Меню Рубрики

Лука мультфильм ударение в слове

Невероятные приключения амфибий в Италии: рецензия на фильм «Лука»

Новый мультфильм Pixar о морском монстре, сбегающем в мир людей, — далеко не лучший среди проектов студии, но всё ещё обезоруживающе прекрасный.

Лука — маленький морской монстр, живущий недалеко от итальянского побережья со своей семьёй. Представители его биологического вида умеют при попадании на сушу трансформироваться в людей, но делают это только смелые: большинство созданий боятся человека — вот и мать Луки строго-настрого запрещает ему даже близко подбираться ко всему людскому. Но в один прекрасный день он, естественно, это правило нарушает. Всему виной буйный подросток-монстр Альберто, который знакомит героя с радостями человеческого мира: воздухом, звёздами и не в последнюю очередь мопедом Vespa.

Двухколёсное чудо итальянского машиностроения становится предметом одержимости двух парней. И когда родители Луки, прознав о его путешествиях на сушу, решают отправить его в глубь океана к неприятному дяде-удильщику, он сбегает из дома и вместе с Альберто отправляется в самое страшное место для морского монстра — прибрежный городок Порто Россо, жители которого много веков охотились на их вид (и продолжают до сих пор). Там они знакомятся со странной девочкой Джулией и узнают о городском конкурсе-триатлоне, за победу в котором платят небольшую, но достаточную для покупки старенькой «Веспы» сумму. Друзья, естественно, решают попробовать свои силы.

Кадр из анимацилнного фильма «Лука»

Кадр из анимационного фильма «Лука»

Фабула «Луки» со стороны может показаться перегруженной — тут и конкурс, и конфликт с родителями, и история с морскими монстрами, и это ещё не говоря о подсюжетах с Альберто и отсутствующим отцом, противостоянии с местным наглым подростком-переростком, многократным победителем триатлона, а также личной драме сурового родителя Джулии, по совместительству главного охотника на водяных чудищ в округе. Но то лишь видимость. На самом деле, при всём количестве деталей и сценарных ответвлений, «Лука» — очень прямолинейное кино о взрослении и идентификации, о том, как важно принимать не таких, как ты, а ещё важнее — самого себя. Такая «Корпорация монстров», сменившая фантастические интерьеры на солнечные пейзажи итальянской Ривьеры.

Кадр из анимационного фильма «Лука»

Но простота здесь вовсе не порок. Pixar вообще не любят путаных метафор, у них всё вроде бы на поверхности, но при этом каждый раз бьёт так сильно, как не снилось иным «глубоким» фестивальным драмам. «Лука», как и его титульный главный герой, глубины избегает и в беспросветной тьме философского океана жить не собирается. Наоборот, он как бы обнажает перед зрителем свою драматургическую структуру, наглядно показывая, что даже тысячу раз затёртые мономифы можно заставить работать. Вы наверняка легко догадаетесь, чем закончится картина, в какой момент друзья поссорятся, в какой — помирятся, когда их инаковость наконец смогут принять окружающие люди и монстры. Но даже с полным пониманием механизма местной драмы сложно не попасть под её слёзовышибающий, пронзительный эффект.

Кадр из анимационного фильма «Лука»

В этом великая тайна Pixar — технологических пророков и драматургических гениев, которые настолько хорошо понимают сценарное ремесло, что даже далеко не лучшие их картины хочется разбирать для примеров в профессиональных учебниках. Каждая линия обязательно найдёт эффектное завершение, любой гэг из начала может внезапно вернуться в конце, психологические этапы, которые нужно пройти героям, пускай и торчат из нарративной структуры как оголённый провод, зато считываются любым зрителем на уровне подсознания — именно благодаря тому, что мы подобные сюжеты видели не раз. Их мультфильмы могут быть далеко не эталонами «умного» кино, но они показывают, каких эффектов можно добиться мастерством работы с классическими сюжетными конструкциями, идеально подобранными интонациями, ракурсами, изящными движениями 3D-кисти.

