Меню Рубрики

Одоевский как правильно ударение

Словари

Некогда громкая княжеская фамилия берет свое начало в городке Одоеве (ныне в Тульской области). (Ф).

— Русский писатель, автор рассказов «Живой мертвец», «Сказки и повести для детей дедушки Иринея».

— Русский поэт, автор стихотворений «Неведомая страница», «При известии о польской революции», «Славянские девы».

— Русский поэт, автор стихотворений «Струн вещих пламенные звуки», «Элегия на смерть А.С.Грибоедова».

— Русский писатель, автор повестей «Сильфида», «Косморама», «Саламандра».

— Русский писатель, автор повестей «Беснующиеся», «Княжна Зизи», «Княжна Мими».

— Русский поэт, автор поэмы «Василько».

— Русский писатель, автор пьесы «Хорошее жалованье», романов «4338-й год», «Русские ночи».

— Русский поэт, автор стихотворений «Бал», «Утро», «Кутья», «Зосима», «Тризна».

— Русский писатель, автор сказки «Городок в табакерке».

ОДО́ЕВСКИЙ Ал-др Ив. (1802-39) — поэт, декабрист, князь. Потомок др. дворянского рода. Получил разностороннее домашнее образование. В 1815 зачислен на службу в Кабинет Е. И. В., с 1821 — в лейб-гвардии Конном полку (1823 — корнет). Чл. Сев. об-ва (1825), в к-ром примкнул к радикальному крылу, актив. участник восст. на Сенатской площади. Приговорен в каторжную работу в Сибирь, с 1832 — на поселении. В 1837 определен рядовым в Нижегород. драгунский полк (сослуживец и друг М. Ю. Лермонтова), участвовал в воен. действиях на Кавказе. В 1825 дебютировал в «Сыне отечества» двумя лит.-критическими ст.; ранние стихотв. О. практически не сохранились. Поэтическое дарование О. раскрылось в годы каторги и ссылки. Его твор-во тесно связано с гражд. поэзией преддекабристских лет. Тема верности идеалам декабризма в стихотв. «Сон поэта» (1826); «Струн вещих пламенные звуки. » (1827-29); «Тризна» (1828) и др., характерная трактовка ист. темы с исп. аллюзий в стихотв. «Дева 1610 года» (1827-30); «Неведомая страница» (1829-30) и т. п. Вместе с тем возникающие в поэзии О. эл-ты филос. рефлексии, образный строй его соч. предвосхищают лермонтовские начала в рус. лирике — «Элегия» («Что вы печальны, дети снов. «) (1829), «Куда несетесь вы, крылатые станицы. » (1837) и др. Наиб. крупн. произв. О. — ист. поэма «Василько» (1829-30).

А. И. Одоевский. Литография А. Скино с акварели Н. А. Бестужева

Одо́евский Александр Иванович (1802-1839), князь, поэт-декабрист, корнет (1823), участник восстания 14 декабря 1825 на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Приговорён к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-30), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А. С. Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя».

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович — ОДО́ЕВСКИЙ Александр Иванович (1802-1839), князь, русский поэт-декабрист (см. ДЕКАБРИСТЫ), корнет, участник восстания на Сенатской пл. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма (см. РОМАНТИЗМ): элегии, историческая поэма «Василько» (1829-1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А. С Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя».

ОДОЕВСКИЙ Александр Иванович (1802-39) — князь, русский поэт-декабрист, корнет, участник восстания на Сенатской пл. Приговорен к 8 годам каторги, отбывал в Нерчинских рудниках, с 1837 рядовой на Кавказе. Поэзия характерна для гражданского течения русского романтизма: элегии, историческая поэма «Василько» (1829-1830), стихотворный отклик на «Послание в Сибирь» А. С Пушкина, содержащий крылатую строку «Из искры возгорится пламя».

