Меню Рубрики

Русский язык 10 класс нормы речи заговори чтобы я тебя увидел

Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел» 10 класс. Сенина Н.А. и др.

Р. на Д. 2013. — 232 с.

В пособии представлен систематизированный материал по культуре речи и средствам выразительности, который позволяет повторить все типы норм русского языка — орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические — и проверить уровень владения этими нормами. Материалы пособия направлены на формирование основных видов компетенций, предусмотренных ФГОС, — языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой. Книга содержит теоретический материал, чётко структурированный и оформленный, и задания к каждому разделу. В неё включены также словарики, позволяющие проверить постановку ударения, трудные случаи образования форм имён существительных, глагольное и именное управление. К заданиям и упражнениям, часть из которых дана в формате ЕГЭ, приводятся ответы. Пособие позволит не только подготовиться к ЕГЭ, но и совершенствовать свою речь. Книга предназначена учителям, учащимся старших классов общеобразовательных школ, студентам колледжей и вузов, а также всем тем, кто хочет повысить уровень своей речевой культуры. Пособие является частью учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ».

ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ОРФОЭПИЯ. Нормы литературного произношения 5
Произношение гласных звуков 16
Произношение согласных звуков 17
Произношение звукосочетаний 19
Произношение некоторых грамматических форм 21
Средства звуковой выразительности речи 22
Проверь себя (вопросы для самоконтроля) 25
Задания и упражнения 26
2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ современного русского языка.
Правильность и точность речи 42
Выразительность и чистота речи 56
Проверь себя (вопросы для самоконтроля) 64
Задания и упражнения 65
Итоговый тест по лексикологии 86
3. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ русского языка 90
Употребление грамматических форм имён существительных 91
Задания и упражнения 101
Употребление грамматических форм имён прилагательных 107
Изобразительно-выразительные возможности имён прилагательных 112
Задания и упражнения 113
Употребление грамматических форм имён числительных 122
Задания и упражнения 130
Употребление в речи местоимений 135
Выразительные возможности местоимений 141
Задания и упражнения 143
Употребление различных форм глагола 148
Проверь себя (вопросы для самоконтроля) 165
Задания и упражнения 166
4. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ современного русского языка 176
Порядок слов 176
Согласование подлежащего и сказуемого 178
Согласование определений 179
Трудные случаи управления 180
Построение предложений с однородными членами 182
Предложения с причастным оборотом 185
Построение предложений с деепричастным оборотом 187
Особенности использования в речи сложных предложений 188
Синтаксические средства художественной выразительности 190
Проверь себя (вопросы для самоконтроля) 195
Задания и упражнения 196
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ 211
Орфоэпический словарик 211
Трудные случаи образования форм имён существительных 217
Глагольное и именное управление в русском языке 224
ОТВЕТЫ 226
Орфоэпия 226
Лексические нормы 228
Морфологические нормы 229

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Урок — практикум по культуре речи «Заговори, чтоб я тебя увидел»

Данный урок русского языка был разработан для 11 класса. Материалы урока содержат практические задания по культуре речи. Могут служить хорошим помощником при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Урок — практикум по культуре речи «Заговори, чтоб я тебя увидел»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Керчи Республики Крым» « Специализированная школа №1 с углублённым изучением английского языка имени Володи Дубинина»

Тема: Урок-практикум по культуре речи

«Заговори, чтоб я тебя увидел»

Учитель русского языка и литературы Бодрова Т.В.

Цель: закрепить на практике полученные знания по культуре речи, установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой;

формировать и развивать навыки грамотной речи, коммуникативные способности; готовить к сдаче ЕГЭ;

воспитывать любовь и уважение к родному языку, его нормам, формировать навыки речевого общения.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебная презентация,

карточки, творческие проекты обучающихся, словари.

Мотивация учебной деятельности.

1. Вступительное слово учителя

«Заговори, чтоб я тебя увидел» — эти мудрые слова принадлежат древнегреческому философу Сократу. Вдумайтесь, какой глубокий смысл заложен в афоризм, рождённый в далёкие античные времена… Ведь именно по речи человека мы судим о его индивидуальных качествах. В речи человека, как в зеркале, отражается его культура, содержание и глубина его мыслей, уровень его воспитанности.

