Меню Рубрики

Определите тип связи в словосочетаниях пришел извиниться

Словосочетание как синтактическая единица. 11-й класс

Класс: 11

Блок уроков “Словосочетание как синтаксическая единица” относится к начальному этапу повторения раздела “Синтаксис и пунктуация” по курсу русского языка в 11 классе (по учебнику Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В.). Уроки проводятся с использованием интерактивной доски. К оборудованию можно отнести также справочники, словари, энциклопедии.

Цель блока: повторение синтаксических единиц, терминов; формирование аналитических навыков разбора словосочетаний в рамках подготовки к ЕГЭ.

Урок 9/1

Планы-конспекты уроков

I. Актуализация имеющихся знаний по теме.

1) Прочитать слова (выведенные на интерактивную доску) правильно, расставив ударение (с помощью электронного маркера)

/Случай, удобнее, начать, позвонили, алфавит, бряцать, вчистую, ободрить, аналог, щавель, рассредоточение, разомкнутый, тренировать, экскурс, уведомить, призыв, первенство, приданое, пингвин, баловать, блокировать/

2) Упр. 533 (стр. 386) пунктуационный разбор (схемы подробные) – 6 предложений. (Индивидуально, 2 человека)

II. Синтаксическая пятиминутка.

*Записать только характеристику предложений по структуре:

1) Плох тот народ, который не помнит, не ценит, не любит своей истории. (СПП с придат.опред.) 2) По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла. (ССП, 2 осл. дееприч. оборотом.) 3) Музыка хороша тем, что соединяет людей в одном и том же чувстве. (СПП с придат. изъясн.) 4) Если надо родиться поэтом, то надо родиться и народным, чтобы выразить своею личностью характеристические свойства своих соотечественников. (СПП с придат. 1 усл., 2 цели) 5) Скоро все угомонились: притихли птицы, застыл воздух, потух костер (СБП со значением перечисления) 6) И моховые болота, и пни – всё хорошо под сиянием лунным… (простое с обобщ. словом).

*Укажите свойства знаков препинания (многофункциональные – многозначные и дифференцирующие). Приведите примеры.

*Какой документ регламентирует постановку знаков препинания?

*Назовите принципы русской пунктуации.

III. Изучение нового материала.

1. Анализ примеров (выведенных на интерактивную доску из отдельных слов).

— Из предложения выписать все возможные словосочетания. Разобрать их.

Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу.

2. Работа с учебником, стр. 240-241 по вопросам:

— Что же такое словосочетание?

— По слитности компонентов какие выделяются словосочетания?

— По структуре? — По главному слову?

3. Работа с текстом (по индивидуальным листам и карточкам).

— Прочитать текст. Какова тема, основная мысль? Объяснить знаки препинания.

— Из предложений текста выписываем словосочетания, разбираем их.

/Пример: Часа три назад, когда я в ожидании парохода укладывался спать на берегу, вода была далеко, за старой лодкой, лежащей на берегу вверх днищем. Теперь ее уже взмывало и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей ширине и приплёскивала почти к самым моим ногам. Река, очевидно, взыграла. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свёртывались воронками, развивались опять и бежали дальше. По всей реке неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водой, тянулся из нее, тревожно размахивая не потонувшими еще верхушками. На том берегу весело кудрявились ракиты, молодой дубняк и вётлы. За ними темные ели рисовались зубчатою чертой, далее высились величавые сосны. (По В. Короленко.)/

IV. Подведение итогов урока, проверка уровня усвоенности темы, устно; пояснение домашнего задания (Упр. 358).

Урок 10 /2

I. Проверка домашнего задания (устно, фронтально).

— Назовите глагольные словосочетания? Именные? Наречные?

II. Повторение (с использованием интерактивной доски, фрагментов ЕГЭ).

Прочитайте текст. Выполните задания.

