Меню Рубрики

Поставьте правильно ударение иконопись

Ударение в слове: «и́конопись» или «иконопи́сь»

Данное слово является неодушевлённым существительным женского рода, которое стоит в именительном падеже. А употребляется в значении «жанр христианской живописи». С определением слова мы разобрались, а могут ли возникнуть сложности при произношении слова? На какую гласную стоит поставить ударение? Давайте мы с вами с этим разберёмся!

Итак, существует два варианта постановки ударения данного слова:

  • И́конопись, где ударение падает на гласную «и» первого слога
  • Иконопи́сь, где ударение падает на гласную «и» четвёртого слога

Так как же правильно: « и́конопись» или «иконоп и́сь»?

Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «и» первого слога:

Почему ударение падает на гласную «и» первого слога?

Важно знать, что многие люди ставят ударение на четвёртый слог, но вариант «иконопи́сь» является ошибочным.

А теперь давайте понаблюдаем за словом в разных падежных формах:

  • и. п. кто? что? и́конопись
  • р. п. кого? чего? и́конописи
  • д. п. кому? чему? и́конописи
  • в. п. кого? что? и́конопись
  • т. п. кем? чем? и́конописью
  • п. п. о ком? о чем? об и́конописи

Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «и» первого слога.

Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!

Ударение в слове «ИКОНОПИСЬ»

Ударение в сло­ве «ико­но­пись» ста­вит­ся на глас­ный «и» пер­во­го фоне­ти­че­ско­го слога.

Интересующее нас сло­во явля­ет­ся слож­ным по соста­ву. Это суще­стви­тель­ное обра­зо­ва­но спо­со­бом сло­же­ния двух слов с помо­щью соеди­ни­тель­ной глас­ной «о» и нуле­во­го суффикса:

икон а + писа ть = икон о пись

В раз­го­вор­ной речи наблю­да­ем раз­ное про­из­но­ше­ние это­го слова:

Как пра­виль­но ста­вить уда­ре­ние соглас­но нор­ме рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка?

На какой слог ударение в слове «иконопись»?

Одним из про­из­во­дя­щих слов явля­ет­ся суще­стви­тель­ное «ико­на» с удар­ным вто­рым слогом:

У врат огра­ды издав­на поме­ща­лась боль­шая ико́на бого­ма­те­ри, вде­лан­ная за решет­кой в сте­ну (Ф. М. Достоевский. Бесы).

Если при­ни­мать во вни­ма­ние уда­ре­ние в одно­ко­рен­ных сло­вах «ико́на», «ико́нка», «ико́нный», то вполне понят­но сомне­ние, на какой слог ста­вить уда­ре­ние в про­из­вод­ном существительном.

Чтобы выяс­нить это, вна­ча­ле раз­де­лим эту слож­ную лек­се­му на фоне­ти­че­ские слоги.

В сло­ве содер­жит­ся столь­ко сло­гов, сколь­ко в нем зву­чит глас­ных. В фоне­ти­че­ском обли­ке рас­смат­ри­ва­е­мо­го суще­стви­тель­но­го име­ет­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных зву­ка. Следовательно, раз­де­лим его на четы­ре фоне­ти­че­ских слога:

Хотя в про­из­во­дя­щем сло­ве «ико́на» удар­ным явля­ет­ся вто­рой слог (и-ко-на), в ана­ли­зи­ру­е­мом суще­стви­тель­ном уда­ре­ние пере­ме­сти­лось на пер­вый слог, что еще раз под­твер­жда­ет раз­но­мест­ность уда­ре­ния в рус­ской фонетике.

Правильно ска­жем, выде­лив голо­сом глас­ный пер­во­го фоне­ти­че­ско­го слога:

Это про­из­но­ше­ние явля­ет­ся акцен­то­ло­ги­че­ской нор­мой совре­мен­но­го рус­ско­го лите­ра­тур­но­го языка.

