Словосочетание с наречиями в превосходной степени
Степени сравнения наречий в русском языке
Степени сравнения наречий — это сравнительная и превосходная степени, которые образуют качественные наречия с суффиксом -о/-е.
Какие наречия могут образовать степени сравнения?
Начнем с того, что наречие — это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия (глубоко нырнуть), признак признака (крайне нерешительный) и предмета (стук сбоку).
В системе частей речи русского языка наречие имеет отличительную особенность — неизменяемость. Слова этой части речи не образуют грамматических форм падежа и числа, то есть не склоняются. Они не изменяются по лицам и числам, как глаголы. Следовательно, у наречий нет окончания как словоизменительной морфемы. Конечные буквы обозначают словообразовательные суффиксы:
И все же некоторые наречия могут изменять свою грамматическую форму и образовать степени сравнения. Что же это за слова?
Качественные прилагательные образуют с помощью суффикса -о/-е наречия:
- веселый → весел о прыгать;
- громкий → громк о звучать;
- бодрый → бодр о шагать;
- искренний → искренн е сочувствовать;
- внешний — внешн е спокоен.
Наречия, образованные от качественных прилагательных с помощью суффикса -о/-е, имеют степени сравнения.
Качественные наречия, как и однокоренные прилагательные, образуют две степени сравнения:
- сравнительную степень;
- превосходную степень.
Эти грамматические формы наречий бывают простыми и составными. Рассмотрим, как образуются степени сравнения наречий в русском языке.
Таблица
Сравнительная степень | Превосходная степень | |
---|---|---|
Простая форма | Составная форма | Составная форма |
С помощью суффиксов -ее (-ей), — е, -ше | более менее + исходное наречие | простая форма сравнительной формы наречия + всех (всего) |
быстр ее громч е даль ше | более быстро менее громко более далеко | быстрее всех громче всех дальше всех |
Сравнительная степень наречий
Сравнительная степень наречий обозначает признак действия, состояния или признака, который проявляется в большей или меньшей степени.
Она имеет две грамматические формы: простую и составную (аналитическую).
Наречия с помощью формообразующих суффиксов -е, -ее/-ей, -ше образуют простую сравнительную степень:
- громкий — громч е сказать;
- трудно — трудн ее , трудн ей выполнить;
- далеко — даль ше бросить.
Часто при образовании простой сравнительной степени наречий происходит чередование согласных основы:
Некоторые наречия имеют простую сравнительную степень с другим корнем:
- хорошо — лучше выглядеть;
- плохо — хуже чувствовать себя.
Составную сравнительную степень образуем, если к начальной форме наречия добавим вспомогательные слова «более» или «менее»:
- громко — более громко сказать;
- трудно — менее трудно выполнить;
- далеко — более далеко бросить.
Обратим внимание, что неправильно образованы формы составной степени сравнения наречий:
Это морфологические ошибки в образовании этой формы.
Превосходная степень наречий
Превосходная степень наречий показывает признак действия, состояния или признака, который проявляется в наибольшей степени. Она имеет только составную (аналитическую) форму.
Превосходная степень наречия складывается из начальной формы наречия и вспомогательных слов «наиболее», «наименее», а также из сравнительной степени наречия и вспомогательных слов «всего», «всех». Эта форма может быть образована с помощью суффиксов -ейш-е-, -айш-е- :
Эти слова редко употребляются в современном русском языке.
Понаблюдаем, как образовать превосходную степень наречий:
- громко — наименее громко, громче всех сказать;
- трудно — наиболее трудно, труднее всего выполнить;
- далеко — наиболее далеко, дальше всех бросить.
Отметим, что слово «всех» участвует в образовании превосходной степени, если речь идёт об одушевленном производителе действия, а слово «всего» — при неодушевленном предмете.
Спортсмен под номером двенадцать пришел к финишу быстрее всех.
Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения
Наречия в форме степеней сравнения поясняют глагол. В предложении они являются, как правило, обстоятельством. Отличаем их от омонимичных форм качественных прилагательных, которые выступают в роли главного члена предложения — сказуемого.
Примеры
Почуяв лакомый кусочек, собака подошла ко мне (как?) ближе .
Наш колодец (каков?) ближе к дому, чем у соседей.
Запах черемухи (каков?) сильнее всех весенних цветов.
Кузнец ударил молотом по наковальне (как?) сильнее всех .
Видеоурок
Степени сравнения наречий
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На данном уроке рассматриваются правила образования степеней сравнения наречий; разбираются примеры употребления наречий в формах сравнительной и превосходной степеней; проводится их сопоставление с соответствующими формами прилагательных.
Степени сравнения наречий
Что такое степени сравнения наречий в русском языке
Наречием называется самостоятельная неизменяемая часть речи, которая отвечает на вопросы «где?», «куда?», «откуда?», «как?» и другие. Обозначает рассматриваемая часть речи признак по действию (бегать (как?) быстро) или признак признака (бегал быстро (как?) очень).
В процессе жизнедеятельности человеку периодически приходится сравнивать различные признаки. Это могут быть признаки предметов или признаки действий.
Например, новый — новее, крепкий — крепче, быстро — быстрее и так далее.
С точки зрения грамматики русского языка возможность сравнить отражается в такой грамматической категории как степень сравнения.
Эта грамматическая категория свойственна не только прилагательным, но и наречиям на -о-\-е-, образованным от них. Здесь так же, как и у прилагательных, определено две разновидности степеней сравнения. Это сравнительная и превосходная.
Сравнительная показывает проявление признака по действию в сравнении: этот стол выглядел (как?) ново — а тот выглядел (как?) новее; сжал (как?) крепко — сжал (как?) крепче. С семантической точки зрения здесь всегда признак одного предмета проявляется в большей степени, например, новее, а признак другого в меньшей: ново.
