Меню Рубрики

На дне костылев ударение

О чем говорят фамилии в рассказе М. Горького «На дне»?

Клещ (паразитировал на своей жене) , Актёр (не просто профессия, а образ жизни) , Бубнов (картёжник, шулер) , Лука (библейское имя) , Васька Пепел (погорел из-за самого же себя, вор) , Васька — мальчик, служка; распространенная кличка для кота. Пепел — изгарь, зола, все пережженное и перегорелое в прах.
Бубнов, картузник, 45 лет.
Справка: прозвище Бубен давали: 1) мастеру, делающему ударный музыкальный инструмент; 2) тому, кто беспрерывно болтает, неразборчиво бубнит, говоруну, вруну, мошеннику; 3) промотавшемуся или проигравшемуся в карты (перенос на основе названия карточной масти) или разорившемуся бедолаге; 4) глупцу (бубны в голове — без царя в голове) , лентяю, прихлебателю. Ср. также выражение забубенная головушка, т. е. пропащий человек.
Барон, 33 года.
Справка: барон — носящий звание, достоинство баронства, низшей ступени именитого (титулованного) дворянства, которая у нас жалуется иногда и неслужащим, напр. именитым торговым людям. Баронить — важничать, величаться, пускать пыль в глаза, корчить вельможу. Лишь в последнем акте Барон рассказывает о своей родословной: его предком был Густав Дебиль. Справка: Густав — немецкое имя из др. -герм, qunt’ — «сражение» , star — «жезл» ; некоторые считают, что имя образовалось из перестановки слогов в имени Август — лат. «священный, величественный» ; фамилию Дебиль (видимо, ее и носит Барон) можно истолковать как: фр. débile — «слабый, хилый, немощный»
Сатин, приблизительно одного возраста с Актером; лет под 40.
Справка: Сатин — от Сата, Сатя — сокращенные варианты имени Сатир (в греческой мифологии сатиры — боги плодородия из свиты Диониса, бога виноделия; они задиристы, похотливы, влюбчивы, наглы, любят вино) . Литературовед А. Новикова называет Сатина «новым Данко, превратившимся из романтика в реалиста» , который «не может вести за собой людей, освещая дорогу лучами собственного сердца» , ибо «у него нет сил»
Лука, странник, 60 лет.
Лука

Костылев в пьесе «На дне»: образ, характеристика, описание

«На дне».
Сцена из спектакля

Михаил Иванович Костылев является одним из центральных персонажей пьесы «На дне» Горького.

Костылев в пьесе «На дне» Горького: образ, характеристика, описание

«Михаил Иванов Костылев, 54 года, содержатель ночлежки. «

«Вы – разговаривали? (Вдруг топает ногами – громко визжит.)»

«Стану я из‑за такой дряни жизнь себе портить…» (Пепел)

«Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик…» (Лука)

«Вот ты, примерно… Ежели тебе сам господь бог скажет: «Михайло! Будь человеком. » Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…» (Лука)

«Он в меня, как клоп, впился… четыре года сосет! А какой он мне муж?»

«Освободи меня… от мужа! Сними с меня петлю эту…» (Василиса о муже)

«Ты думаешь – я молчать буду перед следователем? Жди от волка толка! Спросят: кто меня на воровство подбил и место указал? Мишка Костылев с женой! Кто краденое принял? Мишка Костылев с женой!» (Пепел о воровстве)

Костылев (строго). Я краденого не принимаю… как ты можешь…»

«Всегда… К любовнику, видишь, пришла, а его нет…» (Бубнов о Василисе)

«Подумай, Вася… Ты два раза из‑за мужа моего в тюрьме сидел… из‑за его жадности…»

«Да ведь вы в церковь идти хотели…» (Наташа о Костылеве и Василисе)

«А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь… ну вот… «

«Васка… поганая! Нищая… шкура! (Пугается своего крика, встреченного молчанием и неподвижностью.) Прости господи… опять ты меня, Василиса, во грех ввела… Я тебя ищу везде…»

«Спать пора! Масла в лампады забыла налить… у, ты! Нищая… свинья…»

«Наташку теснит, измывается над ней, нищая, говорит!» (Василиса о муже)

«Костылев (выходит). Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?

