Меню Рубрики

Перевод сырых баллов в стены формула

ПОРЯДОК ПЕРЕВОДА «СЫРЫХ» ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК В СТАНДАРТНЫЕ ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ (СТЕНЫ)

Исследование психических явлений требует многоаспектного анализа и применения разнообразного набора его конкретных методов в соответствии с поставленными задачами и общей стратегией проведения комплексной психодиагностики. При проведении мероприятий по профессиональному психологическому отбору и профессионально-психологическому сопровождению обучающийся обследуется с помощью целого комплекса методик, которые могут иметь совершенно различный интервал тестовых показателей. Полученные при сборе данных «сырые» (первичные) оценки далеко не всегда удобно использовать в дальнейшей работе. Особенно, когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого по разным методикам, получить интегральный показатель развития изучаемых качеств или отнести их к какой либо группе («успешных», «не успешных», «норме»). Для этого «сырые» оценки тем или иным способом преобразуют в значения стандартных тестовых шкал. Данные преобразования позволяют оценивать индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами (стандартной тестовой шкалой), полученными на выборке стандартизации. Выборка стандартизации специально формируется для разработки стандартной шкалы – она должна быть репрезентативна генеральной совокупности, для которой планируется применять данный тест, методику. Для получения нормального распределения величины измеряемого тестом свойства требуемое число испытуемых в ней обычно составляет не менее 200 человек. Впоследствии при тестировании предполагается, что и испытуемый, и выборка стандартизации принадлежат одной и той же генеральной совокупности. При стандартизации результатов тестовых испытаний чаще всего используется показатель среднеквадратичного отклонения – s. Стандартизация осуществляется при условии нормального распределения тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых или близком к нему (рис. 1). Нормальным такое распре­деление называется потому, что оно очень часто встречалось в естественнонаучных исследованиях и казалось «нормой» всякого массового случайного проявления признаков. Это распределение следует закону, открытому тремя учеными в разное время: Муавром в 1733 г. в Англии, Гауссом в 1809 г. в Германии и Лапласом в 1812 г. во Франции.

График нормального распределения может быть получен из полигона эмпирического распределения при бесконечном увеличении числа наблюдений и сужении интервалов до размеров точки. Он представляет собой куполообразную кривую, симметричную относительно центра группирования, имеющую строго определенные пропорции.

Рисунок 1 – Нормальное распределение тестовых оценок в репрезентативной выборке испытуемых

Параметры распределения – это его числовые характеристики, указывающие, где «в среднем» располагаются значения признака, на­сколько эти значения изменчивы и наблюдается ли преимущественное появление определенных значений признака.

В реальных психофизиологических исследованиях оперируют не па­раметрами, а их приближенными значениями, так называемыми оценка­ми параметров.

Числовые характеристики выборки дают количественное представление об эмпирических данных и позволяют сравнивать их между собой. Наибольшее практическое значение имеют:

— характеристики положения исследуемой совокупности (среднее арифметическое значение признака, медиана, мода);

— характеристики рассеяния (дисперсия);

— характеристики асимметрии (показатели асимметрии и эксцесса).

Среднее арифметическое (оценка математического ожидания) вы­числяется по формуле:

Символ S обозначает сумму всех значений xi, когда i принимает значения от 1 до n;

xi – общий член последовательности, подлежащий суммированию;

i – индекс суммирования, порядковый номер члена последовательности;

n – количество наблюдений.

Медианой (Ме) называется такое значение признака, когда одна половина значений экспериментальных данных меньше ее, а вторая больше.

Мода (Мо) представляет собой значение признака, встречающееся в выборке наиболее часто.

При нормальном распределении признака значения среднего арифметического, медианы и моды близки или совпадают друг с другом

где: xi – каждое наблюдаемое значение признака;

n – количество наблюдений.

