Меню Рубрики

Предложение выполняет коммуникативную функцию а словосочетание номинативную

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Что является единицей синтаксического кода языка? Основные единицы языка

Содержание:

Единица измерения — это стандарт, который принимается за исходную величину при сопоставлении с однородными. Например, длина измеряется в сантиметрах и т. д.

В языкознании выделяются основные единицы языка для каждого уровня системы: фонетика — звук, словообразование — морфема, морфология и лексика — слово, синтаксис — словосочетание и предложение.

Что такое синтаксис?

Синтаксис — термин в языкознании, имеет две трактовки:

  1. Строй языка, связанный с выражением мысли, высший уровень системы.
  2. Научная теория, изучающая строение и использование в речи синтаксических единиц.

Пунктуация — подраздел синтаксиса.

Что такое пунктуация?

Свод правил, регламентирующих расстановку знаков препинания в предложениях различной структуры, определяет содержание данного термина. Правила пунктуации касаются условий разделения запятой однородных членов, частей высказывания, выделения прямой речи и цитат, выбора двоеточия и тире в бессоюзных конструкциях.

Что такое синтаксические единицы? Примеры

Традиционно в языкознании выделяются две синтаксические единицы— словосочетание и предложение. Кроме того, самой крупной формой является текст как единица языка и речи.

Словосочетание — синтаксическая единица, строение которой оформлено взаимозависимыми знаменательными словами. Эти лексемы объединены семантически и грамматически и выражают развернутое наименование явлений действительности: добрый человек, шагать по тротуару, дымящаяся пашня, здание справа.

Словосочетание выступает как элемент структуры предложения.

В некоторых старых грамматиках, где раскрывается вопрос о том, что такое синтаксис и пунктуация, синтаксис определяется как «учение о словосочетании».

Предложение — это синтаксическая единица, главная функция которой — выражение мысли, побуждения и чувства, оформленное грамматически и интонационно. От словосочетания отличается наличием грамматической основы (подлежащего и сказуемого) как концентрированного оформления ключевого содержания: Наступила поздняя осень. Дети побежали к реке. Ученик решил уравнение.

Какой основной объект изучения синтаксиса?

Синтаксис — раздел языкознания, предмет его внимания — синтаксический код языка, строение его элементов, их взаимосвязь и условия сочетаемости.

Синтаксические единицы — это синтагмы, составные части которых объединяются на основе устоявшихся в языке связей: сочинения и подчинения.

Сочинительный тип присутствует в равноправных элементах: однородные члены, подлежащее и сказуемое, сложносочиненная структура.

В подчинительные отношения синтаксические единицы языка вступают в рамках конструкций, имеющих главные и зависимые элементы. Имеется ряд грамматических средств выражения подчинительной связи:

  • Окончания и предлоги в словосочетаниях. Встать в ряд; мечтать об отдыхе.
  • Союзы как соединительный элемент предложений и способ выражения значения времени (Когда дождь пройдет, станет веселее), причины (Он ушел, потому что испугался), цели (Альпинисты встали рано, чтобы подготовиться к восхождению) и другие.
  • Порядок слов, который диктуется семантикой и структурой фразы.
  • Интонация как знак завершенности предложения.

Основные объекты изучения синтаксиса — словосочетание и предложение. Отношения, выявляемые в них, делятся на непредикативные и предикативные.

Словосочетанию свойственны непредикативные отношения, так как его функция — номинация явления действительности без выражения отношения к нему.

Основные синтаксические единицы: характеристики

Словосочетание противопоставлено предложению отсутствием предикативности и интонационной и смысловой завершенности. Предложение выполняет коммуникативную функцию, словосочетание — номинативную.

Основные типы словосочетаний:

  1. По морфологической принадлежности главного слова:
    • Именные — строящийся дом, красный от стыда, пять копеек.
    • Глагольные — прыгать от радости, читая книгу.
    • Наречные — очень быстро, недалеко от дороги.
  2. По составу:
    • Простые — точный ответ, гулять по парку.
    • Сложные (комбинации простых конструкций) — книга с яркими картинками.
  3. По уровню единства элементов:
    • Свободные (членимые на слова, сохраняющие самостоятельность) — ночная звезда, сражаться за свободу.
    • Несвободные (спаянные, целиком выполняющие синтаксическую функцию) — стал героем, дать возможность. К нечленимым конструкциям относятся фразеологизмы — спустя рукава, сломя голову.
  4. По типу синтаксической связи:
    • Согласование — долгий путь, металлический прут.
    • Управление — лист березы, поставить на стол.
    • Примыкание — быстро написать, грустить по-детски.

Лингвистика отмечает, что такая синтаксическая единица, как предложение, выделяется категорией предикативности — отношением описываемого действия к реальности. Это выражается в системе временных форм глагола и выбором наклонения.

Классификация предложений на основании:

  1. Цели высказывания — повествовательные, вопросительные, побудительные
  2. Интенсивности эмоции — восклицательные, невосклицательные
  3. Структуры — простые, сложные
  4. Полноты выражения главных членов — двусоставные, односоставные
  5. Наличия второстепенных членов — распространенные, нераспространенные
  6. Достаточности структурно и семантически необходимых лексем — полные, неполные

Текст как единица языка и речи

Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.

Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.

В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.

Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:

  • Цепная — оформляет последовательный ход мыслей в речи. Выражается с помощью синонимов, повторов, местоименных замен: Лунный луч выхватил из темноты группу рыбаков. Они несли сети.
  • Параллельная — группа синтаксических единиц языка, построенных по одинаковой модели: Зашли в дом. Открыли дверь в комнату. Зажгли свет. Увидели за столом участников спиритического сеанса.
  • Присоединительная. Предложения разных типов по структуре. Идет дождь. По стеклу сбегают крупные капли, барабанят по крыше. Уютный огонь в камине согревает душу и тело осенней ночью.

Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.

Методическая разработка урока по русскому языку «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение».

Основные синтаксические единицы:

словосочетание и предложение

методическая разработка урока

Выполнила: Колмогорова В.Ф., преподаватель русского языка и литературы

Методика проведения урока…………………………………………………………. 4

Список источников и использованной литературы………………………………. 19

В последнее время чрезвычайно много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию дисциплины, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность. Урок, заявленный как урок-путешествие, позволяет создать особое эмоциональное поле. Такая игровая форма организации урока, как путешествие, представляет собой множество препятствий, преодолев которые, обучающиеся раскрепощаются и получают знания.

Словосочетание и предложение – основные синтаксические единицы. Строительным материалом для предложения служит словосочетания. Работа над словосочетанием ведет обучающихся к более высоким ступеням изучения синтаксиса: к ясному пониманию грамматической формы предложения.

Словосочетание как реальная синтаксическая единица речи принадлежит к числу наименее изученных, наименее выясненных категорий русского синтаксиса. Проблема не является совершенно новой в языкознании и имеет свою историю, однако, эту проблему можно легко решать при помощи инновационных методов и приемов.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА

Модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации урока привели меня к использованию мощностей технологии развития критического мышления и передовых информационных технологий, как наиболее рациональных.

В общей системе уроков по разделу «Синтаксис» данный урок представляет собой переходный этап от обобщения простого предложения к систематизации сложного. Образовательно-воспитательные задачи урока направлены на развитие логического мышления, навыков работы в группах.

В структуре урока можно проследить такие этапы: целеполагание, актуализация субъектного опыта, организация осмысления, организация закрепления, анализ, речемыслительная деятельность, рефлексия. Каждому фрагменту урока-путешествия соответствует игровой этап.

На этапе целеполагания переход к теме осуществляется при помощи лингвистического кроссворда как одного из приёмов технологии РКМЧП, что способствует повышению мотивации.

Для актуализации знаний используется элемент технологии РКМЧП – прием ложных и истинных суждений.

Прием кластера на этапе обобщения теоретического материала помогает структурировать материал по основным синтаксическим единицам в иерархичной последовательности.

На этапе «Найди лишнее», используя игровую технологию, обучающиеся работают в парах. Упражнение позволяет формировать мыслительные операции по анализу, синтезу и обобщению материала по теме «Словосочетание».

Следующий этап игры «Литературное редактирование» направлен на формирование культуры речи. Применяется метод лингвистического наблюдения – прием анализа языковых средств, прием грамматического разбора. Основной результат этой работы – предметный.

На этапе завершения урока и оценивания полученных результатов в качестве рефлексивного метода используется синквейн, как эффективный прием развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.

Домашнее задание дифференцированного характера заключается в лингвистическом исследовании художественного текста.

На протяжении всего урока, опираясь на карту маршрута, команды в карточках контроля ведут оценку знаний. По итогам занятия студенты подсчитывают количество баллов в личном и командном зачетах и переводят личный результат в оценку.

Выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, повышают эффективность учебной деятельности обучающихся, дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Демонстрация мультимедийной презентации позволяет значительно сэкономить время. Большой спектр интерактивных приемов (работа с цветным маркером, «шторкой») помогает реализовать интерактивная доска, превращая урок в творческий процесс.

Нетрадиционная форма занятия демонстрирует преимущества пошаговой системы контроля на уроке систематизации знаний.


[spoiler title=»источники:»]

http://bingoschool.ru/manual/chto-yavlyaetsya-ediniczej-sintaksicheskogo-koda-yazyika-osnovnyie-ediniczyi-yazyika/

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-osnovnye-sintaksicheskie-edinicy-slovosochetanie-i-predlozhenie-4398234.html

[/spoiler]

Популярные записи

Укажите словосочетание с причастием серебряный колокольчик смотрящий
Русский сайт для изучения английского языка
Замените словосочетание городской рынок построенное на основе согласования синонимичным
Рассказ про маму по английскому языку
Вино просекко ударение в слове
Разговорник португальского бразильского языка
Рисовать на английском языке транскрипция
Санофи или санофи ударение
Словосочетания со словами тоны
Словосочетание простое предложение презентация 6 класс
Осведомишься ударение в этом слове
Двусоставное ударение на какой слог
Словосочетание со словом беспорядочный
Изменить словосочетания по образцу день праздника
Мое счастье словосочетание или нет
Составить словосочетание со словом рикошет
В городе это словосочетание
Текст компьютерной программы написанный на выбранном языке программирования
Найти словосочетания на английском
Творческие игры на уроках английского языка в начальной школе