Меню Рубрики

Какие словосочетания изучаются синтаксисом

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;

при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;

по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;

управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;

примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;

синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

Глагольные словосочетания с именем существительным:

беспредложные (читать книгу),

предложные (говорить об искусстве).

Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (письмо родителям);

предложные (прогулка по лесу).

С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

С наречиями (прогулка верхом).

С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

С именами существительными:

беспредложные (довольный ответом);

предложные ( способный к музыке).

С наречиями (очень интересный).

С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

Словосочетания с наречием (очень удачно).

Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

Подлежащее и сказуемое: ветер дует.

Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.

Слова с предлогами: около стола, возле дома.

Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.

Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.

Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

у соседнего двора,

с веселой песней.

Существительное + причастие:

перед цветущим полем,

Существительное + порядковое числительное:

на седьмое небо,

возле третьего подъезда,

через девятый этаж.

Существительное + местоимение:

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

в чистой столовой,

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

с чем-то веселым,

над чем-нибудь неясным,

с нашим знакомым,

перед этим зевающим.

Существительное + существительное (приложение):

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

разозлиться на шутку,

вернемся на рассвете,

беседую с другом.

Прилагательное + местоимение:

не согласен ни с кем,

не должен никому,

Прилагательное + существительное:

румяный от мороза,

сладкий на вкус,

злой на соседей,

Существительное + существительное:

радость от встречи,

грудь в медалях.

Наречие + существительное:

впереди у моста.

Числительное + существительное:

Деепричастие + существительное, местоимение:

шагая по тропинке,

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

Глагол + наречие:

Глагол + деепричастие:

рисовал стоя у мольберта,

ответил улыбаясь мне.

Существительное + наречие:

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

по дороге длиннее,

Прилагательное + наречие:

Наречие + наречие:

Деепричастие + наречие:

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

Записаться на марафон

    0 0 0 0 0 0

Бесплатный марафон: как самому создавать игры, а не только играть в них (◕ᴗ◕)

«Введение в синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Технологическая карта урока»

Данные об учителе: Орешкова Ирина Андреевна

Предмет: русский язык Класс: 5

Учебник (УМК): «Русский язык. 5 класс /М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос/

Тема урока: Введение в синтаксис. Словосочетание как единица синтаксиса.

Тип урока: урок получения новых знаний

Оборудование: учебник, проектор

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

— дать понятие о словосочетании, его отличиях от слова и предложения; показать, как строятся словосочетании. Формирование понятия Словосочетание, способы связи слов в словосочетаниях, виды словосочетаний, развитие умения находить выделять словосочетания в предложении, находить главное и зависимое слово, определять вид словосочетания.

— формировать у учащихся умение реализации новых способов действия;

— развивать умения самостоятельно определять свои знания/незнания по изучаемой теме, работать в парах, формулировать вопросы, систематизировать материал.

Вид планируемых учебных действий

Планируемый уровень достижений результатов обучения

вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово; различать именные и глагольные словосочетания

сформировать умение вычленять словосочетания из предложений; находить главное и зависимое слово; различать именные и глагольные словосочетания.

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования смысловой связи в словосочетании, способов выражения грамматической связи.

умение находить словосочетания в предложении ; уметь правильно употреблять определять главное и зависимое слово.

с помощью учителя ставить цель, осуществлять контроль, оценивание, коррекцию знаний . Умение ставить цели. Определять степень успешности своей работы и работы коллектива. определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

формирование умения работать с новой информацией по теме; формирование умения различать, классифицировать; формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания; формирование умений работать в статичных и мигрирующих группах.

сотрудничать с одноклассниками и учителем.

умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

проявлять учебную и коммуникативную активность. Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности; формирование устойчивого интереса к изучению нового.

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

1.Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организует начало урока, проверяет наличие письменных принадлежностей

Обучающиеся записывают дату, проверяют готовность к уроку

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

— Взгляните в окно на то, какая погода на улице: зима, хмурое небо, снег. А я предлагаю всем нам отправиться в лето, на море. (Слайд №1)

— Посмотрите на экран, скажите, что вы видите на слайде? Давайте запишем эти слова: Солнце, море, пляж, погода, отдых.

