Предложение выполняет коммуникативную функцию а словосочетание номинативную
Виды связей в словосочетаниях
О чем эта статья:
Понятие словосочетания
Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.
Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.
В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.
Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:
при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
по смыслу: бегает (как?) быстро.
Основные виды словосочетаний
По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.
Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.
Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:
словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;
словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;
комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.
Существует три вида связи между словами в словосочетании:
согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.
По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:
синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.
Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:
Чей?, Какой?, Который? — определительные.
Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.
Кого?, Чего? — объектные.
Подарок (кому?) подруге.
Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.
Гулять (где?) в парке.
Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.
Глагольные словосочетания
Глагольные словосочетания с именем существительным:
беспредложные (читать книгу),
предложные (говорить об искусстве).
Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).
Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).
В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).
Именные словосочетания
Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (письмо родителям);
предложные (прогулка по лесу).
С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).
С наречиями (прогулка верхом).
С инфинитивом (желание учиться).
Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:
С именами существительными:
беспредложные (довольный ответом);
предложные ( способный к музыке).
С наречиями (очень интересный).
С инфинитивом (способный работать).
Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.
Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).
Наречные словосочетания
Словосочетания с наречием (очень удачно).
Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).
К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:
Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
Слова с предлогами: около стола, возле дома.
Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.
Примеры словосочетаний со связью согласования
Существительное + прилагательное:
у соседнего двора,
с веселой песней.
Существительное + причастие:
перед цветущим полем,
Существительное + порядковое числительное:
на седьмое небо,
возле третьего подъезда,
через девятый этаж.
Существительное + местоимение:
Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:
в чистой столовой,
Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):
с чем-то веселым,
над чем-нибудь неясным,
с нашим знакомым,
перед этим зевающим.
Существительное + существительное (приложение):
Примеры словосочетаний со связью управления
Глагол + существительное:
разозлиться на шутку,
вернемся на рассвете,
беседую с другом.
Прилагательное + местоимение:
не согласен ни с кем,
не должен никому,
Прилагательное + существительное:
румяный от мороза,
сладкий на вкус,
злой на соседей,
Существительное + существительное:
радость от встречи,
грудь в медалях.
Наречие + существительное:
впереди у моста.
Числительное + существительное:
Деепричастие + существительное, местоимение:
шагая по тропинке,
Примеры словосочетаний со связью примыкания
Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:
Глагол + наречие:
Глагол + деепричастие:
рисовал стоя у мольберта,
ответил улыбаясь мне.
Существительное + наречие:
Существительное + несклоняемое прилагательное:
Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:
Что является единицей синтаксического кода языка? Основные единицы языка
Содержание:
Единица измерения — это стандарт, который принимается за исходную величину при сопоставлении с однородными. Например, длина измеряется в сантиметрах и т. д.
В языкознании выделяются основные единицы языка для каждого уровня системы: фонетика — звук, словообразование — морфема, морфология и лексика — слово, синтаксис — словосочетание и предложение.
Что такое синтаксис?
Синтаксис — термин в языкознании, имеет две трактовки:
- Строй языка, связанный с выражением мысли, высший уровень системы.
- Научная теория, изучающая строение и использование в речи синтаксических единиц.
Пунктуация — подраздел синтаксиса.
Что такое пунктуация?
Свод правил, регламентирующих расстановку знаков препинания в предложениях различной структуры, определяет содержание данного термина. Правила пунктуации касаются условий разделения запятой однородных членов, частей высказывания, выделения прямой речи и цитат, выбора двоеточия и тире в бессоюзных конструкциях.
Что такое синтаксические единицы? Примеры
Традиционно в языкознании выделяются две синтаксические единицы— словосочетание и предложение. Кроме того, самой крупной формой является текст как единица языка и речи.
Словосочетание — синтаксическая единица, строение которой оформлено взаимозависимыми знаменательными словами. Эти лексемы объединены семантически и грамматически и выражают развернутое наименование явлений действительности: добрый человек, шагать по тротуару, дымящаяся пашня, здание справа.
Словосочетание выступает как элемент структуры предложения.
В некоторых старых грамматиках, где раскрывается вопрос о том, что такое синтаксис и пунктуация, синтаксис определяется как «учение о словосочетании».