Превосходная степень отражает наивысшую степень проявления признака: выглядел (как?) новее всего. Данной разновидности не характерно большее или меньшее проявление признака.
Какие наречия могут образовать степени сравнения
Как уже было отмечено выше, сравниваться могут только наречия на -о-\-е-, образованные от прилагательных. Сравните:
- красивый — красиво — красивее;
- умный — умно — умнее.
Эти слова отражают образ действия, которое в сравнении может выполняться по-разному: писал (как?) аккуратно — аккуратнее.
Рассматриваемая грамматическая категория отсутствует у наречий места, цели, причины, условия и так далее. Это обусловлено тем, что слова с представленным значением сравнить нельзя. Мы можем, к примеру, сравнить только признак места: было (как?) красиво или красивее.
Что касается времени, то в большинстве случаев степеней сравнения они также не имеют: (когда?) вчера. Но бывают и исключения из правил, например, встал (когда?) рано — встал (когда?) раньше.
Образование сравнительной степени наречий
У прилагательных каждая представленная выше разновидность степеней сравнения имеет две формы: простую и составную.
Сравнительной степени наречий так же присущи две формы. Простая образуется с помощью присоединения к основе наречий в положительной степени формообразующих суффиксов -е-(ей) ( крепче), -ее- (сильнее), -ше- (тоньше). Положительной степенью называется слово, находящееся вне степени сравнения.
Редко, но бывает, что в отдельных случаях формирование сравнительной степени приводит к полному изменению внешнего облика слова: хорошо — лучше, плохо — хуже. Чаще этот процесс становится причиной появления чередования согласных в корне: молодо — моложе (д\\ж), дорого — дороже (г\\ж), богато — богаче (г\\ч), тихо — тише (х\\ш) и тому подобное.
При образовании рассматриваемой формы к некоторым словам, помимо формообразующего суффикса, добавляется приставка ПО-, например, мелко — помельче, тихо — потише. Подобного рода слова не обладают проявлением признака в наивысшей степени, но, несмотря на это, они наделены особым значением.
Составная создается через присоединение к наречию слов «более» — «менее»: более сильно, менее больно.
Нельзя образовать простую сравнительную степень от слов «жестоко», «робко». Можно только сказать «более жестоко», «более робко».
Образование превосходной степени наречий
Что касается превосходной степени, то наречиям на -ей не присуща простая форма, как у прилагательных, где она образуется либо суффиксальным способом через присоединение суффиксов -айш-\-ейш- (высочайший), либо приставочно-суффиксальным с использованием приставки наи- и суффиксов –айш-\-ейш- (наивысочайший).
В разговорной речи можно услышать такие формы, как «взглянул (как?) наистрожайше», но следует понимать, что они являются грамматической ошибкой.
Наречия имеют только превосходную составную форму, образование которой осуществляется через присоединение местоимения «всех», «всего» (поступил (как?) умнее всех) или слов «наиболее»\«наименее» (бегал (как?) наиболее быстро).
Синтаксическая роль наречий в форме степеней сравнения
Наречия, в отличие от прилагательных, относятся к глаголу, поэтому они всегда, отвечая на вопросы «как?», «каким образом?», являются в предложении обстоятельствами. Прилагательные относятся к именам существительным или местоимениям, поэтому, будучи в какой бы то ни было степени сравнения, будут сказуемыми.
Сравните: «Ее глаза ярче от улыбки» и «На этот раз рисунок нарисован ярче». В первом предложении «ярче» относится к слову «глаза» и к нему задается вопрос «каковы?». Значит перед нами сказуемое, выраженное кратким прилагательным в сравнительной степени. Во втором случае мы имеем дело с наречием в сравнительной степени, потому что слово относится к сказуемому «нарисован». К тому же к «ярче» в данном случае задается вопрос «как?», что является доказательством того, что перед нами наречие в сравнительной степени сравнения.
Представленный выше алгоритм рассуждений позволяет отличить наречие в сравнительной степени от прилагательного в этой же форме. В русском языке довольно часто встречаются примеры, когда слова, которые выглядят совершенно одинаково, относятся к разным частям речи.
Что касается синтаксической роли наречий в рассматриваемой форме, то следует знать, что они всегда являются в предложении обстоятельствами.
Таблица с примерами
Незнания теории в области образования степеней сравнения часто становятся причиной грамматических ошибок. Кроме представленного выше неправильного использования приставочно-суффиксального способа для формирования простой превосходной степени, ошибки могут быть следующего плана:
- Использование суффикса -ее- вместо -е-: «Музыка звучала громчее».
- Объединение в одной форме и сравнительной, и превосходной степени: «Эта книга была более интереснее, чем предыдущая».
- Неверное согласование наречий в форме простой сравнительной степени с именами существительными или местоимениями: «Больше за все я люблю бабушку» или «Вася выполнил контрольную быстрее за всех».
Во избежание путаницы следует понимать, что нельзя объединять способы образования разных форм. Если возникают сомнения по поводу необходимости использования предлога, то нужно, начиная с грамматической основы, задавать от одного слова к другому цепочку логических вопросов.
Например, «Я люблю бабушку (как?) больше всех» или «Вася выполнил контрольную (как?) быстрее всех».
Для быстрого запоминания ниже представлена таблица, позволяющая лучше запомнить рассмотренный материал:
[spoiler title=»источники:»]
http://interneturok.ru/lesson/russian/7-klass/bglava-4-narechieb/stepeni-sravneniya-narechiy
http://wika.tutoronline.ru/russkij-yazyk/class/7/stepeni-sravneniya-narechij
[/spoiler]