Меню Рубрики

Как выделить средства связи слов в словосочетании окончание предлог

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Словосочетание. Средства грамматической связи слов в словосочетании

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. Словосочетание как единица синтаксиса.
  2. Средства связи слов в словосочетании.
  3. Разбор словосочетания.

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь – связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное.

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже.

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу.

1. Ладыженская Т. А., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1//Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. – М.: Просвещение, 2016. – С. 61 – 65, 65 – 66.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 1/Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С. 148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. В 2-х частях. Ч.1/ Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. — С. 121.

3. Постникова И. И., Просто и занимательно о русском языке: пособие для учащихся 5-9 классов./ Постникова И. И., Подгаецкая И. М. и др. – М.: «Просвещение», 2007. – С. 232 – 248.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Словосочетание – это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью.

Подчинительная связь связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой – зависимым; от главного слова к зависимому задаётся вопрос.

Наслаждаться (чем?) – тишиной.

Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в названии предметов (номинативная функция), но словосочетание делает это более детально. Сравните: «стол – деревянный стол, ученический стол, кухонный стол».

От слова словосочетание отличается тем, что состоит из двух и более самостоятельных слов. Значение словосочетаний складывается из значений слов, которые входят в его состав.

От предложения словосочетание отличается тем, что не является самостоятельной единицей общения: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями. Словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Подморозило.), а словосочетание нет.

Как из слов «восхищаться, картина, сидеть, урок» построить словосочетания? Для этого надо связать слова по смыслу и грамматически. Грамматическим средством связи является окончание или окончание и предлог.

Восхищаться (чем?) картиной.

Сидеть (где?) на уроке.

Наречия с главным словом соединяются только по смыслу, так как наречие – неизменяемая часть речи. Бежать (как?) быстро.

Словосочетания образуют только связанные между собой самостоятельные слова.

Рассмотрим предложение. «Первый луч солнца выглянул из-за тучи». В этом предложении выделяются следующие словосочетания: луч (какой?) первый, луч (чего?) солнца, выглянул (откуда?) из-за туч. Грамматическая основа луч выглянул не является словосочетанием. Также не является словосочетанием имя и фамилия (Иванов Саша учится в пятом классе)

Чтобы вычленить словосочетания из предложения надо:

  1. выделить грамматическую основу;
  2. выделить словосочетания, имеющие отношение к подлежащему;
  3. выделить словосочетания, имеющие отношение к сказуемому;
  4. выделить словосочетания группы второстепенных членов.

Модель словосочетания показывает, какое слово является главным, какое – зависимым и какими частями речи они выражены.

Любимый урок – прил. + сущ.

Помощь брату – сущ. + сущ.

Поехать на автобусе – гл. + сущ.

Со строением словосочетаний связано грамматическое значение. Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому. В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:

  1. определительные: предмет и его признак – «солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку»;
  2. объектные: действие и предмет, на который оно направлено – «стремиться к знаниям, защищать Родину; действие и орудие действия – стучать молотком»;
  3. обстоятельственные: действие и место, время, причина совершения действия – «уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одеться модно».

Словосочетания могут иметь различную модель, но выражать одинаковые значения, т.е. быть синонимичными. Например, деревянный стол (прил.+ сущ) – стол из дерева (сущ.+ сущ.), мамина книга (прил.+ сущ) – книга мамы (сущ.+ сущ), идти радостно (гл.+ наречие) – идти с радостью (гл. + сущ.). Вместе с моделью словосочетания меняется и тип подчинительной связи: согласование – управление, примыкание – управление.

По тому, какой частью речи выражено главное слово, принято выделять именные, глагольные и наречные словосочетания. Рассмотрим несколько словосочетаний. Пятый класс – главное слово выражено именем существительным, следовательно, это именное словосочетание; высокий дом – именное; бежать быстро – главное слово выражено глаголом, следовательно, это глагольное словосочетание; читать книгу – глагольное; очень холодно – главное слово выражено наречием, следовательно, это наречное словосочетание; необычайно интересно – наречное.

