Меню Рубрики

Как делать синтаксический анализ словосочетания

Синтаксический разбор словосочетания

Что такое синтаксический разбор словосочетания

Синтаксический разбор — анализ единиц синтаксиса, к которым относится как целое предложение, так и словосочетание. Выявляет типы словосочетаний и используемые виды связи при их построении.

Синтаксический разбор нужен для систематизации и обобщения сведений о словосочетаний. Знание структуры синтаксической единицы помогает строить предложения без грамматических ошибок и правильно расставлять знаки препинания.

Какие виды словосочетаний существуют

Словосочетание — совокупность двух и более самостоятельных слов, связанных друг с другом грамматически и по смыслу. Наличие подчинительной связи обусловлено наличием в словосочетании главного и подчинительного слов, при этом от главного слова к зависимому можно задать вопрос. Главным называется слово, называющее действие, признак или предмет, зависимое слово поясняет и распространяет главное.

Словосочетанием не являются:

  1. Сочетание подлежащего и сказуемого (Электричка прибывает; День жаркий).
  2. Однородные члены предложения (То снег, то дождь; Машинки, куклы, конструктор).
  3. Соединение служебного слова со знаменательным (Около магазина; Как в тумане).
  4. Составные формы слов (Самый красивый; Менее интересный).
  5. Фразеологические обороты (Водить за нос; Бить баклуши).

Определение типа словосочетания

Существует три вида словосочетаний в зависимости от морфологического характеристики главного слова — глагольные, именные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово может быть выражено:

  1. Существительным.
  2. Прилагательным.
  3. Числительным.
  4. Местоимением.

В глагольных словосочетаниях главное слово может быть выражено:

В наречных словосочетаниях главное слово может быть выражено наречием.

Определение вида связи в словосочетании

Для определения вида связи нужно задать вопрос зависимому слову от главного:

  1. Какой? Чей? — согласование. При согласовании зависимое слово ставится в ту же форму числа, рода, падежа, что и главное слово и приобретает его характеристики.
  2. Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? (вопросы косвенных падежей) — управление. Зависимая часть становится управляемой и ставится в падеже, может меняться или не меняться в зависимости от сочетаний слов.
  3. Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? — примыкание. Грамматическая связь только смысловая, так как зависимым словом является неизменяемая часть речи.

Определение вида словосочетания по количеству компонентов

Разделяют на две группы:

  1. Простые, которые состоят из двух знаменательных слов (Рассматривать экспонаты; Новый учебник).
  2. Сложные, которые состоят более чем из двух знаменательных слов. Образуются распространением слова целым словосочетанием или распространением словосочетания словом (Выполнение домашнего задания; Девочка с голубыми глазами).

Выражение связи слов в словосочетании

Может быть смысловая и грамматическая:

  • грамматическая связь выражается окончанием или окончанием и предлогом (рабочий (какой?) стул, рассказать (о чем?) о поездке);
  • смысловая связь устанавливается вопросами от главного слова к зависимому (бежать (куда?) домой, разглядывать (как?) заинтересованно).

Смысловые отношения между словами словосочетания

Бывают трех видов — объектные, обстоятельственные и определительные.

  1. При определительных смысловых отношениях в словосочетании указывается предмет и его признак: студеный (прилагательное) ветер (существительное).
  2. При объектных смысловых отношениях указывается действие и объект: рвал (глагол) полы (существительное в винительном падеже).
  3. При обстоятельственных смысловых отношениях указывается действие и его признак, характеристика действия: резко (наречие) рвал (глагол).

Порядок проведения полного синтаксического разбора

  1. Найти словосочетание в предложении.
  2. Выделить главное и зависимое слова. Определить, какими частями речи они выражены. От главного слова к зависимому поставить вопрос.
  3. Определить вид словосочетания по числу компонентов (простое, сложное).
  4. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  5. Определить способ подчинительной связи (согласование, примыкание, управление).
  6. Указать, чем связь выражена (окончанием зависимого слова, только по смыслу, окончанием и предлогом).
  7. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Примеры синтаксического разбора

Для разбора используем приведенную выше схему-образец.

