Меню Рубрики

Орфоэпический словарь иконопись ударение

Ударение в слове: «и́конопись» или «иконопи́сь»

Данное слово является неодушевлённым существительным женского рода, которое стоит в именительном падеже. А употребляется в значении «жанр христианской живописи». С определением слова мы разобрались, а могут ли возникнуть сложности при произношении слова? На какую гласную стоит поставить ударение? Давайте мы с вами с этим разберёмся!

Итак, существует два варианта постановки ударения данного слова:

  • И́конопись, где ударение падает на гласную «и» первого слога
  • Иконопи́сь, где ударение падает на гласную «и» четвёртого слога

Так как же правильно: « и́конопись» или «иконоп и́сь»?

Согласно правилам русского языка, ударение падает на букву «и» первого слога:

Почему ударение падает на гласную «и» первого слога?

Важно знать, что многие люди ставят ударение на четвёртый слог, но вариант «иконопи́сь» является ошибочным.

А теперь давайте понаблюдаем за словом в разных падежных формах:

  • и. п. кто? что? и́конопись
  • р. п. кого? чего? и́конописи
  • д. п. кому? чему? и́конописи
  • в. п. кого? что? и́конопись
  • т. п. кем? чем? и́конописью
  • п. п. о ком? о чем? об и́конописи

Стоит заметить, что во всех формах ударение падает на гласную «и» первого слога.

Для проверки правильности постановки ударения в этом слове, вы можете обратиться к орфоэпическому словарю русского языка. Следует запомнить, на какой слог падает ударение, а также стараться не допускать ошибок!

Словари

Искусство писания икона I как особый жанр христианской — преимущественно православной — станковой культовой живописи.

И́КОНОПИСЬ, иконописи, мн. нет, жен. (книжн.). Отрасль религиозной живописи — писание икон.

И́КОНОПИСЬ, -и, жен. Вид религиозной живописи писание икон. Древнерусская и.

Писание икон, вид средневековой живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.

Памятники древнерусской иконописи.

Словосложение на базе греческого eikōn ‘изображение’, ‘образ’ и глагола общеславянского происхождения писать (* pьsati).

Из вариантов слова и́конопись и ико́нопись первый является нормативным для современного литературного языка, второй имеет разговорный характер.

Произведения иконописи — иконы — являются отдельными живописными композициями, выполнявшимися первоначально в технике энкаустики (восковая живопись горячим способом), мозаики, затем темперы, позднее (в основном с XVIII в.) масляной живописи на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинах. Иконы нельзя считать вполне станковыми произведениями, т. к. они органически входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой, декоративно-прикладным искусством и выполнялись для определенного места, например, в ансамбле иконостаса. Древнейшие сохранившиеся памятники иконописи происходят из Передней Азии и относятся к VI в. На Руси в XIII-XVI вв. иконопись приобрела исключительную художественную яркость и своеобразие. Известнейшие иконописцы того периода — Феофан Грек, Андрей Рублев, Прохор с Городца и др. участвовали в создании росписей и икон соборов: старого Благовещенского в Московском Кремле, Успенского во Владимире, Троицкого в Троице-Сергиевой лавре, Спасского собора Андроникова монастыря в Москве и многих др.

И́КОНОПИСЬ -и; ж. Вид религиозной живописи — писание икон. Памятники древнерусской иконописи.

и́конопись — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. Эстетика иконописи требовала воплощения божественного, сверхчувствительного содержания в зримых, чувственно воспринимаемых, но лишённых материальной конкретности, идеально возвышенных образах. В художественной практике иконописи выработалась система условных приёмов воспроизведения элементов действительности: реальные объёмы и трёхмерное пространство передавалось с помощью так называемой обратной перспективы, плоскостное изображение помещалось на отвлечённом, нередко «золотом фоне», выбор атрибутов, пейзажных и архитектурных мотивов определялся необходимостью выявить символический или повествовательный смысл композиции. Главная роль в формировании образного строя произведений иконописи играют композиционно-ритмическое начало, эмоциональная выразительность линий и цветовых пятен, чаще всего локальных, гармонически созвучных и декоративно-красочных.

