Словосочетание связь слов в словосочетании урок
урок по теме»Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Урок составлен в соответствии ФГОС, урок закрепления и обобщения знаний о словосочетаниию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_slovosochetanie.docx | 35.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 8 классе
Тема: «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»
Цель урока: обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании.
1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
3) закрепление навыков правописания;
- обучение умению связно излагать свои мысли.
- Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
- Воспитательные:
- воспитание ответственности за качество своих знаний;
- Воспитание любви к родному русскому языку
- Формирование духовно богатой, нравственной, эстетически развитой личности через художественные произведения и произведения искусства.
- Знать: строение словосочетаний; отношения между компонентами словосочетания; отличие словосочетаний от слова и предложения; способы выражения;
- Уметь: вычленять словосочетание из предложений; выполнять разбор словосочетаний; определять способы связи слов в словосочетании; использовать в устной и письменной речи; находить в тексте цельные словосочетания, давать толкование; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
Тип урока: повторительно-обобщающий, систематизация ЗУН.
Формы работы: индивидуальная работа, работа в паре, коллективная работа, самостоятельная работа, дифференцированное домашнее задание.
Приемы работы по развитию познавательной деятельности учащихся: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемой-кластером, выполнение тестовых заданий, решение проблемной ситуации, прием целеполагания, игра «Ромашка», разминка «Веришь ли ты…», алгоритмизация, творческое домашнее задание, рефлексия.
Оборудование: «Словарик настроений-смайлики», раздаточный материал, маршрутные листы, материалы-карточки для заполнения пропусков в схеме-кластере, сигнальные карты зеленого и желтого цвета, отпечатанный тест, компьютерная презентация.
Учебник: Русский язык 8 класс. Авторы Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
Язык неистощим в соединении слов.
— Ребята, добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Громко прозвенел звонок –
— Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране РУССКОГО ЯЗЫКА. Удачи вам и новых открытий!
2) Прием целеполагания. Сообщение темы, цели.
— Прочитайте эпиграф урока: «Язык неистощим в соединении слов» (А.С.Пушкин). Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
(Соединение слов – это есть словосочетание).
— Подберите синоним к слову «соединение» ( Сочетание слов – словосочетание)
— Правильно. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о словосочетании и его видах. Ребята, давайте запишем в тетрадь число, тему сегодняшнего урока «Словосочетание. Связь слов в словосочетании». А теперь предположите, каких целей должны достигнуть на уроке? Чему должны научиться?
( Обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетаниях (управление, согласование, примыкание), о строении словосочетаний, типах словосочетания (именное, глагольное, наречное), знать, какие сочетания слов не являются словосочетанием)
— Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, что такое словосочетание; закрепить , типы подчинительной связи (согласование, управление, примыкание), отличать словосочетания от других групп слов
Итак, обобщим имеющиеся знания. (ДО УРОКА КЛАСС РАЗБИТ НА ГРУППЫ, ВЫБРАН КОМАНДИР ГРУППЫ)
- .- Ребята, у каждой группы на столе лежит «Маршрутный лист». Запишите в нем все, что знаете о словосочетаниях. Время на выполнение – 3 минуты.
Задание: Обсудите со своим командиром все, что записали. Время на выполнение – 2 минуты.
- Проверка работы с одновременным заполнением кластера. Работа у доски.
Групповая работа. Каждая группа по очереди заполняет по одному пропуску в схеме-кластере и объясняет свой выбор.
1. Синтаксис – раздел науки о язык, изучающий словосочетание, предложение, текст.
2. Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3. Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
4. В языке выделяется три общих типа словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова: глагольные, именные, наречные.
5. Связь в словосочетании – подчинительная, различают три вида подчинительной связи в словосочетании: управление, согласование, примыкание (Материалы-карточки для заполнения кластера лежат на парте у каждой группы: главное слово, зависимое слово, согласование, управление, примыкание, именное, глагольное, наречное)
— Как определить значение словосочетания? (По характеру зависимого слова, его синтаксической роли в зависимости от вопроса)
— Какие три вида значений выделяются? (Определительное, обстоятельственное и дополнительное)
— Какими частями речи могут быть выражены зависимые слова при согласовании, управлении и примыкании? проверка
Обобщение и систематизация знаний
- Проблемная ситуация . Работа в паре
— Мы повторили изученное.Найдите закономерность в построении словосочетаний.
Очень хорошая
Верят в чудо
( В первом и во втором словосочетаниях главное слово – имя существительное, в третьем – имя прилагательное. Эти словосочетания объединяет слово «имя», это именные словосочетания. В четвертом и пятом словосочетаниях – глагол. Эти словосочетания объединяет слово «глагол», это глагольные словосочетания. В шестом, седьмом словосочетаниях – наречие. Эти словосочетания объединяет слово «наречие», это наречные словосочетания).