Наташа (уходя). Да ведь вы в церковь идти хотели…

Костылев. Не твое дело, чего мы хотели! Ты должна свое дело делать… что тебе приказано!»

Пепел. Цыц, ты! Она тебе больше не слуга… Наталья, не ходи… не делай ничего. «

«Квашня. Гляди‑ко, звери какие! Кипятком ноги девке сварили…

«Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…»(Костылев ругает Клеща за его жестокость)

Сатин. Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…

Пепел. Мне… оправдываться не надо… Мне – Василису надо подвести… я же ее подведу! Она этого хотела… Она меня подговаривала мужа убить… подговаривала. «

«Одна твоя племянница – в тюрьме, другая – помирает…» (Бубнов о Василисе в тюрьме)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПО ТЕМЕ : «БЕЗ ИМЕНИ — НЕТ ЧЕЛОВЕКА!» ( о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького » На дне»)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

«КАЛУЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

«БЕЗ ИМЕНИ — НЕТ ЧЕЛОВЕКА!»

( о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького « НА ДНЕ»)

Подготовила: Ревунова Н.А.

Специальность: «Фармация», «Лабораторная диагностика»

Семинарское занятие №2

Тема: «Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне»)

— образовательные : способствовать развитию познавательного интереса к творчеству Горького; развивать умение внимательного прочтения списка действующих лиц в драматическом произведении; при знакомстве с героями пьесы воспитывать внимание к слову; способствовать освоению новых форм поиска обработки и анализа информации через синквейны;
— развивающие : способствовать формированию у студентов коммуникативной компетентности; создать условия для развития креативности на занятии; использовать приёмы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной деятельности в создании схем, опорных конспектов; закрепить умение анализировать, исследовать и оценивать художественное произведение и его героев;
воспитательные : приобщить студентов к нравственным ценностям; развивать умение самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя возможные последствия; способствовать формированию личности гибко реагировать на изменение потребностей общества, уметь трудиться и уважать труд других людей, заботиться о своём духовном и физическом здоровье.

1. Познакомить с историей создания пьесы «На дне».

2. Формировать представление о действующих лицах пьесы.

3. Выяснить цель горьковских номинаций.

4. Развивать умение анализировать драматическое произведение.

5. Развивать речь.

Оборудование урока: презентация к занятию, таблица, кроссворд, иллюстрации к пьесе «На дне», пьеса М.Горького «На дне».

— Экономическое развитие России в начале 20 века. Ночлежные заведения.

— История создания пьесы.

-Номинация действующих лиц в пьесе.

— Драма, пьеса, конфликт, ремарки, реплика(и), авторская позиция.

— Значение имен в пьесе.

— Образы отверженных в пьесе.

— Отношение автора к обитателям ночлежки.

— Дать общую характеристику героя.

— Дать речевую характеристику героя.

Вид семинара : контрольно-обобщающий.

Метод обучения: исследовательский.

МПС: к. «Истории», «Психологии».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И РЕЖИМ ВРЕМЕНИ:

1.Организационный момент. Мобилизация аудитории 2 мин.

2.Сообщение темы, постановка цели, мотивация 3 мин.

3.Контроль и обобщение знаний. 70 мин.
4. Подведение итогов, задание на дом. 5 мин.

— исследование афиши (значение имён, профессий, возраст героев);

— осмысление названия произведения «На дне», работа со словом;

— заполнение таблицы: выписка цитат о героях, особенности языка;

1.Организационный момент: рапорт дежурного о готовности аудитории.

2.Объявление темы семинара: «Без имени – нет человека!» (о номинации действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне»).

Постановка целей занятия:
формирование у студентов представления о цели номинации героев в драматических произведениях на примере драмы М.Горького «На дне».

Словарь: драма, пьеса, конфликт, ремарки, реплика(и), авторская позиция.

В одном из писем к М.Пришвину М.Горький заметил:

« Знаком я был с одним монахом, но – редкий случай! — забыл его имя, а вместе с именем стерлось и лицо. Вот оно, слово – то, сила какая!»