При нормальном распределении наибольшее отклонение крайней варианты от среднего арифметического составляет примерно 3s (правило «трех сигм»). Имеется определенное статистическое соответствие между отклонением признака от среднего арифметического и положением его в упорядоченном вариационном ряду. Кривая нормального распределения с процентным выражением распределений относительных частот в зависимости от величины отклонения от среднего арифметического представлена на рисунке

Одним из способов преобразования «сырых» результатов тестирования является нормирование. Суть нормирования состоит в переходе к другому масштабу — стандартным единицам измерения. Значимость стандартных шкал заключается, прежде всего, в том, что они позволяют отражать в одинаковых единицах измерения разнородные параметры, которые в обычных для этих параметров единицах измерения несопоставимы.

Простейшей из стандартных шкал является Z-шкала. Первичные значения показателя могут быть преобразованы в Z-оценки по формуле:

где: `x – среднее арифметическое показателя в выборке стандартизации;

xi – величина показателя теста в выборке стандартизации;

s – среднее квадратическое отклонение величин признака в выборке стандартизации.

Использование Z-оценок не всегда удобно, т.к. они могут принимать отрицательные и дробные значения. Поэтому часто Z-оценки преобразуют в другие шкалы, имеющие заданные среднее квадратическое отклонение и среднее значение. При этом используется формула:

где: `xз – заданное среднее значение шкалы;

sз – заданное среднее квадратическое отклонение.

Например, Р.Б. Кеттелл для стандартизации показателей методики 16-ФЛО предложил шкалу стенов – «стандартной десятки», где: 5,5 – заданное среднее значение показателя; 2 – заданное среднее квадратическое отклонение. Стенирование является одним из способов приведения нормированных оценок к виду, удобному для практического использования. Оно представляет собой перевод исходных тестовых оценок в выборке стандартизации в 10-балльную равноинтервальную шкалу (шкалу стенов). Практически это достигается путем разбиения оси значений тестовых оценок в выборке стандартизации на 10 интервалов, соответствующих долям среднеквадратичного отклонения s. При этом M (средняя арифметическая величина признака в выборке стандартизации) принимается за среднюю точку шкалы стенов. При этом всякое значение тестовых оценок, входящее в интервал от M до M + 0,5s, приравнивается к 6 баллам по шкале стенов, а, входящее в интервал от M до M – 0,5s, – к 5 баллам этой шкалы. Такая же процедура с шагом увеличения равным 0,5s проводится для вычисления 7, 8, 9 и 10 баллов стеновой шкалы и с шагом уменьшения на 0,5 s – для вычисления 4, 3, 2, и 1 балла шкалы стенов (рис.1).

1 стен = М – 2,5 σ 2 стена = М – 2 σ 3 стена = М – 1,5 σ 4 стена = М – 1 σ 5 стенов = М – 0,5 σ 6 стенов = М +0,5 σ 7 стенов = М + σ 8 стенов = М +1,5 σ 9 стенов = М +2 σ 10 стенов = М +2,5 σ

Получение 10 балльного ряда и есть шкала перевода «сырых» оценок в стены. При такой системе стандартизации диапазон, который принято называть средним или нормой (диапазон в 1s), характеризуется стандартными единицами от 4 до 7 стенов. Стандартные оценки от 3 или 8 стенов свидетельствуют об индивидуальных различиях, выходящих за границы средней нормы. Оценки в 2 и 9 стенов получаются при значительном отклонении индивидуальных оценок, на 2s выше и ниже среднего группового значения. Максимальная оценка в 10 стенов достигается при отклонении индивидуального тестового результата на 2,5s и более, вверх от средней нормы. Аналогичным образом, оценка в 1 стен ставится за все отклонения индивидуального тестового результата от среднего значения на 2,5s и ниже.

Для перевода «сырых» оценок в стены можно также использовать формулу линейного преобразования шкалы Z – оценок ( ) нормального распределения в десятибальную шкалу стенов:

где Xi – значение признака (в «сырых» баллах); M – среднее арифметическое значение признака; σ – среднеквадратичное отклонение значений признака.