— Подведем итог. (оценивают командиры)
2. Распределите в три столбика словосочетания : хорошо учиться, слишком громко, первый снег, очень грустно, обратиться с просьбой, веселая песенка, весенние деньки, очень приятно, приступить к работе
Определить тип связи данных словосочетаний.
— Сейчас мы поиграем в игру «Ромашка». Работаем в паре.
Задание : каждая группа сорвет с ромашки по лепестку с четверостишием из отрывка стихотворения В. Солоухина и выпишет из него все возможные словосочетания, определит способ связи.
Дополнительное задание : определить значение выделенных слов, объяснить орфограммы, найти выразительные средства языка.
Бывает так: в (не)яркий день грибной
Зайдеш… в лесные дебри ( не)нароком ,
И встанет лес игластою ст…ной,
И загородит нужную д…рогу.
( Согласование: неяркий день, грибной день, игластою стеной, нужную дорогу. Управление: зайдешь в дебри, встанет стеной, загородит дорогу, развеять тучи. Примыкание: бывает так, зайдешь ненароком)
Я (не)пр…вык ст…ронкой обходить
Ни гордых круч, ни злого буерака .
Коль начал жить, так прямо надо жить,
Коль в лес пош…л, так (не)пугайся мрака.
( Согласование: гордых круч, злого буерака. Управление: сторонкой обходить, в лес пошел, не пугайся мрака. Примыкание: прямо жить, надо жить)
Потом раздвин…шь ветви, и в лицо
Ударит солнце, теплое, земное.
П…ляна пахнет медом и пыльцой,
Вода в ручье с…сновой пахнет хвоей.
(Согласование: солнце теплое, солнце земное, сосновой хвоей. Управление: раздвинешь ветви, в лицо ударит, пахнет медом, пахнет пыльцой, вода в ручье, пахнет хвоей. Примыкание: потом раздвинешь)
1.Работа с учебником. Самостоятельная работа по упражнению №61 с последующей взаимопроверкой (Мотивация – подготовка к ОГЭ).
Вывод: словосочетания с разными видами связи могут быть синонимичными
2.Разминка «Веришь ли ты?»
— Ребята, ваша задача – определить, верное или ложное высказывание, объяснить свою точку зрения. Если верное высказывание, поднимите зеленую карточку, если неверное – желтую.
1.Верите ли вы, что управление — это вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом? (Да)
2.Верите ли вы, что сочетание «гулять в парке» – примыкание? (Нет, это управление)
3. Верите ли вы, что синтаксис – раздел науки о языке, изучающий словосочетание, предложение, текст? (Да)
4.Верите ли вы, что в именных словосочетаниях главное слово может быть выражено одной из именных частей речи – существительным, прилагательным, числительным, местоимением. (Да)
5.Верите ли вы, что грамматическая основа предложения является словосочетанием? (Нет)
6. Верите ли вы, что сочетание зима спешит – управление? (Нет, грамматическая основа предложения)
7.Верите ли вы, что управление – вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже? (нет )
8.Верите ли вы, что сочетание вокруг дома – управление? (Нет, вокруг – производный предлог)
9. Верите ли вы, что сочетание снег да вьюга – словосочетание? (Нет, связь сочинительная)
10. Верите ли вы, что сочетание кот наплакал – словосочетание? (Нет, это фразеологизм с целостным значением)
сейчас я предлагаю вам решить тест \
если правильно 9-10 -оценка «5», 7-8-оцека «4», 5-6-оценка «3
1.В каком варианте ответа согласованное словосочетание
1)прийти в школу
2) веселая кадриль
2. В каком варианте ответа словосочетание глагольное
2) около березки
3.В каком варианте ответа сочетание слов не является словосочетанием.
1) прийти на помощь,
4. В каком варианте ответа связь в словосочетании управление
5.В каком варианте ответа наречное словосочетание
2) учебная задача
6. В каком варианте ответа словосочетание управление
6 В каком варианте ответа употреблено примыкание
3) стоять у проруби
7. В каком варианте ответа именное словосочетание
1) поздно выехать
8. В каком варианте ответа верно сформулировано понятие словосочетание
1) словосочетание — это два слова
2) Словосочетание – два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически.
3) Словосочетание- несколько самостоятельных слов
9. Согласование – это
1) вид связи, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже
2) вид подчинительной связи, при которой зависимое слово ставится в таком падеже, который требуется главным словом?