Наименованию своих героев Горький уделял особое внимание. Как правило, имена его персонажей не только называют, но и обозначают, раскрывают в них нечто существенное. Исходная цель его номинации – выделить героя, индивидуализировать его, показать, о ком идет речь.

Группу разделить на две подгруппы (по 6 человек).

Для того чтобы эта работа была эффективной, процесс формирования групп должен быть контролируемым. При формировании групп нужно учитывать уровень коммуникативной компетентности студентов.

словарная работа (преподаватель задаёт вопросы каждой группе по словарным словам; студенты должны дать правильный ответ) – по 3 вопроса- 0,2 б. за каждый правильный ответ ( всего 0,6б.)- 5 мин.

Ответы студентов ( Драма ( греч . — «действие») — самый действенный род литературы. Она предназначена для постановки на сцене. Поэтому драматург не может в отличие от автора эпического произведения прямо выразить свою позицию — исключения составляют лишь авторские ремарки, которые предназначены для читателя или актёра, но которых не увидит зритель. Драматург ещё и ограничен в объёме произведения (спектакль может идти два-три часа) и в числе действующих лиц (все они должны поместиться на сцене и успеть реализовать себя).

Пьеса- пьеса – это произведение драматургического характера, предназначенное для театральных постановок, а также телевизионнных и радиоспектаклей.

Конфликт — острое столкновение между героями по очень значимому для них поводу. В ином случае герои просто не смогут реализовать себя в ограниченном объёме драмы и сценического пространства. Драматург завязывает такой узел, при распутывании которого человек показывает себя со всех сторон. При этом в драме не может быть лишних героев — все герои должны быть включены в конфликт.
Ремарка(и )- в драматическом произведении краткие замечания автора, касающиеся места и времени действия, тона и интонации произносимых героями монологов и реплик, отдельных мизансцен и т.п. Ремарки изначально должны были помочь актерам и режиссерам в театральной постановке пьесы.

Реплика — компактное высказывание персонажа, как правило, произносимое в ответ на слова другого.

Авторская позиция понимание и оценка писателем характеров людей, событий, идейных, философских и нравственных проблем, поставленных в литературном произведении.

Итак, мы вспомнили основные литературоведческие понятия, дали толкование словам, которые встретятся нам на протяжении всей работы на семинаре.

Вид формирования коммуникативной компетенции : вербальный (умение слушать и слышать собеседника; умение адекватно реагировать на вопросы и давать ответы; умение допускать разные точки зрения; установка на совместную деятельность; групповая форма работы).

На этом этапе обращаю внимание на то, что и как говорят студенты, умеют ли выражать правильно мысли.

2 этап-опорный ряд (Цель: помощь при воспроизведении материала)

Из общего ряда слов составить опорный ряд, а затем подготовить связный текст

« М.Горький. Жизнь и творчествов» (работа по группам).- 1,0 балл –7мин.

( представить в виде сообщения 2-3, 5 мин.)- всего 10 мин.

На этом этапе работе студенты с высоким уровнем успеваемости выполняют обязанности консультанта в подгруппе. Студенты, испытывающие трудности в обучении учатся составлять по опорным словам связный текст.

На лекции мы с вами познакомились с основными этапами жизни и творчества М.Горького. А теперь проверим как вы это усвоили.

Можно предложить викторину ( для сильных и средних групп) см. приложение

За каждый правильный ответ начисляется команде 0,1 б. – всего по 10 вопросов.

3 этап – сообщение ( 1гр. «История создания пьесы «На дне», 2 гр.- «Россия на рубеже веков. Экономический кризис» или «Ночлежные заведения в начале 20 века») -1 бал- 5 мин.

Из истории создания пьесы М.Горького «На дне».

Пьесу «На дне» Горький писал в течение 1901-1902 годов. 18 декабря 1902 года она была поставлена в Художественном театре в Москве и сразу же вызвала яростные споры. Для одних она была «буревестником», и они встретили ее с восторгом. Другие тоже расслышали в ней «приговор обществу», тоже были свидетелями ее успеха на сцене, но выводы делали совершенно противоположные: «Какой вредный писатель! Какие жалкие, слепые поклонники, читатели и зрители!»