Слайд 1 Французский философ Вольтер говорил:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если дурно выражена.» Нельзя не признать справедливость этих слов. Для того чтобы наши мысли не потеряли своей цены, они должны быть выражены правильно, ясно, доступно, ярко, образно и выразительно. Именно такие требования предъявляются современному русскому языку.

Одним из признаков русского языка является его нормированность.

Актуализация полученных знаний

Вопрос: Что предполагает нормированность?

Общие правила употребления

Образования и написания слов

Изменение слов и сочетание друг с другом

Вопрос: Какие типы норм русского языка вам известны?

Лексические и фразеологические

Работа над темой урока

2. Одним из необходимостей признаков культурной, грамотной речи является правильная постановка ударения. Но, к сожалению, не все люди придерживаются акцентологических норм. А в результате – «подруга нам звОнит», носим мы «бантЫ и шарфЫ», в Фуршете покупаем «тортЫ». А уж если пришли на рынок купить в подарок брелОки, то и вовсе рискуем остаться без покупки, потому что нас вряд ли поймут. Не поймут вас и в столовой, если вдруг вы решите заказать тЕфтели. Вот и получается, что говорим на одном языке, но порой не понимаем друг друга. Стоит задуматься – есть над чем.

Я предлагаю вам сейчас проверить свое произношение и при необходимости скорректировать его.

Задание: Поставить ударение в словах

АлфавИт, аэропОрта, апострОф, баловАть, бАнты, бутЫль, газопровОд, жалюзИ, звонИт, завИдно, исчЕрпать, каталОг, квартал, красИвее, кухонный, на круги своя, мытАрство, намЕрение, обеспЕчение, облегчить, тОрты, понялА, слИвовый, столяр, танцовщИк, углубИть, цепОчка, цыгАн, щавЕль, шАрфы, шелковица, запыхАлся, украИнский, ходАтайствовать, тЕфтели, тефтЕлька, исчЕрпать.

Задание: составить предложение с одним из этих слов

— Ну что ж, есть над чем поработать. Главное – ваше желание. В связи с этим я хотела бы вам рассказать очень поучительную историю, которая когда-то произошла с Корнеем Ивановичем Чуковским. Вот о чем он вспоминал:

«Когда я приехал из Одессы в Петербург и впервые выступил с докладом на литературном вечере, то сделал 92 неправильных ударения. Городецкий подсчитал и сказал мне об этом. Я тот час сел за словарь и больше этого никогда не повторялось.» Думаю, эта история должна каждого чему – то научить.

Вывод: особенности ударения придают нашей речи мелодичность, ритмически разнообразят её. А вот незнание и несоблюдение этих норм серьезно затрудняют общение, отвлекает от предмета разговора, вызывает нежелательные ассоциации.

3. Чтение юморески «Что это за нож»

Исковерканное слово оскорбляет и слух, и глаз (если оно написано), затрудняет общение и поэтому осуждается в любой культурной среде.

Вот примеры этих слов – уродцев:

Пирожно, нервопатолог, уплотит, уплоченный, троллебус, дерматин, друшлаг.

Какие литературные нормы языка здесь нарушены?

Задание: из данных вариантов выберите правильные (нормативные) и запишите.

Слайд 10 Проверь себя

Задание: найдите четвертое лишнее

1. Теннис, партер, музей, свитер

2. Фанера, термин, пионер, детектив

3. Нечто, что, чтобы, ни за что

Вывод: да, наша речь начинается со звуков. Ни одно слово не может существовать без звуковой оболочки. Поэтому очень важно, чтобы произносилось оно единообразно, а не по желанию говорящего, чтобы его звуковая одежда была узнаваема всеми.

. Мне как учителю приходится очень часто иметь дело с вашими письменными работами. Ошибки, допущенные в сочинениях, изложениях, учитель должен не только исправить, но и дифференцировать. Работа не из легких. Но сегодня эту роль я предлагаю вам. Перед вами лежат карточки, в них – словосочетания, предложения с различными нарушениями норм русского литературного языка. Ваша задача – отредактировать эти ошибки.

Работа в парах. Карточки — на партах.