3) сочинительная связь
10. сочетание слов крепкая дружба относится к…
проверка 1-2, 2-3, 3-3, 4-2 5-1, 6-2, 7-3, 8- 2,9- 1, 10-2 оценивание работы
— Ребята, что нужно для того, чтобы правильно определить тип подчинительной связи в словосочетании? (Определить главное слово и задать вопрос к зависимому слову; определить, чем выражены главное и зависимое слова)
— На какие группы делятся словосочетания по характеру главного слова? ( По характеру главного слова словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные)
— Какое значение могут иметь словосочетания по характеру зависимого слова? (Определительное, дополнительное, обстоятельственное)
— Как определить значение словосочетания? (Задать к зависимому слову смысловой вопрос)
VI. Дифференцированное творческое домашнее задание:
Рассмотрите одну из картин В.М.Васнецова.
1 уровень – составить по рисунку словосочетания и определить их виды.
2 уровень – по рисунку составить текст, из предложений выделить словосочетания и определить их вид.
VII. Оценка деятельности учащихся с учетом маршрутных листов учащихся
— Ребята, закончился урок, попрошу вас из «Словарика настроений-смайлики» выбрать прилагательное, которое характеризует ваше настроение, объясните свой выбор. (Учащиеся находят в списке прилагательное (доброе, весёлое, грустное, ожидающее, тревожное, ликующее, спокойное, приподнятое), которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор)
— Скажите, пожалуйста, как вы думаете, что значит быть счастливым человеком?
Ответы учащихся.(Слайд фотографии счастливых людей)
— Быть счастливым – значит быть умным, образованным, успешным. Поэтому учитесь и будьте счастливы!
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
- Словосочетание как единица синтаксиса.
- Средства связи слов в словосочетании.
- Разбор словосочетания.
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.
1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.
1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.
2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.
3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.
Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.
Наслаждаться (чем?) – тишиной.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».
От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.
Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.
Восхищаться (чем?) картиной.
Сидеть (где?) на уроке.
Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.
Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.
Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)
Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:
- выделить грамматическую основу;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
- выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
- выделить словосочетания группы второстепенных членов.
Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.
Любимый урок – прил. + сущ.
Помощь брату – сущ. + сущ.
Поехать на автобусе – гл. + сущ.
Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:
- определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
- объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
- обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».
Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.
По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.
Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо
- назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
- определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
- назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
- определить модель словосочетания;
- определить тип связи.
Теоретический материал для углублённого изучения
Виды связи слов в словосочетаниях
Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).
Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».
Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».
При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.
Формы связи зависимого слова от главного
Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное
Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже
Зависимое слово связано с главным только по смыслу
Конспект урока по русскому языку «Типы связи слов в словосочетании» 8 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по теме «Типы связи слов в словосочетании»( 8 класс по учебнику Л.М.Рыбченковой).Учитель русского языка и литературы Мухитдинова Дилноза Рустамовна.
Тема: Типы связи слов в словосочетании.
Цели урока: обобщать,систематизировать,развивать культуру устной, диалогической, письменной речи
повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи слов в словосочетании;
отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;
развитие познавательной самостоятельности;
овладение нормами литературного языка.
воспитание ответственности за качество своих знаний;
воспитание любви к родному русскому языку
Личностные УУД : формирование учебной мотивации; ориентирование в системе моральных норм и ценностей.
Регулятивные УУД : целеполагание и планирование своей деятельности;осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД : планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; на практике усваивают морально-этические принципы общения и сотрудничества;умеют согласовывать свои действия.
Познавательные УУД : — умеют выбрать наиболее подходящий способ решения проблемы, исходя из ситуации; проводят сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным критериям;
Тип урока: урок закрепления изученного
Форма работы: коллективная, индивидуальная;
Метод: словесный, наглядный ; поисковый;
Оборудование : таблица, карточки,тестовые задания, учебник
— Здравствуйте ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы вспомним и закрепим материал прошлого урока.Удачи вам !
2. Орфоэпическая разминка(на доске написаны слова). 5 мин.
разОгнутый, на дОску, давнИшний, озлОбленный, диспансЕр, понЯвший, переведенА, пОднятый, сОслепа, хлОпковое, досЮда, двИжимый, издрЕвле, зАняли, в тУфлях, чЕрпать, намЕрение.
-Ребята, проверьте правильность написания и ударения данных слов
3.Проверка домашнего задания в виде самостоятельной работы по вариантам с последующей взаимопроверкой (упражнение № 53). 5 минут.
4. Беседа по теме 12 мин.
— Что такое синтаксис?
(Раздел науки,изучающий строение словосочетаний и предложений)
— Верно. В чем отличие предложения от словосочетания?
(ССЧ входит в состав предложения).
-Назовите состав ССЧ?
(ССЧ состоит из главного и зависимого слова)
-Какое слово называется главным?
(Слово,которое называет предмет,признак,действие и т.д)
-Какое слово называется зависимым?
(Слово поясняет,распространяет главное)
-Назовите виды ССЧ по характеру главного слова?