На улице подул теплый ветер.

  1. Находим в предложении словосочетание — «теплый ветер».
  2. От слова «ветер» задаем вопрос «какой?», таким образом, определяем, что главным словом является «ветер» и выражено оно существительным, а зависимым словом является «теплый» и выражено оно прилагательным.
  3. Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
  4. Если главное слово выражено существительным, значит словосочетание по типу является именным.
  5. Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «какой?», значит вид связи слов — согласование.
  6. Связь между словами выражена грамматически, окончанием зависимого слова.
  7. Так как в словосочетании указан объект и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов определительные.

Солнце спряталось за тучи.

  1. Находим в предложении словосочетание — «спряталось за тучи».
  2. От слова «спряталось» задаем вопрос «куда?», таким образом выясняем, что главным словом является «спряталось» и выражено оно глаголом, а зависимым словом является «за тучи» и выражено оно существительным с предлогом.
  3. Если главное слово выражено глаголом, значит словосочетание по типу является глагольным.
  4. Состоит из двух знаменательных слов, значит вид — простой.
  5. Так как от главного слова к зависимому можно задать вопрос «куда?», «за что?» значит вид связи слов — управление.
  6. Связь между словами выражена грамматически, через окончание зависимого слова и предлог «за».
  7. Так как в словосочетании указано действие и его признак, значит смысловые отношения у главного и зависимого слов обстоятельственные.

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.

Синтаксический разбор простого словосочетания.

План синтаксического разбора словосочетания.

Если перед нами предложение, то выделить из него словосочетания. Для этого необходимо найти подлежащее и сказуемое, которые, как мы знаем, не могут быть словосочетанием.

В словосочетании найти главное и зависимое слово, выделить их графически. Указать, какой частью речи и в какой грамматической форме находится каждая из частей словосочетания. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.

По главному слову выяснить тип словосочетания (именное, глагольное или наречное).

Определить тип подчинительной связи в словосочетании (согласование, управление или примыкание), указать, чем выражена эта связь: окончанием и предлогом, окончанием зависимого слова или только по смыслу).

Определить тип словосочетания в зависимости от смысловых отношений в нем: объектные, определительные или обстоятельственные.

Пример разбора словосочетания.

На улице поднялся холодный ветер, весенне солнце испуганно спряталось за тучи.

Ветер — главное слово, выражено именем существительным в им.п., холодный — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное, способ связи — согласование, выражено с помощью окончания зависимого слова. Смысловые отношения определительные.

На улице поднялся

Поднялся — главное слово, выражено глаголом; на улице — зависимая часть словосочетания, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено с помощью окончания существительного и предлога «на». Смысловые отношения обстоятельственные.

Солнцеглавное слово, выражено существительным в им.п. Весеннее — зависимое слово, имя прилагательное.

Словосочетание именное; способ связи — согласование, выражено с помощью окончания прилагательного. Смысловые отношения — определительные.

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; испуганно — зависимое слово, выражено наречием.

Словосочетание глагольное; способ связи примыкание, части словосочетания связаны по смыслу. Смысловые отношения обстоятельственные.

Спряталось за тучи

Спряталось — главное слово, выражено глаголом; за тучи — зависимая часть, выражена существительным с предлогом.

Словосочетание глагольное; способ связи — управление, выражено окончанием зависимого существительного и предлогом «за». Смысловые отношения — обстоятельственные.


[spoiler title=»источники:»]

http://grammatika-rus.ru/glavnaya/sintaksicheskij-razbor/razbor-slovosochetaniya/

http://www.calc.ru/Sintaksicheskiy-Razbor-Prostogo-Slovosochetaniya.html

[/spoiler]