1) Из данных словосочетаний выберите правильные. Выбор аргументируйте

Играть значение – играть роль

Более – менее интересный – более или менее интересный

Где-то в конце дня – примерно в конце дня

Бывай здоров – будь здоров

Обратно заселился – опять заселился

Красное чернило, вкусная консерва, обеих кандидатов, нет помидор, более красивее, езжай, ложить, покласть

3) Устраните синтаксические ошибки

Оплачивайте за проезд

Плюшкин – ужасная скряга

Половина больных нуждались в особом внимании

4) Составьте слово с данными так, чтобы была видна разница в их лексическом значении

5) Устраните плеоназмы

В данный период времени

Самые высшие оценки

6) Устраните тавтологию

Одинокий дом одиноко стоял на краю села

Девочка с маленьким малышом на руках тяжело шла по дороге

7) Устраните анахронизмы

Печорин добивался любви Мэри ради спортивного интереса.

Евгений Базаров, закончив вуз, приехал погостить к Кирсанову.

8) Устраните стилистические неточности

Татьяна никому не болтала о своей любви к Онегину.

Уже с детства А.С. Пушкин занимался писаниной.

9) Устраните канцеляризмы

Софья любила Молчалина, но не высказывала Чацкому мнения по этому поводу.

10) Подберите синонимы – фразеологизмы к следующим устойчивым сочетаниям. С одним составьте предложение.

Подняться чуть свет; Бегать во весь дух; Кот наплакал; Ни слуху ни духу

«Всего ничего», «Попасть впросак», «Как сквозь землю провалился», «Дать маху», «Как в воду канул», «Ни свет, ни заря», «Сломя голову», «Во всю прыть».

( Проверка работы, коррекция)

Слайд 13 А теперь я предлагаю вам улыбнуться и исправить логические ошибки в данных предложениях.

Примеры из школьных сочинений (речевые алогизмы)

Пес улегся животом на спину и сладко уснул.

В нашем плане в ближайшее время посетить городской музей и вынести из него самое полезное, самое интересное.

Он повернулся и оторопел: перед ним, сидя на коне, стоял Тарас Бульба.

Если наш товарищ будет тонуть, то мы ему поможем.

Еще в детском саду воспитатели детей, которые не умеют читать, учат детей началам грамоты.

Выставка на славу. Спасибо от всей души организаторам выставки за прекрасную путевку в мир иной.

Когда князь Игорь увидел, что его войско перебито, и он в том числе, он решил бежать.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии творить чудеса!»

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.»

Подведение итогов урока. Выводы.

Учиться хорошей речи надо долго и внимательно…

Наша речь – это часть нашей способности не поддаваться влияниям среды, даже если она «затягивает», — писал Д. Лихачев

Нормативность речи включает в себя также такие её качества, как точность, ясность, чистоту.

Чистота речи – это незасоренность её внелитературными элементами (диалектизмами, просторечными словами, узкопрофессиональными выражениями). И уже совершенно непозволительно использование в нашей речи жаргонизмов, вульгаризмов, бранных слов.

Мы должны всегда помнить, что речь человека – это его лицо, это показатель не только речевой культуры, но и его общей культуры, воспитанности, уровня его духовного развития.

Каждое слово имеет свою историю. Об этом нам может рассказать «Этимологический словарь русского языка».

Русский язык постоянно развивается, изменяется.

Культура речи включает в себя 2 аспекта:

— правильность (нормативность речи);

Признаки хорошей речи – это также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность, логическая стройность.

Мы должны стремиться к тому, чтобы наша речь была красивой, образной, интересной. Для этого необходимо больше читать художественной литературы, использовать в своей речи богатство родного языка: эпитеты, сравнения, олицетворения, пословицы, поговорки, афоризмы, фразеологические обороты – ведь в них вся мудрость нашего народа, активнее использовать синонимическое богатство русского языка; чаще обращаться к различным словарям и справочникам.

Так, например, «Толковый словарь живого русского языка» В. И. Даля 4-х томный включает в себя 250000 слов.

А «Толковый электронный словарь TRANSLATE» (транслейт) – истинное сокровище, настоящая находка для лингвиста, энциклопедиста и эрудита, включает в себя – 483672 слова.