Причины столь обостренной реакции – в историческом и социальном контексте, в котором создавалась и в который вмешивалась пьеса «На дне». Во – первых, экономический и промышленный кризис начала века, голодный 1900-й год. Потоки обездоленных людей, шедших из города в город в поисках заработка и хлеба. Во – вторых, резкий всплеск философских и религиозных исканий, вызванный тотальным кризисом всей системы ценностей минувшего века.

Первым постановку пьесы «На дне» осуществил Московский художественный общедоступный театр, который возглавляли К.С.Станиславский и В.И.Немирович – Данченко. Премьера состоялась 18 декабря 1902 года. Этот спектакль вошел в число тех постановок, которые вывели МХТ в лидеры русского театра.

Сразу же после первых постановок Леонид Андреев писал Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей ширине и глубине; всякий раз остается что – то неуловленное, какой – то остаток, в котором и заключена самая суть».

«Ночлежные заведения в конце 19века и в 1 половине 20 века»

В девяностые годы в России разразился жестокий экономический кризис. Заводы и фабрики закрывались. Массы разорившихся крестьян в поисках заработка бродили по стране. Тысячи рабочих и крестьян оказались без средств к существованию. Появляется огромное количество босяков, которые опускаются на «дно» жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы тёмных трущоб нашли возможность извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.

На данном этапе формируется устная (читательская) компетенция.

Подводим итог 3 эапу.

4. этап ( преподаватель задаёт каждой группе вопросы). – по 0,1 б. за каждый правильный ответ ( 5 мин.)

А) Какие названия пьесы вам известны ? («Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
Б) Почему одни действующие лица названы только по фамилии, другие — по имени, третьи — полностью, с указанием рода занятий?
( Уже название пьесы и список действующих лиц говорят о социальных конфликтах, жертвами которых стали герои пьесы, оказавшиеся на «дне» жизни, в ночлежке. Действующие лица — выходцы почти из всех слоёв тогдашнего русского общества: мужчины и женщины, различные по возрасту, по характеру и социальному положению, поэтому и разное к ним обращение).

В) О чём говорит род занятий действующих лиц?

Квашня — торговка пельменями.

Кривой Зоб и Татарин — ключники.

Всё это нужные профессии, то есть эти люди могут зарабатывать себе на жизнь. Но они не работают. В этом тоже угадывается социальный конфликт.

Г) Каков возраст ночлежников? О чём это говорит? (Клещу и Квашне по 40 лет, Анне — 30, Бубнову — 45. Это самый работоспособный возраст. А ещё это возраст, в котором человек уже должен сложиться, что-то иметь за плечами. Но эти люди — в ночлежке, они не имеют ничего. Барону 33 года. Это возраст Иисуса Христа.

4. Таблица-исследование судьбы героев в пьесе Горького «На дне».

В качестве домашнего задания студентам было необходимо заполнить таблицу ( по 5 персонажей-0,2б.)

Дифференцированный подход позволяет каждому студенту работать в своем оптимальном темпе. На этом этапе самостоятельной работы у студентов формируется письменная коммуникативная компетенция.

Клещ ( Всего полгода находится в ночлежке. Он угрюмо сторонится всех.
Всю жизнь работал, не разгибая спины. Но труд не спасал рабочего человека от голода. Ему, рабочему человеку, больнее всего сознавать, что он обречён жить среди людей, находящихся без труда. Клещ живёт одним стремлением вырваться на поверхность. В 1-м акте — два раза ремарка «угрюмо». Это самая мрачная фигура. Он трезво смотрит на жизнь и угрюмо перед собой.
Трагична его судьба, т.к. в конце пьесы он примиряется с жизнью: «Работы нет. силы нет! Пристанища нету. Издыхать надо. »

Он всего лишь полгода прожил в ночлежке и еще не свыкся со своим положением, надеется выбраться отсюда и откровенно презирает своих товарищей по несчастью: «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена». Эгоистичный, озлобленный Клещ с нетерпением ожидает смерти жены, которую, по словам Квашни, «заездил до полусмерти».Он лишен к умирающей спутнице жизни малейшего сочувствия. А она, несмотря на муки, мечтает еще пожить: «Ну … еще немножко … пожить бы … немножко! Коли там муки не будет … здесь можно потерпеть … можно!»