Чтобы выполнить разбор словосочетания, надо

  1. назвать главное и зависимое слово, поставить вопрос;
  2. определить, какими частями речи выражены главное и зависимое слово;
  3. назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог);
  4. определить модель словосочетания;
  5. определить тип связи.

Теоретический материал для углублённого изучения

Виды связи слов в словосочетаниях

Согласование – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Например, «в новом доме» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., П.п.); «деревянного стола» (главное и зависимое слово стоят в м.р., ед.ч., Р.п.).

Управление – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Например, «видеть (что?) дом» (В.п.); «сидеть (на чём?) на траве (П.п.)».

Примыкание – такой вид подчинительной связи, при котором зависимое неизменяемое слово связано с главным по смыслу. Например, «бегать быстро», «учиться отлично».

При определении вида связи в словосочетании удобно пользоваться таблицей, в которой отражены вопросы от главного слова к зависимому и модель словосочетания.

Формы связи зависимого слова от главного

Зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное

Зависимое слово ставится при главном в определённом падеже

Зависимое слово связано с главным только по смыслу

Средства связи слов в словосочетании

СИНТАКСИС

Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц

Термин «синтаксис»употребляется в двух значениях: 1) это синтаксический строй языка, который вместе с морфологическим строем составляет грамматику языка; 2) это раздел грамматики, который изучает синтаксический строй языка, строение и значение синтаксических единиц.

Предметом синтаксиса являются слово в его отношениях и связях с другими словами в речи, правила образования из слов более крупных единиц, обеспечивающих речевое общение.

Синтаксические единицы – это конструкции, элементы которых объединены синтаксическими связями и отношениями.

В составе синтаксических единиц изменяемые слова используются в одной из своих форм (словоформ), которые в совокупности образуют морфологическую парадигму слова. Так, в предложении

В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идем, бредем домой (С. Есенин) — 15 слов, но 11 словоформ, так как предлоги являются элементом формы слова.

Из словоформ строятся словосочетания: осенний день, приехать на занятия, хорошо отдохнуть.

Также словоформа используется в качестве строительного материала и в составе предложения, когда она его распространяет или когда предложение состоит из одного знаменательного слова в определенной форме: За окном льет сильный дождь. Вот и сентябрь. Вечереет.

Из словоформ и словосочетаний строятся простые предложения: С половины ночи начинал моросить теплый дождь (К. Паустовский). В составе предложения словоформы выступают как члены предложения (или являются частью их).

Из простых предложений строятся сложные предложения, которые различаются степенью смысловой и грамматической спаянности их предикативных частей.

Ср.: Ветер дул с суши, и у берега вода была спокойна. Ветер дул с суши – у берега вода была спокойна. Если ветер дул с суши, у берега вода была спокойна.

Из простых и сложных предложений строится сложное синтаксическое целое. Эта единица большая, чем отдельное предложение, она имеет свои законы построения: Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело, звезды то мигали слабым светом, то исчезали. Отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землей. Тело мое ему ответило легкой, веселой дрожью. Я проворно встал (И.С. Тургенев). — В этом сложном синтаксическом целом простые и сложные предложенияобъединены общей микротемой («Утро»),связаны с помощью глагольных форм прошедшего времени и совершенного (чаще), несовершенного вида, объединяющей интонации.Закономерности построения сложного синтаксического целого – предмет изучения синтаксиса текста.

Таким образом, синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение (простое и сложное), сложное синтаксическое целое.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание как синтаксическая единица

Словосочетание– это непредикативное, смысловое и грамматическое соединение двух или более знаменательных слов на основе подчинительной связи, которое служит для расчлененного обозначения явления действительности. В словосочетании имеется грамматически господствующее слово – главный компонент и грамматически подчиненное слово – зависимый компонент: осенний день, занятия по математике, очень тяжело.

К числу словосочетаний не относятся:

1) пары слов, образуемые подлежащим и сказуемым, так как между ними возникают предикативные отношения, характерные только для предложений: Остров на море лежит, град на острове стоит (А.С. Пушкин).

4) группы однородных членов, которые соединяются по принципу равноправной синтаксической связи: Русский народ смышлён и понятлив, усерден и горяч ко всему благому и прекрасному(В.Г. Белинский).

