Меню Рубрики

Какое словосочетание следующее опасность

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Тест «Словосочетание»

Проверочная работа по теме «Словосочетание» в 8 классе.

Просмотр содержимого документа
«Тест «Словосочетание»»

Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) в хвойном лесу в) лететь над лесом

б) через весь лес г) лес да поле

2. В каком словосочетании способ связи – согласование?

а) низко лететь в) вдали от берега

б) на белом снегу г) читать про себя

3. В каком словосочетании способ связи – управление?

а) осевший снег в) бежать не оглядываясь

б) ничего не знаю г) прибить крепко

4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?

а) ярко-голубой фон в) легко на душе

б) пахнет грибами г) живая сказка

5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) под мягким одеялом в) звонко петь

б) поддержать друга г) оплатить за проезд

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?

а) стоять на мосту в) директор школы

б) начало весны г) сидеть не шевелясь

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.

7. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «бре­вен­ча­тый домик», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

8. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «гудок па­ро­хо­да», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние.

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

9. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «увлечённо читал», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние.

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

10. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «гля­дел с ува­же­ни­ем», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

при­мы­ка­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.

(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.

11. Из предложений 2 – 4 выпишите словосочетание со связью

12. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью

13. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение, в котором есть

словосочетание со связью управление. Запишите номер

14. Сколько словосочетаний со связью примыкание есть

в предложениях 3 – 5? Ответ запишите цифрой.

15. Сколько словосочетаний в предложении 8? Ответ запишите

Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием?

а) восьмой класс в) выглянуло солнце

б) очень настойчивый г) поворот налево

2. В каком словосочетании способ связи – согласование?

а) у нашего дома в) знать наизусть

б) достойный внимания г) отчет о работе

3. В каком словосочетании способ связи – управление?

а) приехать сегодня в) наши ровесники

б) думать о будущем г) третий слева

4. В каком словосочетании способ связи – примыкание?

а) банка из-под краски в) раннее утро

б) подъехать к озеру г) говорить не торопясь

5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) обсуждение статьи в) сердито ворчать

б) стелющий туман г) крепкий кофе

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?

а) по-осеннему сыро в) заслужить приз

б) чрезвычайно опасно г) хорошо плавать

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.

7. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «ве­чер­ней про­хла­дой», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве со­гла­со­ва­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

8. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «из­ве­стия с фрон­та», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

со­гла­со­ва­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

9. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «нежно гла­дит», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние.

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

10. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «от­не­стись с осторожностью»,

по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния, си­но­ни­мич­ным

сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние. На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.

(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами. (2) Оно бросало последние розовые лучи. (3) Снеговые горы начинали скрываться. (4) Только верхняя линия их обозначалась с ясностью на багровом свете заката.

(5) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. (6) Наступила торжественная тишина.

11. Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью

12. Из предложений 2 – 3 выпишите словосочетание со связью

13. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение, в котором есть

словосочетания со связью примыкание. Запишите номер

14. Сколько словосочетаний со связью согласование есть

в предложениях 2 – 3? Ответ запишите цифрой.

15. Сколько словосочетаний в предложении 2? Ответ запишите

Тест по русскому языку «Словосочетание» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием ?

а) в хвойном лесу в) лететь над лесом

б) через весь лес г) лес да поле

2. В каком словосочетании способ связи – согласование ?

а) низко лететь в) вдали от берега

б) на белом снегу г) читать про себя

3. В каком словосочетании способ связи – управление ?

а) осевший снег в) бежать не оглядываясь

б) ничего не знаю г) прибить крепко

4. В каком словосочетании способ связи – примыкание ?

а) ярко-голубой фон в) легко на душе

б) пахнет грибами г) живая сказка

5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) под мягким одеялом в) звонко петь

б) поддержать друга г) оплатить за проезд

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?

а) стоять на мосту в) директор школы

б) начало весны г) сидеть не шевелясь

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.

7. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «бре­вен­ча­тый домик», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве со­гла­со­ва­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

управ­ле­ние . На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

8. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «гудок па­ро­хо­да», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

управ­ле­ния, си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью со­гла­со­ва­ние .

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

9. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «увлечённо читал», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

при­мы­ка­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние .

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

10. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «гля­дел с ува­же­ни­ем», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве управ­ле­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

при­мы­ка­ние . На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.