ОДО́ЕВСКИЙ Вл. Фед. (1804-69) — писатель, философ, журналист, лит. и муз. критик, композитор, обществ. деятель, князь. Отпрыск др. рода, ведущего начало от Рюрика. Воспитанник Моск. ун-тского Благородного пансиона (1816-22). По окончании — чиновник Моск. архива Коллегии иностр. дел. После 1826 служит в Петербурге (МВД, с 1846 — пом. дир. Публ. б-ки и зав. Румянцевским музеем). В 1826 назначен сенатором в Москву. Человек уникально широких интересов, О. наиб. полно среди своих рус. современников отвечал романтическому представлению об универсально одаренной творческой личности. Он рано заявил о себе как о видном участнике интеллектуальной жизни в России. Уже в пансионе увлекается музыкой и философией, создает первые лит. произв., дебютирует в печати. В 1823 входит в число уч-ков кружка С. Е. Раича, становится одним из организаторов и руководителей Об-ва любомудрия. В 1824-25 совместно с В. К. Кюхельбекером издает журнал-альманах «Мнемозина», позднее сотрудничает в «Моск. телеграфе», «Моск. вестнике», «Северных цветах», «Моск. наблюдателе», «Современнике», «Отеч. записках» (является соред. этого ж.) и др. Начало писательской известности О. связано с его прозаич. соч. сер. 20-х гг. Часть из них, преим. в аллегорич. форме, выражала идеалы любомудрия (сб. «Четыре аполога», 1824), др. представляли собой сатиру на современность («Странный человек», 1822; «Елладий (картина из светской жизни)», 1824; «Старики, или Остров Панхаи (Дневник Ариста)», 1824 и др.). Уже в этих произв. проявились характерные черты писат. индивидуальности О. — рационалистичность художнической мысли, стремление к соед. поэзии и философии. Расцвет творч. деят-ности О. приходится на 1830-е — нач. 40-х гг. Его соч. той поры отличаются большим тематич. и жанровым разнообразием. Так, сб. «Пестрые сказки с красным словцом, собранные Иринеем Модестовичем Гомозейкою» (1833) объединяет тесно связанные с ранним творч-вом социально-сатирические произведения («Сказки о том, как опасно девушкам ходить толпою по Невскому проспекту» и др.) и, с др. стороны, предвосхищающую направление будущих поисков писателя пов. «Игоша», основанную на аналитически истолкованном фольклорном сюжете и свидетельств. о внимании к психол. проблемам. К жанру «светской» пов. относятся «Княжна Мими» (1834) и «Княжна Зизи» (1839). В родственных жанрах утопии и антиутопии созданы «4338-й год» (ок. 1840, не оконч.) и «Город без имени» (1839). Интерес О. к непознанному, загадочному в природе и человеческой психике, его многолетнее увлечение мистич. идеализмом отражают фантастические пов. «Орлахская крестьянка» (1836), «Сильфида» (1837), «Косморама» (ок. 1840), дилогия «Саламандра» (1841, 1844) и др.; с позиции естествоиспытателя, уверенного в могуществе опытного знания, те же таинств. явления истолкованы в «Письмах к графине Е. П. Ростопчиной о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, каббалистике, алхимии и других таинственный явлениях» (1839). Ряд произв. О. 30-х гг. («Последний квартет Бетховена», 1830; «Себастьян Бах», 1835; «Город без имени», 1839 и др.) впоследствии вошли в состав ром. цикла «Русские ночи» (опубл. 1844) — итогового произв. всего рус. филос. романтизма. Как публицист. О. до 50-х гг. приближался к славянофилам. Загран. поездки (1856, 1859) изменили его отношение к европ. цивилизации. Он продолжал верить в рус. народ, но порицал распространенные в России «лень ума» и «рукавоспустие», высоко оценивал петровские преобразования. Горячо поддерживал отмену крепост. права и др. реформы Александра II, ежегодно праздновал «великий первый день свободного труда» 19 февр. Призывал рус. дворян способствовать устранению последствий крепостничества, участвовать в работе земских и суд. учреждений, распространять знания во всех слоях народа. «В России есть все, а нужны наука, наука и наука», — считал О. К числу его заслуг (пред. Ученого к-та Мин-ва гос. имуществ с 1838) относится создание сети нач. уч-щ в селениях гос. крестьян — самых массовых учеб. заведений дореформ. эпохи. О. — автор большого числа пед. соч., методич. пособий, «наказов» и наставлений для учителей и воспитателей, «азбук» и учебников по разл. предметам, написанных образным, доступным языком. Популяризатор естеств.-науч. и техн. знаний среди крестьян, он «писал для мужиков. один во всей русской литературе». Ред. ж. «Сельское обозрение»; вместе с А. П. Заблоцким-Десятовским выпустил 20-тыс. тиражом серию брошюр «Сельское чтение» с познават. ст. и полезными советами (первый из 4-х сб-ков выдержал 11 изданий). О. открыл читателям мир рус. нац. музыки, был первым истолкователем творчества М. И. Глинки, посвятил ряд статей и худож. произв. творчеству русских (А. Н. Верстовский, А. А. Алябьев, А. Н. Серов) и зап.-европ. композиторов и исполнителей, занимался изучением рус. нар. песни и др.-рус. церк. музыки. Он изобрел оригин. муз. инструмент («энгармонический клавесин»), сочинял музыку, написал «Музыкальную грамоту. » (1868); участвовал в создании Петерб. и Моск. консерваторий, Рус. муз. об-ва. О. — один из самых изв. рус. филантропов. Он разработал Положение о детских приютах (офиц. утвержден в 1839), по его инициативе в СПб. создана Максимилиановская больница «для приходящих» и Елизаветинская дет. больница. Организовал петерб. «Общество посещения бедных просителей» (1846-55 — закрыто пр-вом, заподозрившим в его деят-ности крамолу), чл. к-рого состояло неск. сотен человек. Благотворит. учреждения об-ва оказывали матер. помощь 15 тыс. бедных семей. Центром культурной жизни СПб., а позднее Москвы были субботние салоны у О.

