Меню Рубрики

Русский язык 2 класс парные звонкие и глухие согласные

урок русского языка Парные звонкие и глухие согласные
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

урок 2 класса п русскому языку по теме Парыне звонкие и глухие согласные

Скачать:

Вложение Размер
parnye_zvonkie_i_gluhie.docx 26.72 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Дата проведения: 30 ноября

Урок-сказка по теме : Звонкие и глухие согласные

Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний.

1. Формировать умения различать парные звонкие и глухие согласные.

Актуализировать, уточнить и конкретизировать знания учащихся о парных и непарных звонких и глухих согласных.

2.Развивать умение анализировать звуковой состав слова.

Развивать умение находить в словах звонкие и глухие согласные звуки.

Развивать речь учащихся посредством изучения словарных слов.

.Воспитывать чувство взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и любить природу.

Методы и приемы: игровой, наглядный

Карта с царством согласных звуков, раздаточный материал к играм: «Засели домик», карточки со звуками, геометрические фигуры, изображающие звуки

учебник Т.Г. Рамзаевой«Русский язык» 2 класс

– Проверим готовность к уроку.

– Дорогие ребята. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно

Сегодня урок русского языка проведу я. Меня зовут Конгар Роляна Данововна. Давайте дружно поработаем на уроке.

.А теперь – за работу!

Проверка домашнего задания

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.

Отвечают на вопрос учителя, выполняют движения

— В алфавите эта буква находится между буквами л и н. Что это за буква? (М)

— Из каких элементов она состоит?

Пишем красиво и аккуратно

Ребята прописывают буквы Мм .

— Наклонные с закруглением внизу

Ребята, вы любите сказки? Какие сказки знаете? Наш

урок будет необычным. Сегодня у

Дета называют известные им сказки

— Итак, сядьте поудобнее,слушайте -внимательно. Сказка начинается. За широкими морями, за дремучими лесами, за высокими горами в стране звуков находится царство «Соглас ные звуки», которое делится на 2 княжества: «Звонкие согласные» и Глухие согласные».

Смотрят презентацию королевства согласных

— Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Посмотрите на лестницу. Это лестница не простая.

О согдасных звуках

Внимательно посмотрите что узнаем на первой ступеньке?

— Назовите буквы звонких согласных.

— Назовите буквы глухих согласных.

В алфавите пары есть

Их у нас всего лишь 6.

Верхний ряд всегда звенит.

Нижний — тихо говорит.

Чему будем учиться на 2-ой ступеньке? Посмотрите как они стоят?

— Чему будем учиться на 3-ей ступеньке лестницы?

-Какие умения будем развивать на 4-ой ступеньке, выполняя

упражнения на странице учебника?

— Почему солнышко не улыбается?

И так начинаем подниматься по лестнице.

Различать звонкие и глухие согласные

Различать парные и непарные согласные

Выделять звуки в словах.

Мы не прошли все ступени лестницы

Изучение новой темы

Повторение словарных слов

— Поднимаемся на I ступень нашей лестницы

Согласные звуки бывают звонкие и глухие.

Чтобы быстрее научится распознавать звонкий и глухой согласный необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные произносятся по-разному и, соответственно, различно отражаются в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой

Сейчас давайте проверим действительно ли эти звуки произносятся с голосом и с шумом.

Б, В, Г, Д. Ж, З, П,Ф, К, Т, Ш, С

Работа с учебником.

-Открыли 94 страницу. Там написано правило.

Давайте вернёмся в нашу сказку.

— В княжестве «Звонкие согласные» жили звуки б, в, г, … . А дальше я забыла. Кто мне поможет их вспомнить?

— Почему их назвали звонкими согласными?

— В княжестве «Глухие согласные» жили звуки г, ф, к, … . А еще какие?

— Почему их назвали глухими согласными

Вывод:Что узнали на первой ступеньке?

Поднимаемся на II ступень лестницы.

Продолжаю сказку. Некоторые согласные из двух княжеств любили ходить друг к другу в гости, вместе гулять парами. Их потому и называли … Кто догадался как? — Какие это пары? ( б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш, д-т)

— А другие согласные предпочитали одиночество. Они не любили ходить в гости, им нравилось сидеть дома или гулять по одному. Потому их называли … Кто догадался как? Назовите их. ( н, м, р,

Да ребята, согласные звуки бывают ещё парные и непарные.

Чтобы убедиться в этом давайте поработаем в тетрадях

Сейчас выполним 162 упражнение. Прочитайте задание.

-Над какими звуками мы работали в этом упражнении

-Назовите в словах только первые звуки и сравните. Какие парные звуки есть в этом упражнении?

Вывод: Чему учились на II ступени лестницы?

