Меню Рубрики

Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа россии для детей с овз

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС ОВЗ

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области « Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

нача.кл. ,предметников и надом.обучения

«____»_________20 1 9г.

школы по УВР Михайлина Т.Ф.

«____»__________20 19 г.

от «___»______20 19 г.

Принято на заседании

педагогического совета школы

протокол № ____от «__ »______20 19 г

2.Осносное содержание тем учебного предмет ……….………. 5

3.Требования к уровню подготовки обучающихся…….……..…9

4.Критерии и нормы оценки знаний обучающихся…………. 10

6. Форма контроля и технологии обучения……………………. 11

7.Календарно-тематическое планирование………………….…. 12

8.Текущий и промежуточный контроль успеваемости ……. …16

10.Информационно – методическое обеспечение……….…. 19

11.Лист корректировки программы………………………. ……20

Данная рабочая программа учебного предмета «Русский язык» разработана и адаптирована для 3 класса на основе:

Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 года №29 (2065-П «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»).

Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) »

Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) , Москва «Просвещение», 2017

Учебного плана школы на 2019-2020 учебный год

календарного учебного графика работы школы на 2019-2020 учебный год

расписания занятий на 2019-2020 учебный год

Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2019-2020 учебный год утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2017г. №629»

Устава ГОУ ТО «Ефремовская школа для обучающихся с ОВЗ», осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам» .

положения о рабочей программе ГОУ ТО «Ефремовская школа для обучающихся с ОВЗ»,

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

2. Учебник «Русский язык» 3 класс в двух частях для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, авторы Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова, М. «Просвещение», 2018г.

3. Методические рекомендации «Русский язык». 2-4 классы: учеб. пособие для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные о общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская — М. : Просвещение, 2017

4. «Читай, думай, пиши» Рабочая тетрадь в двух частях 3 класс. Под редакцией Э. В. Якубовская. Издательство Москва « Просвещение» 2016 год. Пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Цель: формирование и совершенствование коммуникативно-речевых знаний, умений, навыков, владение языком в разных сферах речевого общения.

формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные
языковые обобщения;

совершенствование устной речи учащихся на уровне всех языковых
единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над
словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение
словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие
связной устной речи;

обучение аккуратному и грамотному письму с применением изученных
орфографических правил;

развитие умения пользоваться речью, подбирая для этого необходимый
словарь, соблюдая правильность построения предложений;

знакомство детей со связной письменной речью как видом общения и
формирование у них первоначальных умений в письменных
высказываниях;

осуществление нравственного, эстетического и экологического
воспитания школьников.

Обучение русскому языку детей с интеллектуальными нарушениями
предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений,
владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам школы
максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное
положение в обществе.

Содержание учебного курса построено с учётом особенностей
познавательной деятельности обучающихся. Концентрическое расположение
материала, когда одна и та же тема изучается в течение нескольких лет,
создаёт условия для постепенного наращивания сведений по теме, для
постоянного повторения пройденного и отработки необходимых умений.

Дифференцированная психолого-педагогическая характеристика класса

Все обучающиеся класса по предмету русский язык, соответствуют достаточному уровню.

Все обучающиеся класса списывают с печатного и рукописного текста, пишут под диктовку предложения и текст. Знают написание словарных слов на достаточном уровне. Выделяют названия предмета отвечающих на вопросы кто? что? из предложения. Называют действия предмета по вопросам что делает? что делают? Знают правило написания б ольшой буквы в начале предложения, именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных. Определяют звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные, но при написании слов могут допускать ошибки. Необходима отработка навыка написания данных орфорграмм.

Зориков Н, Кулаков С, Соловьёва У. стараются соблюдать изученные правила при письме, проявляют старательность и аккуратность. Ошибки при написании допускают в основном из-за невнимательности. Темп письма быстрый.

У Иванова Кирилла неправильное написание соединительных элементов между буквами. Темп письма средний.

Иванова Карина старается соблюдать изученные правила при письме. Почерк не аккуратный, буквы разного размера, неправильные соединения, дезориентация на листе.

Кузнецов Артём допускает много ошибок. Не достаточно проявляет старательность. Почерк не аккуратный, размашистый. Темп письма медленный.

