Меню Рубрики

Словосочетание как единица синтаксиса предложение как единица синтаксиса

РУСТЬЮТОРС

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса русского языка

Содержание:

↑ Синтаксис как раздел науки о языке

Синтаксис позволяет использовать язык как средство общения, ведь при общении мы обмениваемся не звуками, приставками или изолированными словами, а целостными высказываниями, построенными по законом того или иного языка.

Речь невозможна без соблюдения правил. Синтаксически правильно и последовательно организованную речь называют связной.

Любой носитель языка без труда распознает бессвязную речь, а отклонение от синтаксических норм расценивается как стилистическая ошибка:

Подумав, ему пришлось уехать. Она любит и заботится о нас. Мы восторгаемся перед нею. Меня поразил ответ брата: он был груб, неучтив. Нам говорили о недостатках и как с ними бороться. Почва охлаждается до три-пять градусов. Террористы учились управлять большие самолеты. Мы все заинтересованы тем, чтобы выборы прошли успешно.

Тот факт, что приведенные примеры осознаются нами как неприемлемые, означает, что мы обладаем представлением о предписанных законах соединения слов в высказывании, о единых для всех правилах построения русской фразы.

Такие правила и описываются в синтаксисе, и связная речь есть не что иное, как выполнение этих правил.

↑ Синтаксические единицы

Основными синтаксическими единицами (согласно школьной программе по русскому языку) являются словосочетание (докоммуникативный уровень) и предложение (коммуникативный уровень).

языкознании выделяют также в качестве синтаксических единиц: словоформу, сложное синтаксическое целое и текст.

Традиционно выделяются синтаксические единицы докоммуникативного уровня — словоформу и словосочетание, являющиеся строительным материалом для предложения — простого и сложного, представляющего собой главную единицу коммуникации, а также единицы более высокого синтаксического уровня — сложное синтаксическое целое и текст.

↑ Словоформа как единица синтаксиса

Эта роль предопределена как его лексическим значением, так и местом в морфологической системе языка. По аналогии с такими единицами, как фонема, морфема, лексема, словоформа получила также наименование синтаксема. Как правило, словоформа обладает смысловой и грамматической валентностью — способностью присоединять к себе другие словоформы, причем строго или не слишком строго предопределенные системой языка.

↑ Словосочетание как единица синтаксиса

Подчинительные связи предполагают, что от одного слова к другому можно задать смысловой вопрос (он же окажется и грамматическим). Только знаменательные, значимые части речи, обладающие лексическим значением, выступают в роли компонентов словосочетания.

Таким образом, словосочетание — не что иное, как распространенная словоформа, или соединение словоформ.

Если словоформу мы определили как минимальную синтаксическую единицу, то словосочетание можно охарактеризовать как минимальную единицу связной речи, состоящую из двух и более словоформ. В словосочетании уже появляется синтаксическая связь — подчинительная, что выводит словосочетание за пределы морфологии и лексики и превращает его в сугубо синтаксическую единицу.

Словосочетание, так же как слово, называет явление действительности, но более точно, более детально, чем слово. Тем самым словосочетание сужает называемое понятие.

Словосочетание отличается от предложения функцией. Объем здесь не важен. Предложение может состоять из одного слова, из двух и более слов. Важно только то, что предложение, в отличие от словоформы и словосочетания, становится единицей коммуникации, оно не просто называет явления действительности, а сообщает о фактах и событиях, содержит суждение о них.

↑ Предложение как единица синтаксиса

Язык как средство общения начинается с предложения.

Наиболее адекватное определение «предложения» можно дать с точки зрения его функций. Именно этот взгляд положен в основу определения, сформулированного В.В. Виноградовым: «Предложение — это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, которая является средством формирования, выражения и сообщения мысли».

Кажется отчасти странным иллюстрировать предложение как единицу языка и речи. Мы окружены фразами, они живут в нас, многие из них являются общеизвестными высказываниями:

Я мыслю, следовательно — существую.
Кто ищет, тот всегда найдет.
Любви все возрасты покорны.
Хотели как лучше, а получилось как всегда.
А был ли мальчик? Может, мальчика-то и не было.
Бабушка надвое сказала.
Карету мне, карету!
Выше себя не прыгнешь.
Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда.
А ларчик просто открывался.

Формируя мысль, мы пользуемся одной из готовых языковых структур и наполняем ее тем лексическим содержанием, которое обеспечивает выражение необходимого нам смысла. Предложение может содержать сообщение о событиях и фактах, волеизъявление, характеристику предметов и явлений, общее суждение, запрос информации, побуждение к действию и прочее.

