проведение актуализации знаний по теме урока;

2. способствовать развитию речи посредством требования полных, четких ответов учащихся.

3.способствовать развитию таких мыслительных операций ,как анализ, синтез ,сравнение через фронтальной беседы на уроке.

Основные термины, понятия

-Формирование умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова.

— Формирование положительного отношения к предмету «Русский язык».

— Формирование способности объективно оценивать свою деятельность.

— Формирование личностного смысла учения и развитие мотивов учебно

— Формирование умения самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения.

— Формирование умения составлять план работы на уроке.

— Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленными задачами и условиями их реализации.

— Развитие навыков грамотного, аккуратного и каллиграфического письма.

— Развитие способности делать умозаключения.

— Развитие умения задавать вопросы, необходимые для организации познавательной деятельности.

— Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

— Формирование умения взаимодействовать с учителем и одноклассниками.

— Формирование умения слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

— Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

1. В.П.Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», УМК «Школы Росси» 2 класс, часть 1,- М: АСТ: Москва,2012,-С.103-105.

Технические средства обучения:

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1. Мультимедийная презентация.

2. Карточки для рефлексии.

1Самоопределение к деятельности

1.2 Проверка рабочего места

2.1 Работа с пословицей

2.2 Минутка чистописания

2.3 Словарная работа

2.4 Подведение к теме урока

3.1 Постановка цели и темы урока

4.Открытие нового знания

4.1 Фронтальная беседа

4.2 Работа с учебником

7.Подведение итогов урока

1. Самоопределение к деятельности

1.1 Приветствие, настрой на работу

Прозвенел уже звонок.

Желаю каждому трудиться,

Чтоб новым знанием обогатиться.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Павловна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

1.2 Проверка рабочего места.

Проверьте, все ли необходимое для работы есть у вас на парте: учебник, тетрадь, дневник, пенал, а все лишнее уберите в портфель. Присаживайтесь!

Проверяют готовность рабочего места. Садятся за парты.

2. Актуализация знаний

2.1 Работа с пословицей.

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Да вот беда, подул холодный осенний ветер и она рассыпалась. Я обращаюсь к вам за помощью, помогите собрать пословицу.
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.(слайд)
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.(слайд)
– Как понимаете значение пословицы?

– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

-К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое?

— Назовите буквы. (и я с е а о на слайде ). Произнесите звуки.
-На какие 2 группы можно разделить все звуки русского языка?
-Как называется гласный звук, который произносится сильнее других?
-Сколько в слове ударных гласных звуков?
— Найдите «лишнюю» букву в нашей записи, объясните свой выбор.
— Назовите оставшиеся буквы. Почему начинаем урок с написания этих букв?

-Что вы можете о них сказать?

-Откройте свои тетради, отступите 2 строки от последней работы и запишите «число» и «классная работа».

-Пропишите 1 строку соединения букв а о и е я , (слайд)указанных на слайде.

2.3 Словарная работа.

— На доске записаны слова. (Б_рёза, _дежда, р_сунок, сах_р, _блако, сосна).
-Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

-Какое слово оказалось здесь «лишнее»?

-Мы ещё вернёмся к слову сосна, и вы сможете доказать, почему произношение безударного гласного звука не совпадает с написанием.

-А теперь поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте и поставьте отметку за работу. Молодцы

2.4 Подведение к теме урока

-Итак, можем ли мы слово сосна записать без раздумий?

-Какой вывод можем мы сделать?

-Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

-Каждый день мы узнаем что-то новое, видим что-то новое, и все это откладывается у нас в голове.

-Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым.

Называют буквы, произносят звуки.

-Гласные и согласные.

-а о и е я. Потому что эти буквы в безударной позиции являются орфограммой (безударные гласные).

-Гласные, образуют слог, бывают ударными и безударными.

Записывают «число», «классная работа».

Прописывают соединение букв по слайду.

-Берёза, .одежда, рисунок, сахар, облако.

— Это не словарное слово.

Меняются тетрадями, проверяют и ставят оценки.

-Слышится без ударения а, а надо писать о.

— Безударный гласный звук не всегда совпадает с написанием.

3.1Постановка цели и темы урока

Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.

-Эта тема нам знакома?

-Чему мы будем на уроке учиться?

– Какие цели поставим перед собой?

– На сегодняшнем уроке мы продолжим работу по правописанию безударных гласных в корне слова.

-Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

-Учиться подбирать проверочные слова, чтобы правильно писать слова с безударным гласным звуком в корне.
-Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова .

4. Открытие нового знания

4.1 Фронтальная беседа

— Давайте к слову сосна подберём проверочное слово, где бы гласный звук произносился чётко и не вызывал сомнения.
— Какой звук слышим под ударением?
— Какой делаем вывод?

— Запишите в тетрадь слово сосны. Сначала пишем проверочное слово. А затем проверяемое: сосна.

-Как обозначим орфограмму?

— Ребята, обратите внимание, для проверки слова сосна мы подобрали проверочное слово сосны. Это однокоренные слова?

— Что такое корень?

-Какой вывод можно сделать?

4.2 Работа с учебником

— Откройте учебник на странице 104.

Давайте с вами прочитаем материал под значком «вспомните!»

