Меню Рубрики

Русский язык 2 класс как называют речь написанную буквами и другими знаками

2) Изучение роли русского языка в жизни и в обществе.

3) Знакомство с видами речи: устной, письменной, внутренней.

Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Письменная речь — способность человека писать и читать.

Внутренняя речь — речь про себя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2017. — С. 6–7.

2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. Ч. 1. С. — М.: Просвещение, 2012. — С. 3–4.

Открытый электронный ресурс по теме урока

Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Прочитайте высказывание Л. Успенского: «Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредством языка. Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил, кто знает, как оно устроено, из каких частей состоит, как работает, какого обращения требует с собой».

Надо ли изучать язык? Трудное ли это дело — знать родной язык?

Знать свой родной язык — это огромное счастье, так как знание родного языка даёт человеку очень многое. Это и чувство уверенности в себе, и чувство гордости за достижения в области культуры своего народа, которые он может познать с помощью родного языка. Всё это очень важно для человека. Речь человека «растёт», «взрослеет», «развивается» вместе с ним. Общение с человеком тем приятнее, чем богаче его речь.

Сегодня на уроке вы узнаете, какая бывает речь, научитесь различать устную речь и письменную.

Язык — слов. русский нелегко, но интересно. На огромной Земля нам, дан дар — при слова. отвечать на вопросы, составлять и делиться мыслями и человек владеть

Что такое Речь — это способность говорить, выражать, передавать что-либо словами — устно или письменно.

Для нужна речь? Речь помогает передавать знания, узнавать новое,общаться; делиться мыслями и чувствами; договариваться о чём-нибудь; согласовывать свои действия.

Речь разных слушание, речь про (внутренняя чтение и

Слушание —вид речевой деятельности, направленный на восприятие и понимание звучащей речи. Слушание важным который влияет на взаимодействие и между

Говорение — высказывание своих мыслей и передача чужих мыслей в устной форме на родном или иностранном языке.

Устная — это человека и умение произносить при губ, рта. и «устная речь» от уста —

Во устной речи говорящие и друг замечают собеседника, исправить речевые

Письменная — это человека писать и читать. Для мы буквы.

В Руси на — берёзовой коре. тогда ещё не

А мы в печатаем на

Во письменной речи тот, кто не и не того, к обращается; не реакцию может предугадать её; при можно допущенные

Итак, которой мы пользуемся при и называют речью. А которой мы пользуемся при и называют письменной.

Существует ещё внутренняя речь. Это про себя. С ней мы не к людям. Она не средством

Внутренняя связана с и важное в человека. Например, мальчик думает, как попросить маму записать его в кружок «Лёгкая атлетика». Он делает это про себя, без внешнего проявления.

Кстати, «про себя» так остаться «про себя», а преобразоваться в или речь.

Обратите внимание! Вам понять Вы узнали, что речь, познакомились с речи.Теперь вы знаете, что «устная» и «письменная» речь себя» речь), а их

Ваше велось на русском языке. Русский язык по праву считается из богатых, и языков На нём и многие писатели, Именно передает нам о и приобщает к богатству, многими людей. изучать язык в мире становится всё и больше. Любите и изучайте русский язык! Развивайте речь!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Закрасьте рядом с высказыванием цветом, квадраты —

Подсказка: устная речь — это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта.

Задание. Устная и письменная речь.

Разместите предложенные слова в колонки по указанному критерию.

говорение письмо слушание чтение

Подсказка.Устная речь – это способность человека говорить и слушать, умение человека произносить слова при помощи языка, губ, рта; письменная речь – способность человека писать и читать.

ПРАВИЛА ИЗ УЧЕБНИКА 2 КЛАСС
картотека по русскому языку (2 класс) на тему

ПРАВИЛА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

Вложение Размер
2_klass_provereno.docx 36.34 КБ

Предварительный просмотр:

Диалог – это речь (разговор) двух или нескольких лиц.

Монолог – речь одного лица, обращённая к слушателям или к самому себе.

Текст – это высказывание, состоящее из двух или нескольких предложений. Предложения в тексте объединены общей темой и связаны друг с другом по смыслу .

Текст можно озаглавить.