3) конструкции, связанные так называемыми полупредикативными отношениями, т.е. обособленный оборот и слово, к которому он относится: Не жаль мне лет, растраченных напрасно… (С. Есенин). …И журавли, печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком (С. Есенин).

Средства связи слов в словосочетании

К ним относятся: формы слов, предлоги, порядок слов.

1) Словосочетания формируются на основе взаимодействия лексико-грамматических свойств сочетающихся слов, поэтому наиболее важным средством выражения синтаксических отношений между компонентами словосочетания является форма слова. Все изменяемые зависимые слова оформляют связь с главным словом с помощью окончания: четвертый курс, увлечение спортом, прочитать книгу.

Если зависимое слово является неизменяемым, то оно присоединяется к главному по смыслу: учить долго, читать лежа, очень плохо.

2) Вместе со словоформой средством связи компонентов в словосочетании являются предлоги, которые уточняют значение падежных форм: лекарство от боли, отдых за границей, рассказать проуспехи.

3) Порядок слов в словосочетаниях имеет в основном устойчивый характер: слушать лекцию (действие + объект действия), желтая листва (признак + носитель этого признака).

Типы словосочетаний

1. По структуре в зависимости от количества составляющих компонентов словосочетания делятся на простые (двучленные) и сложные (многочленные).

Простые словосочетаниячаще всего состоят из двух знаменательных слов, одно из которых является главным, другое — зависимым: загородная прогулка, недостаточно прочный, быстро читать, кататься на велосипеде.

Но не обязательно простые словосочетания бывают только двусловными. Также к ним относятся:

— словосочетания, в составе которых имеются аналитические (сложные) формы слова: самая веселая компания, буду говорить откровенно;

— словосочетания, в которых зависимый компонент представляет собой синтаксическое или фразеологическое единство (т.е. несвободное словосочетание): девушка шестнадцати лет, человек низкого роста, бежать сломя голову. Семантически такие словосочетания равноценны двусловным: шестнадцатилетняя девушка, низкорослый человек, бежать быстро;

Сложные словосочетания состоят более чем из двух знаменательных слов. Они представляют собой различную комбинацию простых словосочетаний или слова и простого словосочетания: красивое платье в горошек = красивое платье + платье в горошек; вкусное на вид яблоко = вкусное на вид + вкусное яблоко.

2. В зависимости от степени семантической спаянности компонентов словосочетания делятся на свободные и несвободные (цельные).

Синтаксически свободные словосочетания характеризуются тем, что каждый их компонент имеет свое самостоятельное лексическое значение и выполняет в предложении роль отдельного члена предложения: Враньене ведетв добро (пословица).

Несвободные словосочетания характеризуются тем, что в своем составе имеют слова семантически недостаточные или с утраченным лексическим значением. В предложении они не расчленяются и выполняют функцию одного члена предложения: Много этой холодной и пахучей черемухибыло в Вознесенье (К. Паустовский). Между тем три экипажа подкатили уже к дому Ноздрева (Н.В. Гоголь).

3.В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие лексико-грамматические типы словосочетаний.

— Именные словосочетания. В роли главного слова употребляются имена существительные, имена прилагательные, имена числительные, местоимения:

полезное дело, пятый этаж; покорный судьбе, очень приятный; три дисциплины; мы с друзьями.

— Глагольные словосочетания. В роли главного слова употребляются как спрягаемые, так и неспрягаемые формы глагола: искать покоя, читать книгу, печатать на компьютере, купаться в море, почерневший от пыли.

— Адвербиальные словосочетания –с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко впереди, откуда-то из темноты.

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

слово словосочетание
стол обеденный стол
письменный стол
лист лавровый лист
лист малины
гулять гулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связь Примеры
предмет и его признак засохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предмет лететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признак заинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степень по-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольные главным словом является глагол бегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именные главным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимение свежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречные главным словом является наречие навстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).


[spoiler title=»источники:»]

http://poisk-ru.ru/s4t16.html

http://izamorfix.ru/rus/sint_punkt/slovosochetanie.html

[/spoiler]

Популярные записи