-Какие сочетания слов не являются ССЧ?
(сочетания подлежащего и сказуемого ГО;однородные члены предложения;составные формы слов;фразеологизмы)
— Какие ССЧ с подчинительной связью вы знаете?
— Что такое согласование? Управление? Примыкание?
( Согласование- это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических форма х (род, число, падеж), что и главное.
Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога.
Примыкание – это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие , инфинитив).
-Сейчас вам нужно начертить в тетради 3 колонки. Постепенно будем их заполнять.
На доске написано 3 ССЧ: окружающая среда, преимущество в игре , писать красиво . Определим главное и зависимое слово в данных ССЧ.
Для того, чтобы верно определить способ связи слов в ССЧ, необходимо определить часть речи зависимого слова и его грамматические особенности.
Как вы видите, зависимые слова во всех трех ССЧ выражены разными частями речи. Это говорит о том, что все три ССЧ выражены разными способами подчинительной связи слов.
— Итак, обратимся к нашей таблице (у всех учеников таблица на парте)
Зависимое слово может быть выражено: существительным (разбить вазу), местоимением-существительным (сказать ему), количественным числительным (разделить на пять).
зависимое слово может быть выражено: наречием (громко плачет), инфинитивом (готов помочь), деепричастием (работать не переставая), формой сравнительной степени прилагательного или наречия (мальчик постарше, подойти ближе), неизменяемыми притяжательными местоимениями (её подруга).
— Для того чтобы вам было проще определить способ подчинительной связи слов в ССЧ, воспользуйтесь алгоритмом:
1. Найдите в ССЧ главное и зависимое слово.
Измените главное слово.
Измените зависимое слово:
Если зависимое слово изменяется , то способ связи СОГЛАСОВАНИЕ
Если зависимое слово не изменяется , то определить его часть речи:
Если это наречие, деепричастие, инфинитив, то способ связи ПРИМЫКАНИЕ
Если это существительное, местоимение-существительное, количественное числительное, то способ связи УПРАВЛЕНИЕ
5.Коллективная работа 7 мин.
-. Я продиктую ССЧ, вам необходимо определить способ связи слов в данных ССЧ. (Один ученик работает у доски, остальные выполняют задание в тетрадях. Предупредительный диктант).
1 задание: Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приёма, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере.
Ответ: хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере
— Итак,а остальные не являются ССЧ? Докажите.
2 задание: Обратимся к тексту упражнения №58.Из текста из первых четырех предложений выпишите по одному словосочетанию со связью: СОГЛАСОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ и ПРИМЫКАНИЕ (ученики записывают самостоятельно в таблицу тетради , затем задание проверяется коллективно):
— Итак, какой частью речи выражены зависимые слова в ССЧ?
6.Индивидуальная работа.12 мин.
Всем ученикам раздаются индивидуальные задания.
Время на выполнение – 5 минут.
1 задание .Каждый ученик должен составить словосочетание из данных слов.
Карточка 1. Глубокий (озеро); встретиться (друзья); лепесток (роза); лежать (трава); мой (книга); гулять (парк); смеяться (весело); всматриваться (пристально); заплатить (проезд); очень (веселый).
Карточка 2. Московский (улицы); бассейн (дети); весенний (цветы); украшения (янтарь); дорога (налево); ключ (машина); сарафан (ситец); сок (апельсины); осложнение (грипп); подарок (память).
2 задание: следующее задание составлено по принципу задания на экзамене в 9 классе. Каждый ученик получает индивидуальную карточку
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. деревянная ложка – ложка из дерева
2. алгебраическая задача – задача по алгебре
3. учительский стол — стол учителя
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ
1. снаряд для спортсменов – спортивный снаряд
2. совет отца – отцовский совет
3.особняк в три этажа — трёхэтажный особняк
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. осторожно слез – слез с осторожностью
2. спокойно делал – делал со спокойствием
3. бесстрашно бросился – бросился без страха
ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ
1. глядел со смущением – смущённо глядел
2. уезжал со спокойствием — спокойно уезжал
3. отзывался с гордостью – гордо отзывался
Сообщение домашнего задания. 1 мин.
П.8 «Синтаксический разбор словосочетаний» самостоятельное чтение.
7. Подведение итогов урока, выставление оценок . 2 мин.
— Какие три способа связи слов в словосочетаниях есть в русского языка?
— Какие из выполняемых на уроке заданий вызвали затруднения?
— Оцените свои знания, дополнив мое предложение “Я усвоил эту тему…”
[spoiler title=»источники:»]
http://resh.edu.ru/subject/lesson/7639/conspect/
http://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-tipi-svyazi-slov-v-slovosochetanii-klass-1314379.html
[/spoiler]