Об этом, обращаясь к Клещу, говорит Костылев: «Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства…никто тебя не любит, не уважает».

Отсюда и фамилия персонажа: клещ – насекомое, впивающееся в кожу, кровосос.

Актёр ( В прошлом интеллигентный человек, артист. Он добр, отзывчив.
Поэтическая натура Актёра сталкивается с грубостью, пошлостью ночлежников. Тяжело воспринимает своё падение. В данное время пьяница, постоянно вспоминающий своё актёрское прошлое. Он безобиден, никому не делает зла, помогает Анне, жалеет её. Цитирование им классических произведений говорит в пользу героя. Он предпочитает одиночество, общество самого себя, вернее, своих дум, мечтаний, воспоминаний. Характерны ремарки к его репликам: «помолчав», «вдруг как бы проснувшись». У него нет имени (его звали Сверчков-Заволжский, но «никто этого не знает»). Как утопающий, он хватается за любую соломинку, если она создаёт иллюзию этого имени, индивидуальности. «Мой организм отравлен алкоголем». Ремарка «с гордостью» многое объясняет: вот и у меня есть то, чего нет у других.

Назван по своей прошлой профессии, так как действительно потерял имя: «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…»

Даже здесь в ночлежке, населенной самыми пестрыми, колоритными обитателями, он выглядит не от мира сего.

Актер воспринимает жизнь как мираж: он поверил в существование бесплатных лечебниц, поверил в «праведный город».

Персонаж драмы М.Горького – это бывший актер, но он служитель Мельпомены. Он пришел в ночлежку из какого-то особого, иного мира и в определенном смысле стоит выше других босяков. Он одарен и, несомненно, самый образованный, культурный среди всех ночлежников, включая и Сатина. К тому же он добр, отзывчив, обладает хорошим вкусом.

Бубнов ( Дошёл до «мёртвой точки» падения, окончательно раздавлен жизнью.
Груб, циничен. На просьбу умирающей Анны прекратить крики, брань спокойно отвечает: «Шум – смерти не помеха». Безразличен к судьбе товарищей. Равнодушие его проявляется в момент смерти Анны. «Кашлять перестала,» -говорит он. Когда-то имел мастерскую. пропил, стал нищим, живёт в долг. «Ленив я. Страсть как работать не люблю».

Особое место среди ночлежников занимает Бубнов . С самого начала действия Бубнов проявляет беспощадную трезвость в оценке положения ночлежников.

Для него обитатели подвала – это вор, шулер, алкоголик и не более. Правда Бубнова – это правда внешних обстоятельств, правда полной зависимости человека от окружающего мира, ярко выраженная в формуле : «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». Таков и сам Бубнов. Поэтому не случайно его фамилия образована от существительного «бубен» — промотавшийся человек, напоминает выражения «гол, как бубен», «тяжбу завел – стал как бубен гол» и др.

С одной стороны, Бубнов – промотавшийся человек, а с другой – он еще и забубенный, бесшабашный босяк, для которого нет в жизни ничего святого. По словам сапожника Алешки, Бубнов «только пьяный и похож на человека» (VII). Понятия чести и совести для него значения не имеют.

Кроме того, «бубном» называется человек, проигравший в карты. В данном случае произошел перенос на основе названия карточной масти. Игра в карты – любимое занятие ночлежников, и порой они называют Бубнова просто Бубен. Также слово «бубен» имеет значение «лентяй», «тунеядец». Сам о себе Бубнов заявляет: «Ленив я. Страсть как работать не люблю!» (VII)

Этот персонаж в пьесе является вестником зла и олицетворяет низший мир. Авторское отношение к нему явно негативно. М.Горький раскрывает холод и тьму души бесстрастного регистратора реальности . Бубнов был убежден, что человек – существо на земле лишнее. «Ты везде лишняя…да и все люди на земле – лишние», (VII) – говорит он насте. А если человек никому не нужен и является существом лишним, то он ничем не должен связывать себя и волен жить так, как хочет.