Предложение — это синтаксическая единица, главная функция которой — выражение мысли, побуждения и чувства, оформленное грамматически и интонационно. От словосочетания отличается наличием грамматической основы (подлежащего и сказуемого) как концентрированного оформления ключевого содержания: Наступила поздняя осень. Дети побежали к реке. Ученик решил уравнение.
Какой основной объект изучения синтаксиса?
Синтаксис — раздел языкознания, предмет его внимания — синтаксический код языка, строение его элементов, их взаимосвязь и условия сочетаемости.
Синтаксические единицы — это синтагмы, составные части которых объединяются на основе устоявшихся в языке связей: сочинения и подчинения.
Сочинительный тип присутствует в равноправных элементах: однородные члены, подлежащее и сказуемое, сложносочиненная структура.
В подчинительные отношения синтаксические единицы языка вступают в рамках конструкций, имеющих главные и зависимые элементы. Имеется ряд грамматических средств выражения подчинительной связи:
- Окончания и предлоги в словосочетаниях. Встать в ряд; мечтать об отдыхе.
- Союзы как соединительный элемент предложений и способ выражения значения времени (Когда дождь пройдет, станет веселее), причины (Он ушел, потому что испугался), цели (Альпинисты встали рано, чтобы подготовиться к восхождению) и другие.
- Порядок слов, который диктуется семантикой и структурой фразы.
- Интонация как знак завершенности предложения.
Основные объекты изучения синтаксиса — словосочетание и предложение. Отношения, выявляемые в них, делятся на непредикативные и предикативные.
Словосочетанию свойственны непредикативные отношения, так как его функция — номинация явления действительности без выражения отношения к нему.
Основные синтаксические единицы: характеристики
Словосочетание противопоставлено предложению отсутствием предикативности и интонационной и смысловой завершенности. Предложение выполняет коммуникативную функцию, словосочетание — номинативную.
Основные типы словосочетаний:
- По морфологической принадлежности главного слова:
- Именные — строящийся дом, красный от стыда, пять копеек.
- Глагольные — прыгать от радости, читая книгу.
- Наречные — очень быстро, недалеко от дороги.
- По составу:
- Простые — точный ответ, гулять по парку.
- Сложные (комбинации простых конструкций) — книга с яркими картинками.
- По уровню единства элементов:
- Свободные (членимые на слова, сохраняющие самостоятельность) — ночная звезда, сражаться за свободу.
- Несвободные (спаянные, целиком выполняющие синтаксическую функцию) — стал героем, дать возможность. К нечленимым конструкциям относятся фразеологизмы — спустя рукава, сломя голову.
- По типу синтаксической связи:
- Согласование — долгий путь, металлический прут.
- Управление — лист березы, поставить на стол.
- Примыкание — быстро написать, грустить по-детски.
Лингвистика отмечает, что такая синтаксическая единица, как предложение, выделяется категорией предикативности — отношением описываемого действия к реальности. Это выражается в системе временных форм глагола и выбором наклонения.
Классификация предложений на основании:
- Цели высказывания — повествовательные, вопросительные, побудительные
- Интенсивности эмоции — восклицательные, невосклицательные
- Структуры — простые, сложные
- Полноты выражения главных членов — двусоставные, односоставные
- Наличия второстепенных членов — распространенные, нераспространенные
- Достаточности структурно и семантически необходимых лексем — полные, неполные
Текст как единица языка и речи
Лингвистика утверждает, что текст также является единицей синтаксического кода языка.
Текст как единица языка — это совокупность синтагм, сформированная в определенной последовательности, объединенная выражаемым смыслом.
В тексте как наиболее сложной и объемной форме выделяется синтаксическое целое (сверхфразовое единство) — структура из нескольких предложений, связанных семантически и грамматически.
Сверхфразовое единство — единица синтаксического кода языка, которой свойственны логические связи:
- Цепная — оформляет последовательный ход мыслей в речи. Выражается с помощью синонимов, повторов, местоименных замен: Лунный луч выхватил из темноты группу рыбаков. Они несли сети.
- Параллельная — группа синтаксических единиц языка, построенных по одинаковой модели: Зашли в дом. Открыли дверь в комнату. Зажгли свет. Увидели за столом участников спиритического сеанса.
- Присоединительная. Предложения разных типов по структуре. Идет дождь. По стеклу сбегают крупные капли, барабанят по крыше. Уютный огонь в камине согревает душу и тело осенней ночью.