ИКОНОПИСЬ — И́КОНОПИСЬ, христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика (см. ЭНКАУСТИКА), в средние века преимущественно темпера (см. ТЕМПЕРА) на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

ИКОНОПИСЬ — христианская (главным образом православная) станковая культовая живопись — энкаустика, в средние века преимущественно темпера на дереве, позже масляная живопись. В средневековой иконописи в условных отвлеченных формах (золотой фон, плоскостность, религиозная символика) воплощались общественные и эстетические идеалы, что делает иконы значительными произведениями искусства.

Вид религиозной живописи — писание икон.

Памятники древнерусской иконописи.

ИКО́НОПИСЬ — иск-во писания икон. Иконы пишутся темперой на деревянной доске, покрытой левкасом (наиб. традиционный вид И.), маслом на холсте (получил особ. распространение в новое время), в технике фрески или иной стенописи (в искусствознании стенопись часто отделяют от И. по критериям, применяемым к светскому иск-ву нового времени), эмалью на меди (основная техника изготовления складней и панагий); возможны и др. мат-лы. Все применяемые и возможные техники и мат-лы И. объединены единой задачей создания иконы и единым в пределах одной историч. эпохи и стиля худож. языком. Тот же худ. язык присущ иконам, выполненным не красками, а мозаикой, шитьем и т. п., поэтому понятие И., если его трактовать не только как технику, охватывает и др. виды иск-ва, создающие иконы. Приемы И. применялись и в др. видах изобразит. иск-ва (книжная миниатюра).

Система худ. средств И. складывалась на протяжении столетий, образовав каноны классич. ср.-век. И., обусловленные пониманием сущности иконы. С т. з. ср.-век. религ. сознания, «плотское» зрение несовершенно, и невозможно непосредств. выразить в видимых формах невидимые свойства первообраза. И. должна изобразить не тот мир, к-рый предстает человеческому восприятию, а истинную реальность мира. Худож. язык И., сложившийся в эпоху средневековья, нацелен на идеально-прекрасный, возвыш. духовный образ.

Мир распахивается перед человеком, взирающим на икону, раздается вширь (простирается). Поэтому предметы в пространстве ср.-век. иконы давались в обратной перспективе, к-рая предполагает наличие неск. точек зрения — предмет рассматривается как бы одновременно с разных сторон с целью его полного восприятия (напр., правая архит. кулиса изображается так, как будто живописец находится справа, левая — слева). Часто соединяются точки зрения сверху и с высоты человеч. роста (напр., столешница — сверху, а предмет на столе — в прямой проекции). Введение неск. точек зрения позволяет художнику показать истинный предмет, а не искаженный восприятием человеч. глаза.

Размеры предметов и фигур в И. определяются их ценностной иерахией, в соответствии с к-рой размер соответствует важности, — и смысловой ролью в изображаемом сюжете. Основные персонажи в И. не подвергаются перспективным (т. е. обусловленным случайной позицией наблюдателя) изменениям. Пространство в иконе безгранично, ему не присущи обычные параметры и расстояния, близость и отдаленность. Взаимное размещение предметов в пространстве показано при помощи планов, к-рых в иконе чаще всего два: передний и фон (в многофигурной композиции может быть и больше).

Цвет и свет — основные выразительные средства И. — помогали раскрытию мистич. сущности иконы: воплощению извечного, постоянного, «вечной сущности явлений». Золотой и белый цвет служил фоном иконы и в качестве знаков пространства символизировал наполнявший его Божественный свет. Каждый цвет в ср.-век. И. имеет свое символич. значение. Др. значением белого цвета, являющегося знаком целомудрия, чистоты и невинности, объясняются белые одежды праведников. Красный — цвет царственности и крови Христовой, поэтому он в основе пурпурных одежд Спасителя и киноварных плащей мучеников, добровольно принявших смерть за веру Христову. Синий — цвет трансцендентного — непознаваемого — мира; черный — цвет конца и смерти. В изображении природы в И. передается цвет, универсально присущий данному объекту: земля — коричневая или черная, трава — зеленая, море — синее, «лещадки» (т. е. горки, горный пейзаж) — белые. Освещение рассеянное — ибо резкие тени могут придать впечатление случайное, мгновенное. Отблеск Божественного света, лежащего на ликах, изображался в виде пробелов («движков»), отдельными мазками положенных на лики и одежды святых.