Барон (Потомок богатых и знатных вельмож, когда-то сорил деньгами, а теперь стал босяком. Его судьба – свидетельство вырождения господствующего класса. В ночлежке опустился ниже всех. В этом человеке нет ни одного светлого человеческого качества. Он ещё молод, ему 33 года, но живёт за счёт Насти, подкармливает его Квашня. Настю обзывает «дура», «шлюха», «мразь» — и тут же спешит мириться, цинично объясняя: «Не помиришься – на выпивку не даст». «Пропащая душа, пустой человек,» -говорят о нём босяки. Он ничего не ждёт от будущего.

По своему прошлому социальному положению назван и Барон, который «нет-нет, да и покажет из себя барина». Самый безвольный из ночлежников, он всю жизнь занимался переодеванием. Он даже не помнит, как оказался среди босяков.

Все ночлежники отзываются о Бароне отрицательно. Но он единственный знает генеалогию своего рода.

Лука называет его «испорченным бароном», а Настя – «ничтожеством». За полбутылки водки, предложенной Пеплом, Барон готов встать на четвереньки и лаять собакой.

Вместе с тем нельзя не заметить, что именно Барону пришла в голову мысль о бесцельно промотанной жизни. Именно он задается вопросом: «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» Хочется и ему, пусть на мгновение, узнать свое предназначение.

Васька Пепел ( Богатырь по своей силе и душевной щедрости;
Полон протеста против против «волчьей жизни», со зла на нёё стал вором;
Ворует не из жадности. Ему, сильному человеку, праздная жизнь скучна; ему бежать хочется, жить иначе, чтобы силы свои к труду приложить.
«Надо так жить, чтобы самому себя уважать можно».
Его можно сравнить с Челкашом – та же простота души.
Всей душой тянется к чистому, поэтому полюбил честную Наташу, которая поможет выбраться из болота жизни. Убив Костылёва – хозяина ночлежки — Пепел попадает в Сибирь.

Сатин ( Появляется не со словами, а с рычанием. Его первая реплика говорит о том, что он карточный шулер и пьяница. Он когда-то служил на телеграфе, был образованным человеком. Оказался здесь потому, что убил негодяя.
Отсидел в тюрьме 4 года, научился играть в карты. Он произносит непонятные для окружающих слова. Органон в переводе означает «орудие», «орган знания», «разум». (Может быть, Сатин имеет в виду, что отравлен не человеческий организм, а сама разумность жизни.) Сикамбр — это древнегерманское племя, означает «тёмный человек». В этих словах чувствуется превосходство Сатина над остальными ночлежниками. В его монологе звучит горьковская мечта о преобразовании жизни.Монолог о Человеке: «Человек! Это – великолепно. Это звучит. гордо!»

Особый интерес М.Горький проявлял к богомильству. В этом древнем славянском вероучении писателя привлек апокриф о Сатане, точнее о Сатанаиле. И именно с Сатанаилом связано имя Сатина . Его звериным рычанием – рычанием своеобразного антихриста – открывается действие пьесы. Согласно богомильскому учению о мире, именно Сатанаил создал видимый материальный мир. Создал он и человеческую плоть, но не мог вдохнуть в человека душу. И тогда верховный Бог сжалился и послал в человека свой божественный дух. Таким образом, материальный мир, человеческая плоть – творение Сатанаила, а душа человека и солнце – творение Бога. Исходя из этого, понятен смысл первоначального названия пьесы «Без солнца». Оно напрямую связано и спесней ночлежников «Солнце всходит и заходит…», и с предполагаемым оптимистическим финалом: «…они пели песни и под солнцем забывали о ненависти друг к другу» Становится ясным и то, почему Сатин в конце второго действия называет ночлежников «мертвецами», ибо в них нет духа: «Мертвецы – не слышат! Мертвецы не чувствуют!»