Словарный запас А.С. Пушкина составлял 22933 слова. У большинства людей словарный запас значительно скромнее – около 4 тысяч слов, по другим данным не превышает 7 – 9 тысяч слов. Сегодня словарный запас школьника не превышает 2- 3 тысяч слов.

Активный словарный запас среднестатистического человека составляет всего лишь 2-3500 слов. Задумайтесь.

Знакомство со словарями (выставка).

— Чем мы сегодня с вами занимались на уроке?

— Что вспомнили? Какими навыками овладели?

— Как вы можете оценить свою работу на уроке?

— Какие задания давались легко? Какие – вызвали затруднения?

— О чём каждый из вас сегодня задумался?

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру « Язык, на котором я думаю»

Элективный курс по русскому языку «Заговори, чтобы я тебя увидел»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 208

КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Рассмотрена и принята

на ШМО __________________________

от «___»_________20__ г.

Заместитель директора по УР

«___» ____________ 20___г

« ____» ______ 20___ года

основного общего образования

по элективному курсу

«Заговори, чтобы я тебя увидел»

для учащихся 9аб классов

на 2016-17 учебный год

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы

1.2. Место предмета в учебном плане

1.5. Планируемые результаты обучения

1.6. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

2. Содержание учебного предмета, курса

3. Поурочно-тематическое планирование

1. Пояснительная записка

1.1. Нормативно-правовые документы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

2.Конституция Российской Федерации;

3.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для V — XI ( XII ) классов);

4.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов Общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования»(для VI — XI ( XII ) классов);

5.Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «О порядке организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

8.Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

9. Закон Санкт-Петербурга «Об общем образовании в Санкт-Петербурге», принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 04.07.2007 года № 381-66;

10. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 22.04.2015 № 355 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

11. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2011г. № 1649 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»» (с изменениями на 14.03.2012);

12. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 6.11.2013 № 2585-р «О порядке предоставления в пользование обучающимся, осваивающим основные образовательные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, учебников, учебных пособий, а также учебно-методических материалов, средств обучения и воспитания»;

13. Инструктивно-методическое письмо Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 10.06.2014 № 03-20-2419/14-0-0 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)»;

14. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.10.2013 № 2516-р «Об утверждении Порядка организации промежуточной и (или) итоговой аттестации экстернов в образовательных учреждениях»;

15. Распоряжение Комитета по образованию от 06.05.2015 № 2158-р «О формировании календарного учебного графика образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2015/2016 учебном году»;

16. Закон Санкт-Петербурга «Об образовании в Санкт-Петербурге» от 17.07.2013 № 461-83;

17. Образовательные программы ГБОУ СОШ № 208, принятые на педагогическом совете от 02.06.2016 протокол № 18;

18. Положение о рабочей программе ГБОУ СОШ № 208, принятой на педагогическом совете от 22.06.2016, протокол № 20;

19. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся ГБОУ СОШ № 208, принятой на педагогическом совете от 22.06.2016, протокол № 20.

1.2.Место предмета в учебном плане

Элективный курс «Заговори, чтобы я тебя увидел» предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Программа курса рассчитана на 34 часа учебной нагрузки в течение одного учебного года.

— повторение и углубление знаний, полученных в среднем звене общего образования;

— формирование языковой, лингвистической, коммуникативной и культуроведческой компетенций учащихся;

— систематизация знаний по русскому языку и культуре речи при подготовке к итоговой аттестации.

1.4. Учебно-методический комплект

Литература для учащихся

Драбкина С.В., Субботин Д.И. Русский язык. 9 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. Готовимся к ГИА: учебное пособие. – М.: Интеллект-Центр, 2014.

Ожегов С.И. Словарь русского языка.

Новейший словарь иностранных слов и выражений. – М.: Современный литератор,2005.

Толковый словарь русского языка. / под ред. Д.В. Дмитриева. – М.:

«Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы: Под ред.Р.И. Аванесова: АН СССР. Ин-т рус.яз. – 5 –е изд., — М.: Рус.яз ., 1989.

Литература для учителя

Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. – М.: Просвещение, 2009.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. — М.: Просвещение, 2009.

Асмолов А.Г. , Карабанова О.А. Формирование универсальных учебных действий. Система заданий. Основная школа. Просвещение, 2011.

Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. Нормы речи. «Заговори, чтобы я тебя увидел»: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-класс. Под ред. Н.А.Сениной. – Ростов /н/Д: Легион, 2013.

Аннушкин В.И. Риторика. 10-11 классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / В.И.Аннушкин. – М.: Просвещение, 2012.

Русский язык. 9 класс: элективный курс. Практический курс речеведения /авт.-сост. Л.А.Кобзарёва. – Волгоград: Учитель.2008.

Горшков А.И. Русская словесность: 10-11 кл.: сб. задач и упражнений к учеб. «Русская словесность»: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.И. Горшков. – 4-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2006.

Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. От текста к смыслу и от смысла к тексту (Текстовая деятельность учащихся). Учебное пособие. Под ред. Любичевой Е.В. – СПб: САГА, Азбука-классика, 2005.

Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. 9 – 11классы. Дидактические материалы. / Т.М. Пахнова. – М.: Айрес-пресс, 2009.

Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы / авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009.

1.5. Планируемые результаты обучения

По окончании курса учащиеся должны уметь

применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису и соблюдать в практике устной и письменной речи основные нормы русского литературного языка;

оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка;

работать с информацией, предъявленной в разной форме; понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение;

аргументировать собственное мнение и последовательно излагать свои мысли.

1.6. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Программа элективного курса включает различные виды организации учебного процесса: самостоятельный поиск информации в справочных и научных источниках, создание собственных текстов, их анализ и редактирование, устные подготовленные выступления, сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств. После каждого раздела курса предусматривается проверочная зачётная работа, позволяющая увидеть результаты усвоения изученного материала и умения его применения в речевой деятельности.

2. Содержание учебного предмета, курса

Содержание учебного предмета соответствует требованиям целям и задачам образовательной программы образовательного учреждения и строится по темам в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы.

I. Орфоэпические нормы современного русского языка

Вводное занятие. Литературный язык и понятие нормы

Презентация курса: цели, задачи, формы работы, требования, прогнозируемый результат.

Литературный язык и его признаки. Нормированность как основная качественная характеристика литературного языка. Понятие нормы и правила. Развитие языка и изменчивость норм. Язык как система и речь как опыт владения языком. Понятие культуры речи.

Орфоэпические нормы современного русского языка

Современные нормы произношения. Акцентологические и орфоэпические нормы. Виды ударения в русском языке. Орфоэпические словари. Практическая работа с орфоэпическим словарём.

Произношение гласных и согласных звуков. Ударные гласные. Редукция. Безударные гласные. Сильная и слабая позиции звуков. Произношение иностранных слов. Техника речи. Звуки и скороговорки.

Произношение звукосочетаний и некоторых грамматических форм. Различие старомосковских и петербургских норм произношения словосочетаний. Произношение окончаний имён прилагательных в безударном положении сегодня и в прошлом. Произношение отдельных форм глаголов. Техника речи. Скороговорки, помогающие улучшить свою речь.

Средства звуковой выразительности речи

Богатство и благозвучие русской речи. Средства выразительности речи: словесная инструментовка, звукоподражание, звуковой символизм, ритм, интонация. Приёмы словесной инструментовки. Какофония. Аллитерация. Ассонанс. Звуковые повторы и звукопись.

Интонация русского языка и её характерные черты и богатство. Интонационный рисунок прозы. Анализ прозаических и поэтических текстов.

Самостоятельная тестовая работа по теме «Орфоэпические нормы речи».

II. Коммуникативные качества речи. Лексические нормы современного русского языка

Правильность и точность речи

Лексикология как раздел науки о языке. Важность отбора слов в высказывании. Качества речи правильной и выразительной. Понятие о паронимах, лексической сочетаемости, тавтологии, плеоназме. Употребление фразеологизмов в речи.

Лексика разных стилей речи

Книжная и разговорная лексика. Научный, официально-деловой, публицистический и художественный стили речи. Стилистически окрашенная лексика. Стилистический приём в художественном тексте. Определение стилистических особенностей предложенных для анализа текстов.