«Лука» может быть картиной довольно средней по меркам студии, но всё равно оставаться блестящим дебютом для режиссёра Энрико Касароса и одним из лучших мультфильмов года. Да, он порой слишком схематичный, события в нём часто происходят по воле сценария, а не исходя из внутренней логики (особенно выделяется в этом плане умилительный финал). В ряде же историй о самопознании не-совсем-человека через участие в конкурсе, происходящих в Италии, он по всем фронтам проигрывает миядзаковскому «Порко Россо» (и это не какая-то случайная параллель, тут даже город, где происходит действие, называется Порто Россо). Зато в кои-то веки Pixar делает действительно «детское» кино — и в этот раз даже не про смерть. Милое, тёплое, солнечное, вставьте любой другой приятный эпитет. Такое, после которого не хочется запереться дома и обдумывать неизбежность собственной гибели и то, зачем ты вообще существуешь на свете. Сложно поверить, но отсутствие легко читаемого экзистенциального кризиса в детском мультфильме ощущается как практически новаторское творческое решение.

Лука (2021)

Дата выхода в прокат в России: 17 июня 2021
Студия: Disney и Pixar
Жанр: анимационное приключение
Режиссер: Энрико Касароса
Продюсер: Андреа Уоррен
Прокатный рейтинг: 6+

Свои незабываемые каникулы, в которых есть место и домашней пасте, и мороженому, и бесконечным поездкам на мопеде, мальчик по имени Лука проводит в красивом приморском городке, расположенном на итальянской Ривьере. Ни одно приключение Луки не обходится без участия его нового лучшего друга, и беззаботность отдыха омрачает только лишь тот факт, что на самом деле в облике мальчика скрывается морской монстр из глубин лагуны, на берегу которой стоит городок.

Лука мультфильм ударение в слове

Главный герой мультфильма – Лука, морское существо, отдалённо похожее на тритона. Вместе со своей семьёй он живет на дне моря, недалеко от итальянского побережья. У его вида есть способность принимать человеческую форму. Но как только соприкоснешься с водой – снова покроешься чешуёй. Лука и его родные больше похожи на людей, чем на других морских обитателей – их быт имеет мало общего с «Поисками Немо» или «Подводной братвой». Скорее, жизнь Луки напоминает диснеевскую «Русалочку»: он собирает безделушки, попавшие в море с суши, и мечтает когда-нибудь побывать наверху.

Именно так герой знакомится с Альберто – таким же существом, но живущим в своей человеческой форме на маленьком острове. Поругавшись с родителями, Лука предлагает Альберто обернуться людьми и сбежать в ближайший город. Там они знакомятся с девочкой Джулией (которую в русской версии озвучила певица Монеточка), приехавшей к отцу погостить на каникулы. Вместе с новой подругой герои учатся кататься на велосипеде, пробуют пасту, мечтают о покупке мотоцикла и соревнуются с местным злодеем Эрколе, чтобы выиграть приз в главной гонке этого лета. Есть только одна опасность: в городе испокон веков ненавидят таких существ, как Лука и Альберто. И из-за своего большого секрета они могут попасть в беду.

Детский восторг и взрослая тоска по морю

«Лука» стал режиссёрским дебютом аниматора Энрико Касароса – до этого он работал художником раскадровки над мультфильмами «Тачки», «Рататуй» и «Тайна Коко». В «Луку» Касароса вложил много личного, абстрактные воспоминания о лете и конкретные истории из детства – режиссёр сам жил в Генуе, ходил в итальянскую школу, сталкивался с буллингом и иногда чувствовал себя гораздо младше своих сверстников. В одном интервью Касароса объяснил идею «Луки» так: это его воспоминание о весёлом летнем времени, когда дети плещутся в воде так долго, что забывают поесть. Именно такое чувство должен воссоздать новый мультфильм.

И передать приятные ощущения от лета, моря и свободы Касаросе вполне удалось. В мультфильме удачно переплетается детское и взрослое, воспоминания о шалостях с друзьями и желание хотя бы день бесцельно полежать на солнце. Каждый кадр «Луки» заполнен светом, неважно, дневным или звёздным. После любого нового (даже самого маленького) открытия Лука видит себя, Альберто и Джулию в ярких и слегка нелепых мечтах – плывущими на мотоциклах, трогающими Луну, открывающими новые планеты. Свободно бегающие босиком люди, плавящееся на солнце мороженое, купающиеся в фонтанах дети и даже сами этапы триатлона моментально перемещают в приморский город. Сопротивляться этой атмосфере невозможно – сразу хочется в отпуск на море, как завещал Касароса.