При отклонении распределения значений признака (оценок в «сырых» баллах) от их нормального распределения используют процентильную шкалу перевода оценок в стены. Процентиль (X%) – это такое значение «сырой» оценки, которое соответствует частоте оценок меньших и равных по значению данной «сырой» оценке в %.

Перевод значения «сырой» оценки, выраженной в процентилях, в стены осуществляется по стандартной шкале (рисунок 1, таблица 2), где значения оценок в стенах связаны с величинами частот.

Для каждого теста по результатам тестирования стандартизованной выборки с использованием шкалы перевода процентилей в стены определяют границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок и строят шкалу перевода «сырых» оценок теста в стены (рисунок 1, таблица 2),.

Границы стеновых оценок в значениях «сырых» оценок определяют по граничным значениям частотных интервалов, указанных в таблице 1 для каждой стеновой оценки.

Например, по результатам обследования результат испытуемого входит в диапазон «сырых» оценок (X5) стандартизованной выборки, что соответствует частоте оценок в % (процентиль) [30,86; 50,0] и, соответственно, 5 стенам.

Таблица 1. Перевод процентильной шкалы в стены

Стены
Частота оценок (%)
Диапазон «сырых» оценок в стандартной выборке X1 X2 X3 X4 X5 X6 X7 X8 X9 X10

При создании стеновой шкалы следует учитывать конструктивные особенности теста. Возможно создание стеновой шкалы на основе обратно пропорциональной зависимости, когда более высокий «сырой» балл свидетельствует о меньшей степени выраженности изучаемой характеристики, например, такая шкала применяется в тесте «Адаптивность».

Как разработать тест с нуля? Профессиональный тест: ключи, нормы, сырые и стандартыне баллы (Часть 2)

Привет, друзья! Вот мы и подошли ко второй теме по разработке профессиональных тестовых методик. Сегодня мы обсудим чем профессиональные (психометрические) тесты отличаются от «журнальных» собратьев, поговорим о тестовых нормах и увидим первые формулы.

Если вы тут оказались случайно, но тема вам интересна: добро пожаловать в первую статью цикла

Чем профессиональный тест отличается от развлекательного

Давайте использовать правильные термины:

В хороших тест-опросниках всегда присутствуют поправки на угадывание, которые автоматически «выкидывают» человека на центр шкалы, если он выбрал такую стратегию.

Еще одно отличительное свойство профессионального теста :

В психометрике и тестировании используется т.н. модель Гаусса или нормального распределения. Согласно ей, 68% испытуемых попадают в средний интервал и лишь по 16% в «сильную» и «слабую» группы. Но согласитесь, в развлекательном тесте жалко терять 68% испытуемых и поэтому у них есть весьма однозначные интерпретации.

В общем-то, шутливые тестики полезны, но

Ключи к тесту

Думаю, нет резона объяснять, что в тестологии важно не столько проведение самого теста, сколько анализ и обработка результатов тестирования.

Это примитивный способ подсчета и он скрывает саму суть понятия «ключ к тесту».

Более правильное представление о ключах мы получаем, когда рассматриваем не просто учебные тесты (для них достаточно бывает простой стандартизации баллов). Если мы пытаемся замерить свойство личности или какие-либо ценности человека, то в тест включаются «обратные» вопросы, когда участник получает балл за ответ «неверно».

С различными ответами могут быть начислены разные баллы (от 0 до 1), но о «весах» и цене ответа мы поговорим позже.

Теперь посмотрим на первую универсальную формулу «логического» (поэлементного) подсчета тестовых баллов:

В этой формуле учитывается тот факт, что на один вопрос может быть дано несколько ответов (множественный ответ), но поскольку обычно есть только один правильный ответ из m вариантов, то балл считается просто:

число совпадений ответов испытуемого с неким «идеальным» испытуемым, который набирает максимальный балл.