В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) курс «Русский язык» в 3 классе рассчитан на 136 часов в год, 4 часа в неделю (34 учебные недели).

Срок реализации программы 2019-2020 учебный год.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы», «Слово»,
«Предложение», «Письмо и чистописание», «Связная письменная речь».

Порядок слов в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке фамилий учеников класса. Знакомство со «Школьным
орфографическим словарём».

Непроверяемые гласные и согласные в слове. Наблюдение за
единообразным написанием и запоминание их написания в группе слов-
«родственников». Восстановление в памяти слов из словаря, изученных в
предыдущих классах, нахождение их в орфографическом словаре.

Берёза, ветер, воробей, ворона, заяц, капуста, карандаш, коньки,
корова, машина, молоко, морковь, мороз, Москва, огурец, пальто, помидор,
ребята, собака, улица (20 слов).

Арбуз, вчера, город, дневник, дорога, завтра, класс, мебель, месяц,
неделя, овощи, огород, одежда, погода, праздник, сапоги, сегодня, товарищ,
учитель, яблоко (20 слов).

Гласные и согласные буквы. Условное обозначение гласных и
согласных звуков и букв в схеме.

Чёткое произнесение звуков слова, написание которого не расходится с
произношением, последовательное обозначение каждого звука в схеме.
Запись слова в тетради по схеме.

Сравнение слов, отличающихся одним словом, количеством звуков, их
расположением. Наглядное объяснение значения слова.

Ударение в двусложных, а затем в трёхсложных словах. Знак ударения.
Выделение ударного гласного по образцу и самостоятельно. Гласные
ударные и безударные. Наблюдение за одинаковым написанием ударной и
безударной гласной в группе слов-«родственников». Одинаковое написание
гласных в ударной и безударной позиции. Проверка безударной гласной
изменением формы слова. Объяснение написания безударной гласной.

Слог. Деление слов на слоги. Чёткое произнесение каждого слога.
Составление слов из данных слогов. Наблюдение за количеством гласных в
слове и количеством слогов. Слогообразующая роль гласных. Перенос слов.

Слова со звуками [и] и \й\, различение их значений. Деление данных
слов на слоги. Составление схемы слов. Включение слов в предложение.

Слова со звуками \л\ и \р\. Дифференциация их на слух и в
произношении. Различение значений слов. Звуко-буквенный анализ слов с
чётким звуко-слоговым проговариванием.

Звонкие и глухие согласные, их различение. Обозначение в словах
звонких и глухих согласных звуков соответствующими буквами (в сильной
позиции — в начале слова или перед гласными). Дифференциация слов на
слух и в произношении. Различение значений слов. Условное обозначение
звонких и глухих согласных звуков. Звуко-буквенный анализ слов. Чёткое
звуко-слоговое проговаривание. Составление схемы. Запись слов.

Несоответствие звука и буквы в словах со звонкой и глухой согласной на
конце. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. Проверка
написания путём изменения формы слова.

Согласные свистящие и шипящие, дифференциация их на слух и в
произношении. Обозначение их буквами. Звуко-буквенный анализ слов.
Различение значений слов. Сочетание согласных с шипящими. Правописание
жи — ши, ча — ща, чу — щу.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога. Буквенная схема слов.
Запоминание написания слов с данными буквами. Перенос части слова при
письме.

Согласные твёрдые и мягкие, различение их на слух и в произношении.
Определение значений слов. Обозначение мягкости согласных буквами и, е,
ё, ю, я,
твёрдости согласных — буквами а, о, у, ы.

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова и в
середине слова. Дифференциация слов с твёрдыми и мягкими согласными на
конце и в середине слова. Объяснение написания орфограммы. Перенос слов
с мягким знаком.

Разделительный ъ перед гласными и, е, ё, ю, я. Упражнения в умении
правильно произносить и записывать слова с разделительным ь. Перенос
части слова при письме.

Предмет и его название. Их различение. Называние предметов,
отвечающих на вопросы что? кто? Выделение частей предмета и их
названий. Постановка вопросов что? или кто? к слову и предмету.
Угадывание предмета по названиям его частей. Различение сходных по
назначению и по форме предметов. Их точное называние. Обозначение
обобщающим словом группы видовых предметов. Вопросы что? или кто? к
группе предметов и к их обобщающему названию. Группировка предметов и
их названий. Называние одного предмета и нескольких одинаковых
предметов, отвечающих на вопросы кто? что? Подбор слов для обозначения
большого и маленького предмета. Составление пар слов с ласкательным и
уменьшительным значением. Выделение названия предмета из предложения.