(1) Спят все животные, ничего удивительного в этом нет. (2) Но у дельфинов всё необычно, а сон — особенно. (3) Может быть, дельфины вообще не спят? (4) Это маловероятно, поскольку ни у кого нет сомнений в том, что спят все млекопи-тающие. (5) Наверное, дельфины спят небольшими урывками, а при каждом вздохе пробуждаются на несколько секунд, чтобы всплыть к поверхности воды.

1. Укажите место, которое должна занимать выпущенная из текста фраза: /Неясность давала простор несметному количеству гипотез/

а) между 1 и 2; б) между 2 и 3; в) между 3 и 4; г) между 4 и 5.

2. К какой части речи относится выделенное слово в предложении 2?

3. Каким членом предложения является выделенное слово в предложении 4?

4. Из предложения 4 выпишите слово, которое относится к той же части речи, что и слово что в этом предложении.

5. В каком словосочетании в качестве зависимого выступает неизменяемое слово:

а) небольшими урывками; б) несколько секунд; в) всплыть к поверхности; г) вообще не спят.

III. Изучение нового материала.

1. Работа с учебником, стр. 241-243 по вопросам и заданиям к параграфу.

2. Упр. 359. (устно).

4. Работа с текстом на интерактивной доске: выписать словосочетания с типом связи управление(5), примыкание (3), согласование(5), подчеркнуть маркером, разобрать, выделить цветом…

/На вырубке белели доски, свежие бревна и срубы, а в нескольких саженях от них торчали из воды верхушки затонувших мостков. И весь этот мирный пейзаж на моих глазах как будто оживал, переполняясь шорохом, плеском и звоном буйной реки. Плескались шаловливые струи, ударяя в борта старой лодки, а шорох стоял по всей реке от лопавшихся то и дело пушистых клочьев пены. И мне казалось, что когда-то я уже видел все это: реку с кудрявыми берегами, и простую сельскую церковь над кручей, и шалаш. (По В. Короленко)/

IV. Подведение итогов урока (устно); пояснение домашнего задания.

Упр. 360 (указать тип связи в полученных словосочетаниях).

Подготовиться к проверочной работе на тему: “Тип связи в словосочетаниях”.

Урок 11/3

I. Проверка домашнего задания (и на обычной, и на интерактивной доске).

1. Из предложения выписать словосочетания все, разобрать их.

1-й вариант: Мальчик читал с неохотой, но очень любил слушать рассказы отца, который, побывав на войне, не утратил ни бодрости духа, ни веры в красоту жизни, он любил рассказывать и не тяготился жадным любопытством своего сына.

2-й вариант: Когда стало светать, мы тотчас отправились в путь, чтобы не мешкая дойти до отмеченного на карте пункта, где нас ожидал опытный проводник.

2. Определите тип связи в словосочетаниях (на интерактивной доске).

II. Закрепление, систематизация знаний по блоку уроков.

1. Упр. 362. (по заданиям учебника).

2. Проверочная работа (на интерактивной доске выделение цветом).

1. В каком словосочетании выделенное слово не является главным:

а) в ученических работах; б) материал для романа; в) снизили себестоимость; г) читая предложение.

2. Укажите словосочетание со связью “согласование”:

а) несколько книг; б) веселые песни; в) ярко светит; г) не считаясь с трудностями.

3. В каком ряду у всех словосочетаний один тип связи:

а) каждому человеку машущий руками; б) стихи Пушкина, построили дом; в) говорить смеясь, не глядя по сторонам;

г) посаженные деревья, хорошо подготовленный.

4. В каком словосочетании допущена ошибка в выборе формы управления:

а) тревожиться за близких; б) уверенность в победу; в) поразиться известию; г) размышлять о будущем.

5. Изданного предложения выпишите словосочетание (-я) со связью “примыкание”. /Цель жизни тогда становится путеводной звездой для человека, когда постоянно отодвигается/

III. Подведение итогов изучения темы по блоку уроков.

Домашнее задание: упр. 364 (разобрать словосочетания по плану).