— А теперь давайте подберем к ним имена прилагательные, глаголы, которые помогут нам описать все увиденное. (Синее море, яркое солнце, отдых на море, лежать на пляже, тихая погода, плавать в море, белые облака).(Слайд № 2)

Самостоятельный выбор наиболее эффективных способов решения данного задания

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3. Открытие новых знаний.

— Итак, что мы с вами сделали? (Составили словосочетания).

— Давайте попробуем определить тему нашего урока. (Словосочетание). (Слайд № 3)

Запишем тему урока.

— Давайте вспомним с вами в каком разделе науки о языке изучаются словосочетания. ( Слайд № 4)

— Что такое синтаксис?

— Что такое пунктуация?

— Хорошо. А теперь вернемся к нашим словосочетаниям и подумаем, почему нельзя сказать, к примеру: синее солнце, яркая погода? (Слова в словосочетании связаны по смыслу).

— Как Вы думаете, почему в данных словосочетаниях подчеркнуты эти слова? (Эти слова являются главными в словосочетании)

— Как можно определить главное и зависимое слово? (Задать вопрос от главного слова к зависимому). (Слайд № 5)

— Посмотрите, какими частями речи выражены главные слова? (Именем существительным и глаголом).

— Может быть, кто-то попробует определить, какие 2 вида словосочетаний существуют? (Именные и глагольные).

Давайте прочитаем правило в учебнике, параграф 50. Стр. 130.

— А теперь укажите вид наших словосочетаний. (Слайд № 6).

— А теперь попробуем из предложения выписать все словосочетания. (Слайд № 7).

— Как вы думаете почему не являются словосочетанием следующие примеры: наступила осень; хмурая, дождливая?

— Давайте с вами обратимся к учебнику. Стр. 129.

— Какая информация оказалась новой для вас? (Граммматическая основа не является словосочетанием; словосочетанием не являются однородные члены предложения).

Участвуют в обсуждении новой темы

Определяют главное и зависимое слово

Моделирование, умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Планирование, прогнозирование, оценивание, коррекция, контроль

4.Первичное закрепление нового знания

-Мы с вами составляли словосочетания, определяли главное и зависимое слова, виды словосочетаний. А сейчас мы поработаем с предложениями и попробуем выписать из них словосочетания. (Работа в парах)

Задание: Выписать словосочетания, разобрать их, определить вид словосочетаний. Что не будет являться словосочетанием?

1. Живая природа чутко откликает -ся на времена года. (Слайд № 9, 10, 11, 12)

Живая природа (прил.+сущ.) им. с/с

Чутко откликается (нар.+гл.) гл. с/с

Времена года (сущ.+сущ.) им. с/с

Откликается на времена года. (гл.+сущ.) гл. с/с

2. Ковер из мокрых листьев покрыва — ет сады и парки.

Ковер из листьев (сущ.+сущ.) им. с/с

Мокрых листьев (прил.+сущ.) им. с/с

Покрывает сады (гл.+сущ.) гл. с/с

Покрывает парки (гл.+сущ.) гл. с/с

Работа в парах. Обучающие списывают предложения, выписывают словосочетания, определяют их вид.

Выбор эффективных способов решения заданий

Контроль, коррекция и оценка действия партнера

Принимать и сохранять учебную задачу, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

5.Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

— Молодцы. А сейчас я предлагаю решить тест. И оценивать его вы будете сами. (Слайд № 13 – 16).

1.В каком словосочетании неверно выделено главное слово:

А) Шагать быстро;

Б) Серебристая река;

В) Мокрый от дождя;

Г) Задорно танцевать.

2.Какое сочетание слов не является словосочетанием:

А) Посетить музей;

Б) Выставочный зал;

В) Недалеко от дома;

Г) Школа закрылась.

3.Укажите именное словосочетание:

А) Играть в снежки;

Б) Подвижные дети;

В) Смотрит далеко;

Г) Гуляешь с друзьями.

4.Укажите глагольное словосочетание:

Б) Лежит на лужайке;

В) Игра в волейбол;

Г) Помощь родителям.

5.Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А) Ходить и наблюдать;

Б) На лесной поляне;

В) Ходить по лесу;

Г) Наступила осень.