Синтаксические единицы языка и правила их употребления в речи образуют код языка — свод грамматических правил объединения слов в суждение.
Методическая разработка урока по русскому языку «Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение».
Основные синтаксические единицы:
словосочетание и предложение
методическая разработка урока
Выполнила: Колмогорова В.Ф., преподаватель русского языка и литературы
Методика проведения урока…………………………………………………………. 4
Список источников и использованной литературы………………………………. 19
В последнее время чрезвычайно много внимания уделяется моделированию уроков инновационного типа. Нетрадиционные уроки усиливают акцент на занимательности и стимулировании интереса к содержанию дисциплины, что, бесспорно, способствует повышению качества обучения.
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей обучающихся очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность. Урок, заявленный как урок-путешествие, позволяет создать особое эмоциональное поле. Такая игровая форма организации урока, как путешествие, представляет собой множество препятствий, преодолев которые, обучающиеся раскрепощаются и получают знания.
Словосочетание и предложение – основные синтаксические единицы. Строительным материалом для предложения служит словосочетания. Работа над словосочетанием ведет обучающихся к более высоким ступеням изучения синтаксиса: к ясному пониманию грамматической формы предложения.
Словосочетание как реальная синтаксическая единица речи принадлежит к числу наименее изученных, наименее выясненных категорий русского синтаксиса. Проблема не является совершенно новой в языкознании и имеет свою историю, однако, эту проблему можно легко решать при помощи инновационных методов и приемов.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА
Модернизация традиционного обучения, его преобразование в духе эффективной организации урока привели меня к использованию мощностей технологии развития критического мышления и передовых информационных технологий, как наиболее рациональных.
В общей системе уроков по разделу «Синтаксис» данный урок представляет собой переходный этап от обобщения простого предложения к систематизации сложного. Образовательно-воспитательные задачи урока направлены на развитие логического мышления, навыков работы в группах.
В структуре урока можно проследить такие этапы: целеполагание, актуализация субъектного опыта, организация осмысления, организация закрепления, анализ, речемыслительная деятельность, рефлексия. Каждому фрагменту урока-путешествия соответствует игровой этап.
На этапе целеполагания переход к теме осуществляется при помощи лингвистического кроссворда как одного из приёмов технологии РКМЧП, что способствует повышению мотивации.
Для актуализации знаний используется элемент технологии РКМЧП – прием ложных и истинных суждений.
Прием кластера на этапе обобщения теоретического материала помогает структурировать материал по основным синтаксическим единицам в иерархичной последовательности.
На этапе «Найди лишнее», используя игровую технологию, обучающиеся работают в парах. Упражнение позволяет формировать мыслительные операции по анализу, синтезу и обобщению материала по теме «Словосочетание».
Следующий этап игры «Литературное редактирование» направлен на формирование культуры речи. Применяется метод лингвистического наблюдения – прием анализа языковых средств, прием грамматического разбора. Основной результат этой работы – предметный.
На этапе завершения урока и оценивания полученных результатов в качестве рефлексивного метода используется синквейн, как эффективный прием развития образной речи, позволяющий быстро получить результат.
Домашнее задание дифференцированного характера заключается в лингвистическом исследовании художественного текста.
На протяжении всего урока, опираясь на карту маршрута, команды в карточках контроля ведут оценку знаний. По итогам занятия студенты подсчитывают количество баллов в личном и командном зачетах и переводят личный результат в оценку.
Выбранные методы использования средств ИКТ способствуют решению дидактических задач урока, повышают эффективность учебной деятельности обучающихся, дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении. Демонстрация мультимедийной презентации позволяет значительно сэкономить время. Большой спектр интерактивных приемов (работа с цветным маркером, «шторкой») помогает реализовать интерактивная доска, превращая урок в творческий процесс.
Нетрадиционная форма занятия демонстрирует преимущества пошаговой системы контроля на уроке систематизации знаний.
[spoiler title=»источники:»]
http://bingoschool.ru/manual/chto-yavlyaetsya-ediniczej-sintaksicheskogo-koda-yazyika-osnovnyie-ediniczyi-yazyika/
http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-uroka-po-russkomu-yazyku-osnovnye-sintaksicheskie-edinicy-slovosochetanie-i-predlozhenie-4398234.html
[/spoiler]