Меню Рубрики

Куда падает ударение пластов художник

Словари

На Волге пластом иногда называют рыбу судак. (Ф)

ПЛА́СТОВ Арк. Ал-др. (1893-1972) — живописец, график, нар. худож. СССР (1962), действ. чл. АХ СССР (1947), член Моск. отд. Союза художников (1937); учился в Строгановском худож.-пром. уч-ще (1912-14) у Ф. Ф. Федоровского, в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества (1914-17) — на скульп. отделении у С. М. Волнухина, посещал занятия А. Е. Архипова, А. М. Васнецова, А. М. Корина, Л. О. Пастернака и др. Жил и работал в с. Прислониха (ныне Ульяновская обл.). Автор сюжетных композиций, портретов, пейзажей, иллюстраций к произв. А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова и др. В 20-30-х гг. гл. обр. работает над плакатами и книжными илл. К 1935 относится создание первых живописных полотен («Стрижка овец» и др.). Работам П. присущ ярко выраженный нац. характер, связь с идейными и живописными традициями рус. реалистич. иск-ва 2-й пол. 19 — нач. 20 в. Крест. тема — осн. тема творчества. Пафос творчества — глубокое познание и поэтич. истолкование жизни рус. деревни, стремление в обычных ситуациях и персонажах раскрыть внутр. закономерности жизни, взглянуть на них сквозь призму вечных проблем («Фашист пролетел», 1942; «Сенокос», 1945; «Весна», «Юность», обе — 1954 и др.). Иск-ву П. не свойственно прямое обличение об-ва, его проблем. Для него важны гуманистич. сущность и эстеч. ценность окружающего мира. Портетные образы П составляют самоценную своеобраз. галерею нар. крест. типов, широкую амплитуду характеров и судеб, раскрывают жизнь в многообразии ее проявлений.

Лит.: Аркадий Александрович Пластов: Каталог произведений. М., 1976.

А. А. Пластов. Весна. 1954

Пла́стов Аркадий Александрович (1893-1972), живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни людей русской деревни («Сенокос», 1945; «Ужин трактористов», 1951; «Весна», 1954). Иллюстрации к произведениям Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. Государственная премия СССР (1946), Ленинская премия (1966).

ПЛАСТОВ Аркадий Александрович — ПЛА́СТОВ Аркадий Александрович (1893-1972), российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей (цикл «Люди колхозной деревни», 1951-65). Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

ПЛА́СТОВ Аркадий Александрович [19 (31) января 1893, село Прислониха, ныне в Ульяновской области — 12 мая 1972, там же], русский художник. Мастер бытового жанра и портрета, основоположник особого направления в искусстве середины-второй половины 20 в., посвященного делам и дням русской деревни.

К «Колхозному празднику»

Выходец из крестьянского рода (где были и художники-иконописцы), начальное образование получил в духовной семинарии. Приехав в Москву, осваивал живописное мастерство в Строгановском художественно-промышленном училище (1912-14) и Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914-17). Испытал большое влияние ряда мастеров, входивших в «Союз русских художников» (см. СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ) (прежде всего тех, кто, подобно А. Е. Архипову (см. АРХИПОВ Абрам Ефимович), были особо увлечены сельской темой), а также С. В. Герасимова (см. ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич). В 1932 пожар в его деревенской мастерской уничтожил практически все ранние работы Пластова.

Он вышел на авансцену советской культурной жизни как раз тогда, когда все художественные группировки были распущены и установилась строжайшая выставочная цензура. К тому же это были заключительные годы того «великого перелома», который безжалостно сокрушил в процессе коллективизации вековые устои крестьянской жизни. Высказаться об этом в образах, естественно, можно было лишь иносказательно, но «эзопов язык», надолго вошедший в моду, не был художнику свойственен. Язык самой краски, проникновенная точность характеров и пейзажа — это был тот арсенал, которым художник сумел воспользоваться по максимуму, не нарушая складывающихся канонов социалистического реализма, но выразив практически все, что хотел сказать.

Впрочем, ту картину, что принесла Пластову прочную известность («Колхозный праздник», 1937, Русский музей), еще никак нельзя считать триумфом искренности. Яркие, правдивые кусочки, правда характеров и обстановки вправлены тут в идеологический миф о счастливой советской деревне, которая процветает под мудрым водительством Сталина (чей портрет реет над праздником, как бы осеняя его свыше). Главные успехи мастера были впереди.

Образы беды и надежды

Зрелый стиль Пластова окончательно сложился в 1940-е военные годы с их тяжелыми испытаниями. В пастозной, темпераментно-импрессионистичной (см. ИМПРЕССИОНИЗМ) манере изображая своих соседей, жителей Прислонихи, художник превращает частные эпизоды их быта в поэтические символы жизни, нисколько при этом не нарушая местного колорита.