Учащиеся работают в парах

(Звонкие согласные звуки» произносятся с голосом и с шумом, а глухие согласные – только с шумом)

Различать звонкие и глухие согласные)

Учащиеся называют слова, в которых

1-ая буква обозначает звонкий и глухойсогласный звук,

(Учащиеся называют парные звуки

А сейчас будем учиться различать звонкие и глухие согласные звуки на слух. Встаньте все. Я буду называть звуи. Как только услышите звонкий согласный звук, будете прыгать. Как только услышите глухой согласный звук, будете приседать. (Учитель диктует звуки )

А теперь поиграем в игру «Засели домик». У вас на партах карточки. Вы должны найти пары этих звуков. Итак, чья пара быстрее и правильнее «заселит свой домик

Двое работают на доске, остальные самостоятельно.

Учащиеся работают в парах)

Находить парные согласные)

— Поднимаемся на 3-ю ступень лестницы.

-Что нового узнаем на третьей ступеньке?

Согласные звуки еще бывают твердые и мягкие

Откройте учебник на 95-ой странице. Найдите упр. 163. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (в 1-ый столбик написать слова, в которых 1-ый звук – мягкий согласный, а во 2-ой – слова, в которых 1-ый звук – твёрдый согласный) Выполните это задание самостоятельно.

Взаимопроверка Проверьте друг у друга. (взаимопроверка)

-Охарактеризуйте 1-ый звук в слове «вол», «земля.

Вывод: согласные звуки бывают твердые и мягкие

Поднимемся на 4 ю ступень

Постройте звуковую схему слова «пыль».

Сколько звуков в слове, а сколько букв? Почему?

— Какие буквы звуков не имеют? (ь, ъ

Вывод: Какое умение развивали 4-ой ступени лестницы?

Выделять звуки в словах

Учащиеся самостоятельно выполняют задание в учебнике)

Учащиеся выкладывают это слово с помощью геометрических фигур, обозначающих звуки,: синего,

зелёного квадратов, красного круга)

— Закройте глаза. Откройте. Что случилось? Почему?

— Чему каждый из вас учился на уроке?

— Какие умения развивали?

— Нарисуйте смайлики в тетрадях ,этим вы покажете, какое настроение было у вас на уроке? Почему?

— Нашей сказке конец, а тот, кто её внимательно слушал и благодаря ей многому научился – молодец!

Прошли все ступени лестницы)

В королевстве Азбуковедения. на улице Звонких Согласных жили буквы Б. В. Г. Д. Ж. 3. а на улице Глухих Согласных — П. Ф. К. Т. Ш. С. Вот как- то возник у них спор, кто важнее Звонкие согласные говорили: «Нас всегда пишут в конце слова» А глухие в ответ «А нас всегда произносят в конце слова» И. наверное долго бы они спорили, если 6 не гласные, которые сказали: «Если бы не мы. то никто бы не знал что писать в конце слова Вы все важны: глухие — важны для нашей покровительницы Орфоэпии (произношение), а звонкие — для Орфографии (письма)

Вот так гласные и помирили согласных. До сих пор живут они в дружбе, согласии и взаимопонимании, часто заменяют и подменяют друг друга Но если не решается вопрос, кому выходить на службу, обращаются к гласным

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Парные звонкие и глухие согласные», 2 класс.

Урок полезен для учителей, работающих по учебнику «Русский язык» (автор Г.М.Селиверстова).

Цели урока:1.Закреплять умение писать слова с парными звонкими и глухими согласными в конце и середине слов.2.Развивать орфографическую зоркость у детей.3.Формировать умение подбирать проверочное слов.

Данный урок проведён в 3 классе по теме «Парные звонкие и глухие согласные» в игровой форме.

Презентация к уроку.

Презентация к уроку русского языка «Парные звонкие и глухие согласные&quot.

Урок русского языка 2 класс «Парные звонкие и глухие согласные»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка во 2 классе по программе «Перспектива». Тема «Парные звонкие и глухие согласные». Урок разработан с учетом современных требований ФГОС. К уроку разработа презентация.

Скачать:

Вложение Размер
Урок русского языка «Парные звонкие и глухие согласные» 2 класс 29.23 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку во 2 классе

учителя Калеченковой А.А.

  1. Тип урока: открытие нового знания.
  2. Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению парного согласного звука на конце слова
  3. Задачи:
  1. актуализировать знания о парных согласных
  2. организовать деятельность по выбору способа определения парного согласного на конце слова
  1. Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, мультимедийное оборудование.
  1. — ценностное отношение к процессу определения парного согласного на конце слова
  2. — осознание учащимися ценности изучаемого способа определения парного согласного на конце слова
  3. — ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  4. — осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  1. умение принимать и сохранять цель урока;
  2. умение находить способы решения поставленной цели по определению парного согласного на конце слова
  3. умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
  4. умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
  5. умение провести рефлексию своих действий на уроке.
  1. — знание о парных согласных;
  2. — умение применять знания в жизненных ситуациях;
  3. — умение определять парную согласную на конце слова;

1.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель: сформировать самооценку готовности к уроку.