Тема текста – это то, о ком или о чём говорится в тексте.

Главная мысль текста – это то главное, о чём хотел сказать читателю автор.

Начало текста как бы готовит читателя к чтению.

В основной части говорится о том главном, о чём хотел сказать автор.

Концовка завершает текст.

Каждая часть текста пишется с красной строки.

Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

Если в предложении спокойно сообщается о чём-либо, то в конце предложения ставится точка ( . ).

Если предложение содержит вопрос, то в конце предложения ставится вопросительный знак ( ? ).

Если предложение произносится с сильным чувством (с радостью, огорчением, призывом), то в конце предложения ставится восклицательный знак ( ! ).

Слова в предложении связаны между собой по смыслу.

В каждом предложении есть важное по смыслу слово, которое выражает главную мысль предложения.

Когда слова объединяются в предложение, каждое из них становится одним из членов предложения . У каждого члена предложения своё значение.

В предложении всегда есть главные члены . Они составляют основу предложения. В ней заключается главный смысл предложения.

Слова, которые не составляют основу предложения, являются второстепенными членами . Второстепенные члены поясняют главные члены предложения, уточняют их.

Главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении, называется подлежащим .

Подлежащее отвечает на вопрос кто? или что?

Подлежащее в предложении подчёркивается одной чертой.

Птицы летят. Ветер дует.

Главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем, называется сказуемым . Сказуемое отвечает на вопросы что делает? что делают? что делал? что сделал? что сделает? что сделают? и др.

Сказуемое в предложении подчёркивается двумя чертами.

Дети играют. Дождь льёт .

Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения . Они составляют грамматическую основу предложения.

Предложения бывают распространённые и нераспространённые.

Нераспространённое предложение состоит только из главных членов.

Распространённое предложение состоит из главных и второстепенных членов.

В нераспространённом предложении подлежащее может стоять как перед сказуемым, так и после него.

То, что обозначает слово, является его лексическим значением .

Лексическое значение слова берёза – лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями.

лексическое значение: лексических значений

берёза, ландыш звезда, язык, `иглы

У многозначного слова может быть прямое и переносное значение. Слово плывут в предложении «Плывут по воде». – имеет значение «двигаться по воде». Это – прямое значение, оно прямо указывает на действие предмета.

В предложении «Плывут облака». Слово плывут имеет значение «плавно двигаться по небу». Это — переносное значение. Движение облаков по небу напоминает плавное движение кораблей по воде.

В языке есть слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие: родник и ключ , храбрый и с мелый , работать и трудиться .

Такие слова называются синонимами .

В языке есть слова, противоположные по значению: большой –

маленький, плакать – смеяться, день – ночь .

Такие слова называются антонимами .

В русском языке есть слова – «родственники», родственные

слова . Они близки по смыслу , имеют общую (одинаковую) часть, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов.

Общая часть родственных слов называется корнем , поэтому

родственные слова называются однокоренными.

Корень слова – это самая главная часть в слове. В ней заключено

общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Корень в однокоренных словах чаще всего пишется одинаково.

Ударение – это выделение голосом одного из слогов в слове.

Ударный слог отличается от безударного тем, что он всегда тянется

дольше, произносится громче, сильнее. Знак ударения в слове ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук.

Ударение в словах русского языка свободное. Оно может находиться

на любом слоге слова.

Когда мы говорим, то произносим звуки. Звуки мы произносим

и слышим. Звуки речи обозначаются на письме буквами. Буквы – это знаки письма. Буквы мы видим, пишем, читаем, называем.

Каждый звук в произносимом слове и каждая буква в

написанном слове имеют своё место. И если вы замените один звук (букву) в слове на другой, то может измениться лексическое значение слова или слова не получится: дом – ком – сом, дым – дом, кот – крот .

Алфавит – это буквы русского языка, расположенные в определенном порядке. Каждая буква имеет своё место, своё начертание и своё название.

Отличия гласного звука от согласного:

  • Гласный звук состоит только из голоса ;
  • При произнесении гласного звука воздух проходит через рот свободно , без преград;
  • Гласный звук образует слог.

