Меню Рубрики

Русский язык разборы цифры

2. Начальная форма ( в форме единственного числа. отвечает на вопрос кто? или что?).

4. Постоянные признаки:

— одушевлённое или неодушевлённое;

-нарицательное или собственное;

5. непостоянные признаки:

— синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора имени прилагательного как части речи

2. Начальная форма ( ед.число, муж.род)

7. Синтаксическая роль(член предложения);.

Порядок разбора глагола как части речи

1. На какой вопрос отвечает.

3. Неопределённая форма( вопросы: что делать?, что сделать?)

6.Вид (совершенный или несовершенный).

7. Род ( в прошедшем времени единственного числа).

9.Синтаксическая роль (член предложения);

Порядок разбора местоимения как части речи

2. Начальная форма (именительный падеж, ед. число).

3. Постоянные признаки: лицо.

4. Непостоянные признаки: падеж, число, род ( если это местоимение 3-го лица, ед.числа).

5. Синтаксическая роль (член предложения);

№4 Синтаксический разбор предложения

1) По цели высказывания:

повествовательное (содержит сообщение)

побудительное (побуждает к действию);

вопросительное (содержит вопрос);

2) По интонации: восклицательное; невосклицательное;

3) По наличию главных членов: простое или сложное;

подлежащее (кто?, что?); сказуемое (что делает?, что сделал? и т.д.)

4) По наличию второстепенных членов:

распространённое или нераспространённое;

Второстепенные члены предложения:

дополнение (падежные вопросы)

обстоятельство (где? как? когда? откуда? куда? сколько? каким образом?)

определение (какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи?)

5) Наличие однородных членов.

Пример:

пр. сущ. гл. сущ. с. сущ.

От петуха летели пыль и пух. (Схема предложения)

(Повеств., невоскл., прост., распостр., с однород. чл.)

6) Выписать словосочетания(от главного слова к зависимому задать вопрос)

Памятка по русскому языку «Виды разборов»

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы «Виды разборов».

Содержимое разработки

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

III Роль в предложении.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Разделить на слоги.

Посчитать количество букв и звуков

Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

Окончание

Основа

Приставка

Подлежащее и сказуемое

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Надписать части речи.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

П.п. – собственное/нарицательное, одушевлённое/неодушевлённое, род(ж./м./ср./), склонение (1/2/3)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.),

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.)

Число (ед./мн.), род (ж./м./ср), падеж.

III Роль в предложении

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма.

П.п.– вид (сов./несов.), спряжение (I, II)

III Роль в предложении.

I Вопрос. Часть речи.

II Начальная форма (И.п., ед.ч.)

Н.п. – падеж, число(ед./мн.), род –только в 3 лице (м./ж./ср.)

III Роль в предложении

П.п. – постоянные признаки

Н. п. – непостоянные признаки

Разделить на слоги.

Посчитать количество букв и звуков

Буквы в столбик, характеристика звуков.

(согл. – звонк./глух., парн./непарн., твёрд./мягк.;

Окончание

Основа

Приставка

Подлежащее и сказуемое

__ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __

Схемы разборов по русскому языку 5-9 классы
методическая разработка по русскому языку по теме

Схемы разборов по русскому языку включают в себя виды разборов по фонетике, морфемике, словообразованию, лексике, орфографии, морфологии, синтаксису и образцы их выполнения. Могут использоваться на уроке и в индивидуальной работе учащихся.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Схема фонетического разбора слова

1. Разбейте слово на слоги, укажите количество слогов.

2. Поставьте ударение в слове,

укажите ударный слог.

3. Запишите фонетическую

4. Охарактеризуйте звуки слова. Гласные: ударные — безударные, какой буквой обозначены; согласные: твёрдые, мягкие (парные, непарные), звонкие, глухие (парные, непарные), какой буквой обозначены.

5 Укажите количество звуков и букв.

3-ий слог является ударным [адб’ил’ит’] [а] — гласный, безударный; обозначен буквой «о»;

[д] — согласный, твёрдый, парный (пара [д’]); звонкий, парный (пара [т]); обозначен буквой «т»;

[б’] — согласный, мягкий, парный (пара [б]); звонкий, парный (пара [п’]);обозначен буквой «б»;

[и] — гласный, безударный; обозначен буквой «е»;

[л’] — согласный, мягкий, парный (пара [л]); звонкий, непарный (пара [-]); обозначен буквой «л»;

[и] — гласный, ударный; обозначен буквой «и»;

[т ‘ ] — согласный, мягкий, парный (пара [т]); глухой, парный (пара [д’]); обозначен буквами «т», «ь».

Разбор слова по составу (морфемный анализ)

Городской – прилагательное в форме мужского рода именительного падежа единственного числа.

Морфологический разбор имени существительного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа).

2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число.

III. Синтаксическая роль.

Ветер по морю гуляет…

I. ( По) морю – им. сущ., обозначает предмет, (что?) море ;

III.В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор глагола

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (инфинитив).

2. Постоянные признаки: а) вид, б) спряжение, в) возвратность, г) переходность.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Работай до поту, так поешь в охоту.