Погружение в итальянскую культуру тоже имеет несколько уровней, цепляя как детей, так и взрослых. Соотнести возгласы «святая моцарелла!» и многочисленные виды пасты с Италией сможет даже маленький ребёнок. А вот отсылки вроде легендарного итальянского мотоцикла Vespa и кота по кличке Макиавелли явно предназначены для родителей. Мультфильм не дает такого подробного экскурса в итальянские традиции, как, например, «Тайны Коко» – в мексиканские. Но для ощущения, что герои, как и зрители, находятся именно в итальянском приморском городке, деталей достаточно.

Скрытые темы

«Лука» очень легко, но точно показывает процесс взросления и знакомства с враждебным миром. Главные герои не просто чувствуют себя чужими – они хотят адаптироваться, выучить правила и традиции, хотя Альберто этого хочется меньше, чем младшему товарищу. Их главное отличие – то, что они морские чудовища – в контексте мультфильма может быть метафорой к чему годно. Такого мнения придерживаются режиссёр и сценарист «Луки». По словам Энрико Каракосы, каждый увидит в этой инаковости, в этой тайне Луки и Альберто что-то своё: бэкграунд, происхождение или ориентацию.

Очевидный подтекст, который сложно не увидеть в «Луке» – размышления о мигрантах. И ничего принципиально нового авторы мульта на эту тему не говорят. Посыл предельно простой: нужно учиться слушать друг друга, находить общее вопреки различиям, перебарывать страх перед неизвестным. Пусть Лука – монстр, а его подруга Джулия – человек, но звёздами они очарованы совершенно одинаково. Родители Луки живут на дне моря, а отец Джулии ловит рыб, но и те, и другие хлопочут над детьми и всегда делают выбор в пользу их будущего.

Pixar продолжает транслировать одни и те же ценности – доброту к ближним, принятие себя и других. Эти ценности объединяют непохожие проекты вроде забавно созвучных «Вверх» и «Вперёд» с более взрослыми и серьёзными «Головоломкой» и «Душой». При этом не каждый новый полнометражный фильм должен быть громким высказыванием. «Лука» предлагает знакомую всем историю в красивых декорациях Италии и с дополнительным секретом, который заставляет тревожиться за персонажей. А вдруг Альберто и Луку всё-таки не только раскроют, но и ранят или убьют, как любых других морских чудовищ?

Так стоит ли смотреть «Луку»?

Студия Pixar известна сложными темами и сюжетами: взять хотя бы оскароносную «Душу», мультфильм о загробной жизни, муках творчества и предназначении человека. В сравнении с такими примерами «Лука» действительно кажется поверхностным и простым; он не давит на больные точки. Старшим поколениям, ищущим глубинный смысл, этой истории может быть недостаточно.

Но как лёгкая летняя сказка о дружбе, нежном возрасте, принятии себя и солнечной Италии «Лука» идеален. В нём подкупает всё: дизайн персонажей, вдохновлённый творчеством Хаяо Миядзаки, виды прямиком с побережья Итальянской Ривьеры, где нужно только купаться, есть и кататься на велосипеде наперегонки. Все три главных героя обладают разными, очень узнаваемыми характерами — каждый из нас в детстве был знаком с любопытным скромником Лукой, самоуверенным проказником Альберто или бойкой белой вороной Джулией. Несмотря на детскость этого мультфильма, их поспешные действия, реакции и ошибки будут естественны и близки многим. И пусть не каждый человек может ассоциировать себя с морским чудовищем, в секретах и страхах Луки очень легко увидеть себя.

Обложка и изображения в материале: Disney/Pixar


[spoiler title=»источники:»]

http://disney.ru/movies/luka

http://kanobu.ru/articles/retsenziya-na-luku-legko-li-byit-morskim-monstrom-v-letnej-italii-376456/

[/spoiler]

Популярные записи

Трушу ударение в слове
Тексты народных песен на русском языке для детей
Перевод flume never be like you feat kai
Сколько стоит обучение китайского языка
Откупорить слоги и ударение
Как правильно ударение сергий радонежский
Тесты по русскому языку в 10 классе для подготовки к егэ
Замените словосочетание гордо стоять построенное на основе управления
Рассказ о новосибирске на английском языке с переводом
Прорицатель ударение в слове
Сэд перевод с английского на русский
Что такое словосочетание алиса что такое словосочетание
Антоним к словосочетанию свежими газетами
Рыцарь в переводе с немецкого означает
Сочинение про блины на английском языке
Сочинение на тему что дает нам русский язык
От словосочетания образуйте сложные прилагательные физический и математический
Перевод рун на русский алфавит
Грипп словосочетание с этим словом
Словосочетание со словом ненавидеть примеры