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный гласный звук: к о вёр, стр е ла, п и сьмо.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук.

Чтобы подобрать проверочное слово для обозначения буквой безударного гласного звука в корне, надо:

А) или изменить форму слова (моря – море, у моря);

Б) или подобрать однокоренное слово (трава – травка, зелёный — зелень)

так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

В проверочном и проверяемом словах гласные в ударном и безударном слогах корня пишутся одинаково .

Если под ударением в корне слова пишется буква ё , то без ударения в формах этого же слова и в однокоренных словах пишется буква е : сл ё зы – сл е за, пч ё лка – пч е ла.

В русском языке есть слова, в которых написание буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне, проверить нельзя . Правописание таких слов надо либо запоминать , либо проверять по орфографическому словарю. Такие слова называются словарными.

Отличия согласного звука от гласного:

  • Согласный звук состоит из голоса и шума или только из шума;
  • При произнесении согласного звука струя воздуха во рту встречает преграду (язык, губы, зубы);
  • Согласный звук образует слог только вместе с гласным.

Удвоенные согласные в слове – это орфограмма .

Написание удвоенных согласных в слове необходимо проверять по орфографическому словарю.

Мягкость согласных звуков обозначается на письме буквами е, ё, ю, я, и и буквой ь ( мягкий знак).

Твёрдость согласных звуков обозначается на письме буквами а, о, у, ы, э.

Буква мягкий знак (ь) звука не обозначает, а лишь указывает на мягкость предшествующего согласного звука.

Мягкость согласного звука на конце и в середине слова перед другими согласными обозначается мягким знаком.

Буква «мягкий знак» (ь) в словах – это орфограмма .

Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч – это орфограммы . Они пишутся без ь (мягкого знака): то чк а, ре чн ой, по чт а, помо щн ик, пте нч ик, же нщ ина.

Гласные в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу – это орфограммы.

Вспомните, как они пишутся:

  • жи-ши пишется с буквой и;
  • ча-ша – с буквой а;
  • чу-щу – с буквой у.

Некоторые звонкие и глухие согласные звуки образуют пары, поэтому их называют парными по глухости-звонкости .

Написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед глухим согласным, надо проверять:

(ду б о́к) ду б ки ́ (лу г а́) лу г

(стри ж и) стри ж (сне ж ный) сне ж инки

В одинаковой части (в корне) одного и того же слова парный по глухости-звонкости согласный звук обозначается одной и той же буквой:

(много) берё з , берё з а, берё з ка.

Проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или в корне перед другим парным: ястре б , гри б ки, сер п , скри п ка, вет в ь, доро ж ка, сою з , сколь з кий, мор ж , про с ьба.

Проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква находится перед гласным звуком или непарным звонким согласным звуком [н]: ястре б ы, гри б ок, сер п ик, скри п очка, вет в и, доро ж ный, сою з ы, сколь з ить, мор ж и, про с ить.

Чтобы правильно обозначить буквой парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед согласным, надо:

  • или изменить слово: гла з -гла з а, остро в ки-остро в ок, ду б ки-ду б ок,
  • или подобрать однокоренное (родственное) слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким звуком [н] : ска з ка-ска з очка, ска з очный, холо д -холо д ок, холо д ный.

Буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным, — это орфограмма : мор ж , ло ж ка, су п , зага д ка, поез д .

Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне после букв, обозначающих согласные звуки, пред буквами е, ё, ю, я, и.

В этом случае буквы е, ё, ю, я , и обозначают два звука – согласный звук [й’] и последующий гласный звук:

Семья – семь[й’а́], колье – коль[й’э́],

Ружьё – ружь[й’о́], вьюнок – вь[й’у]но́к,

Соловьи – соловь[й’и́], судья – судь[й’а́].

Разделительный мягкий знак (ь) – это орфограмма: плат ь е, эскадрил ь я, вороб ь и, чут ь ё, л ь ют.

Разделительный мягкий знак (ь), как и мягкий знак – показатель мягкости согласного, при переносе слова не отделяется от буквы, которая стоит перед ним: вью-нок, пе-рья .