Соответственно, страшная формула сверху упрощается до следующего вида:

Допустим, в тесте пять вопросов. В каждом вопросе 5 вариантов ответа. Правильными являются в каждом вопросе: 1, 2, 3, 4, 5

Испытуемые отвечает так: 1,2,5,4,3

После можно уже развлекаться с «ценностью» ответа, но нам это пока не нужно. Итак, мы подсчитали результат и можем перейти к следующему аспекту тестирования

Сырые, стандартные тестовые баллы. Нормы

У нас же стоит задача перевести результаты теста в 9-тибалльную шкалу (или шкалу станайнов). Для этого мы используем следующую формулу:

На первом листе у нас указан номер вопрос с ключевым ответом (за который начисляется балл) и ответы испытуемых (выбранные ими варианты).

На третьем листе мы:

Чтобы делать такие вещи в Excel Вам надо уметь пользоваться формулами:

Деление испытуемых на три группы

среднее по выборке ± стандартное отклонение

Но поскольку иногда нам нужно поделить еще и очень сильных от просто сильных, то целесообразней определять эти границы исходя из требований к подготовке. Например, мы можем выделить и группу «очень сильных» добавив, например не 1 стандартное отклонение к среднем, а 1.5. То есть мы сделаем градацию внутри группы «сильных».

Завершая

Итак, сегодня мы разобрали простейшие формулы тестологии и научились переводить сырые балы в стандартную шкалу стенайнов, а также сопоставлять ее со школьной системой оценивания.

Перевод сырых баллов в стены

Стены Шкалы
2-3 4-5 6-7
0-1 3-4 5-6 7-9 11-12
0-1 4-5 9-10
3-4 6-7
0-1 4-5 6-7 9-10 13-14
0-1 3-4 6-7
4-5 7-8
1-2 3-4 5-7 8-10 11-12
3-4 6-7

Подсчитанные совпадающие ответы вносятся в колонку результатов “балл” на бланке ответов. Полученные “сырые” баллы по специальной шкале переводятся в стандартные оценки “стены” и заносятся в колонку “стены”. Психологической нормой считаются стены от 3 до 7.

Интерпретация результатов

Описание шкал

Шкала 1. Открытость

Шкала 1 – «внутренняя честность» (открытость) включает 11 пунктов с такими аспектами образа «Я», как самоотношение, поведение, которые, являясь значимыми для личности (с точки зрения моральных норм), с трудом допускаются до сознания.

Низкие значения шкалы говорят о глубокой осознанности Я, повышенной рефлексивности и критичности, способности не скрывать от себя и других даже неприятную информацию, несмотря на её значимость.

Высокие значения шкалы говорят о закрытости, неспособности или нежелании осознавать и выдавать значимую информацию о себе.

Шкала 2. Самоуверенность

Шкала 2 – самоуверенность содержит пункты, задающие представления о себе как самостоятельном, волевом, энергичном, надёжном человеке, которому есть за что себя уважать.

Положительный плюс шкалы соответствует высокому самомнению, самоуверенности, отсутствию внутренней напряженности.

Низкие значения говорят о неудовлетворенности собой и своими возможностями, сомнении в способности вызывать уважение.

Шкала 3. Саморуководство

Шкала 3 – саморуководство отражает представления о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности, является он сам.

Высокий балл по шкале свидетельствует, что человек отчётливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, интегрирующий и организующий его личность и жизнедеятельность, считает, что его судьба находится в его собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей.

Низкие баллы свидетельствуют о подвластности «Я» влияниям обстоятельств, неспособности противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе «Я», отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самом.

Данная шкала по содержанию близка к психологической переменной, которую в литературе принято обозначать как локус контроля. В последующей главе мы рассмотрим более подробно методику диагностики локуса контроля.

Шкала 4. Зеркальное Я

Шкала 4 – зеркальное Я (отражённое самоотношение) включает пункты, связанные с ожидаемым отношением к себе со стороны других людей.

Высокие значения шкалы соответствуют представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание, с низкими значениями связан ожидание противоположных чувств по отношению к себе от другого.