6. Укажите глагольное словосочетание.

А) Красная рябина;

Б) Поздняя осень;

В) Птичьи голоса;

Г) Любоваться пейзажем.

Критерии оценивания теста:

1. Ошибки отсутствуют — «5»

Обучающиеся решают тест с взаимопроверкой.

Уметь контролировать действия партнера

Контроль, коррекция и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

— А сейчас я попрошу вас ответить на ряд вопросов и продолжить предложения:

  1. В каком разделе науки о языке изучаются словосочетания? Приведите примеры словосочетаний.
  2. Что такое словосочетание?
  3. Из каких частей состоит словосочетание?
  4. Что не является словосочетанием?

Оцените наш урок по волшебной линеечке.

Участвуют в обсуждении итогов урока

Уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь договариваться и приходить к общему решению

— Выпишите из басни Крылова «Ворона и Лисица»

4 именных и 4 глагольных.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 820 человек из 81 региона

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

  • Сейчас обучается 336 человек из 59 регионов

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

  • Сейчас обучается 323 человека из 67 регионов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Контрольный тест по теме » Фонетика» (5 класс)

Памятка по русскому языку на тему: «Как отличить Р. п. имени существительного от В. п. имени существительного, отвечающих на вопрос «что?»

Доклад «Игровые технологии на уроках русского языка и литературы».

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5-8 класс по учебнику Т.А. Ладыженской

Памятка по русскому языку на тему: «Как отличить И. п. имени существительного от В. п. имени существительного, отвечающих на вопрос «что?»

Перфокарты на тему «Местоимения»

Тест по русскому языку 5 класс на тему фонетика

Презентация к уроку русского языка, 4 класс, по теме: «Правописание гласных в суффиксах и приставках».

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5277745 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Мишустин поручил проводить международную олимпиаду по философии

Время чтения: 0 минут

Кабмин утвердил список вузов, в которых можно получить второе высшее образование бесплатно

Время чтения: 2 минуты

В Башкирии школьные каникулы продлили до 14 ноября

Время чтения: 1 минута

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Словосочетание как единица синтаксиса: определение, виды, типы связи

Словосочетание как единица синтаксиса изучается в рамках 8 класса. Это своего рода «кирпичики», из которых строятся предложения. Поэтому для грамотной связной речи нужно изучить основы.

Определение словосочетания

Словосочетание – это основная единица синтаксиса, которая состоит из 2 и более полнозначных слов, соединенных подчинительной грамматической связью.

Подчинительная связь подразумевает наличие в словосочетании главного и зависимого слов:

  • красное яблоко (какое яблоко? – красное);
  • сладко спать (спать как? – сладко);
  • жить в доме (где жить? – в доме).

Схематически это выглядит так:

Словосочетание как единица синтаксиса может быть простым и сложным. Рассмотрим примеры.

Отправить письмо. Здесь можно задать только один вопрос (отправить что?). Это простое словосочетание.

Отправить письмо другу. В этом случае мы можем задать два вопроса (отправить что? кому отправить?). Это сложное словосочетание.

Главное слово

Продолжим изучать тему «Словосочетание как единица синтаксиса». Виды словосочетаний выделяют, исходя из главного слова. А точнее, части речи, которой оно представлено.

  • Именные – главным словом выступает существительное, числительное, прилагательное и местоимение.

Например: серая мышка, смелый по характеру, первый в списке, кто-то в плаще.

  • Глагольные – здесь главное слово представлено разными формами глагола.

Например: писать стихи, идет по улице, испекла пирог.

  • Наречные – главным словом выступает наречие.

Например: радостно до слез, особенно трогательно.

Мы рассмотрели, что такое словосочетание как единица синтаксиса. Типы связи слов в словосочетаниях – следующий важный аспект темы.

Типы связи

Поскольку компоненты соединены подчинительной связью, между ними образовываются определенные отношения: один компонент зависит от другого.

Продолжаем углубляться в тему «Словосочетание как единица синтаксиса». Кратко рассмотрим типы связей.

1. Согласование. Компоненты словосочетания совпадают в роде, падеже и числе.

