Меню Рубрики

На сонной березе щебечут синицы словосочетания

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Название предмета: Русский язык

Класс: Третий класс

Номер урока: № 12

Раздел: Текст. Предложение. Словосочетание

Тема: Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое словосочетание, находить словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слово в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

Тезаурус: словосочетание, главное и зависимое слово.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017. С. 9 — 14.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.
  • что такое словосочетание;
  • определять словосочетание в предложении;
  • определять в словосочетании главное и зависимое слово;
  • приводить примеры словосочетаний.

Открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрите иллюстрации, прочитайте подписи. Что общее и чем различаются подписи и картинки?

Красный цветок. Красная Шапочка собирает красные цветы.

Проверим: на первой иллюстрации изображён красный цветок. Подпись: два слова, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. На второй иллюстрации изображено, как девочка в Красной Шапочке собирает букет из цветов. Подпись: Красная Шапочка собирает красные цветы. Это предложение.

Сделаем вывод: о чем пойдет речь сегодня на уроке.

Речь пойдет о словах, связанных друг с другом по смыслу и предложениях.

Тема нашего урока: Словосочетание.

Мы узнаем, что такое словосочетание, как определять слова в словосочетании, приводить примеры словосочетаний.

В поле созрела густая пшеница.

Определим в этом предложении главные члены и второстепенные члены предложения.

В этом предложении идёт речь о пшенице. Что? Пшеница. Это подлежащее. Подчеркнём слово пшеница одной чертой. О пшенице говорится, что она созрела. Пшеница (что сделала?) созрела. Созрела – это сказуемое. Подчеркнём слово созрела двумя чертами. Главные члены предложения – пшеница созрела.

Определим второстепенные члены предложения.

Найдем второстепенный член предложения, который относится к подлежащему. Пшеница (какая?) густая. Найдём второстепенный член предложения, который относится к сказуемому. Созрела (где?) в поле.

Мы выписали два словосочетания:

  • Пшеница (какая?) густая.
  • Созрела (где?) в поле.

Словосочетание – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопроса. Вопрос ставится от главного слова к зависимому.

Созрела (где?) в поле

Над главным словом в словосочетании ставится знак X , а связь главного слова с зависимым осуществляется с помощью вопроса.

Обратим внимание, что подлежащее и сказуемой словосочетанием не являются.

  1. Прочитайте. Допишите, чтобы высказывание было верным.

________________ – это два или несколько слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

  1. Прочитайте. Укажите словосочетания.

Жёлтые листья закружились в воздухе.

  • Листья (что сделали?) закружились.
  • Закружились (где?) в воздухе.
  • Листья (какие?) жёлтые.
  1. Прочитайте предложение.

Кузнечики весело стрекочут в траве.

Допишите так, чтобы получилось словосочетание.

Стрекочут (как?) _________

Стрекочут (где?) _____________

  1. Прочитайте. Укажи словосочетания.

2. солнце скрылось,

3. скрылось за тучами,

2. Прочитайте. Определите словосочетание, в котором верно указано главное слово.

  1. Лес (какой?)густая

2. Нашли (где?) в поле

3.Ребята получили задание распределить запись в разные столбики: словосочетание и грамматическая основа.

На сонной березе щебечут синицы?

Русский язык | 5 — 9 классы

На сонной березе щебечут синицы.

На сонной березе (именное)

Синицы на берёзе (именное)

Щебечут на берёзе (глагольный)

Заменить словосочетание «смолой березы» синонимичным?

Заменить словосочетание «смолой березы» синонимичным.

Одинокие березы значение словосочетания?

Одинокие березы значение словосочетания.

Подчеркните основу каждого предложения?

Подчеркните основу каждого предложения.

Выпишите из любого предложения словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает, На сонной березе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Подчеркните основу предложения ?

Подчеркните основу предложения .

Выпишите из любого предложения словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Отметьте слово которое употреблено в переносном значении на сонной березе щебечут синицы?

Отметьте слово которое употреблено в переносном значении на сонной березе щебечут синицы.

На сонной березе щебечут березы?

На сонной березе щебечут березы.

Какое из этих слов переносное.

Спишите?

Подчеркните основу каждого предложения.

Выпишите из любого предложения словосочетания.

Усталое солнце по небу гуляет.

Ленивая туча над лесом скучает.

На сонной берёзе щебечут синицы.

Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

Корм для синиц является словосочетанием?

Корм для синиц является словосочетанием?

Предложение : дети положили корм для синиц.

Есть ли здесь словосочетание?

Дети положили корм для синиц?

Дети положили корм для синиц.

Где здесь словосочетание?

Составьте предложение со словосочетанием будто сонная река?

Составьте предложение со словосочетанием будто сонная река.

Вопрос На сонной березе щебечут синицы?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Русский язык и соответствует программе для 5 — 9 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Решили друзья СОЗДАТЬ железную дорогу, ведь на обычных дорогах уже не РАЗВЕРНУТЬСЯ. Им пришлось ПРИЕХАТЬ на свободное место, где можно бвло бы ТРУДИТЬСЯ на благо своей идее. Им предстояло ПРОКЛАДЫВАТЬ тяжёлый путь, ПРОБИВАТЬСЯ через лес, ВЗРЫВАТЬ т..

Как записать четырьмя буквами словосочетание сухая трава СЕНО.

4. Петр попросил Ирину приготовить ужин. 5. Катя спросила у Светы, как часто она смотрит комедии. 6. Галина сказала Тане, что любит смотреть комедии. 7. Александр сказал доктору , что плохо себя чувствует. 8. Артур попросил Веру купить свежую газ..

Как — то в начале лета в зоопарк привезли пятнистых оленей. Эти стройные, красивые животные были совсем ещё дикие. Служитель который за ними ухаживал, осторожно клал в кормушку сено, привязывал к столбу свежие ветки, потом сыпал в кормушку нарезанн..

Любить себя, быть довольным собой, позволять себе.

А какие автора у рабочей тетради.

Осень — яркая и беззаботная пора. Большие красивые листья падают с деревьев. Я люблю осень из — за ярких красок и уютных вечеров.

Дорогой друг! Теперь я в [номер] классе. Свой учебный год я начал хорошо : у меня уже три оценки «отлично»! Я думаю, что буду продолжать в том же духе и, может быть, стану отличником. Мои одноклассники встретили меня очень тепло. Я рассказал Вит..

Мама — Сущ. , мама, нариц. , одуш. , ж. р. , 1 скл. , И. п. , ед. Ч. Спит — Гл. , спит, н. В. , ед. Ч. , м. Р.

Мама и спит — у обоих корень — всё слово вроде. Ну ты в интернете посмотри, я в этом плохо разбираюсь. Если времени нету — слепо списывай.

Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. Связь слов в словосочетании устанавливается при помощи вопросов. Вопрос ставится от главного слова к зависимому:

Над главным словом в словосочетании ставится знак х, а связь главного слова с зависимым словом обозначается знаком .

58. Прочитайте. Спишите предложение.

  • Назовите основу предложения. Подчеркните её.
  • Назовите словосочетания. Какое слово в каждом словосочетании является главным, а какое — зависимым?

Обратите внимание! Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетания. Это нераспространённое предложение.

59. Прочитайте.

Весело стрекочут длинноусые кузнечики.

  • Спишите. Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.
  • Выпишите из предложения словосочетания.

60. Прочитайте.

Ранней весной на лесных проталинках расцветут голубые подснежники.

  • Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
  • Выпишите словосочетания.

Обратите внимание! Теперь вы можете выполнить полный разбор предложения по членам (см. Памятку 2).

61. Прочитайте стихи А.Громовой.

Усталое солнце по небу гуляет.
Ленивая туча над лесом скучает.
На сонной берёзе щебечут синицы.
Спит ветер игривый средь поля пшеницы.

  • Какое настроение вызывают эти стихи?
  • Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.
  • Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.
  • 62. Прочитайте.

    1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями. 2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны. 3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.

    • Какие пары слов составляют предложения, а какие словосочетания? Найдите в словосочетаниях главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.
    • Составьте предложения из данных пар слов и запишите. Подчеркните в каждом предложении основу.

    63. Рассмотрите в «Картинной галерее» учебника репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».

    • Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? её берега? заливные луга, уходящие к горизонту? деревья и их осенний наряд? землю?
    • Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?
    • Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.


    [spoiler title=»источники:»]

    http://russkij-azyk.my-dict.ru/q/1910376_na-sonnoj-bereze-sebecut-sinicy/

    http://tepka.ru/Russkij_yazyk_3.1/13.html

    [/spoiler]