Среди «бывших людей» Сатин выделяется твердостью, решительностью. Он стремится к правде, что хорошо видно в его отношениях с ночлежниками. Лука недоумевает, почему неглупый, бравый Сатин оказался среди босяков: «Эдакий ты бравый…Константин…неглупый…и вдруг» (VII). Видимо, непреклонность натуры Сатина, его нежелание идти на компромиссы и позволило М.Горькому называть этого босяка Константином , что значит «твердый, постоянный» . Ведя заочный спор с Лукой, сам о себе Сатин заявляет : «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (VII).

Лука ( Появляется со словами: «Доброго здоровья, народ честной. На вопрос Василисы: «Ты кто такой? – отвечает: «Проходящий. странствующий».
Известно, что ему довелось «попробовать» Сибири. В ночлежке старается каждого вызвать на откровенный разговор, готов дать совет, призывает верить и терпеть. Для каждого находит ласковое слово, утешение. Хочет примирить с жизнью окружающих. Много говорит о необходимости сострадания к ближнему. Он видит и понимает, что в современном ему обществе царствует социальная несправедливость («порядка нет в жизни»). Замечая зло и неправду жизни, он не верит в возможность борьбы. В нужный момент, когда нужна его помощь, — исчезает.

Согласно учению богомилов, Бог, чтобы спасти мир от Сатаны, послал на землю Христа. В пьесе М.Горького учение Христа представляет Лука, имя которого явно восходит к имени апостола Луки. Перед нами человек бывалый, готовый к долгим дорогам, к превратностям судьбы. От внешнего облика странника веет добротой, приветливостью.

Для Луки все люди одинаковы: « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Для Луки ценна любая человеческая жизнь: «Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Во втором действии Лука еще активнее проповедует определенную философию жизни. Всех утешает.

Во всем этом он близок своему евангельскому тезке, его можно назвать достойным учеником Христа. «Вера твоя спасла тебя, иди с миром,»- важнейшая сентенция Христа.

Но есть и другое толкование его имени. По В.И.Далю, «лукавый» значит хитрый, скрытный, противоречивый, двуличный. «Лукавый» – это бес, нечистый дух. В четвертом действии обитатели ночлежки, обсуждая Луку, прямо связывают его с лукавым: «Исчез от полиции… яко дым от лица огня!»

Однако так или иначе, но «добрый старикашка» изменил ночлежников.

Квашня дает действию первый эмоциональный толчок, вызывает в подвале эмоциональное брожение. Ее имя образовано от глагола «квасить», что значит подвергать брожению.

Квашня добра, отзывчива, не лишена чувства сострадания. Но самое главное, она практична. Именно она становится новой хозяйкой ночлежки.

Но слово «квашня» имеет еще одно значение: забродившее тесто, опара. Забродившее тесто быстро всходит, его не удержишь: «Квашни крышкой не удержать» (В.Даль).

Оказавшись в ночлежке, Квашня почувствовала себя не «на дне», а на «вершине». Она быстро приспосабливается к обстоятельствам, «растет» С вершины своего нового положения Квашня начинает уже тиранить окружающих: «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…»

Еще одна героиня восклицает: «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!»

В этом отношении особенно показательно поведение Насти в финале драмы. Услышав известие о смерти Актера, она «медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу». На столе стоит единственная лампа, освещающая ночлежку. Настя идет к свету. Она поражена новыми, открывшимися ей чувствами, мыслями, окончательно осознает необходимость иной жизни.

Не случайно своей героине автор дал имя Анастасия, которое в переводе с греческого означает «воскресшая», «возрожденная».

Содержатель ночлежки Костылев – существо никчемное. Это явный ханжа, не столько утешает, сколько духовно усыпляет своих постояльцев, говоря, что «на том свете…всякое деяние наше усчитывают».

Все обитатели подвала относятся к Костылеву с нескрываемой, откровенной брезгливостью. Стоит хозяину появиться в ночлежке, как вокруг него создается своеобразная пустота, некий моральный вакуум.

Костылев как бы представляет иной, низший мир. Его религиозность есть прикрытие пустой, холодной души, поэтому так нелеп и жалок его конец.