Главным словом выступает существительное или местоимение. Зависимым – прилагательное, причастие, местоимение и порядковое числительное.

Например: моя мечта, рыжий кот, пятый класс, спящая красавица.

2. Управление. Зависимое слово стоит в такой грамматической форме (род, число, падеж), которую требует от него главное слово.

Главное слово обычно выражено глаголом, а зависимое – существительным или местоимением.

Например: думать о будущем, смотрит на него.

Обратите внимание, что в таком словосочетании зависимое слово не изменяется, хотя оно и принадлежит к склоняемым частям речи.

Она любуется звездами. Он любовался звездами. Мы будем любоваться звездами. Ты любуешься звездами.

3. Примыкание. Компоненты объединены по смыслу и интонационно.

Главным словом, как правило, выступает глагол, реже – прилагательное. А зависимыми могут быть только неизменяемые слова – инфинитив, деепричастие, наречие.

Например: трудиться, не покладая рук, засидеться допоздна, готов прийти на помощь.

Что не является словосочетанием

Итак, словосочетание как единица синтаксиса имеет главное и зависимое слова. Однако не каждое сочетание слов подпадает под это правило.

Что нельзя назвать словосочетанием?

Например: Медведь спит в берлоге. «Медведь» и «спит» – это грамматическая снова.

Например: Она любит петь и танцевать. «Петь» и «танцевать» объединены сочинительной связью.

  • Слово с предлогом (включая производный).

Например: в силу обстоятельств, в течение дня.

Например: мухи не обидит. Это не словосочетание, поскольку каждый из компонентов утратил лексическое значение, и фразеологизм нужно воспринимать целиком. Его можно заменить одним (или двумя) словом без потери смысла: мухи не обидит – безобидный.

Например: буду танцевать, будем дружить.

  • Составная форма превосходной степени сравнения прилагательных.

Например: самый вкусный, наиболее красивый, наименее привлекательный.

Как найти словосочетание в предложении

Словосочетание как единица синтаксиса формируется в предложении и выделяется из него. Мы уже знаем, что является, а что не является словосочетанием. Как найти его в предложении? Алгоритм действий такой.

  1. «Убираем» грамматическую основу.
  2. Пронумеровываем остальные знаменательные слова. Сколько слов – столько и словосочетаний.
  3. Задаем вопросы сначала от подлежащего, затем от сказуемого. Если дальше не получается ставить вопросы, отталкиваемся от второстепенных членов предложения.

Разберем это на практике.

Сильный дождь щедро поил землю водой.

  1. Находим грамматическую основу – дождь поил. Вместе они не могут исполнять роль словосочетания.
  2. В предложении есть еще 4 полнозначных слов. Значит, нам нужно найти 4 словосочетания. Начинаем с подлежащего.

Какой дождь? – Сильный. Больше нет зависимых от подлежащего слов, поэтому переходим к сказуемому.

Что поил? – Землю. Чем поил? – Водой? Как поил? – Щедро.

Итак, в этом предложении 4 словосочетания: сильный дождь, поил землю, поил водой, поил щедро.

Упражнения

Мы детально разобрали тему «Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний». Примеры упражнений помогут закрепить полученные знания.

Определите тип связи.

  1. Морозный день.
  2. Писать письмо.
  3. Смотреть телевизор.
  4. Громко плакать.
  5. Читать книгу.
  6. Красная шляпка.
  7. Измученный дорогой.
  8. Рыдающий от счастья.

Определите, словосочетание это или нет.

  1. Голубое небо.
  2. Любящий спорить.
  3. Буду смеяться.
  4. Узкая тропинка.
  5. Чья-то сумка.
  6. Кто-то идет.
  7. Лес и озеро.
  8. Самое высокое.
  9. Высокое дерево.
  10. Голубое озеро.
  11. Он поставил точку в этом вопросе.
  12. В конце предложения он поставил точку.


[spoiler title=»источники:»]

http://infourok.ru/vvedenie-v-sintaksis-slovosochetanie-kak-edinica-sintaksisa-5457989.html

http://www.syl.ru/article/300817/slovosochetanie-kak-edinitsa-sintaksisa-opredelenie-vidyi-tipyi-svyazi

[/spoiler]