↑ Сложное синтаксическое целое как единица синтаксиса

Если высказанную в предложении мысль развить, снабдить ее аргументами, примерами, то получится развернутый отрывок на ту же тему, но более подробный, чем отдельное предложение. Такой отрывок, посвященный одной теме и оформленный по законам данного языка, предписанным связной речи, получил название сложного синтаксического целого. В лингвистической литературе для обозначения такого единства используются также синонимы — сверхфразовое единство (СФЕ), прозаическая строфа, компонент текста и др.

Термины «сложное синтаксическое целое», «сверхфразовое единство» отражают сложноустроенность данной языковой единицы, выход за пределы предложения, связную упорядоченность высказываний по правилам синтаксиса и смысловую целостность, единство темы.

Как всякое «целое», данная единица речи структурирована и обладает ярко выраженным началом, серединой и концовкой.

Например, заметки фенолога в «Вечерней Москве» построены по схеме:

Сегодня утром крыши Москвы покрылись инеем (зачин). Этот первый «белый утренник» наступил на месяц позже среднего срока. Инеем покрылись поля и лесные поляны (развитие темы). В еловые и лиственничные чащи заморозок еще не проник (концовка).

В коммуникативном плане сложное синтаксическое целое находится между предложением как отдельным высказыванием и текстом как завершенным речевым произведением. Чем объемнее произведение, тем больше оно нуждается в делении на смысловые части. Иногда эти отрывки регулируются жанром произведения и определяются автором. Тома, главы, части, рубрики, параграфы являются принадлежностью разных типов деловых, художественных, публицистических, учебных текстов. Но и при отсутствии специальной рубрикации читающий вольно или невольно фиксирует переход к новой теме, новому эпизоду, новому отрывку текста.

↑ Текст как единица синтаксиса

Протяженность текста определена его задачами, целями, коммуникативным намерением. Объем и структура текста заданы избранным жанром. Все речевые жанры: научный доклад, любовная записка, учебное пособие, роман-эпопея, информационная заметка, рекламная листовка — соответствуют своему коммуникативному предназначению в определенных стилевых и формальных рамках.

Объемные, сложно устроенные произведения Льва Толстого отвечают главному назначению художественного текста — образному отображению действительности (в отличие от нехудожественных текстов, которые, описывая, объясняя, анализируя окружающий мир, оперируют понятиями). Роман Льва Толстого «Анна Каренина» умещает свои два тома (в каждом из которых по четыре части, состоящие из 20–30 глав) между хрестоматийным началом (Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских) и малоизвестным высказыванием Левина (Так же буду сердиться на Ивана кучера, так же буду спорить, буду некстати высказывать свои мысли, так же будет стена между святая святых моей души и другими, даже женой моей, так же буду обвинять ее за свой страх и раскаиваться в этом, так же буду не понимать разумом, зачем я молюсь, и буду молиться, — но жизнь моя теперь, вся моя жизнь, независимо от всего, что может случиться со мной, каждая минута ее — не только не бессмысленна, как была прежде, но имеет несомненный смысл добра, которы я властен вложить в нее!).

Общей коммуникативной задачей, помимо сугубо эстетической, являлось для Толстого раскрытие смысла эпиграфа, взятого к этому произведению (Мне отмщение, и аз воздам), хотя сам автор утверждал, что, чтобы объяснить идеи романа, ему понадобится весь его текст без изъятий.

Есть тексты, которые по размеру совпадают со сложным синтаксическим целым. Чаще всего это малые газетные жанры. Например: Двухкомнатная квартира загорелась на первом этаже в доме номер 96, корпус 4, на Ленинградском проспекте. Когда приехали пожарные, одна из комнат уже полыхала вовсю. Виновницей пожара оказалась настольная лампа, которую зажгли в чулане, чтобы достать с верхних полок что-то нужное. Хозяйка, к счастью, оказалась жива, хотя и попала в больницу.

Текст имеет очень узкое коммуникативное назначение — проинформировать о случившемся. Без комментариев и авторской позиции. Такое содержание легко укладывается в заданную форму.

Текстом является и деловое письмо, которое, казалось бы, умещается в одно предложение: Прошу предоставить мне отпуск без сохранения содержания с 5 по 12 октября по семейным обстоятельствам.

Однако и в таком документе присутствуют необходимые для данного жанра структурные элементы, как-то: кому, от кого, название документа (заявление), подпись, дата.

Словосочетание как синтаксическая единица

1. Словосочетание как синтаксическая единица

Синтаксис. Предмет синтаксиса.

Термин «синтаксис» употребляют для обозначения и объекта изучения, и раздела науки о языке. Синт а к с и с я з ы к а — это его синтаксический строй, совокупность действующих в языке закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц. С и н т а к с и с как н а у к а — это раздел грамматики, освещающий синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц. «Синтаксис» — греческое слово (syntaxis), буквально значит «составление», «построение», «строй». Действительно, синтаксис как наука о синтаксическом строе языка позволяет показать систему синтаксических единиц, связи и отношения между ними, из чего и как они составляются, как, какими средствами соединяются компоненты (элементы) в синтаксические единицы. Фундаментальные понятия синтаксиса — это понятия о системе синтаксических единиц, о синтаксических отношениях, синтаксических связях (и средствах связи) и о грамматической (синтаксической) семантике.