Выразительность и чистота речи

Многозначность слов — полисемия. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Переносное значение слов. Художественные изобразительно-выразительные средства речи. Понятие о тропах. Эпитет. Сравнение. Метафора. Метонимия. Синекдоха. Олицетворение. Литота. Гипербола. Практическая работа. Итоговый тест по лексикологии.

III . Морфологические нормы современного русского языка

Употребление грамматических форм имён существительных и прилагательных

Сложные случаи определения рода существительных (аббревиатуры, заимствованные слова, профессионализмы). Практическая работа с толковым словарём. Стилистические отличия в употреблении полных и кратких имен прилагательных. Образование степеней сравнения имён прилагательных. Создание рекламного текста с употреблением имён прилагательных в превосходной степени. Использование имен прилагательных в фольклоре и художественной литературе.

Употребление грамматических форм имён числительных

Числительные количественные и качественные. Склонение имён числительных. Использование в речи собирательных числительных. Редактирование предложений, содержащих ошибки, связанные с употреблением имён числительных и существительных.

Употребление в речи местоимений

Использование местоимений для связи предложений в тексте. Употребление местоимений в роли союзных слов в сложных предложениях. Выразительные возможности местоимений. Редактирование предложений, содержащих ошибки в употреблении предложений. Создание собственного текста и его редактирование.

Употребление различных форм глагола в речи

Образование глаголов несовершенного вида с суффиксами -ыва-/-ива. Правила использования возвратных глаголов и глаголов в повелительном наклонении. Глаголы, имеющие вариантные формы в изъявительном наклонении. Видо-временное соотношение глагольных форм в тексте. Практическая работа по использованию глаголов в речи.

Культура монологической речи

Основные этапы подготовки монологической речи: 1. Определение темы высказывания (Формулировка темы в названии высказывания). Определение тезиса (основной идеи). Поиски и отбор необходимого материала. 2. Композиция выступления ( Вступление. Основная часть. Заключение ). Подготовка устного высказывания на самостоятельно выбранную тему. Анализ подготовленного высказывания.

IV . Синтаксические нормы современного русского языка

Порядок слов в предложении

Прямой и обратный порядок слов в предложениях. Инверсия как средство выразительности речи. Анализ поэтических текстов с использованием инверсий.

Согласование подлежащего и сказуемого в предложении

Роль подлежащего и сказуемого в предложении. Способы выражения подлежащего и сказуемого и их согласование. Редактирование предложений, в которых допущены ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого.

Виды подчинительной связи

Согласование, управление и примыкание как виды подчинительной связи в словосочетаниях. Влияние рода существительного на нормы согласования. Согласование существительных общего рода. Роль лексического значения слова при управлении. Особенность примыкания как вида подчинительной связи. Практическая работа по определению вида связи в словосочетаниях и составлению словосочетаний с различными видами связи.

Построение предложений с однородными членами

Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова в предложениях с обобщающими членами и синтаксические нормы при их употреблении. Грамматические ошибки при употреблении однородных сказуемых. Практическая работа по редактированию предложений с однородными членами предложения.

Построение предложений с причастными оборотами

Согласование определяемого слова с причастным оборотом. Место определяемого слова в предложении с причастным оборотом. Случаи, когда причастный оборот нельзя заменить сложноподчинённым предложением с определительным придаточным. Практическая работа по построению предложений с причастными оборотами.

Построение предложений с деепричастными оборотами

Правила построения предложений с деепричастными оборотами. Соотношение действия, выраженного глаголом, и добавочного действия, выраженного деепричастием, с субъектом, выполняющим эти действия. Редактирование предложений с деепричастными оборотами. Создание собственного текста с использованием причастных и деепричастных оборотов.

Особенности использования в речи сложных предложений

Смысловые и грамматические особенности сложных предложений. Причинно-следственные отношения в сложноподчинённом предложении. Употребление подчинительных союзов в сложноподчинённом предложении. Грамматические неточности в сложноподчинённом предложении. Редактирование сложных предложений.

Синтаксические средства художественной выразительности

Фигуры речи. Риторические вопросы. Риторические восклицания и обращения. Параллелизм. Анафора. Эпифора. Параллелизм. Лексический повтор. Градация. Многосоюзие. Эллипсис. Парцелляция. Практическая работа по определению фигур речи.