Большая буква в именах, фамилиях и отчествах людей, кличках животных.
Названия улиц, городов, сёл, деревень. Знание домашнего адреса.

Действие и его название. Различение действия и его названия.
Называние действий по вопросам что делает? что делают? Подбор и
группировка слов, обозначающих действия, по их назначению. Различение
названий предметов и название действий по вопросам.

Знакомство с новыми вопросами к названиям действий: что делал?
что сделал? что будет делать? что сделает?
Подбор названий действий по
вопросам или по образцу. Согласование слов, обозначающих названия
действий, с названиями предметов. Упражнения в составлении сочетаний
слов по вопросам кто что делает? кто что делают? кто что делал? кто
что делала? кто что делали?
Отгадывание названия предмета по названиям
действий. Подбор к названию предмета нескольких названий действий.

Названия признаков предмета

Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое?
какие?
Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал
и вкус предмета. Подбор слов, обозначающих ряд признаков данного
предмета. Отгадывание предмета по его признакам. Выделение названий
признаков из предложений, постановка к ним вопросов.

Образование слов различных категорий по образцу или по вопросам.
Группировка слов по категориям: названия предметов, действий и признаков.
Постановка вопросов к словам в предложении. Составление словосочетаний
по начальному слову и вопросу. Образование слов одной категории от
другой по вопросу или образцу. Распространение предложений словами
различных категорий.

Предлог как отдельное слово. 1-я группа: в, из, на, у, с; 2-я группа: к,
от, по, над, под, о;
3-я группа: до, за, про, без, из. Роль предлога в

обозначении пространственного расположения предметов. Упражнения в
использовании предлогов для соответствующего обозначения предмета в
пространстве.

Составление предложений с использованием предлога. Наблюдение за
обозначением предлога в схеме и записи.

Использование в словосочетаниях названий предметов в правильной
форме (с ударными окончаниями) в зависимости от предлога.

Составление предложений по предметной или сюжетной картинке, по
вопросу, по теме, по образцу. Коллективное обсуждение темы предложения
(о ком или о чём мы хотим сказать).

Выделение предложения из речи или из текста по заданию учителя.
Графическое изображение предложения. Обозначение в схеме большой
буквы в начале предложения и точки в конце. Сравнение оформления
предложения в схеме и записи.

Деление текста на предложения. Основные признаки предложения:
законченность мысли, порядок слов в предложении, связь слов в
предложении.

Сравнение разрозненных слов и предложения. Подведение учащихся к
пониманию того, что набор слов не есть предложение.

Предложение законченное и незаконченное. Завершение начатого
предложения с опорой на картинку и без неё.

Распространение предложений по картинке и вопросам. Сравнение
исходного и составленного предложений. Вывод о том, что нового узнали из
дополненного предложения.

Работа с деформированным предложением (сначала слова даны в
нужной форме, затем — в начальной форме с ударными окончаниями).
Наблюдение за правильным порядком слов в предложении. Установление
связи слов в предложении по вопросам.

Предложения, разные по интонации: повествовательные, вопросительные, восклицательные. Знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки).

Ответы на вопросы. Оформление ответа с ориентацией на вопрос.
Вариативность ответов на один вопрос.

Работа с диалогом (с постепенным увеличением количества реплик от 2
до 6). Различение вопросительной интонации в вопросе и повествовательной
— в ответе. Составление диалогов из данных вопросов и ответов. Составление
диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Правильная
расстановка знаков препинания и точность интонирования реплик диалога
при его чтении.

Письмо и чистописание

Выработка навыка правильного и аккуратного письма с дальнейшим
ускорением темпа письма.

Чёткое и графически правильное написание строчных и прописных
букв и их соединений.

Списывание с рукописного и печатного текстов сначала по слогам,
затем целыми словами. Предварительное слоговое проговаривание.
Зрительный взаимоконтроль и самоконтроль.

Выполнение письменных упражнений в соответствии с заданием
учителя или учебника после тщательного разбора задания.