-Какие слова называют словарными?

-Ребята, посмотрите на упражнение 163.Прочитайте задание.

-Сейчас вы будите работать в парах. Обсудите данное упражнение со своим соседом по парте, запишите к себе в тетрадь слова каждой группы в алфавитном порядке. Пишем слова аккуратно.

-Например: в первом столбике у нас первое слово будет береза, второе слово ветер, третье деревня и четвертое слово береза.

-Подчеркиваем орфограмму, ставим ударение.

-В безударном слоге вставляем букву о.

-Безударный гласный в корне мы подчёркиваем одной чертой, а в проверочном слове ударную гласную подчёркиваем двумя чертами

-Нет, одно и тоже слово.

-Изменили форму слова. Был один предмет, а стало много, и безударный слог стал ударным.

-Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

-Чтобы правильно написать безударную гласную букву в корне слова, можно подобрать однокоренное слово с ударным гласным звуком, или изменить форму слова.

-Которые нельзя проверить никакими правилами ,которые нужно просто запомнить или проверить по словарю.

Учащиеся читают упражнение про себя.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте.)

-Посмотрите упражнение 167.Прочитайте его про себя.

-Ребята, выполните его в тетрадях. В первую группу мы запишем слова которые можно проверить, а во вторую группу слова, в которых написание пропущенных букв надо запомнить.

Давайте проверим со слайдом.

-Если нет ошибок, поставьте себе оценку карандашом 5,если у кого-то 1-2 ошибки оценку 4,а если больше добавили ошибок ничего не ставьте.

-Чтобы закрепить полученные нами знания, давайте выполним тест на оценку.

«Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова»

1. Выберите верное утверждение: чтобы проверить безударную проверяемую гласную в корне слова:

а) надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы проверяемая гласная была под ударением

б) подобрать слово с ударной гласной в корне

в) подобрать проверочное слово

2. Укажите, в каком слове пропущена проверяемая бузударная гласная в корне слова:

а) п…бег б) ст…на в) мал…нький

3. В каком слове допущена ошибка, в написании безударной проверяемой гласной в корне слова:

а) темнеет б) убегает в) вылитает

4. Выберите верное проверочное слово к слову «полевой»:

5. Выберите верное проверочное слово к слову «лесной»:

6. Укажите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

7. Выберите слово, в котором безударная гласная в корне Е:

8. Выберите слово, в котором безударная гласная в корне О:

Учащиеся читают упражнение про себя.

Выполняют упражнение самостоятельно.

Дети выполняют самооценивание.

Учащиеся выполняют тест.

7. Подведение итогов урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.

– Стали вы мудрее?

– Давайте подведём итог:

-Какие гласные в слабой позиции надо проверять?

-Когда эти гласные стоят в слабой позиции?
– В какой части слова они находятся?
– Как надо проверять?

– Сколько способов проверки мы уже знаем?

-Как надо проверять?

-Для чего это нужно?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Что было для вас самым интересным на уроке?

— Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

-Научились проверять написание безударной гласной в корне.

-Гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции.

-Когда они безударные и произносятся нечётко.

-В корне слова.
-Надо подобрать проверочные слова, чтобы гласная встала под ударение.
-Безударная гласная проверяется ударением.

1.Подбирать однокоренные слова.

2.Изменить форму слова, поставить слово в другое число.

-Чтобы не ошибаться в написании безударного гласного в корне.

— Наш урок подошел к концу. На партах у вас лежат карточки, продолжите предложения:

— Сегодня на уроке я испытывал трудности в ….

— На уроке мне очень понравилось…

— Мне нужно еще поработать над…

Учащиеся записывают в карточках ответы.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 803 человека из 78 регионов

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 311 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

  • Сейчас обучается 623 человека из 79 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Конспект урока по русскому языку во втором классе по теме: «Безударные гласные в корне слова».

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Презентация и Классный час «Живи,родник!»

Русский язык «Составление словосочетаний и предложений с именами существительными. Морфологический разбор имени существительного Казахский орнамент» 4 класс

Литературное чтение «Илья Муромец и Святогор.» Не родом богатырь славен, а подвигом. 4 класс

Методическая разработка по предмету «Развитие речи» на тему: «Ты и твое тело»»

Математика «Алгоритм деления на трехзначное число. Охрана памятников культуры» 4 класс

Мнемотические приемы для младших школьников при работе с учебным материалом

Презентация по курсу внеурочной деятельности «Уроки здоровья»

Презентация по литературному чтению 4 класс «Весна.Природа.»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5322358 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников

Время чтения: 3 минуты

Российские школьники установили рекорд на олимпиаде по астрономии

Время чтения: 2 минуты

Дополнительные занятия по изучению культуры чеченского народа появятся в школах Чечни

Время чтения: 1 минута

На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр

Время чтения: 1 минута

Педагогов и учеников предлагают тренировать на случай нападения

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Безударные гласные в корне слова

О чем эта статья:

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

дождливый — дождь, лесной — лес.

Измененная форма этого же слова.

грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:


[spoiler title=»источники:»]

http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-vo-2-klasse-po-teme-bezudarnye-glasnye-v-korne-5511207.html

http://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

[/spoiler]