Шкала 5. Самоценность

Высокие оценки по шкале отражают заинтересованность в собственном Я, любовь к себе, ощущение ценности собственной личности и одновременно предполагаемую ценность своего Я для других. Шкала отражает эмоциональную оценку себя, своего Я по внутренним интимным критериям любви, духовности, богатства внутреннего мира.

Низкие баллы по шкале говорят о переоценке своего духовного Я, сомнении в ценности собственной личности, отстранённости, граничащей с безразличием к своему Я, потере интереса к своему внутреннему миру.

Шкала 6. Самопринятие

Высокий полюс соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самом собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя таким, каков есть, пусть даже с некоторыми недостатками.

Низкий полюс свидетельствует об отсутствии перечисленных качеств – недостатком самопринятия, что является важным симптомом внутренней дезадаптации.

Шкала 7. Самопривязанность

Высокие значения шкалы говорят о ригидности Я-концепции, привязанности, нежелании меняться на фоне общего положительного отношения к себе. Данные переживания часто сопровождаются привязанностью к неадекватному Я-образу. В последнем случае тенденция к сохранению такого образа – один из защитных механизмов самосознания.

Низкие значения свидетельствуют о противоположных тенденциях: желании что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе, неудовлетворённости собой.

Шкала 8. Внутренняя конфликтность

Высокие значения по данной шкале свидетельствуют о наличии внутренних конфликтов, сомнений, несогласии с собой, тревожно-депрессивных состояний, сопровождаемых переживанием чувства вины. Постоянная неудовлетворённость и споры с собой протекают на фоне неадекватно заниженной самооценки, что приводит к сомнениям в своей способности что-то предпринять или изменить. Чрезмерные самокопания и рефлексия протекают на общем негативном эмоциональном фоне по отношению к себе. Причем конфликтная аутокоммуникация не только не приносит облегчения, но, наоборот, лишь усугубляет негативные эмоции.

Умеренное повышение по шкале говорит о повышенной рефлексии, глубоком проникновении в себя, осознании своих трудностей, адекватном образе Я и отсутствии вытеснения.

Крайне низкие значения шкалы свидетельствуют об отрицании проблем, закрытости, поверхностном самодовольстве.

Шкала 9. Самообвинение

Высокие значения говорят об самообвинении, готовности поставить себе в вину свои промахи и неудачи, собственные недостатки, По психологическому содержанию шкала в целом сходна с предыдущей (8) шкалой. Однако, если значение 8-й шкалы характеризуется конфликтностью, связанной с недостатком самоуважения (недооценкой своих возможностей, компетентности, знаний и способности), то значение 9-й шкалы является индикатором отсутствия симпатии, что сопровождается негативными эмоциями в свой адрес даже, несмотря на высокую самооценку собственных качеств.

Крайне высокие значения по 8-й и 9-й шкалам при общем снижении профиля по предыдущим параметрам являются индикаторами глубокой внутренней дезадаптации и кризисной ситуации, требующей принятия психокоррекционных мер.

При факторизации матриц интеркорреляций значений шкал определяются три независимых фактора:

1. Самоуважение. В данный фактор вошли значения шкал: открытость (внутренняя честность) (1), самоуверенность (2), саморуководство (3), зеркальное Я (отражение самоотношения) (4). Совокупность значений шкал выражает оценку собственного “Я” испытуемого по отношению к социально-нормативным критериям: моральности, успешности, воле, целеустемлённости, социальному одобрению.

2. Аутосимпатия. В данный фактор вошли: самоценность (5), самопринятие (6), и самопривязанность (7). Эти шкалы в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение испытуемого к своему “Я”.

3. Внутренняя неустойчивость. Данный фактор содержит шкалы: внутренняя конфликтность (8), самообвинение (9). Этот фактор связан с негативным самоотношением, не зависящим от аутосимпатии и самоуважения.

Показатели третьего фактора могут свидетельствовать о дезадаптации личности и о потребности респодента в психологической помощи.