Поэтому каждое из его наиболее значительных полотен — это, по сути, целый этап российской истории, выраженный в жанрово-будничном облике. Картина «Фашист пролетел» (1942) с убитым из нацистского самолета мальчиком-пастухом, лежащим на фоне осенних перелесков и полей, воплощает идею чудовищной противоестественности войны, равно как и скорбь обо всех бедах, обрушившихся на деревню в целом. «Жатва» (1945) с изображением крестьянской семьи за скудной полевой трапезой — еще одна печальная поэма о сельском бедствии и нищете. Напротив, мажорный «Сенокос» (1945), где группа крестьян выкашивает залитую солнцем лужайку, зримо выражает те радостные социальные чаяния, что всколыхнулись с победоносным окончанием войны. Наконец, простая сценка с голой молодухой, выскочившей из баньки на талую землю, чтобы одеть маленькую дочку («Весна», 1954, все в Третьяковской галерее), была закономерно воспринята публикой как поэтический образ надежды, сопряженной с начавшейся политической «оттепелью».

Среди лучших его послевоенных произведений — «Ужин трактористов» (1951, Иркутский художественный музей; вариант 1961 года в Третьяковской галерее) и большой, многолетний цикл портретов односельчан. «Стиль Пластова», сочетающий живописную свободу кисти с меткостью жанровых и пейзажных наблюдений, способствовал сложению целого художественного течения, поставившего в центр своих интересов русское село, его традиции и современность (литературный аналог этому — «деревенская» проза В. И. Белова (см. БЕЛОВ Василий Иванович), Б. А. Можаева (см. МОЖАЕВ Борис Андреевич), В. Г. Распутина (см. РАСПУТИН Валентин Григорьевич) и др.). Параллелям с литературой способствовал и тот факт, что Пластов плодотворно работал и как художник книги (иллюстрируя Л. Н. Толстого (см. ТОЛСТОЙ Лев Николаевич), А. П. Чехова (см. ЧЕХОВ Антон Павлович) и других авторов).

Общественная позиция мастера отличалась консерватизмом: он не раз выступал с резкой критикой искусства авангарда (см. АВАНГАРДИЗМ), расценивая его как «подрыв» национальной традиции. Однако сам он вошел в традицию прежде всего своим искусством, отмеченным в лучших образцах высокой степенью искренности.

ПЛАСТОВ Аркадий Александрович (1893-1972) — российский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Пленэрные жанровые картины и пейзажи, портреты Пластова проникнуты поэтическим восприятием природы, жизни русской деревни и ее людей (цикл «Люди колхозной деревни», 1951-65). Ленинская премия (1966). Государственная премия СССР (1946).

ПЛА́СТОВ

  • В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 367

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ПЛА́СТОВ Ар­ка­дий Алек­сан­д­ро­вич [19(31).1.1893, с. При­сло­ни­ха, ны­не Кар­сун­ско­го р-на Уль­я­нов­ской обл. – 12.5.1972, там же], рос. жи­во­пи­сец, гра­фик, нар. худ. СССР (1962), д. чл. АХ СССР (1947). Ро­дил­ся в се­мье по­том­ст­вен­ных ху­дож­ни­ков-ико­но­пис­цев. Учил­ся в Мо­ск­ве – в сту­дии И. И. Маш­ко­ва (1912), в СХПУ (1912–14) у С. С. Алё­ши­на и Ф. Ф. Фе­до­ров­ско­го , в МУЖВЗ (1914–1917) у С. М. Вол­ну­хи­на , А. Е. Ар­хи­по­ва , А. С. Сте­па­но­ва и др. Не окон­чив обу­че­ния, из-за ре­во­люц. со­бы­тий вер­нул­ся в род­ное се­ло. По­лу­чив, как без­зе­мель­ный кре­сть­я­нин, уча­сток зем­ли, вёл хо­зяй­ст­во, од­но­вре­мен­но ра­бо­тал над этю­да­ми и эс­ки­за­ми («Пу­га­чёв», 1920-е гг., Крае­ведч. му­зей, Уль­я­новск), порт­ре­та­ми (в т. ч. ав­то­порт­рет и порт­ре­ты брать­ев, все 1917–20, со­б­ра­ние се­мьи П.). Поч­ти по­сто­ян­но жил в с. При­сло­ни­ха, ино­гда вы­ез­жая в Мо­ск­ву, так­же в творч. по­езд­ки. В 1925–26 ра­бо­тал в Уль­я­нов­ске, ис­пол­нял порт­ре­ты уча­ст­ни­ков Окт. ре­во­лю­ции 1917.

    Фонетический разбор «пластов»

    пластов — слово из 2 слогов: пла-стов. Ударение падает на 2-й слог.

    Транскрипция слова: [пластоф]

    п — [ п ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
    л — [ л ] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий) , твёрдый (парный)
    а — [ а ] — гласный , безударный
    с — [ с ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
    т — [ т ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)
    о — [ о ] — гласный , ударный
    в — [ ф ] — согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

    В слове 7 букв и 7 звуков.

    Цветовая схема: п л а с т о в

    Разбор сделан с помощью программы и не всегда может быть правильным. Представленный результат используйте исключительно для самопроверки.

    Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «все» и «всё» будут разными!

    Примеры других слов с разборами на буквы и звуки:


    [spoiler title=»источники:»]

    http://bigenc.ru/fine_art/text/3143992

    http://phoneticonline.ru/%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2

    [/spoiler]

    Популярные записи