Время в иконе выражает вечный порядок вещей. Поэтому возможно изображение длительности события, представления в одном изображенном пространстве-времени цепи событий, ибо они сосуществуют в Вечности.

Особое понимание времени и пространства в иконе носило принципиальный (догматич.) характер. Мастер, к-рый создавал иконы (для икон, писанных красками, — изограф-иконописец), должен был строго следовать канонам. Заданность иконографии образов заставляла художника все свое мастерство сфокусировать на сути «духовного предмета», на достижении глубокого проникновения в образ. Иконописец не просто писал образ, он «истинствовал».

Строго каноничным был в средние века и сам процесс создания иконы, доступный только обученному мастеру-иконнику. Обычно иконы писали на хорошо просушенной и обработанной доске, скрепленной с тыльной стороны шпонами. На лицевой стороне доски вырезалось углубление-ковчег, покрывавшееся паволокой — холстом особой выделки. Затем наносился левкас — грунт, состоящий из смеси мела и клея. На отшлифованную поверхность левкаса по прориси переводился рисунок, в пределах к-рого писали красками, замешанными на яичном желтке, — темперой. Икону писали от «доличного» к «личному»: сначала архитектуру, горки и одежды святых, затем прорабатывались лики. Благоговейное отношение к труду требовало от мастера тщательного соблюдения телесной и духовной чистоты, а процессу создания иконы сопутствовали пост и молитва.

Во имя незыблемости Св. Писания и предания в его изобразительном изложении стали создаваться и передаваться от изографа к изографу иконописные «подлинники»: толковые, содержавшие словесные описания, или лицевые — изображения того или иного события или святого — и иконные «прориси» (образцы); с них и воссоздавались образы и лица святых, раз от раза утрачивая нек-рые индивидуальные черты как несущественные, превращались в лики — знаки надмирной одухотворенности.

И. — одно из анонимных ср.-век. иск-в. Поэтому немногочисл. сведения об иконописцах полулегендарны. Исключением являются знаменитые мастера Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий. Только в 17 в. в условиях обмирщения церковного иск-ва иконописание постепенно утрачивает свою анонимность, но в это же время начинается процесс активного распада канонич. И. Он обусловлен переменами в мировоззрении, произошедшими при переходе от средневековья к новому времени. Эволюция мировоззрения, и соответств. арх. и худож. стилей, происходила и в Др. Руси, параллельно менялась и И., но эти изменения существуют на фоне канонич. традиции. В 17 в. новое понимание пространства и времени требовало иной передачи их в иск-ве; иконографич. канон потерял содержательность и стал набором формальных правил, смысл к-рых был утрачен. Этот процесс, в Зап. Европе длившийся неск. столетий, в России произошел очень быстро и был ускорен активным общением с Западом. Иконы стали писать «по-фряжски»; голл. гравюры к Св. Писанию стали образцами для рус. иконописцев 1-й трети 18 в. Это вызвало негодование и протест. Изменения, происходившие в иконописании с течением времени, подробно описаны в полемич., в том числе старообрядч., сочинениях, напр., протопопа Аввакума, резко осудившего иконографич. новшества и приемы письма «по-фряжски». Причина тому — не столько в консерватизме догматич. норм и принципов иконотворчества, сколько в опасении извращения самого существа и смысла И. В 17-19 вв. старообрядцы хранили традиции иконописания: сохраняя старинные образа, они создавали по их образцу новые, воспроизводя не только древние иконографич. схемы, но и технич. приемы И.

С кон. 17 в. в течение 200 лет И. развивалась в общей системе худож. стилей. В России родились и получили развитие уникальные, не существующие в иск-ве др. стран, худож. явления: И. в стилях барокко (Петропавловский собор в СПб.), рококо (Николо-Богоявленский и Андреевский соборы, СПб.), классицизма (Троицкий собор Александро-Невской лавры). В иконах «праздников» воздействие голл. жанровой живописи сохранялось до 2-й пол. 18 в. — окончательного утверждения классицизма. В 19 в. появилась И. романтизма, соединенного с традициями академизма (Исаакиевский собор, СПб.; осн. иконы были переведены в мозаичные). Светские живописцы перенесли на икону прямую перспективу, облачный или пейзажный фон, технич. приемы работы над картиной. Новая И. оформляла не только столичные храмы, но и новые церкви по всей стране. Феномен И. 18 — нач. 20 в. остался малоизученным и неоцененным.