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

Определите тип подчинительной связи в словосочетании1) в боевой готовности 2)пришел мириться 3)местный концертный4)знает хорошо?

Русский язык | 5 — 9 классы

Определите тип подчинительной связи в словосочетании1) в боевой готовности 2)пришел мириться 3)местный концертный4)знает хорошо.

Определите тип словосочетательной связи в словосочетаниях : в боевой готовности, пришёл мириться, мясные консервы, знает хорошо?

Определите тип словосочетательной связи в словосочетаниях : в боевой готовности, пришёл мириться, мясные консервы, знает хорошо.

5) Определите тип подчинительной связи в словосочетании не хватит времени?

5) Определите тип подчинительной связи в словосочетании не хватит времени.

Определите тип подчинительной связи в словосочетании «не хватит времени»?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании «не хватит времени».

Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЕГО РЕАКЦИЯ?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЕГО РЕАКЦИЯ.

Какой тип подчинительной связи в словосочетании ОТВЕРГЮТ СЕГОДНЯ?

Какой тип подчинительной связи в словосочетании ОТВЕРГЮТ СЕГОДНЯ?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании «не хватит времени»?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании «не хватит времени».

Определите тип подчинительной связи в словосочетание ЖДЁТ ВПЕРЕДИ?

Определите тип подчинительной связи в словосочетание ЖДЁТ ВПЕРЕДИ.

Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях : 1) В боевой готовности 2) Пришёл мириться 3) Мясные консервы 4) Знает хорошо?

Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях : 1) В боевой готовности 2) Пришёл мириться 3) Мясные консервы 4) Знает хорошо.

Определите тип подчинительной связи в словосочетании разговоры о нравственности?

Определите тип подчинительной связи в словосочетании разговоры о нравственности.

Какие действия необходимо выполнить, чтобы определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Какие действия необходимо выполнить, чтобы определить тип подчинительной связи в словосочетании?

Запишите последовательность действий для определения типа связи в словосочетании.

Вы перешли к вопросу Определите тип подчинительной связи в словосочетании1) в боевой готовности 2)пришел мириться 3)местный концертный4)знает хорошо?. Он относится к категории Русский язык, для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.

Ответ : крутые, красивые вкуснык.

Собака Запятайка у своей матери и отца унаследовала иметь замечательные способности. Она была»математиком»и»географом». Дуров спрашивал у нее напримергде находится Каспийское море. Собака шла по карте и показывала лапой Каспийское море. Также она..

EXPO 2017 – удивительное событие в жизни нашей страны. Международная выставка, которая является символом индустриализации, демонстрации технических и технологических достижений, появления новых идей и интересных проектов, будет способствовать интегр..

Оля, Юлия, в этих словах есть слоги с 1 буквой.


[spoiler title=»источники:»]

http://skysmart.ru/articles/russian/vidy-svyazi-v-slovosochetaniyah

http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1611032_opredelite-tip-podcinitelnoj-svazi-v-slovosocetanii1/

[/spoiler]

Популярные записи

Какое можно составить предложение с словосочетанием
Чем отличается словосочетание от предложения 7 класс по русскому языку
Цемент поставить знак ударения
Смотреть гюмюш на русском языке озвучка в хорошем качестве
Совершенно бессмысленный это словосочетание
Копировать где стоит ударение
Как поставить ударение форзац
Сергеевна на латинском языке как пишется
Ударение о тех годах
Луи огюст бланки ударение
Текст про войну егэ русский язык
Продукты питания на английском языке с переводом на русский
Русский язык 6 класс повторение изученного в 5 классе фонетика
Перевод manowar god or man
Словосочетание со словами припадать преподать
Как поставить ударение 769
Текст с орфографическими ошибками по русскому языку
Словосочетание сказал со страданием со связью примыкание
Преодолеть препятствие тип связи словосочетания
Словосочетание со словом перечница