В. Ф. Одоевский. Акварель А. Покровского

Одо́евский Владимир Фёдорович (1803/1804 — 1869), князь, писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике. Труды о русской и западноевропейской музыке.

ОДОЕВСКИЙ Владимир Федорович — ОДО́ЕВСКИЙ Владимир Федорович (1803 или 1804?-1869), князь, русский писатель, музыкальный критик, один из зачинателей русского классического музыковедения. Председатель «Общества любомудрия». Сборник новелл и философских бесед «Русские ночи» (1844). Повести из светской жизни («Княжна Зизи», 1839), а также романтические и философско-фантастические. Работы по эстетике.

Фонетический разбор: одоевский

Сделаем полный звуко-буквенный разбор слова «одоевский»: поставим ударение, определим слоги и их количество, составим фонетическую транскрипцию и составим таблицу букв и звуков.

Ударение: одо́евский — ударение падает на 2-й слог Слоги: о-до-е-вский (4 слога) Возможные переносы: одо-евский, одое-вский, одоев-ский, одоевс-кий (4 варианта) Фонетическая транскрипция слова: [ад`ой’ифск’ий’]

Разбор на буквы и звуки:

Буква Звук Характеристики звука Цвет
о [ а ] гласный, безударный о
д [ д ] согласный, звонкий парный, твёрдый, шумный д
о [ `о ] гласный, ударный о
е [ й’ ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий е
[ и ] гласный, безударный
в [ ф ] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный в
с [ с ] согласный, глухой парный, твёрдый, шумный с
к [ к’ ] согласный, глухой парный, мягкий, шумный к
и [ и ] гласный, безударный и
й [ й’ ] согласный, звонкий непарный (сонорный) , мягкий й

Число букв и звуков:
На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 9 букв и 10 звуков.
Буквы: 4 гласных буквы, 5 согласных букв.
Звуки: 4 гласных звука, 6 согласных звуков. Из них 3 мягких согласных и 3 твёрдых согласных.
1 буква означает два звука.

Для разбора этого слова с ударением на другом слоге выберите нужный вариант:
Выбрать вариант →

Поиск ответа

Всего найдено: 4

Вопрос № 298415

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, при произнесении фамилии русского поэта Одоевский на какой слог должно падать ударение? Заранее благодарна за ответ

Ответ справочной службы русского языка

Словарь имён собственных

Од о евский р-н (Тульск. обл., РФ)

ОД О ЕВСКИЙ Алекс а ндр, Од о евского Алекс а ндра (князь, поэт-декабрист)

ОД О ЕВСКИЙ Влад и мир, Од о евского Влад и мира (князь, писатель, муз. критик)

ОД О ЕВСКИЙ Ник и та, Од о евского Ник и ты (князь, гос. и воен. деятель, боярин)

Вопрос № 240611

свеч или свечЕЙ (множ. число, родительный падеж)
свечОй или свечЕй (множ.число, творительный падеж)

Ответ справочной службы русского языка

Цитата из «Словаря трудностей», размещенного на нашем портале:

СВЕЧ А , род. свеч и , вин. свеч у ; мн. св е чи и устарелое свеч и , род. свеч е й и устаревающее свеч. В поговорке: свеч . Игра не стоит свеч . Устаревающий вариант свеч широко употреблялся в XIX веке (И. Крылов, В. Жуковский, А. Пушкин, А. Одоевский , И. Тургенев, И. Гончаров, Н. Помяловский и др.). Например, у А. Пушкина: «Ее привозят и в Собранье. Там теснота, волненье, жар, Музыки грохот, свеч блистанье. » (Евгений Онегин).

Форма мн. ч. тв. п. — свечами .

Вопрос № 236166

Как расставить ударение в фамилиях: Обухова Надежда — певица, Одоевский Владимир — писатель, Лажечников Иван — писатель?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: Об у хова, Од о евский, Лаж е чников.

Вопрос № 222443

Как правильно произносится фамилия князя Одоевского? ОдОевский или ОдоЕвский .

Ответ справочной службы русского языка


[spoiler title=»источники:»]

http://frazbor.ru/%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

[/spoiler]