Меню Рубрики

Правило по словосочетанию 3 класс

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое словосочетание;
  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Лес (какой?)густая

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

Правило по словосочетанию 3 класс

Словосочетание называет предметы, действия и их признаки более
точно, конкретно, чем слово.

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Главное — это слово, от которого ставится вопрос к зависимому:

По своему строению и значению словосочетания бывают
разными. Они могут состоять из:

1. имени существительного и имени прилагательного,
двух имён существительных с предлогом и обозначать
предмет и его признак:

большой стол, зимнее утро, стол из дерева, книга для записей;

2. глагола и имени существительного и обозначать действие и
предмет, который с ним связан:

клеить обои, писать письмо, встретить друга;

3. глагола и наречия и обозначать действие и его признак:

петь громко, смотреть далеко, шагать быстро.

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:


[spoiler title=»источники:»]

http://www.sites.google.com/site/russkijazyk1234/vizitka

http://skysmart.ru/articles/russian/vidy-svyazi-v-slovosochetaniyah

[/spoiler]