5- этап (преподавать вызывает представителей от каждой группы; студенты подбрасывают куб с вопросами и возвращаются к команде для подготовки ответов)- 10 мин.-1 б. ( по 2 вопроса, по0,5б. за 1 вопрос)

1. Что считает нужным сообщить автор о своих героях в начале пьесы?

2. Как имена действующих лиц помогают охарактеризовать их?

3. Почему, по мнению М.Горького, без имени нет человека?

4. Какова же цель номинации действующих лиц?

Или заполнение кроссворда

Кому из героев принадлежат слова?

1 . «Нет у меня здесь имени… Понимаешь ли ты, как это обидно – потерять имя? Даже собаки имеют клички…» (Актер)

2. «И чего…зачем я живу здесь…с вами? Уйду…пойду куда-нибудь…на край света!» (Настя)

3. «Что было – было, а остались одни пустяки… Все слиняло, один голый человек остался». (Бубнов)

4. «А…ведь зачем – нибудь я родился…а?» (Барон)

5. «Вон что-о! Ого-го! Это — ты ловко придумала… мужа, значит в гроб, любовника – на каторгу, а сама…» (Пепел)

6. «Не обижай человека. А если меня однажды обидели и – на всю жизнь сразу! Как быть? Простить? Ничего. Никому» (Сатин)

7. «Ты гляди у меня…слякоть! Не балуй…» (Квашня)

8. 10. «Ну…еще немножко…пожить бы…немножко! Коли там муки не будет…здесь можно потерпеть…можно!» (Анна)

1. « А все люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» (Лука)

2. «Вот и я…когда-нибудь так же…в подвале…забитая…» (Наташа)

3. «на том свете…всякое деяние наше усчитывают» (Костылев)

4. «Какие они люди? Рвань, золотая рота… Ты думаешь я не вырвусь отсюда? Вот погоди…умрет жена» (Клещ)

Преподаватель. Итак, мы познакомились с обитателями ночлежки. Увидели, что попасть на «дно» — значит стать бесправным, бездомным, выброшенным из общественной жизни.

В образах ночлежников автор нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. И объединяет этих людей – ночлежка.

6 этап ( составление синквейна тема « Обитатели ночлежки»- можно рассмотретьодного героя ), для сильных групп ( тема «Ночлежка»)-1 б.
Студенты зачитывают синквейны к героям.

Клещ — Угрюмый, мрачный. Работает, молчит, страдает. Стремится вырваться со «дна» жизни.Безысходность.
Актёр- Добрый, интеллигентный. Мучится, страдает, погибает. Его мечта – вылечиться и начать новую жизнь.Трагичность.
Бубнов- Равнодушный, циничный.Грубит, бранится, ленится.Ни к чему не стремится в этой жизни.Безразличие.
Барон — Молодой, бездушный.Ленится, грубит, обижает.Потерял человеческое достоинство.Циник.
Васька Пепел- Добрый, щедрый.Ворует, протестует, страдает.Всей душой хочет жить иначе..Сибирь.
Сатин — Гордый, образованный.Пьёт, мечтает, протестует.В его монологе звучит горьковская мечта о свободном человеке.Правда.
Лука ( Ласковый, добрый.Сострадает, обещает, советует.Для каждого находит ласковое слово, утешение.Милосердие.

Не выбраться, обитают, страдают.

Находят приют бездомные, нищие, безработные, бродяги и воры.

Чтобы ярче представить характеры действующих лиц, Горький и обратился к сложной системе наименований. Имена изображаемых им ночлежников и их хозяев не только называют, но и раскрывают в них нечто важное, существенное, они позволяют создать многогранные характеры, отражают различные взгляды на одного и того же обитателя ночлежки, выявляют их отношение друг к другу.
Рефлексия:

-Какой этап работы был для вас сложным?

— Что понравилось на семинаре?

Домашнее задание: подготовиться к семинару №3


[spoiler title=»источники:»]

http://www.literaturus.ru/2018/01/kostylev-na-dne-gorkij-obraz-harakteristika-opisanie.html

http://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-seminarskogo-zanyatiya-po-literature-po-teme-bez-imeni-net-cheloveka-o-nominacii-deystvuyuschih-lic-v—1128535.html

[/spoiler]