Запись под диктовку простых по структуре предложений, состоящих из
слов, написание которых не расходится с произношением. Письмо под
диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания.

Словарные (картинные), предупредительные зрительные и слуховые,
объяснительные, выборочные диктанты. Контрольные диктанты.

Связная письменная речь

Последовательное расположение двух-трёх предложений на основе
серии сюжетных картинок. Составление подписей к серии сюжетных
картинок. Коллективный выбор заголовка из данных учителем. Коллективное
составление рассказа по серии сюжетных картинок. Использование данных
текстовых синонимов для называния действующего лица. Использование
местоимений вместо существительного.

Коллективное составление рассказа по сюжетной картинке и опорным
словам.

Различение рассказа и набора предложений. Определение того, о ком
или о чём рассказ. Коллективный подбор заголовка к рассказу.

Работа с деформированным текстом. Его восстановление.

Коллективная запись текста после его анализа. Определение темы текста.
Подбор заголовка.

Изложение текста, воспринятого зрительно, по вопросам. Коллективная
запись каждого предложения. Составление вопросов к тексту с опорой на
вопросительные слова. Письменный пересказ текста по составленным
вопросам.

Коллективное составление конца рассказа с последующей записью
текста.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»

проявлять устойчивое внимание к слову как к объекту изучения и
использования в речи;

активное проявлять желание придумывать разные предложения с
данным словом, распространять предложения, используя приём
«постепенного ступенчатого распространения предложения с помощью
картинки, вопроса, условного изображения»;

проявлять интерес к речевому материалу дидактических игр, желание
оказывать помощь товарищу в ходе игры;

уметь работать у доски в паре, не мешая напарнику делать запись на
доске и не отвлекаясь от выполнения собственного задания;

принимать активное участие в выборе игровых упражнений, данных в
«Рабочих тетрадях»,

стремиться расшифровать словарную головоломку;

понимать важность овладения грамотным письмом;

соблюдать формы записи простейшего диалога, правильное
интонирование предложения-вопроса и предложения-ответа;

уметь объяснить, чем понравился герой записанного рассказа;

уметь оценить проделанную на уроке работу (Какое задание было
самым интересным? Что в нём понравилось? Какое задание оказалось
трудным? Как удалось справиться с трудностями? Кто помог?).

знать буквы, обозначать звуки буквами;

списывать с печатного и рукописного текстов отдельные слова, данные
в слоговой разбивке;

записывать по памяти отдельные короткие слова (из 2-3 букв);

участвовать в подборе слов к предметным картинкам;

находить начало и конец предложения (большая буква в начале и точка
в конце).

списывать с печатного и рукописного текстов, диктуя себе слова по слогам;

переносить по слогам слова с одной строки на другую;

сверять свою запись с образцом;

писать по памяти короткие четверостишия;

записывать слова из словаря, опираясь на предметные картинки;

чертить схемы предложений;

писать под диктовку предложения, соблюдая изученные правила правописания;

составлять диалоги из данных вопросов и ответов, правильно записывать их и прочитывать с соблюдением нужной интонации.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Оценка устных ответов

Устный опрос учащихся является одним из методов учета знаний, умений и навыков по русскому языку. При оценке устных ответов принимается во внимание: а) правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала; б) полнота ответа; в) умение практически применять свои знания; г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.

Отметка «5» ставится ученику, если он: обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя или самостоятельно обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

«4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки ответа на «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; допускает некоторые ошибки в речи; при работе над текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно, допускает ряд ошибок в речи, затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя, нуждается в постоянной помощи учителя.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большой или наиболее существенной части изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл; в работе с текстом допускает грубые ошибки, не использует помощь учителя.

Оценка «1» за устные ответы не ставится.

Оценка письменных работ учащихся

Оценка «5» ставится за работу без ошибок.

«4» ставится за работу с 1-3 ошибками.

«3» ставится за работу с 4-5 ошибками.

«2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.

«1» ставится за работу с большим количеством ошибок, чем допустимо при оценке «2».

В письменных работах не учитывается 1-2 исправлений или 1 пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует 1 орфографической ошибке. Ошибки на непройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:

а) Повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.

б) Две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:

повторение одной и той же буквы (например, «посуда»);

пропуск одной части слова при переносе;

повторное написание одного и того же слова в предложении.