(1) Лес уже сбросил листву. (2) Дни наступили пасмурные, но тихие. (3) Настоящие осенние дни. (4) Изредка пробежит легкий ветерок по разноцветным листьям. (5) Спускаемся по лесной тропинке вниз вдоль молодых кустов орешника. (6) Вокруг тишь. (7) Не слышно пения птиц. (8) На багряных листьях повисли капельки росы.

11. Из предложений 2 – 4 выпишите словосочетание со связью

12. Из предложений 6 – 8 выпишите словосочетание со связью

13. Среди предложений 1 – 3 найдите предложение, в котором есть

словосочетание со связью управление . Запишите номер

14. Сколько словосочетаний со связью примыкание есть

в предложениях 3 – 5? Ответ запишите цифрой.

15. Сколько словосочетаний в предложении 8? Ответ запишите

Выполните задания 1 – 6. Выберите один правильный ответ.

1. Какое сочетание слов не является словосочетанием ?

а) восьмой класс в) выглянуло солнце

б) очень настойчивый г) поворот налево

2. В каком словосочетании способ связи – согласование ?

а) у нашего дома в) знать наизусть

б) достойный внимания г) отчет о работе

3. В каком словосочетании способ связи – управление ?

а) приехать сегодня в) наши ровесники

б) думать о будущем г) третий слева

4. В каком словосочетании способ связи – примыкание ?

а) банка из-под краски в) раннее утро

б) подъехать к озеру г) говорить не торопясь

5. В каком словосочетании нарушена грамматическая связь?

а) обсуждение статьи в) сердито ворчать

б) стелющий туман г) крепкий кофе

6. Какое словосочетание является лишним в данном ряду?

а) по-осеннему сыро в) заслужить приз

б) чрезвычайно опасно г) хорошо плавать

Выполните задания 7 – 10. Ответ запишите словами.

7. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «ве­чер­ней про­хла­дой», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве со­гла­со­ва­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

управ­ле­ние . На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

8. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «из­ве­стия с фрон­та», по­стро­ен­ное на

ос­но­ве управ­ле­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью

со­гла­со­ва­ние . На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

9. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «нежно гла­дит», по­стро­ен­ное на ос­но­ве

при­мы­ка­ния , си­но­ни­мич­ным сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние .

На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся сло­во­со­че­та­ние.

10. За­ме­ни­те сло­во­со­че­та­ние «от­не­стись с осторожностью»,

по­стро­ен­ное на ос­но­ве при­мы­ка­ния , си­но­ни­мич­ным

сло­во­со­че­та­ни­ем со свя­зью управ­ле­ние . На­пи­ши­те по­лу­чив­ше­е­ся

Прочитайте текст. Выполните задания 11 – 15. Ответ запишите словами или цифрами.

(1) Солнце скрылось за снеговыми хребтами. (2) Оно бросало последние розовые лучи. (3) Снеговые горы начинали скрываться. (4) Только верхняя линия их обозначалась с ясностью на багровом свете заката.

(5) Давно взошедший прозрачный месяц начинал белеть на темной лазури. (6) Наступила торжественная тишина.

11. Из предложений 1 – 3 выпишите словосочетание со связью

12. Из предложений 2 – 3 выпишите словосочетание со связью

13. Среди предложений 4 – 6 найдите предложение, в котором есть

словосочетания со связью примыкание . Запишите номер

14. Сколько словосочетаний со связью согласование есть

в предложениях 2 – 3? Ответ запишите цифрой.

15. Сколько словосочетаний в предложении 2? Ответ запишите

домик из брёвен

читал с увлечением

гладит с нежностью

на багряных листьях

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 325 человек из 61 региона

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 754 человека из 79 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 324 человека из 66 регионов

  • Хитрова Людмила ЛеонидовнаНаписать 83213 11.10.2016

Номер материала: ДБ-254110

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

    11.10.2016 1084
    11.10.2016 1091
    11.10.2016 6505
    11.10.2016 350
    11.10.2016 2671
    11.10.2016 1763
    11.10.2016 352

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки работает над изменением подходов к защите диплома

Время чтения: 1 минута

В России запустили «Школу общественной дипломатии» для малочисленных народов

Время чтения: 2 минуты

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


[spoiler title=»источники:»]

http://multiurok.ru/files/test-slovosochetanie.html

http://infourok.ru/test-po-russkomu-yaziku-slovosochetanie-klass-1254381.html

[/spoiler]