В русском языке слова объединяются в группы, которые называются частями речи . Каждая часть речи что-либо называет (обозначает): или предмет, или признак предмета, или действие предмета. У каждой части речи есть своё название: имя существительное, имя прилагательное, глагол и др.

предметов признаков действий

кто? какой? что делает?

что? какая? что сделает?

какое? что делают?

Имя существи- Имя прилага- Глагол

прил. сущ. гл. прил. сущ.

Ранняя гроза предвещает дождливое лето.

(какая?) (что?) (что делает?) (какое?) (что?)

Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? или что ?, называются именами существительными . Слова солнце, кот, девочка, земляника, осина, заяц – это имена существительные.

Вопрос кто? мы задаём к именам существительным, которые обозначают живых существ (людей и животных): (кто?) ученик, петух. Такие имена существительные называются одушевлёнными.

Вопрос что? мы задаём к именам существительным, которые не обозначают людей и животных: (что?) пенал, сахар, картина. Такие имена существительные называются неодушевлёнными.

Имена, отчества, фамилии людей – это собственные имена существительные, например: Саша, Дмитрий, Иванов, Петров, Анатолий Николаевич.

Имена собственные пишутся с заглавной (большой) буквы.

Все остальные (несобственные) имена существительные – это нарицательные имена существительные . Они называ́ют (нарица́ют) любой предмет, явление, свойство из множества им подобных: город, петух, иней, доброта .

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной (маленькой) буквы.

Заглавная буква в именах собственных – это орфограмма : О льга П етровна С околова.

Названия сказок, рассказов, картин, спектаклей – это собственные имена существительные.

Первое слово и имена собственные в этих названиях пишутся с заглавной буквы , а название заключается в кавычки:

рассказ Н.Н.Носова «Затейники»

Клички животных – это собственные имена существительные, а названия животных – нарицательные имена существительные: пёс Ж ук, конь Г ордый, коза М илка.

Названия государств, городов, деревень, улиц, рек, озёр, морей – это собственные имена существительные: город П енза, посёлок Р ассвет, река У рал, озеро И льмень, гора К азбек.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе.

Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: книга, ива . Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: книги, ивы .

Имена существительные изменяются по числам:

При изменении числа имени существительного меняется его форма .

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать?, называются глаголами.

Слова писать, поговорить, рассказывает, прочитает, жил, наклеил, будет ждать – это глаголы.

Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет .

Глагол во множественном числе обозначает действие двух и более предметов: стучат, пишут, играют .

Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу:

Самолёт летит. Самолёты летят.

Глаголы изменяются по числам : чита ет – чита ют , игра ет – игра ют .

При изменении числа глагола меняется его форма .

Слово не – это частица.

Частица не с глаголами пишется раздельно . Это орфограмма.

Текст, в котором повествуется, рассказывается о событиях, действиях, происходящих одно за другим, называется текстом-повествованием . К таким текстам можно поставить вопросы что случилось? что произошло?

Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, называются именами прилагательными.

Слова лёгкий, весенний, добрый – это имена прилагательные.

Имена прилагательные помогают описать предмет, делают нашу речь точной, яркой, выразительной.

При сравнении двух предметов используются имена прилагательные, которые описывают их с какой-то одной стороны. Они могут обозначать признаки либо по величине, либо по цвету, либо по вкусу: маленький — большой, светлый – тёмный, горький – сладкий.

Имена прилагательные в единственном числе обозначают признак одного предмета и могут отвечать на любой из данных вопросов: какой? какая? какое?

Имена прилагательные во множественном числе обозначают признак нескольких предметов и отвечают на вопрос какие?

Имена прилагательные употребляются в том же числе, что и имена существительные, с которыми они связаны по смыслу .

Текст (часть текста), в котором даётся описание предмета или явления, называется текстом–описанием .

К тексту–описанию можно поставить вопросы какой? какая? какое? какие?

В речи мы часто употребляем слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Эти слова не называют предметы, а только на них указывают.

Слова я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения.

Местоимение – это часть речи.

Потому что , так как пишутся раздельно, в два слова.

Предлог – это часть речи. Предлоги служат для связи слов в предложении.

Предлоги употребляются в речи вместе с именами существительными.