II. Н.ф. – поесть ; сов. в., разноспряг., невозвр., перех.; в изъяв. накл., в буд. вр., в ед. ч., во 2 л.;

III. В предложении является сказуемым.

Морфологический разбор имени прилагательного

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж ед. числа муж. рода).

2. Постоянные признаки: разряд (качественное, относительное, притяжательное).

3. Непостоянные признаки: 1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма; 2) у всех прилагательных: а) падеж, б) число, в) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Под ним струя светлей лазури, над ним луч солнца золотой …

II. Н.ф.- золотой, качеств, в полн. ф., в им.п., ед. ч., муж. р.;

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор имени числительного

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж).

2. Постоянные признаки: а) простое или составное, б) количественное или порядковое, в) для количественных разряд: целое число или количество, дробное, собирательное.

3. Непостоянные признаки: а) падеж, б) число (если есть), в) род (если есть).

III. Синтаксическая роль

Школьный участок занимает десять гектаров.

I. Десять – им. числ., обозначает количество, (сколько?) десять ;

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор наречия

I.Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд по значению.

3. Степень сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

С севера порывисто дул ветер.

I. Порывисто – наречие, обозначает признак действия,

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор причастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (имен. падеж, ед. число, муж. род).

2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное, б) время, в) вид, г) возвратность.

3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страд. прич.), б) падеж (у причастий в полной форме), в) число, г) род (в ед. ч.).

III. Синтаксическая роль.

Остывшая за ночь степь окутана сизым туманом.

III. В предложении является определением.

Морфологический разбор деепричастия

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение. От какого глагола образовано.

II. Морфологические признаки.

III. Синтаксическая роль.

От реки, окутывая прибрежные кусты, шел туман.

II.Несов. в., невозвр., неизмен.;

III. В предложении является обстоятельством.

Морфологический разбор предлога

I. Часть речи. Для чего служит.
II. Морфологические признаки.

1. Простой или составной.

2. Производный или непроизводный.

По небу метались встревоженные галки.

I. По (небу) – предлог.

II. Простой. Непроизводный. Неизменяемый.

Морфологический разбор союза

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд: сочинительный (соединительный, разделительный, противительный) или подчинительный (изъяснительный, обстоятельственный (вид обст.)).

2. Простой или составной.

Водолазы спустились, для того чтобы проверить последний раз крепление понтонов.

II.Подчинит., обстоят., целевой, составной, неизменяемый.

Морфологический разбор частицы

I. Часть речи. Для чего служит.

II. Морфологические признаки.

1. Разряд (формообразующая, модальная (какое значение выражает)).

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

I.Не – частица, служит для выражения отрицания,

Cинтаксический разбор простого предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматическую основу предложения и доказать, что оно простое.

4. Определить тип предложения по структуре:

а) двусоставное или односоставное (определенно-личное, неопределенно-личное, обобщенно-личное, безличное, назывное);

б) распространенное или нераспространенное;

в) полное или неполное;

г) осложненное (указать, чем осложнено: однородными членами, обособленными членами, обращением, вводными словами).

5. Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.

6. Составить схему предложения и объяснить расстановку знаков препинания.

Синтаксический разбор сложного предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).

2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).

3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.

4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).

6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Схема лексического разбора слова

1. Определите лексическое значение слова в контексте.

2. Если слово многозначно, укажите другие его значения (при необходимости можно пользоваться толковым словарём русского языка).

3. Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.

4. Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.

5. Постройте синонимический ряд для слова в данном значении.

6. Подберите антонимическую пару к данному слову.

7. Определите, является данное слово исконно русским или заимствовано из другого языка.

8. Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении.

9. Определите, является ли слово устаревшим.

10. Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов.

Схема орфографического разбора слова

1. Выписать контрольное слово.

2. Вставить пропущенные буквы или раскрыть скобки.

3. Подчеркнуть в слове место орфограммы.

4. Назвать орфограмму и объяснить (устно или письменно) условия правильного написания.

5. Указать проверочное слово (если возможно) и привести примеры слов с данной орфограммой.

Образец орфографического разбора слова

Скош..(н,нн)ая трава лежит ровными рядами.

Скошенная — правописание суффиксов причастий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал может быть использован на обобщающих уроках по теме «Имя существительное».

Данный урок русского языка проведён в 5 классе с обучающимися с диагнозом ДЦП и ставит своей целью повторение и закрепление изученного на уроках материала по теме “Синтаксис п.

Тема урока: «Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с обособленными членами».Урок – практикум.Цель урока: закрепить знания учащихся по синтаксическому и пунктуационному разбору, нахо.

Тема урока: «»Цель урока: определить и закрепить с учащимися порядок морфологического разбора глагола.Задачи урока:Образовательная:учить определять морфологические признаки глагола;определить и закреп.

Обобщающий урок по теме » Глагол».

Презентация»Морфологический разбор глагола».

В конспекте урока содержатся задачи, достигаемые на каждом технологическом этапе урока; формы (работа в паре, группой, фронтально), используемые для организации учебной деятельности на каждом этапе ур.