Синтаксис как раздел грамматики, изучающий строй связной речи, включает в себя две основные части:

1) учение о словосочетании

2) учение о предложении.

Синтаксические единицы – это конструкции, в которых их элементы (компоненты) объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц.

2. Словосочетание как единица синтаксиса.

Словосочетание – единица синтаксисаСловосочетание — это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически и представляющих собой сложные наименования явлений объективной действительности.

Типы связи слов в словосочетании. Предикативная связь является связью между членами грамматической основы в предложении.В подчинительном словосочетании одно слово главное, а другое — зависимое (к нему можно задать вопрос от главного слова).

Существует три типа связи между словами в словосочетании: Согласование — вид связи, при котором зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже.Примеры: красивая шляпка, об интересном рассказе. Управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова.Примеры: ненависть к врагу, читать книгу. Примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения. Образуется наречиями, инфинитивами и деепричастиями.Примеры: петь красиво, лежать спокойно, очень устал.Другое определение связи «Примыкание»: связь, которая используется в словосочетании, где зависимый компонент — неизменяемое слово или такая изолированная от других форм, как сравнительная степень, неопределённая форма глагола. По морфологическим свойствам главного слова словосочетания классифицируются следующим образом:

1)Глагольные словосочетания С глаголом как главным словом сочетаются: а) имя существительное во всех косвенных падежах с предлогом и без предлога: слушать лектора, лечить людей, сидеть за столом, приходить без опоздания, стоять за кафедрой; б) наречие: учиться хорошо, дружески беседовать, слушать внимательно; в) инфинитив: просить подождать; ехать отдыхать; г) деепричастие: идти не оглядываясь. 2)Именные словосочетания Главным словом может являться существительное, прилагательное, местоимение, числительное: защита диплома, любовь к человеку, впечатление при встрече; нужный людям; скупой на слова, отчаянно смелый, готовый выполнить; некоторые из друзей, кто-то из выступавших, каждый из нас; второй из студентов, один из нас.

Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих свое самостоятельное лексическое значение. Компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории, например: поздняя осень, ранняя осень, холодная осень; любить труд, любить науку, любить детей; говорить тихо, говорить взволнованно, говорить ласково. Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. из слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Такие словосочетания по своей семантике и функции особенно близки отдельному слову. При функционировании в предложении несвободные словосочетания не расчленяются и выступают в позиции одного члена предложения. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически. Синтаксически несвободные словосочетания — это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, в предложении Ко мне подошла девушка высокого роста словосочетание высокого роста несвободно, оно выполняет единую определительную функцию, ср.: высокорослая девушка. Словосочетание высокого роста нечленимо, так как существительное в его составе лексически обеднено (нельзя сказать девушка роста). Фразеологически несвободные словосочетания — это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для всякого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.

Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям:

1. В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов).

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас. (Пушкин).

2. По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные.

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).

Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

3. По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

4. По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Cладка печаль моя ! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

5. В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.

6. Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные. Например, Во всех ты, душечка, нарядах хороша.

Словосочетание как единица синтаксиса: определение, виды, типы связи

Словосочетание как единица синтаксиса изучается в рамках 8 класса. Это своего рода «кирпичики», из которых строятся предложения. Поэтому для грамотной связной речи нужно изучить основы.

Определение словосочетания

Словосочетание – это основная единица синтаксиса, которая состоит из 2 и более полнозначных слов, соединенных подчинительной грамматической связью.

Подчинительная связь подразумевает наличие в словосочетании главного и зависимого слов:

  • красное яблоко (какое яблоко? – красное);
  • сладко спать (спать как? – сладко);
  • жить в доме (где жить? – в доме).

Схематически это выглядит так:

Словосочетание как единица синтаксиса может быть простым и сложным. Рассмотрим примеры.

Отправить письмо. Здесь можно задать только один вопрос (отправить что?). Это простое словосочетание.

Отправить письмо другу. В этом случае мы можем задать два вопроса (отправить что? кому отправить?). Это сложное словосочетание.

Главное слово

Продолжим изучать тему «Словосочетание как единица синтаксиса». Виды словосочетаний выделяют, исходя из главного слова. А точнее, части речи, которой оно представлено.

  • Именные – главным словом выступает существительное, числительное, прилагательное и местоимение.

Например: серая мышка, смелый по характеру, первый в списке, кто-то в плаще.