  1. Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку.
  2. Метапредметные УУД: Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.

Организация детей к уроку.

-Вы любите преодолевать трудности?

-Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

-Давайте послушаем себя. Позволит ли ваше настроение преодолеть трудности на нашем уроке?

-У вас на парте лежит « солнышко» и «тучка». Покажите, какая из карточек отражает ваше настроение.

-Все ваше хорошее настроение я обозначу «солнышком», а не очень хорошее- «тучкой». Если у кого-то настроение не очень хорошее, мы постараемся его исправить.

2.Актуализация опорных знаний:

Цель: актуализировать знания о парных согласных

  1. Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
  2. Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
  3. Предметные УУД : знания о парных согласных

— Посмотрите внимательно на игровое поле. У нашего зайчика на этом поле сегодня два маршрута (два направления). Если вы правильно их определите, то узнаете тему сегодняшнего урока. (Сначала зайчик находился в домике Б, из него отправился в домик В, оттуда пошёл в домик Г, перепрыгнул в домик Ж ..З..Д.)

Учащиеся определяют первый маршрут:

— Зайчик посетил дома только со звонкими парными согласными: Слайд 2,3

— Предположите, каким был второй маршрут?

(Зайчик посетил дома с глухими парными согласными:

Цель: сформировать представление о результате

  1. Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель , проблему, тему урока.
  2. Метапредметные УУД: целеполагание
  1. Предметные УУД: затруднение в определении звонкости-глухости согласных.

-На какие две большие группы можно разделить все звуки русского языка? (Работа со слайдом № 4 ) прием «Кластер»

-Как подразделяются согласные звуки?

-Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о звонких и глухих согласных звуках.

4. Открытие нового знания

Цель: сформировать умение определять звонкость- глухость согласных

  1. Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу
  2. Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о животных
  3. Предметные УУД : понятия о согласных звуках русского языка.

-Как мы определяем звонкость или глухость согласного звука?

-Сейчас мы послушаем, что нам об этом расскажет Иван Иванович Самоваров.

-Свою памятку Иван Иванович оставил в учебнике на стр.106

Ученик вслух читает памятку.

-Давайте вспомним какие пары по звонкости- глухости образуют согласные звуки в русском языке. (Слайд № 5 )

-Ваня решил поделиться с нами своим открытием. Ученик читает памятку на стр.106

5. Первичное закрепление УУД

Цель : сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного.

Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели

Метапредметные УУД : приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно

Предметные УУД : умение применять знания на практике

— Выбери животных с глухим согласным звуком в начале слова. Фотографии: лиса, сова, заяц, кабан, волк, тигр, слон, попугай.Верный ответ – появляется слово ( с ова, к абан, т игр, с лон, п опугай).Ошибочный ответ – фотография вылетает за край слайда, появляется зачёркнутое слово ( лиса , заяц , волк ).

— Выбери животных со звонким согласным звуком в начале слова. Фотографии: кенгуру, волк, верблюд, белка, зебра, пингвин, лошадь. Верный ответ – появляется слово ( в олк, в ерблюд, б елка, з ебра, л ошадь).Ошибочный ответ – фотография вылетает за край слайда, появляется зачёркнутое слово ( пингвин , кенгуру ).

-Выполните упр.161 стр.107. Запишите сначала буквы парных по звонкости- глухости согласных звуков, а потом слова (Слайд № 8 )

-Отгадайте загадку ( слайд №9-16) Работа со словарным словом медведь.

-Какой звук вы слышите на конце слова, когда произносите это слово?

-Что произошло с парным согласным звуком на конце слова?

-Как проверить написание слова медведь?

-Давайте послушаем, что об это говорит Иван Иванович Самоваров.

6.Включение нового знания в систему знаний.

УУД: сформировать навык определения согласного на конце слова

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

«Найди пару» (Слайд №17 ) Работа с сигнальными карточками

Самостоятельная работа. Учебник стр.107 упр.162

Первые два слова учитель разбирает на доске. Следующие пять слов дети делают самостоятельно. Дальше идет взаимопроверка. (Слайд № 18)

-Остальные 6 слов вы разберете аналогично дома.

7. Контроль и оценка

Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности

Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе.

Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат.

Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.

-Подведем итог нашего урока.

-Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли?

-Какие способы определения звонкости- глухости согласных мы открыли?

— Как определить какой парный согласный звук на конце слова надо писать?

Цель: развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.

  1. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  2. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы;
  3. Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;

УУД- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

-А какое задание было наиболее трудным?

Самооценка. Слайд №19

УУД- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности

— Оцените свою работу на уроке по 5-бальной системе

Работа с сигнальными карточками

— Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем. Как правильно писать слова с парными согласными в середине слова. Научимся писать слова с удвоенными согласными. Будем изучать достаточно сложную тему «Правописание слов с непроизносимыми согласными».

Домашнее задание. Слайд №20

Учебник стр. 107 упр.162 ( доделать до конца по образцу)