Изменим суще­стви­тель­ное жен­ско­го рода тре­тье­го скло­не­ния по паде­жам и пона­блю­да­ем за поста­нов­кой ударения:

  • и. п. ( что?) и́конопись
  • р. п. стиль (чего?) и́конописи
  • д. п. отдам пред­по­чте­ние (чему?) и́конописи
  • в. п. изу­чаю (что?) и́конопись
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) и́конописью
  • п. п. читаю (о чём?) об и́конописи

Ударение в сложных словах с корнем икон-

Возьмем себе на замет­ку, что это един­ствен­ное сло­во с удар­ным пер­вым сло­гом. В одно­ко­рен­ных слож­ных сло­вах удар­ны­ми явля­ют­ся дру­гие слоги:

Упражняемся в постановке ударения

Прочтем вслух отрыв­ки из тек­стов, что­бы запом­нить, на какой слог пра­виль­но ста­вит­ся уда­ре­ние в сло­ве «ико­но­пись».

И́конопись, вдох­нов­ля­е­мая одной из греко-восточных школ, очень мно­го­чис­лен­ных в XII веке (К. Ф. Валишевский. Иван Грозный).

Неподалеку от домаш­ней церк­ви нахо­ди­лась отдель­ная молель­ня с обра­за­ми в сти­ле древ­не­рус­ской и́конописи (Г. М. Зуев. Течер река Мойка. Продолжение путешествия…).

В ней не чув­ство­ва­лось руки масте­ра и́конописи, но тот свет, кото­рый исхо­дил от изоб­ра­же­ния, был све­том люб­ви, надеж­ды, обре­те­ния (Ирина Дронова).

Прежние тра­ди­ции и́конописи посте­пен­но ухо­ди­ли в про­шлое, появ­ля­лись совер­шен­но новые сюже­ты и худо­же­ствен­ные при­ё­мы (В. Н. Куликова. Мироточащие иконы).

Современные иконопи́сцы южно­сла­вян­ских земель вся­че­ски стре­ми­лись воз­ро­дить тра­ди­ции сред­не­ве­ко­вой серб­ской и́конописи (Н. В. Регинская. Св. Геогрий Победоносец — небес­ный покро­ви­тель России в изоб­ра­зи­тель­ном искус­стве стран Европы и России).

Правильное ударение в слове “ИКОНОПИСЬ”

Содержание: ударение в слове “ИКОНОПИСЬ”

Иконопись является особым жанром христианской станковой культовой живописи, иначе говоря, это писание икон.

Слово “иконопись” – неодушевленное существительное женского рода, 3-го склонения.

Обычно это слово употребляется с ударной гласной “и” последнего слога.

Насколько это правильно, давайте разберемся.

Для начала разобьем слово на фонетические слоги:

В слове из 4-х слогов 9 букв и 8 звуков.

Обычно в повседневной речи можно услышать два варианта произношения этого существительного:

    “ и́ конопись”, где ударение падает на гласную букву “и” первого слога,

Как правильно – “ И конопись” или “иконоп И сь”?

Несмотря на распространенный второй вариант произношения, согласно нормам литературного русского языка, ударение в слове “ и́ конопись” следует ставить на букву “и” первого слога.

Понаблюдаем за изменениями падежных форм анализируемого существительного:

  • и.п. кто? (что?) и́ конопись, и́ конописи
  • р.п. кого? (чего?) и́ конописи, и́ конописей
  • д.п. кому? (чему?) и́ конописи, и́ конописям
  • в.п. кого? (что?) и́ конопись, и́ конописи
  • т.п. кем? (чем?) и́ конописью, и́ конописями
  • п.п. о ком? (о чем?) об и́ конописи, и́ конописях

Как видно, все формы падежей сохраняют ударение на букве “и” первого слога, тем самым облегчая запоминание.

Примеры для закрепления:

  • 16 век стал переломным для искусства и́ конописи.
  • К канонической традиции и́ конописи относятся с особым уважением.
  • Самая древняя и́ конопись дошедшая до нас была сделана в 6 веке.


[spoiler title=»источники:»]

http://russkiiyazyk.ru/kultura-rechi/udarenie-ikonopis.html

http://russkiypro.ru/pravilnoe-udarenie-ikonopis/

[/spoiler]