  • Глагольные – здесь главное слово представлено разными формами глагола.

Например: писать стихи, идет по улице, испекла пирог.

  • Наречные – главным словом выступает наречие.

Например: радостно до слез, особенно трогательно.

Мы рассмотрели, что такое словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях – следующий важный аспект темы.

Типы связи

Поскольку компоненты соединены подчинительной связью, между ними образовываются определенные отношения: один компонент зависит от другого.

Продолжаем углубляться в тему «Словосочетание как единица синтаксиса». Кратко рассмотрим типы связей.

1. Согласование. Компоненты словосочетания совпадают в роде, падеже и числе.

Главным словом выступает существительное или местоимение. Зависимым – прилагательное, причастие, местоимение и порядковое числительное.

Например: моя мечта, рыжий кот, пятый класс, спящая красавица.

2. Управление. Зависимое слово стоит в такой грамматической форме (род, число, падеж), которую требует от него главное слово.

Главное слово обычно выражено глаголом, а зависимое – существительным или местоимением.

Например: думать о будущем, смотрит на него.

Обратите внимание, что в таком словосочетании зависимое слово не изменяется, хотя оно и принадлежит к склоняемым частям речи.

Она любуется звездами. Он любовался звездами. Мы будем любоваться звездами. Ты любуешься звездами.

3. Примыкание. Компоненты объединены по смыслу и интонационно.

Главным словом, как правило, выступает глагол, реже – прилагательное. А зависимыми могут быть только неизменяемые слова – инфинитив, деепричастие, наречие.

Например: трудиться, не покладая рук, засидеться допоздна, готов прийти на помощь.

Что не является словосочетанием

Итак, словосочетание как единица синтаксиса имеет главное и зависимое слова. Однако не каждое сочетание слов подпадает под это правило.

Что нельзя назвать словосочетанием?

Например: Медведь спит в берлоге. «Медведь» и «спит» – это грамматическая снова.

Например: Она любит петь и танцевать. «Петь» и «танцевать» объединены сочинительной связью.

  • Слово с предлогом (включая производный).

Например: в силу обстоятельств, в течение дня.

Например: мухи не обидит. Это не словосочетание, поскольку каждый из компонентов утратил лексическое значение, и фразеологизм нужно воспринимать целиком. Его можно заменить одним (или двумя) словом без потери смысла: мухи не обидит – безобидный.

Например: буду танцевать, будем дружить.

  • Составная форма превосходной степени сравнения прилагательных.

Например: самый вкусный, наиболее красивый, наименее привлекательный.

Как найти словосочетание в предложении

Словосочетание как единица синтаксиса формируется в предложении и выделяется из него. Мы уже знаем, что является, а что не является словосочетанием. Как найти его в предложении? Алгоритм действий такой.

  1. «Убираем» грамматическую основу.
  2. Пронумеровываем остальные знаменательные слова. Сколько слов – столько и словосочетаний.
  3. Задаем вопросы сначала от подлежащего, затем от сказуемого. Если дальше не получается ставить вопросы, отталкиваемся от второстепенных членов предложения.

Разберем это на практике.

Сильный дождь щедро поил землю водой.

  1. Находим грамматическую основу – дождь поил. Вместе они не могут исполнять роль словосочетания.
  2. В предложении есть еще 4 полнозначных слов. Значит, нам нужно найти 4 словосочетания. Начинаем с подлежащего.

Какой дождь? – Сильный. Больше нет зависимых от подлежащего слов, поэтому переходим к сказуемому.

Что поил? – Землю. Чем поил? – Водой? Как поил? – Щедро.

Итак, в этом предложении 4 словосочетания: сильный дождь, поил землю, поил водой, поил щедро.

Упражнения

Мы детально разобрали тему «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний». Примеры упражнений помогут закрепить полученные знания.

Определите тип связи.

  1. Морозный день.
  2. Писать письмо.
  3. Смотреть телевизор.
  4. Громко плакать.
  5. Читать книгу.
  6. Красная шляпка.
  7. Измученный дорогой.
  8. Рыдающий от счастья.

Определите, словосочетание это или нет.

  1. Голубое небо.
  2. Любящий спорить.
  3. Буду смеяться.
  4. Узкая тропинка.
  5. Чья-то сумка.
  6. Кто-то идет.
  7. Лес и озеро.
  8. Самое высокое.
  9. Высокое дерево.
  10. Голубое озеро.
  11. Он поставил точку в этом вопросе.
  12. В конце предложения он поставил точку.


[spoiler title=»источники:»]

http://infourok.ru/slovosochetanie-kak-sintaksicheskaya-edinica-5289065.html

http://www.syl.ru/article/300817/slovosochetanie-kak-edinitsa-sintaksisa-opredelenie-vidyi-tipyi-svyazi

[/spoiler]