Параллельно этим процессам, с 18 в. спрос на иконы начали удовлетворять иконописцы Владимирской губ. — жители сел Палеха, Мстеры и Холуя. Нередко массовое произ-во икон по старым образцам, обеспечивающее потребности рынка, приводило к утрате худож. уровня. Лишь в крупных иконных мастерских, работавших по спец. заказам, удавалось сохранить высокий уровень мастерства. С сер. 19 в. возросший интерес к древнему иск-ву, формирование «рус. стиля» в иск-ве привели к оживлению традиций. Смысл их был забыт — но сама традиционность стала культ. знаком. В кон. 19 — нач. 20 в. появилась И. в стиле модерна (Князь-Владимирский собор в Киеве, собор в Гусь-Хрустальном, мозаичные иконы Спаса на Крови в СПб.).

В кон. 20 в. с возрождением традиции лучшие иконописцы заняты не буквальным подражанием и копированием, а стараются использовать язык классической И. для создания современных икон.

Лит.: Ровинский Д. А. Обозрение иконописания в России до кон. 17 в. СПб., 1903; Лазарев В. Н. История византийской живописи: В 2 т. М., 1947-48; Каргер М. К. Древнерус. монументальная живопись. М., 1964; Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. М., 1966; Флоренский П. А. Обратная перспектива // Уч. зап. Тартусского ун-та. Вып. 198. Тр. по знаковым системам. Тарту, 1967. С. 381-416; Жегин Л. Ф. Язык живописного произв.: (Условность древнерус. иск-ва). М., 1970; Раушенбах Б. В. Пространств. построения в древнерус. живописи. М., 1975; Лазарев В. Н. Рус. иконопись от истоков до нач. 16 в. М., 1983; Алпатов М. В. Древнерус. иконопись. М., 1984; Успенский Б. А. Семиотика иконы // Успенский Б. А. Семиотика иск-ва: Поэтика композиции. Семиотика иконы. Статьи об иск-ве. М., 1995. С. 219-294; Райгородский Л. Д. Беседы о рус. иконе. СПб., 1996.

Иконопись. «Устюжское Благовещение». Икона 12 в. Третьяковская галерея.

ИКОНОПИСЬ, писание икон, вид живописи (главным образом средневековой православной), религиозной по темам и сюжетам, культовой по содержанию, выполненной на деревянных досках, холсте и т.д. первоначально в технике энкаустики, затем главным образом темперы, редко мозаики, позже масляной живописи. Обычно иконы входили в единый идейно-художественный комплекс с архитектурой и декоративным искусством и включались в иконостас.

Ударение в слове «иконопись» (9 букв)

Постановка ударения в словах, включая слово «иконопись», проходится в ходе школьного, студенческого образования. Как правильно поставить ударение в слове «иконопись»?

Данное слово состоит из 9 букв. Ударение в слове «иконопись» падает на первую букву — и. Постарайтесь запомнить это, чтобы избавиться от неправильного произношения и обогатить тем самым свою устную речь.

Вы находитесь на странице слова «иконопись». На данной странице вы получите ответ на вопрос — как правильно поставить ударение в слове «иконопись»? То есть, вы узнаете правильное произношение слова «иконопись» согласно орфоэпическим нормам культуры речи.

Мы очень рады, что вы посетили наш орфоэпический словарь, и надеемся, что полученная вами информация о постановке ударения в словах, включая слово «иконопись», оказалась для вас полезной. Будем с нетерпением ждать ваших новых посещений на наш сайт.


[spoiler title=»источники:»]

http://sanstv.ru/dict/%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C

http://orthoepic.ru/slova-na-bukvu-i/udarenie-v-slove-ikonopis-46445

[/spoiler]

Популярные записи